Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеВозвращаюсь к теме Уффици, напоминаю, что по историческим сведениям в музее хранится коллекция из 1630 автопортретов, но только 400 из них представлены в постоянной экспозиции. Причем, если верить источнику, в этой экспозиции только 10 работ, созданных после 1900 года. В иностранных блогах я нашел статьи об интересной выставке, которая прошла в Уффици с 15 декабря 2010 по 30 января 2011 года. Называлась она «Автопортрет: Художницы остроумные и очень изобретательные» (Autoritratte: Artiste di capriccioso e destrissimo ingegno), и экспонировалась в Зале Королевской почты (Sala delle Reali Poste). В названии выставки использована цитата Джорджо Вазари из его Книги биографий, где он упоминает только одну женщину – итальянского скульптора 16-го века Проперцию де Росси, и хвалит ее за изобретательность и техническое мастерство.
[показать]
Афиша выставки.
На выставке, по-моему, впервые за всю историю Уффици, было представлено такое количество только автопортретов женщин-художниц из музейной коллекции. Конечно, в экспозиции знаменитого Коридора Вазари всегда были представлены и автопортреты женщин (в каталоге выставки я насчитал их 21 штуку, что тоже немало). Понятное дело, что бОльшая часть этих картин – работы итальянских художниц. Но многие из портретов, показанных на выставке, всегда хранились в запасниках Уффици и никогда не вывешивались в экспозиции. Всего в исторической коллекции Уффицы восемьдесят женских автопортретов, датируемых периодом с XVI века до конца 1800-х годов. Отмечу, что это всего лишь 7% от всей коллекции автопортретов. На выставке картины были представлены в хронологическом порядке. Историки пишут, что автопортрет был одним из наиболее доступных тем для женщин-художников, к тому же очень уважаемым жанром во Флоренции. Поэтому многие женщины также были удостоены приглашения написать свой портрет для коллекции Медичи.
[показать]
Часть экспозиции выставки.
Куратор выставки Джованна Джусти, директор отдела искусства XIX-XX веков в Уффици, готовила экспозицию три года. Она обратилась ко многим современным женщинам-художникам с просьбой представить свой автопортрет на выставке на благотворительной основе. В результате двадцать женских автопортретов, выполненные не только в виде картин, но и фотографий, коллажей, гобеленов и скульптур, были подарены Уффици и после выставки остались в музее. Среди авторов - Ванесса Бикрофт, Линн Курран, Элиза Монтессори, Патти Смит, Тинка Стегович и др. Кроме того, на выставке были представлено около десяти портретов художниц, написанных другими живописцами, а также шесть картин неизвестных авторов. Кстати, одна из них, до недавнего времени считавшаяся работой неизвестного художника, после исследований оказалась автопортретом английской художницы Марии Косвей. Может поэтому, этот автопортрет и напечатан на афише выставки. Синьора Джусти надеется, что работы, представленные на выставке, когда-нибудь появятся и в Коридоре Вазари, а не будут просто «пылиться» в запасниках.
Ну, а теперь обратимся к собранной мною коллекции. Сегодня хочу вам представить те женские автопортреты, которые представлены в постоянной экспозиции Коридора Вазари. Жалко, что некоторые портреты я нашел только на официальном сайте Уффици. А там, в отличие от, например, сайта мадридского Прадо, представляющего репродукции картин в большом размере, не дают возможность лицезреть свою коллекцию в большом разрешении и без логотипа. Но таких картин в посте, к счастью, всего несколько. Начнем?
[показать]
Sofonisba Anguissola (Cremona, 1531 ‐ Palermo, 1626) Autoritratto. 1552 г. Galleria Uffizi, Sala 24
[показать]
Sofonisba Anguissola (Cremona, 1531 ‐ Palermo, 1626) Autoritratto, miniature. 1559 г.. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Софонисба Ангвиссола
Sofonisba Anguissola
1531, Кремона, Ломбардия - 16 ноября 1625, Палермо
Итальянская художница, первая известная художница эпохи Ренессанса. Родилась в аристократической семье из Генуи и была самой старшей из семи детей, шестеро из которых были девочки. Где и у кого Ангвиссола училась – неизвестно. Будучи уже известной у себя в городе, Софонисба в 1558 году побывала в Милане, где написала портрет герцога Альбы, который порекомендовал её испанскому королю Филиппу II. В следующем году (художнице было всего 27 лет) Софонисба покинула семью и зимой 1560 года прибыла в Мадрид ко двору короля. Признанием её таланта явилось то, что вскоре Ангвиссолу назначили придворной художницей и придворной дамой королевы Елизаветы Валуа, третьей жены короля Филиппа II, на которой он только что женился. В Испании художница провела почти 20 лет, создавая официальные придворные портреты членов королевской семьи. На обратном пути в Кремону, 47-летняя Софонисба познакомилась с капитаном судна Орацио Ломеллино, за которого вышла замуж в январе 1580 в Пизе. Они обосновались в Генуе. В большом доме, где жила семья мужа, художнице были созданы прекрасные условия для творчества, отдельные апартаменты и собственная мастерская. Многие художники приезжали к ней с визитом учиться и делиться мнениями о направлениях в развитии искусства. Удачная торговля мужа и щедрая пенсия от Филиппа II позволили ей свободно заниматься живописью и комфортно жить, являясь ведущим портретистом Генуи. В последние годы жизни Ангвиссола переехала в Палермо. В позднем творчестве художница писала не только портреты, но и полотна на религиозные темы, но, увы, многие её картины были впоследствии утрачены.
[показать]
Marietta Robusti detta La Tintoretta (Venezia, 1550/60 ‐ 1590) Autoritratto. 1580-85 гг. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Мариетта Робусти, известная как Тинторетта
Marietta Robusti detta La Tintoretta
1554, Венеция – 1590, Венеция
Итальянская художница, дочь художника Якопо Тинторетто. Специализировалась в основном на портретах. Брала уроки у отца, часто одевалась в мужской костюм, чтобы следовать за ним повсюду и посещать занятия в его школе. Чтобы дочь была все время рядом, Якопо выдал дочь замуж за соседа-ювелира Марко Аугусто. Мариетта не могла рассчитывать на успех своих картин на религиозные и исторические темы, как и другие женщины-художницы того времени, поэтому она работала прежде всего как портретистка. Кроме ее «Автопортрета», находящегося в Галерее Уффицы во Флоренции, искусствоведы не могут с уверенностью приписать ей авторство других ее картин. В Музее Прадо в Мадриде находятся три портрета, приписываемые ей, среди них еще один автопортрет. Единственная картина, подписанная Робусти своими инициалами – «Портрет двух мужчин», находящаяся в музее Дрездена. Ридолфи писал, что ее портрет антиквара и сборщика налогов Якопо Страды привлек внимание Императора Максимилиана II, который интересовался художницей и ее занятостью. Подобный
Художница умерла приблизительно в 1590 году в возрасте тридцати шести лет, о ее жизни и деятельности практически ничего неизвестно. Современники с признанием отзывались о ее таланте, отмечая, что король Испании Филип II высказывал интерес к работам Мариетты и приглашал ее к своему двору. Еще историки отмечают музыкальные способности Тинторетты. Но ее короткий творческий путь так и остался в тени гениального отца и братьев-художников.
[показать]
Lavinia Fontana (Bologna, 1552 ‐ Roma, 1614) Autoritratto in a Tondo. 1579 г. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Лавиния Фонтана
Lavinia Fontana
24 августа 1552, Болонья — 11 августа 1614, Рим
Итальянская художница – портретистка болонской школы, дочь художника Просперо Фонтана. Азам мастерства Лавинию обучал отец, который был успешным живописцем, работая в Риме и Флоренции. Начиная с 1580-х годов, Лавиния достигла большой известности, как автор портретов дам высшего общества Болоньи, ее картины были известны во всей Италии. В возрасте 25 лет Лавиния вышла замуж за художника Жана Паоло Цаппи. Когда к Лавинии Фонтане пришла известность, супруг, поборов свои профессиональные амбиции, стал управлять домашним хозяйством и помогать жене в творчестве. Фонтана была очень плодовитой художницей, несмотря на то, что являлась матерью одиннадцати детей, только трое из которых пережили свою мать. В 1603 году по приглашению Папы Климента VII посещает Рим, где пишет картину «Мученичество Святого Петра» для церкви Сан Паоло Фьори. В 1604 году Фонтана возвращается в Рим, чтобы стать официальной художницей-портретисткой при дворе нового римского Папы Павла V. В этом же году художница создает алтарный образ «Мученичество Святого Стефана» для церкви Сан-Паоло фуори ле Мура, работа в 1823 году погибла при пожаре. Лавиния Фонтана является первой женщиной, которая была избрана в римскую Академию. Кроме того, историки называют Лавинию первой женщиной в Западной Европе, которая сделала профессиональную карьеру как художник, наравне с коллегами-мужчинами.
[показать]
Arcangela Paladini (Pisa, 1599 ‐ Firenze, 1622) Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Арканджела Паладини
Arcangela Paladini
примерно 1599, Пиза – 1622, Флоренция
Итальянская художница, вокалистка и поэтесса. Она была дочерью флорентийского художника - портретиста Филиппо Паладини (Filippo Paladini, 1544-1616), у которого и брала первые уроки рисования. Позже девушка была ученицей живописца Алессандро Аллори (Alessandro Allori, 1535-1607). Таланты Паладини не ограничивались живописью, она хорошо пела, преуспела в музыке, писала стихи и вышивала. Есть сведения, что художница работала при дворе Маддалены Австрийской. Паладини умерла в возрасте чуть более 20 лет, в 1622 году. Ее автопортрет была помещен в галерею художников Флоренции в Уффици.
[показать]
Giovanna Fratellini Marmocchini Cortesi (Firenze, 1666 ‐ 1731) Autoritratto. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Джованна Фрателлини
Giovanna Fratellini
1666 - 18 апреля 1731
Итальянская художница эпохи барокко, активно работавшая во Флоренции и специализирующаяся, в основном, на миниатюрных портретах. Родилась в семье Джованни Мармоккини, в 18 лет вышла замуж за Джулиано Фрателлини. Служила при дворе великого герцога Тосканы Козимо III. Сначала была фрейлиной вдовствующей великой княгини Тосканы, Виттория делла Ровере. Княгиня, заметив талант девушки, отдала ее в ученицы монаха капуцина и посредственного художника Ипполито Галантини, служившего при дворе. Историки отмечают, что Джованна также брала уроки и пользовалась советами художников Ливио Мехуса, Пьетро Дандини, Доменико Темпести и Антона Доменико Габбиани. В результате девушка получила известность среди придворных и аристократических кругов Тосканы, благодаря своей способности быстро писать миниатюрные портреты на эмали, поскольку они пользовались большим спросом, как сувениры и подарки, которые можно перевозить и дарить в медальонах. Позже историки сравнивали Фрателлини с Розальбой Каррьерой, которая так же быстро писала свои пастельные портреты заказчиков, но такой славы и известности, как Розальба, Джованна так и не добилась. Среди ее учениц в зрелые годы была художница Виоланте Беатрис Сириес (Violante Beatrice Siries, 1709-1783).
[показать]
Rosalba Carriera (Venezia, 1675 ‐ 1757) Autoritratto con un ritratto di sorelle (Автопортрет с портретом сестры). 1715 г. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Розальба Каррьера
Rosalba Carriera
7 октября 1675, Кьоджа - 15 апреля 1757, Венеция
Итальянская художница и миниатюристка Венецианской школы, один из главных представителей стиля рококо в искусстве Италии и Франции. Историки пишут, что Розальба была дочерью кружевницы, училась у своей матери и начинала, как декоратор табакерок из слоновой кости, предназначавшихся для продажи туристам, отсюда ее интерес к портретной миниатюре. В возрасте 25 лет за свои работы художница была избрана в Академию Святого Луки в Риме. В 1716 году Каррьера познакомилась в Венеции с крупным финансистом и знаменитым коллекционером Пьером Кроза и по его совету в марте 1720 года вместе с семьей переехала в Париж, где ее пастели имели огромный успех. Историки пишут, что пастели Каррьеры стали своеобразным стимулом рождения искусства рококо. Во Франции художница прожила всего год, получив заказ на 36 портретов членов королевской семьи. В Париже она вела дневники и обширную переписку, познакомилась с Ватто, в том же 1720 году была избрана членом Французской Королевской Академии живописи. В 1721 году Каррьера вернулась в Венецию, в свой дом на Большом Канале. В 1730 году художница полгода работала в Вене, при дворе императора Карла VI. Кроме заказов императора, ценившего творчество итальянки, Розальба давала уроки рисования его дочери, будущей императрице Марии Терезии. К 1750-м годам художница практически потеряла зрение, две операции по удалению катаракты не помогли, и Каррьера до конца дней оставалась слепой. Умерла Розальба Каррьера в родном городе в возрасте 82 лет.
[показать]
Giulia Lama (Venezia, 1681 ‐ 1747) Autoritratto con palette. 1725 г. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Джулия Елизаветта Лама
Giulia Elisabetta Lama
1 октября 1681, Венеция – 7 октября 1747, Венеция
Итальянская художница, работала в Венеции, специализировалась в исторической и религиозной живописи. Родилась в семье венецианского художника Агостино Лама (Agostino Lama, умер 1714), училась живописи в мастерской Джованни Баттиста Пьяццета в Венеции. Находилась под влиянием своего учителя, композиции картин и фигуры работы Пьяццеты, но Лама делала акцент на домашний уют и на анатомические искажения фигур путем отображения светотени. Лама выполнила многочисленные алтари и картины на религиозные темы для церквей в Венеции и Северной Италии, некоторые из них датированы. Исследование работ художницы (например, ее 200 рисунков с эскизами) дает право историкам утверждать, что Лама была одной из первых женщин-художниц, которые писали мужские и женские ню с натуры.
[показать]
Violante Betrice Siries Cerrotti (Florence, 1709-1783) Autoritratto. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Виоланте Беатрис Сириес Черротти
Violante Beatrice Siries Cerrotti
1709–1783
Итальянская художница. Родилась во Флоренции, с 1726 года училась в Париже у Гиацинта Риго и Франсуа Буше. Вернувшись домой, художница вышла замуж за некоего флорентийца М. Черротти и продолжила заниматься творчеством, работая для двора семейства Конти. Историки пишут, что Сириес была талантлива в нескольких жанрах, но были признана, как портретист. После смерти в 1731 году художницы Джованны Фрателлини, Виоланте получила покровительство семьи Медичи во Флоренции, благодаря чему, получила несколько престижных заказов в Риме и Вене. Самой известной работой художницы стал семейный портрет отца Марии Терезии, императора Карла VI (1735), на котором были изображены четырнадцать человек. Историки указывают, что три автопортрета художницы хранятся в галерее Уффици. В последние годы жизни художница занималась преподавательской деятельностью.
[показать]
Anna Bacherini Piattoli (Florence, 1720-1788) Autoritratto huile sur toile. 1766 г. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Анна Бакерини Пиаттолли
Anna Bacherini Piattoli
1720-1788
Итальянская художница. Была ученицей художницы Виоланты Беатрисы Сириес (Violante Beatrice Siries, 1709-1783), продолжая традицию женского изобразительного творчества во Флоренции в XVIII веке. Муж художницы, портретист Гаэтано Пиаттолли (Gaetano Piattoli, 1700–1790), также являлся ее учителем. Сын Анны – Джузеппе (Giuseppe Piattoli ) тоже стал художником. Анна Пиаттолли писала, в основном, религиозные сюжеты и портреты. В свое время ее творчество считали несовершенным, тем не менее, автопортрет художницы в настоящее время висит в Коридоре Вазари галереи Уффици. Больше о жизни художницы практически ничего неизвестно, несколько ее картин можно найти в коллекциях флорентийских музеев.
[показать]
Maria Antonia di Sassonia (Monaco, 1724 ‐ Dresda, 1780) Autorretrato. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Мария Антония Саксонская
Maria Antonia di Sassonia
18 июля 1724, Мюнхен - 23 апреля 1780, Дрезден
Урожденная принцесса Баварская, благодаря браку с двоюродным братом стала курфюрстиной Саксонии. В отличие от других княгинь того времени, занималась не только государственными делами, но была композитором, художницей и поэтессой. Мария Антония была дочерью баварского курфюрста Карла Альбрехта (позже - император Карл VII) и австрийской эрцгерцогини Марии Амалии. Получила хорошее воспитание и образование, в том числе в области живописи, поэзии и музыки. 20 июня 1747 года в Дрездене принцесса вышла замуж за саксонского курпринца Фридриха Кристиана, который через десять недель после своей коронации 17 декабря 1763 умер от оспы. Поскольку старший сын, курфюрст Фридрих Август был ещё несовершеннолетним, Мария Антония вместе с деверем, Францем Ксавером, правила курфюршеством до 1768 года, находя время для живописи и искусства. Ею написаны несколько опер (премьеры состоялись в Германии в 1754 и 1760 годах), текст для оратория композитора Хассе (1750). Мария Антония Саксонская является единственной непрофессиональной художницей "царских кровей", чей автопортрет представлен в Галерее Уффици.
[показать]
Angelica Kauffmann (30 October 1741 – Roma, 1807) Autoritratto. 1787 г. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Ангелика (Анжелика) Кауфман
Maria Anna Angelika Katharina Kauffmann
30 октября 1741 - 5 ноября 1807
Швейцарская художница позднего рококо, одна из талантливейших и образованнейших женщин века Просвещения. Дочь художника, выросла в Австрии. С 12 лет работала как профессиональный живописец. С 1764 года жила в Италии – в Риме и Венеции. В 1762 стала членом флорентийской Академии художеств, с 1765 года - член Академии Святого Луки в Риме, с 1768 - Французской и Британской Королевской академии. В 1766 году по предложению английского посла уехала в Лондон, где прожила 15 лет. Была среди основателей Королевской Академии художеств, участвовала в росписи собора Святого Павла. В 1781 году вернулась в Рим, последняя выставка художницы состоялась в Риме в 1797 году.
[показать]
Chiara Spinelli di Belmonte (8 January 1744 - 18 February 1823) Autoritratto. 1783 г. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Кьяра Спинелли, принцесса ди Бельмонте
Chiara Spinelli Princess di Belmonte
8 января 1744 - 18 февраля 1823
Кьяра была дочерью Трояно Спинелли, герцога Лаурино. 28 августа 1762 года она вышла замуж за Антонио Равассиери Фикки Пинелли Пиньятелли (27 марта 1722 - 2 января 1794), принца Бельмонте, герцога Священной Римской империи, испанского гранда I класса (и еще 7 титулов!), который имел чин генерал-лейтенанта и был президентом Королевской академии наук и литературы. Видимо, Кьяра, ставшая второй женой Антонио, увлекалась живописью, а супруг поспособствовал, чтобы жена «вошла в историю».
[показать]
Elisabeth Louise Vicee Le Brun (Parigi, 1755 ‐ 1842) Self-portrait. 1790 г. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен
Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun
16 апреля 1755, Париж — 30 марта 1842, Париж
Французская художница. Первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жана Батиста Грёза, Жозефа Верне и Габриэля Франсуа Дуайена. В начале 1770-х годов Элизабет уже работала профессионально, историки описывают случай, когда её мастерская была формально закрыта властями за отсутствие у юной художницы патента. В 1776 году Элизабет Виже вышла замуж за художника и торговца живописью Жана Батиста Пьера Лебрена, взяв себе двойную фамилию. Связи мужа помогли популяризировать талантливую портретистку в среде французской знати, и даже получить заказ – писать портрет самой королевы Марии Антуанетты в Версале. Королева стала поклонницей творчества художницы и ее покровительницей. Она регулярно делала Элизабет заказы, а в 1783 году при содействии королевы Виже-Лебрён стала членом Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1780-х годах художница вместе с мужем много ездила по Европе. В этих поездках ею были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и других популярных личностей. Например, в Голландии Виже-Лебрен написала портрет будущего короля Виллема I, в России в 1795-1799 годах - портреты последнего польского короля Станислава Понятовского, великой княгини Анны Феодоровны, жены великого князя Константина Павловича, и других членов императорского семейства. В нескольких странах художница также была избрана в члены Академий художеств. Переждав в путешествиях Великую французскую революцию, художница по приглашению Наполеона вернулась во Францию и до 1814 года жила в своём поместье в Лувесьене. Когда поместье было занято прусской армией при наступлении союзников на Париж, художница вернулась в столицу. Наследие художницы составляет 660 портретов и около 200 пейзажей. Умерла Виже-Лебрен в Париже в возрасте 87 лет.
[показать]
Marianna Waldstein (Vienna, 1763 ‐ Fano, 1808) Autoritratto. 1803 г. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Честно говоря, все поисковики о Марианне Вальдштейн (Mariana Waldstein, 1763-1808), выдают информацию только в связи с ее портретом, написанном Франсиско Гойей в 1797-99 годах. Соответствие годов жизни автора этого автопортрета с моделью Гойи дает мне право предположить, что художница Марианна Вальдштейн – та самая девятая маркиза де Санта-Крус, уроженка Австрии, которая была одной из самых известных женщин конца восемнадцатого века в Испании. После ее брака с маркизом де Санта-Крус она стала приходиться тетей не менее известной герцогине Альба, которую Гойя неоднократно писал. Еще пишут, что Марианна была любовницей Люсьена Бонапарта. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Вальдштейн была непрофессиональной художницей, возможно, ее учил рисовать сам Гойя (?), но об этом в биографиях художника я тоже не нашел информации. А более о жизни Марианны мне не удалось ничего найти.
[показать]
Louisa Grace Bartolini (Bristol, 1818 ‐ Firenze, 1865) Autoritratto. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Луиза Грейс Бартолини
Louisa Grace Bartolini
1818 – 1865
Английская художница и поэтесса ирландского происхождения, для которой Италия стала вторым домом. Родилась в Бристоле, получила образование во Франции. Впервые приехала в Италию с кратким визитом в январе 1835 года, затем посетила страну в июне 1836 и в 1837 году. В 1840 году поселилась в городке Пистойя, где в 1860 году вышла замуж за инженера Франческо Бартолини. В литературном творчестве Бартолини оставила два тома переводов произведений Маколея и Лонгфелло, оригинальные стихи и прозу. Луиза сотрудничала в некоторых журналах, среди которых, например, «Женщина и семья» в Генуе. Интересно, что во всех биографических справках о Бартолине о ее художественных способностях написано одной фразой – «культивировала интерес к живописи и музыке, отдавала предпочтение итальянскому языку и искусству». Как пишут историки, «не столько за ее работу в качестве художника и литератора, которой она посвятила много усилий, сколько за то, что Бартолини прилежно продолжала традиции, направленные на достижение благородной цели объединения искусства, культуры и социального прогресса», ее автопортрет появился в коллекции известной Галереи Уффици.
Бартолини умерла в Италии в 1865 году.
[показать]
Rosa Bonheur, attr. (Bordeaux, 1822 – Thomery, 1899) Autoritratto. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Роза (Мари-Розалия) Бонер
Rosa (Marie Rosalie) Bonheur
16 марта 1822 - 25 мая 1899
Французская художница-анималистка, одна из немногих женщин-скульпторов. Википедия считает, что «по общему мнению, Бонер была самой известной женщиной - художницей девятнадцатого века». Бонер родилась в Бордо и была старшим ребенком в семье художника, пейзажиста и портретиста Раймонда Бонера, который стал её первым и единственным учителем. Младшие брат и сестра Розы - Огюст и Джульетта - тоже стали художниками - анималистами, а второй брат Исидор-Жюль - скульптором, который тоже создавал животных. В 1828 году семья переехала в Париж. По воспоминаниям, Роза была шаловливым и непослушным ребенком, она долго не хотела учиться читать и писать. Мать учила ее грамоте, используя азбуку с картинками животных, этим позже художница объясняла свою любовь к рисованию животных. Ее устроили ученицей швеи, и тоже неудачно, после чего отец решил ее учить живописи у себя в студии. Девочке в то время было всего двенадцать лет, и она была слишком молода для поступления в Школу изящных искусств. С четырнадцати лет Роза начала копировать картины в Лувре, она также изучала анатомию, посещая бойню в Париже и вскрывая животных в Национальном ветеринарном институте в Париже. Впервые Роза выставляет два своих полотна с изображениями животных в 1841 году в Бордо. Как художница Бонер стала известна после Парижского Салона 1848 года, ее работы также пользовалась успехом на Салоне 1853 года. Художница была популярна в Англии, ее картины были представлены в частных художественных галереях. В течение последних 40 лет своей жизни Роза Бонер работала в своей студии в Шато-де-By. Умерла художница в возрасте 77 лет в Томери во Франции и была похоронена в Париже на кладбище Пер-Лашез. Многие из ее картин, которые ранее не были показаны публично, были проданы на аукционе в Париже в 1900 году.
Любителям искусства знакомы портреты художницы, написанные в ее зрелые годы коллегами – художниками. Автопортрет, хранящийся в Уффицы, относится к раннему творчеству Бонер. Этот портрет, для меня лично, стал своеобразным открытием.
[показать]
Cecilia Beaux (Filadelfia, 1855 ‐ Gloucester, 1942) Autoritratto. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Сесилия Бо
Cecilia Beaux
1 мая 1855, Филадельфия - 7 сентября 1942, Глостер, Массачусетс
Американская художница-портретист, современница и почти ровесница знаменитой американской импрессионистки Мэри Кассатт. Отцом художницы был француз, матерью - американка. После смерти матери от родильной горячки Сесилия и её сестра воспитывались бабушкой и тетей по материнской линии. Отец, не выдержав горя от потери жены, вернулся во Францию, в течение следующих 16 лет, он только однажды приезжал в Филадельфию.
Брать уроки рисования она начала у родной тётки Эмили в 1871 году. Кроме того, девушка научилась играть на пианино, любила петь. В живописи Сесилия интересовалась историческими и религиозными темами (например, библейскими мотивами картин Бенджамина Уэста, которые и повлияли в стремлении Бо стать художницей). В 16 лет Сесилия целый год брала уроки у родственницы, художницы Катарины Анны Дринкер (Catharine Ann Drinker), затем два года училась у голландского художника Френсиса Адольфа ванн дер Вилена (Francis Adolf Van der Wielen). В 18 лет Бо по протекции Дринкер была назначена учителем рисования в Школе мисс Сэнфорд. Также она давала частные уроки и продолжала самообразовываться. В 1876 году Сесилия поступила в Пенсильванскую Академию, где в течение трех лет посещала классы костюмной и портретной живописи, которые вел директор Академии Кристиан Шуссель. После окончания Академии 24-летняя художница поступила на курсы по росписи фарфора в Национальное художественное училище. Её первая картина была выставлена в Филадельфии в 1885 году, удостоена премии за лучшую живопись и имела большой успех. Через два года эта работа была показана на Салоне в Париже.
В 1888 году Бо уезжает в Европу, где изучает старых мастеров в музеях Англии и Италии, а во Франции посещает парижские Академии Жюлиана и Коларосси. Педагогами художницы были Тони Робер-Флёри и Вильям Адольф Бугро. Летом 1888 года, во время летних каникул, Сесилия вместе с американскими художниками Александром Харрисоном и Чарльзом Ласером работала в рыбацкой деревне Конкарно. Там художница пыталась применить в своих пейзажах и портретах методы пленэрной живописи, используемые импрессионистами. Уже в 1889 году художница участвует в парижской Всемирной выставке, получает награду, но в этом же году возвращается в США. Бо живёт и работает в Нью-Йорке, занимается портретной живописью по заказам известных деятелей политики и культуры и содержит великосветский салон. В 1893 году художница получает Золотую медаль филадельфийского Арт-Клуба и приз нью-Йоркской Национальной Академии дизайна. В 1895 году Бо становится первой женщиной в США, которая назначается на постоянную должность преподавателя в Пенсильванской Академии изящных искусств, где она преподавала последующие двадцать лет. В 1896 году Бо побывала во Франции, представляя выставку своих картин на Салоне. Влиятельный французский критик Анри Рошфор написал тогда: «Я вынужден признать, не без некоторой досады, что ни одна из наших женщин-художников достаточно сильна, чтобы конкурировать с этой леди».
В 1900 году заказы на портреты из Вашингтона и Бостона, побудили художницу переехать в Нью-Йорк. В 1906 году она построила дом и студию в Глостере, штат Массачусетс, где и провела всю оставшуюся жизнь. В 1902 году Бо становится членом Национальной Академии дизайна и получает медаль от Художественного института Чикаго. Во время посещения Парижа в 1924 году художница во время прогулки сломала бедро, оставшись калекой до конца жизни. В этом же году Бо получила предложение написать свой автопортрет для коллекции Галереи Уффици во Флоренции. По состоянию здоровья Сесилия стала меньше заниматься живописью. В 1930 году художница опубликовала автобиографию, в этом же году она была избрана членом Национального института Искусств и литературы, в 1933 году стала членом Американской Ассоциации литературы и искусства, а в 1942 году – была награждена Золотой медалью этой Ассоциации. Сесилия Бо умерла в возрасте восьмидесяти семи лет. По завещанию всё ее наследство перешло к ее племяннику, гарвардскому врачу Кенту Дринкеру, которого Сесилия нарисовала еще мальчиком.
[показать]
Adele Steiner Autoritratto 1932 г. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Адель Стайнер
Adele Steiner
1887 - 1981
Польская художница и литератор.
[показать]
Elisabeth Chaplin (Fontainebleau, 1890 – Florence, 1982) Autoritratto con l’ombrello verde (Автопортрет с зеленым зонтом). 1908 г. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Элизабет Шаплен
Elisabeth Chaplin
1890, Фонтенбло – 1982, Флоренция
Французская художница, прожившая всю жизнь в Италии. Мать Элизабет была известной поэтессой и скульптором Маргаритой Бавье-Шофур, дядя - художник Шарль Шаплен. В 1900 году семья девочки переехала в Италию, из-за работы отца, сначала в Пьемонт, а затем на итальянскую Ривьеру. Именно там, в Лигурии, Элизабет увлеклась живописью и начала самостоятельно заниматься рисованием, пользуясь советами и рекомендациями художника Альберта Беснара. Когда семья Шаплен в 1904 году поселилась на вилле Росси во Флоренции, девушка смогла побывать в студии Франческо Джиоли и познакомиться с Джованни Фаттори. Посещение галереи Уффици сыграло решающую роль в ее решении стать профессиональной художницей и сосредоточиться для продолжения самообразования на копировании классики. Самые ранние картины Шаплен датируются 1906-1907 годами. К ним относится и «Автопортрет с зеленым зонтиком» (Autoritratto con ombrello verde), который позже появится в коллекции Галереи Уффици. В 1910 году «Семейный портрет» художницы на выставке Общества изящных искусств выиграл золотую медаль. В 1912 году Шаплен выставляет свои работы на выставке «Promotrice» во Флоренции, в 1913 – на выставке римского Сецессиона, в 1914 – на Венецианской Биеннале.
В 1916 году Элизабет вместе с родителями переехала в Рим, где жила до 1922 года. Художница вновь участвует в Венецианской Биеннале (1920) и дебютирует в Парижском салоне (1921). После посещения Парижа Элизабет посещает семинары духовного искусства, в 1930-х годах она работает над многочисленными фресками и росписями. До начала Второй мировой войны Шаплен живет в Париже, здесь в 1937 году она выиграла золотую медаль на Международной выставке, а в 1939 году получила орден Кавалера Почетного легиона. После войны она поселяется в небольшом городке Сан-Доменико а Фьезоле на вилле под названием «Il Treppiede». Умерла художница в 1982 году в возрасте 92 лет.
Напоследок мне остается назвать еще две картины из постоянной экспозиции Коридора Вазари, которые я не нашел нигде. Это «Портрет неизвестной», аттрибутированный, как картина флорентийского архитектора Николы Антонио Пиллори (Nicola Antonio Pillori, 1687 ‐ 1763) и считающийся портретом художницы Джованны Фрателлини (Giovanna Fratellini). И еще один «Портрет неизвестной», который висит в Коридоре Вазари, написан он неизвестным художником школы голландца Антониса Мора (Antonio Moro, 1517‐1576) и считается портретом Лавинии Фонтана (Lavinia Fontana).
Вот, пожалуй, на сегодня и всё!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Источники – Википедия и сайты
1 и
2.