В начале XVI века известный покровитель искусств купец и банкир Агостино Киджи, поклонник таланта Рафаэля, поручил мастеру проект новой капеллы – роскошной фамильной усыпальницей Киджи в Риме. В данном проекте Рафаэль выступал в роли архитектора, живописца и скульптора. Работы были начаты в 1513-1514 гг., но из-за смерти Рафаэля, а следом и заказчика, приостановлены. И только в 1656 году проект Агостино и Рафаэля увидел свет. Одним из главных его украшений стал купол часовни, с позолоченными кессонами и мозаиками, выполненными по рисункам Рафаэля Санти.
(*)
Завершает выставку в Балашихе серия гравюр с мозаик Рафаэля купола часовни Киджи. Гравюры выполнены в 1850 году Льюисом (Людвигом) Грюнером. На них представлена Вселенная в соответствии с теорией Птолемея и Аристотеля, Бог в окружении планет под покровительством Ангелов в состоянии ожидания знака свыше и неподвижные звёзды.
Купол капеллы Киджи.
Традиционная интерпретация купола – Сотворение Мира. Интерпретация Джона Ширмана – вселенная в соответствии с теорией Птолемея, в христианизированной неоплатонистской форме, популярная в эпоху Ренессанса. И тогда купол представляет собой изображение «Царства Души после смерти», где Бог-Отец, принимает душу (Агостино Киджи) в своём новом доме. Наличие знаков зодиака подтверждает эту интерпретацию, потому что знаки были символами течения времени в вечности, и они появлялись в античном похоронном искусстве вокруг изображения усопших.
Бог-Отец.
Созвездия.
Перевод с латыни (fiant lvminaria in firmamento oceli): да будут огни на тверди небесной.
Солнце.
Луна.
Меркурий.
Венера.
Сатурн.
Марс.
Юпитер.
Монохром литографий и гравюр на выставке «разбавляют» копии трёх фресок Рафаэля.
Фреска «Битва при Остии» (1514-1515) – сцена морского сражения между папскими и сарацинскими галерами, произошедшее в IX веке близ порта Остия в устье Тибра.
В 846 году сарацины напали на Остию, разграбили местный собор и увезли с собой множество пленных, набив ими трюмы своих кораблей.
Через три года они вновь вернулись за добычей, но на сей раз победа осталась за папскими воинами, и восседающий мраморной глыбе, как на троне, понтифик обращает благодарственный взор к небесам. На фреске изображён Лев X, а рядом узнаваемы кардиналы Джулио Медичи, Биббьена и другие высокопоставленные лица. (Апостольский дворец, Ватикан.)
Пожар в Борго.
Афинская школа, фрагмент.
В мультимедийном зале, после двух часового просмотра экспонатов выставки, посмотрела половину фильма «Рафаэль: Принц искусства в 3D», 2017 г., досмотрела уже дома.
(*) – из интернета, остальные – мои.