
[показать]
Индийская одежда — совокупность всех видов одежды, которые производят и носят в пределах Индии, которые являются неотъемлемой частью индийской культуры и мира.
Одежда в Индии меняется от региона к региону и зависит от этнических, географических и климатических особенностей региона, а также от культурных традиций населяющих её народов. Исторически мужская и женская одежды развились из простых лангот (индийские набедренные повязки для мужчин) и обычных набедренных повязок до хорошо продуманных костюмов, которые окутывают всё тело, используемых не только для повседневного ношения, но и по случаю праздников, а также для исполнения ритуалов и танцев. В городах почти все слои населения носят одежду западного образца. Индийская одежда имеет великое разнообразие цветов и материалов. Цветовой код зависит от религиозных и ритуальных обоснований. Например, у индусов ношение белой одежды — это признак траура, а у парсов и христиан одежду такого цвета обычно надевают на свадьбу.

Содержание
Женская одежда
-Традиционная одежда
Сари
Гагра-чоли (лехенга-чоли)
Шальвар-камиз
Чуридар-курта
Патту-павадай
Мундум-нерьятхум
Мекхела-чадор
|
Мужская одежда
-Традиционная одежда
Дхоти
Лунги
Шервани
-Головные уборы
Дастар
Пхета
Майсур-пета
Раджастхани-пагари
Ганди
|
http://www.bharatiya.ru/india/clothing.html


Дидаргандж Якши, одетая в дхоти.
Будда Шакьямуни в греко-буддистком стиле, первое-второе столетия до н. э., Гандхара (современный восточный Афганистан).


Женская одежда
В Индии женская одежда имеет множество видов и тесно связана с местной культурой, религией и климатом.
Традиционной одеждой для женщин Северной и Западной Индии являются сари или гагра-чоли (лехенга-чоли), в то время как женщины в Южной Индии носят сари, а девочки патту-павадай. Сари, сделанное из шёлка, считается наиболее изящным.
Традиционную одежду, как правило, носят в сельских районах Индии. Женская одежда сари — длинное полотно окрашенной ткани, которое драпируется в простые или причудливые кофточки. Маленькие девочки носят паваду. И сари, и павада очень часто имеют красивые узоры. Бинди — часть женского макияжа. Индо-западная одежда — это сплав западной и индийской субконтинентальной мод. Чуридар, дупатта, кхара-дупатта, гамуча, курта, мундум-нерьятхум и шервани среди прочих.
В Индии имеются чёткие различия между традиционной мужской и женской одеждой. Это особенно видно в сельских местностях, хотя в городах, из-за влияния западной моды, уже нет таких строгих отличий. Девочки до половозрелого возраста носят длинную юбку, называемую ланга (павада в Андхре) и короткую кофточку, именуемую чоли.

Традиционная одежда

Сари

Сари — это длинное полотно несшитой ткани, длина которой может быть 4-9 м, что позволяет окутывать всё тело в любом стиле. Существуют различные традиционные типы сари: самбалпури-сари (sambalpuri saree) из Восточной Индии, канчипурам из Южной Индии, пайтхани (paithani) из Западной Индии и банараси-сари (banarasi saris) из Северной Индии. Общим для всех сари стилем является обмотка вокруг талии, после чего одним концом покрывается плечо. Сари обычно носится поверх нижней юбки. Кофточка может быть с низким вырезом или быть форме блузки с бретельками.

Существует много сари с большим количеством украшений, такие как вышивка и зеркальца. Такие сари надевают по особому случаю.
Женщины, служащие в вооружённых силах Индии, носят униформу «сари», где рубашку с короткими рукавами заворачивают у талии. Девочки-подростки носят полусари, которое состоит из ланги, чоли и палантина, окутывающий подобно сари. Взрослые женщины обычно носят полное сари.
Сари известно под разными именами в разных регионах Индии. В Керале белое сари с золотой полоской известно как каванис (kavanis) и его носят только по особым случаям.

Простое белое сари носится повседневно и называется мунду (mundu). В Тамилнаде сари называют как пудавай (pudavai), а в Карнатаке — купсас (kupsas).


ВИДЫ ДРАПИРОВКИ САРИ
Ассамский стиль- Сари состоит из двух частей (мекхела - чхадор),
Бенгальский стиль- Сари, одетое в этом стиле не имеет складок, оно элегантно драпируется по всему телу.
Курги- Вариант интересен тем, что складки находятся сзади, а конец сари довольно маленький и накинут на плечо.
Гуджаратский стиль- Сари одевается как и в стиле "ниви", но конец сари находится впереди.
Мадрасский стиль- Девятиярдовое сари драпируется в виде шароваров. Традиционно такие сари одевают на религиозные и свадебные церемонии в южной Индии.
Махараштра- Жители штата Махараштра в южной Индии носят девятиярдовые сари.
Ниви- Наиболее популярный стиль
  

 

Гагра-чоли
(лехенга-чоли)
Полностью украшенное вышивкой розовое гагра-чоли.
Гагра-чоли или лехенга-чоли — традиционная одежда женщин Раджастхана и Гуджарата. Пенджабские женщины также носят их и даже используют в некоторых народных танцах. Этот костюм является сочетанием лехенги, облегающего чоли и одхани (odhani). Лехенга — это форма длинной юбки, которая имеет складки. Обычно лехенга украшена или имеет большие полосы внизу. Чоли — это кофточка, обычно скрытая, которая прилегает к телу и имеет короткие рукава и глубокое декольте.
Женщины носят разные стили гагра-чоли, начиная от простых хлопковых лехенга-чоли как повседневная одежда и заканчивая традиционной гагрой с зеркальными украшениями, которую обычно носят на празднике Наваратри для танца гарба или полностью украшенную лехенгу во время брачной церемонии, которую надевает невеста.
Популярными среди незамужних женщин, кроме сальвара-камиза, также являются гагра-чоли и ланга-одхани.

Шальвар-камиз
(Сальвар-камиз)
Шальвар-камиз — традиционная одежда женщин Пенджаба, Харьяны, Химачал-Прадеша и Кашмира, ставший наиболее популярным платьем для женщин. Сальвар-камиз состоит из широких брюк (сальвар), который сужен в районе лодыжек и туники (камиз). Его часто неверно называют «Пенджабский костюм» или просто «сальвар» на севере и «чуридар» на юге страны. Женщины в большинстве случаев носят вместе с сальвар-камизом дупатту (dupatta) или одани (odani) (вуаль), чтобы покрывать голову или плечи. Покрывание головы и плечей в Индии было введено мусульманами и происходит от Исламской эпохи и старо-персидской культуры. Такое явление обычно для Пакистана и Афганистана. Сальвар-камиз всегда носили с шарфом, который называется дупатта, покрывающий голову и грудь. Материал для дупатты обычно зависит от костюма и, как правило, это хлопок, жоржет, шёлк и шифон. Это платье носит почти каждая девочка-подросток вместо западной одежды. Сальвар-камиз наиболее привычен для северо-западной части Индии. Большинство актрис носят сальвар-камиз в болливудских фильмах.

Чуридар-курта

Простая чуридар-курта

Стиль "Анаркали" (Anarkali) чуридар-курты
Чуридар — это вариант сальвара, который свободен до колени и потом подогнан до икр. Сальвар — это мешковатая пижама со складками, которая сужается в районе лодыжек, тогда как в чуридаре от колен собираются складки и заворачиваются у лодыжек. Обычно, длинную курту, которая доходит до колен, носят с чуридаром.
 

Патту-павадай

Девочка, одетая в патту-павадай.
Патту-павадай (на тамильском) или ланга-давани (на языке каннада), или ланга-они (на языке телугу) — традиционное для Южной Индии платье, которое обычно носят маленькие девочки и девочки-подростки. Павада обычно сделана из шёлка и имеет коническую форму, чьи концы свисают до самых пальцев ног. Обычная павада имеет золотую линию в самом её конце на уровне ступней.
Девочки в Южной Индии часто носят патту-павадай или ланга-давани во время традиционных торжественных церемоний.

Мундум-нерьятхум

Картина, изображающая женщину, одетую в мундум-нерьятхум.
Мундум-нерьятхум — наиболее древнейшая форма сари, которая покрывает только нижнюю часть тела, в том числе грудь и живот. Это традиционное платье женщин из Кералы в Южной Индии. Основная традиционная часть — это мунду, или нижняя часть мундум-нерьятхума, который является древней формой сари, называемый «тхуни» (ткань) на языке малаялам, в то время как нерьятху — верхняя часть мунду.

Мекхела-чадор
Мекхела-чадор (ассам. মেখেলা চাদৰ) — традиционное платье ассамских женщин всех возрастов. Это платье состоит из трёх главных частей, которые драпируются вокруг всего тела.

Нижняя часть, обматываемая вокруг талии, называется мекхелой (ассам. মেখেলা). Мекхела имеет форму саронга — очень широкая цилиндрическая ткань, которая скручена в складки, которые подогнаны и подворочены вокруг талии. Складки находятся на правой стороне, как противовес стилю Ниви в сари, чьи складки на левой стороне. Ленты не используются для подвязывания мекхелы вокруг талии, хотя нижняя юбка имеет ленты для подвязки.
Верхняя часть платья называется чадор (или садор) (ассам. চাদৰ) — очень длинная ткань, один конец которой подворочен к верхней части мекхелы, а остальная часть покрывает верхнюю часть тела. Чадор имеет треугольные складки. Облегающая кофточка надевается поверх груди.
Третья часть платья называется риха, которая надевается на чадор. Риха — очень узкая. Это традиционное платье ассамских женщин хорошо известно за свои интересные узоры на теле и на краях. Женщины одевают их во время важных религиозных и церемониальных событиях брака. Риха одевается точно также как и чадор и используется как орни.

Мужская одежда



Традиционная одежда
Традиционной одеждой для мужчин в Индии считаются шервани, лунга, курта, дхоти или пижама.

ДХОТИ
Дхоти — это шестифутовое белое хлопковое полотно. Это традиционное одеяние, главным образом, носят мужчины в деревнях. Дхоти держится благодаря поясу, охватывающий талию, который может быть как с орнаментами и узорами, так и простым.
В Южной Индии мужчины носят длинный белый саронг, похожий на простыню из ткани, которая известна как мунду. В северных и центральных индийских языках, таких как: хинди, маратхи и ория, они называются дхотхи, в то время как на телугу имеет название как панча, а на тамильском зовутся вешти, на языке каннада — панче/лунги. Поверх дхоти мужчины носят рубашки.


ЛУНГИ

Лунги, известный также как саронг - традиционная мужская индийская одежда. Мунду - саронг белого цвета.
Его могут подворачивать к талии и длина сокращается до уровня колен или оставить свободным, где длина достигает лодыжек. Обычно мунду подворачивают, когда человек работает на поле или в цеху и оставляет открытым как знак уважения, находясь в местах поклонения или, когда человек находится рядом с сановником.

Лунги бывает двух видов: открытое и сшитое. Открытое - простая ткань хлопковая или шелковая, а сшитое лунги - два конца ткани сшиты вместе, в виде трубки. Иногда лунги носят не только мужчины, но и пожилые женщины в сельской местности.

Лунги наиболее популярен в Южной Индии, хотя также можно увидеть в этой одежде людей в таких странах, как Бангладеш, Бруней, Индонезия, Малайзия, Мьянма, Сомали из-за очень жаркого и влажного климата, который не даёт возможности с комфортом носить брюки, хотя их всё чаще используют для официальных нарядов.

ШЕРВАНИ

Шервани — это длинный пиджак, который застёгивается пуговицами. Его длина обычно доходит до колен, но иногда может достичь икр. Этот пиджак имеет воротник Неру , который несвёрнут, как обычный. Шервани носят с обтягивающими штанами или брюками, называемые «чуридар». Чуридар — это брюки, которые свободны в районе бёдер, но в районе лодыжек являются уже обтягивающими.
Шервани обычно надевают женихи на свадебную церемонию, при этом он обычно молочного, золотого цветов и цвета светлой слоновой кости, а также может иметь золотистую или серебристую вышивку. Иногда с шервани носят шарф.

Головные уборы

Традиционная мужские головные уборы Индии - это тюрбан или пагри, ганди. Головные уборы в Индии различаются в зависимости от идеологии, интересов, религии.
Дастар
Дастар (пагри) - традиционный тюрбан у сикхов. Дастар - это символ веры, чести, духовности. С помощью тюрбана, сикхи защищают свои длинные волосы, которые им не положено стричь. Дарстар бывает разных стилей, в зависимости от общины сикхов, например Ниханг и Намдхари.
Пхета

Пхета — это название тюрбана на языке маратхи, который носят в штате Махараштра. Его обычно одевают на традиционные церемонии или определённые случаи. В прошлом пхета был обязательным атрибутом одежды и со временем развился в разнообразные стили в разных регионах Индии. Основные его типы — это пунери-пагади (puneri-pagadi), колхапури (kolhapuri) и мавали-пхета (mawali pheta).
Майсур-пета

Бхарат Ратна Мокшагундам Вишвешварайа в традиционной майсур-пете.
Первоначально этот головной убор носили бродяги из Майсура во время официальных встреч в дурбаре (durbar), в церемониальных процессиях во время празднеств и при встрече иностранных сановников. Майсур-пета стал обозначать культурную традицию Майсура и района Кодагу. Майсурский университет сменил обычные квадратные академические шапочки, используемые на выпускной церемонии студентов, на традиционную пету.
Раджастхани-пагари

Тюрбаны в Раджастхане называются пагари. Они различны по стилю и цвету, и определяют касту, социальный класс и регион носителя. В жарких и сухих регионах тюрбаны широкие и просторные. Паггар традиционен для Мевара, а сафа для Марвара. Цвет для пагари имеет особое значение. В прошлом шафрановый цвет обозначал доблесть и галантность. Белый цвет означал траур. Обмен тюрбанами означал бессмертную дружбу.
Ганди
Ганди - головной убор из кхади белого цвета. Популярным его сделал Махатма Ганди во время Индийского национально-освободительного движения. Ганди носили в Гуджарате, Махараштре, Уттар-Прадеше, Западной Бегалии. Ганди стал символом политиков, однако в настоящее время его могут носить и без политического значения.

| | Gobo |
|
|
|