• Авторизация


Слизнево Великобурлукский район 25-12-2009 15:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Моя деревня в Харьковской области и её жители \несколько страниц - листайте!\
Слизнево (укр. Слизневе, англ. Slyzneve), село, Чорненский сельский совет, Великобурлукский район, Харьковская область.
Село Слизнево находится возле урочища Мертелов, на расстоянии в 2 км расположены сёла Гогино, Нефедовка, Должанка. В селе находятся истоки безымянной реки которая через 5 км впадает в реку Плотва, на реке несколько запруд, вокруг села небольшой лесной массив (дуб, клен).
1699 - дата основания.
Координаты Координаты: 50°10′35″ с. ш. 37°25′30″ в. д. / 50.176389° с. ш. 37.425° в. д. (G) (Я)50.176389, 37.42550°10′35″ с. ш. 37°25′30″ в. д. / 50.176389° с. ш. 37.425° в. д. (G) (Я)
Площадь 0,313 км²
Телефон местного совета 76-3-25
[699x523]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (70): вперёд» последняя»
volhovm6 14-03-2010-09:24 удалить
Не очень активный, надо его расшевелить..
http://vburluk.pp.net.ua/forum/
volhovm6 14-03-2010-09:54 удалить
Люба, на ставке, через 25 лет..
[699x523]
volhovm6 14-03-2010-10:11 удалить
..дом Наташи Петуховой
[687x514]
volhovm6 14-03-2010-10:15 удалить
Ответ на комментарий volhovm6 # ..чужие давно живут, единственные во всей деревне
[687x514]
volhovm6 14-03-2010-10:22 удалить
..и Бабышкинский яр..., там мы в школу ходили..., по сугробам...
[699x523]
volhovm6 14-03-2010-10:27 удалить
...с обрыва, рыбное место
[699x523]
volhovm6 23-03-2010-08:43 удалить
Служил у меня водителем тягача
[показать]
volhovm6 23-03-2010-17:41 удалить
Краткая история района в годы Великой Отечественной войны

В конце мая - начале июня 1942 года война докатилась до Великобурлукского района. 10-14 июня 1942 года немецко-фашистское командование проводило операцию под названием "Вильгельм", в ходе которой немецким войскам была поставлена задача овладеть рубежом по левому берегу реки Великий Бурлук.

Во время кровопролитных боев в районе погибли многие советские бойцы, которые были похоронены на месте гибели.

15-16 июня 1942 года в районе сел Ольховатка и Зарубинка с немецко-фашистскими захватчиками вели бои воины 6-й отдельной танковой бригады под командованием майора Хопко С.А.

За два дня тяжелых боев наши танкисты, артиллеристы и пехотинцы уничтожили 120 танков противника, много другой техники и живой силы врага. В этих боях воины 6-й отдельной танковой бригады нанесли тяжелый урон немецкой танковой дивизии СС "Мертвая голова".

26 июня 1942 года немецко-фашистскими захватчиками было оккупировано село Катериновка. В боях по обороне села принимали участие воины 24-го кавалерийского полка.

В июне 1942 года село Средний Бурлук было одним из промежуточных рубежей обороны 9-й Гвардейской стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Белобородова, которая входила в состав 38-й армии Юго-западного фронта.

До конца июня 1942 года территория района была полностью оккупирована врагом.

Освобождение района началось в феврале 1943 года 405-м отдельным противотанковым полком и 555-м стрелковым полком, которые освободили села Григоровку и Катериновку. 3 февраля 1943 года был освобожден поселок Великий Бурлук, села Хатное, Шиповатое, а 4 февраля 1943 года - села Гогино, Слизнево, Волково.

В конце февраля 1943 года территория района была полностью освобождена от немецко-фашистских оккупантов.

В освобождении многих населенных пунктов, а именно, сел Рубленое, Комиссарово, Устиновка, Ольховатка, Приколотное, Гогино, Слизнево, Андреевка принимали участие бойцы-танкисты 3-й танковой армии под командованием генерал-лейтенанта П.С. Рыбалко.

Поселок Приколотное, села Гогино и Слизнево также освобождали бойцы 42-го стрелкового полка 180 стрелковой дивизии, которая входила в состав 69-й армии генерала В.Д. Крюченкина.

Поселок Великий Бурлук освободили бойцы 48-й Гвардейской и 180-й стрелковой дивизий.

В летопись Великой Отечественной войны вписаны имена 2096 воинов, которые отдали свою жизнь, защищая и освобождая Великобурлукскую землю. Память о них увековечена мемориалом в Великом Бурлуке, братскими могилами в селах района, экспозициями музеев и школьными музейными уголками.

В годы войны 11 тысяч жителей Великобурлукского района пошли на фронт. 5,5 тысяч из них не вернулись домой. Их могилы разбросаны от Волгограда до Берлина, а имена навечно занесены в книгу Памяти Украины.

За боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза:

* Антонов Александр Антонович, с. Средний Бурлук;
* Заболотный Иван Николаевич, с. Шиповатое;
* Калиберда Иван Афанасьевич, пгт. Великий Бурлук;
* Киселёв Иван Герасимович, с. Григоровка;
* Ольшанский Константин Федорович, пгт. Приколотное;
* Проценко Леонид Алексеевич, пгт. Великий Бурлук;
* Пятыхин Иван Гавриилович, с. Попасное;
* Тарасов Лука Федорович, с. Зарубинка;
* Холод Михаил Мефодиевич, с. Малый Бурлук;
* Чайка Федор Васильевич, пгт. Великий Бурлук.

Имена Константина Ольшанского, Леонида Проценко и Михаила Холода навечно занесены в списки личного состава частей, кораблей и военно-учебных заведений.
volhovm6 25-03-2010-12:44 удалить
[показать]
Слобода Большой Бурлук

Большой Бурлук – на реке Бурлуке, в 45 верстах от Волчанска и в 90 от Харькова.

Часть земель по реке Бурлуку и Бурлучку занята была старшинами Харьковского полка еще прежде 1680 г., а потом богатые и обширные степи по тем рекам перешли в поместье полковнику Константину Григорьевичу Донцу, и утверждены за сыновьями его царской граматой 1693 г. в награду: «за многие службы деда их Полковника Григория Донца и за службу и смерть отца их Константина Донца», убитого в сражении с Азовскими татарами.11
Так как Бурлук оказывается значительным местечком еще в 1675 г.12, то вероятно около того же времени построен здесь и первый храм в честь Архистратига Михаила. До 1730 г. видим Бурлуцкого Архангельского священника Иоанна Поповским старостою над церквами Бурлуцкого ведомства.13
В 1839 г. освящен в Бурлуке каменный великолепный храм во имя Преображения Господня, построенный помещиком Андреем Яковлевичем Захаржевским.
Книги храма: минеи служебные, 12 книг 1705 г., и служебник, 1744 года, изданные в Москве. Уцелевшие метрики храма начинаются с 1779 года, а исповедные росписи с 1803 года.
Церковной земли 60 десятин.
По переписи 1732 г. в Бурлуке 755 душ муж. Затем было: в 1750 г. 910 муж., 850 жен.; в 1770 г. 1115 муж., 1070 жен.; в 1790 г. 1174 муж., 1180 жен.; в 1810 г. 1268 муж., 1243 жен.; в 1830 г. 1683 муж., 1684 жен.; в 1850 г. 2100 муж., 2137 жен.
В Бурлуке на счет владельца имения издавна существует богадельня на 50 душ муж., 40 жен., а ныне еще существует больница в образцовом порядке. По переписи 1732 г. здесь школа.
В числе прихожан весьма замечательным лицом, и притом в христианском отношении, был создатель храма Андрей Яковлевич Захаржевский, достойнейший потомок набожного полковника Григория Ерофеевича Донца-Захаржевскаго.
В детстве лишась матери, А.Я. Донец-Захаржевский воспитывался в доме родственников: отец жил в Петербурге, где воспитывались старшие дети его Александр и Владимир. Еще в детстве он отличался особенной добротой, кротким и чувствительным сердцем. Слабый здоровьем, он не обнаруживал в себе блистательных дарований ума, не отличался и ловкостью в общении, так высоко ценимой в светском быту. При слабом здоровье, он не долго служил в военной службе, и оставил ее в чине ротмистра. Кроме нездоровья заставила его выйти в отставку преимущественно болезнь отца, который от паралича лишился употребления языка, рук и ног. Тяжело было чувствительному сердцу А.Я. Донец-Захаржевский оставлять в таком болезненном положении отца без ближайшего сыновьего надзора. Но сколько сын был нежен к больному отцу, столько отец не оказывал ласки сыну. Господь испытывал избранника своего. Отец не позволял сыну вступать в какие-либо распоряжения по имению, мало того, он заставлял его довольствоваться тем, что давал ему на содержание управлявший имениями отца. А этот управляющий, крестьянин отца, был человек жестокий, обнадеженный паном в надежде на получение вольности, он во зло употреблял доверие пана-отца и распоряжался чужим добром с дикой гордостью. Однако А.Я. Донец-Захаржевский не изменялся в своей нежной покорности отцу и в заботах о его покое. Такое терпение ангельское подействовало наконец и на отца, и в последствии своем открылось явлением почти чудесным. Раз А.Я. Донец-Захаржевский упрашивал отца, чтобы он позволил ему приступить к перестройке дома, приходившего в ветхость. Больный отец, не владевший до того времени руками, вдруг поднял руку и изобразил ею крест, в знак преподания родительского благословения намерениям доброго сына. С этого времени А.Я. Донец-Захаржевский освободился от тяжелой опеки жестокого управляющего. Отец стал нежно любить почтительного и доброго сына и умер на руках его в 1801 г.
По смерти отца оба старшие брата А.Я. Донец-Захаржевского оставили службу. Александр жил потом не долго, во Владимире А.Я. Донец-Захаржевский нашел себе искреннего друга; они усердно занялись делами по имениям, расстроенным при больном отце злоупотреблениями управляющего, и заботы их были осенены благословением Божиим.
Добраго А.Я. Донец-Захаржевского Господь благословил добродетельной супругой; но счастием супружеской жизни наслаждался он не более 11 лет. Потеря доброй супруги сильно подействовала на кроткую душу его, он стал более прежнего усерден к храму Божию, и суетность всего земного еще сильнее стала представляться душе. А смерть любимаго брата и друга Владимира, скончавшагося холостым в 1824 г. произвела еще более решительную перемену в душе его. С этого времени он еще более стал заниматься чтением духовных книг. В это время он решился построить храм Богу, и построил храм достойный Его имени. И с какими расположениями совершал он постройку его! Ни с кем из мастеровых он не делал торгов: я строю храм для Бога, говорил он, бери чего стоит труд свой, только делай дело по совести для того же Бога. Когда храм был окончен, многие и не раз спрашивали его: чего стоит храм? Он отвечал: с Господом не вел я счета, а желал только одного, чтобы приятна Ему была жертва моя.
Андрей Яковлевич веселился иногда и с другими. Особенно дни Рождества Христова, дни Пасхи Христовой, день своего Ангела (ноября 30) он проводил весело: званый и незваный были тогда его гостями. Но эти дни были для него не днями только светских веселостей. Напротив того в эти-то дни особенно он давал простор душе своей, находившей радость в радости ближняго. До какой степени простиралась благотворительность его в эти дни, показывает следующий случай. Один из небогатых его родственников получил в один из таких дней 40000 руб. ассигнациями. А сколько должников получили свои векселя от А.Я. Донец-Захаржевского, вполне веселого в праздник Божий! Особенной чертой его было, что он старался делать благодеяния тайно. Потому много благотворительных дел его оставались известными только Богу, для которого творил он их. Вот несколько случаев благотворительности его!
Случилось, что был у него большой съезд гостей. В разговорах гости сообщают ему новости о Волчанском казначее. Один из знакомых просил у него 7500 руб. ассигнациями на одну неделю, с непременным условием возврата денег, необходимых для крайней нужды его. Казначей был честным человек, жил с семьею только жалованием, и потому не мог дать ничего из своего. Увлеченный состраданием он дал просителю казенные деньги. Получивший деньги не только не возвратил их через неделю, но и уехал куда-то, а между тем приехал в Волчанск ревизор и несчастный казначей попал в острог. Гости изъявляли сожаление о казначее и семье его. Выслушав новость, Андрей Яковлевич секретно переговорил с братом, и Владимир попросил извинения у гостей, что хочет отправиться на охоту. Одевшись в платье охотника, он тотчас-же отправился в Волчанск, не въезжая в город, пошел пешком к жене казначея, подал ей пакет и скрылся. Жена, развернув бумагу, нашла в ней такую сумму, какую надлежало внесть в казначейство, а охотник уже успел возвратиться домой, и, застав еще гостей, сказал брату, что охота его была удачна, как нельзя более.
В другое время у А.Я. Донец-Захаржевского было так-же много гостей. После обеда гости занимались чем хотели, так любил он. И вдруг видят, что на двор въезжает экипаж с дамой и двумя детьми, никто из гостей не знал, кто эта дама? Она вошла в залу и искала глазами хозяина, которого тут не было. А.Я. Донец-Захаржевского отыскали, и когда он явился, то дама с детьми упала перед ним на колени: «Отец и благодетель наш! ты спас нас от смерти», говорила она со слезами радости. Но он с неудовольствием принял это: «зачем, сказал он, ты приехала?» и немедленно скрылся. Изумленные гости просили сказать им, что все это значит? Она отвечала, что муж её, майор, состоит на службе, сперва писал он и присылал пособия жене и детям, но три года, как не получают они от него никакой вести. Мать сперва продавала, что могла, чтобы содержать себя и детей, потом брала вещи на кредит. Наконец дошла до того, что продавать стало нечего, а в займы никто ничего не давал. В этой крайности предложили ей написать о своем положении А.Я. Донец-Захаржевскому. Она послала письмо по почте и с почты получила 2000 руб., но без письма, теперь же приехала с детьми благодарить своего благодетеля, до того времени ей неизвестного.
Одна из родственниц просила А.Я. Донец-Захаржевского чтобы он помог ей деньгами. Сомневаясь ли в справедливости нужды, или не желая казаться слишком готовым на услуги другим, он сказал ей: «вы просите, чтобы я дал вам деньги даром, даром нигде ничего не дают, знаю, что у вас есть бриллианты, если стеснены вы нуждою, продайте мне их». Родственница отдала бриллианты получила деньги. Бриллианты стоили 20000 руб. ассигнациями. По такой цене все полагали, что А.Я. Донец-Захаржевский приобрел их для любимой своей дочери, бывшей тогда еще девушкой. Но вышло иначе. Дочь родственницы, окончив воспитание в пансионе, возвратилась к матери, и по родственной связи явилась к А.Я. Донец-Захаржевскому засвидетельствовать почтение. И он подарил ей бриллианты, которые купил у матери.
Последний день жизни своей (это было 17 марта 1841 г.), А.Я. Донец-Захаржевский ознаменовал также благотворительностью: возвратил вексель в 1000 руб. ассигнациями небогатому помещику.
Из татарских нападений на Бурлук по Чугуевской переписке известно одно, бывшее в 1698 г.; тогда сильная орда взяла и разграбила Бурлук.14
Бедствия нового времени: а) саранча 1822 года, истребившая яровой хлеб; b) голод и падеж скота 1832 г.; с) холера, от которой в 1830 году умерло 30 человек, в 1847 году 40 человек, в 1848 г. из 4415 душ 161 человек; d) цинга 1849 года, которая из 4186 положила во гроб 74 жертвы.
Земли Бурлуцкия считаются самыми благодатными в краю. По ведомости генерального межевания, в сл. Большой Бурлук и Шиповатой со слободками Гнилицей и Николаевкой было 14500 десятин пашни, 29486 десятин сенокоса, 1634 десятин леса; а всего 45620 десятин.
volhovm6 25-03-2010-12:48 удалить
ТРЕТИЙ
ВОЛЧАНСКИЙ ОКРУГ.

Слобода Ольховатка.
(В 42 верстах от Волчанска, и в 50-ти от Купянска).

В царской грамате 1693 г. Ольховатая называется еще «новопостроенной деревней Яблоченскаго уезда, где жители – Иван Юшкин с товарищи».19 В 1707 г. Ольховатка была уже слободой, и жители её приписывались на службу в Изюмский полк.20
Первый храм в Ольховатке построен около 1700 года. По ведомости о деньгах на госпитали в 1730–1738 г., поданной священником Симеоном, видно, что древний храм Ольховатки был посвящен В. М. Георгию.
По устному преданию, первый Ольховатский храм сожжен татарами во время Утрени. Из числа бывших тогда в храме спасся, как говорят, один сын сотника, успевший выскочить в окно. В 1748 г. выдан был антиминст для Ольховатской церкви Святителем Иосафом. Теперь на возвышенном месте строится каменный храм на счет прихожан – казенных крестьян, и в надежде на пожертвования сторонния; величественный и обширный храм близок к окончанию.
Книги: а) Апостол, М. п. 1699 г.; б) Цветная триодь, М. п. 1692 г.; в) Устав, М. п. 1735 г.; и д) Служебник, М. п. 1747 г.
Церковной земли 99 десятин.
Кары правосудия Божия над прихожанами: а) саранча 1822 г. поела почти все яровые их хлеба; b) холера, бывшая в 1830 году, взяла 148 жертв, а в 1848 г. 172 жертвы. От цинги 1849 года милосердие Божие пощадило жителей Ольховатки.
При Ольховатском храме было прихожан: в 1730 г. 127 муж., 110 жен.; в 1750 г. 293 муж., 273 жен.; в 1770 г. 483 муж., 469 жен.; в 1790 г. 1240 муж., 1230 жен.; в 1800 г. 1912 муж., 2019 жен.; в 1810 г. 2428 муж., 2521 жен.; в 1830 г. 2848 муж., 2996 жен.; в 1850 г. 3647 муж., 3575 жен.
В 1803 году причислены к Ольховатской церкви хутора, расположенные около Ольховатки и состоящие дотоле в ведении разных церквей, почему тогда же введен новый причт. Самое же значительное умножение жителей в Ольховатской волости относилось к 1771 и 1775 г. Тогда явились здесь из Великой России разные беглецы, в том числе бывшие под судом за кражу и подобные поступки.
С того времени в Ольховатском приходе явились раскольники. Особенно этой печальной известностью пользуется хутор Грачев, расположенный в 12 верстах от Ольховатки. По делам Консистории, в 1795 г., Воронежский вице-губернатор Солнцев сообщил Консистории, что между Ольховатскими раскольниками завелись странные обыкновения. Последствия сего сообщения не известны. В октябре 1818 г. Харьковское губернское правление сообщило Консистории свое решение предать увещанию жителей хутора Грачева: наставника Федора Купина, Ивана Фендрикова и Анну Королеву. Консистория просила выслать к ней при депутате помянутых раскольников, и губернское правление три раза подписывало земскому суду выслать раскольников в Консисторию. Однако раскольники не высланы. Консистории осталось предписать благочинному сделать на месте увещание. Купин и Фендриков, не смотря на все увещания благочиннаго остались неприклонны и наконец объявили: пусть снимают с них головы, но они не пойдут в церковь.
В 1819 году происходило дело о Евдокии Рязанцовой, православной и дочери православнаго родителя, повенчанной, как говорила она, против ее желания в раскольничьей молельной с Иваном Поспеловым. Рязанцова жаловалась, что Поспеловы употребляют всякого рода насилия, принуждая ее к расколу. Консистория, по незаконности раскольничьего сочетания, признала Евдокию свободной от необходимости иметь сожитие с Поспеловым, представив губернскому правлению подвергнуть суду Поспеловых и венчавшего раскольника за насилия их против Рязанцовой. Причем предписано Ольховатскому священнику Петру подвергнуть Евдокию эпитимии за ее нечистую жизнь с раскольником.
В июле 1827 г. благочинный Федор Веселовский доносил, что Ольховатский житель, Гаврила Шемяков, окрестил в пруде, по раскольничьему обряду православнаго Григория Ерохина, дело осталось без последствий. В феврале 1830 г. преосвященным Виталием разрешено Ольховатскаго жителя, раскольника Ивана Орлова, присоединить к православию и затем повенчать с Екатериной Умутовой. Просьба о том была от брата Иванова Филимона Орлова. Однако Савелий Орлов, брат обоих, долго бывший в числе православных, в последствии принял на себя должность раскольничьего наставника, собирал народ для богослужения по раскольничьим обрядам в собственном доме, отправлял такие же моления в домах православных и увлекал простодушных в заблуждение, пока наконец, уличенный в преступлениях закона, не был предан уголовному суду, и состоя под судом, не принял единоверия в начале 1851 года.
Число неисповедавшихся по суеверию в Ольховатском приходе было следующее: в 1826 г. 620 человек; в 1830 г. 529 человек; в 1835 г. - 511; в 1840 г. - 623; в 1845 г. - 625; в 1849 г. - 698 человек.
Причт Ольховатской церкви с 1848 г. получает жалованье 1-го класса.
volhovm6 25-03-2010-12:51 удалить
http://volchansk.pp.net.ua/_pu/4/s95560223.jpg
Далее, на 27-й вер. от ст. Гусенки железный путь приходит к станции Бурлуку, названной по имени лежащей в 2 с небольшим верстах отсюда, при р. Большой Бурлук, сл. Великого Бурлука, насчитывающей у себя жителей более 4 тысяч; в слободе волостн. пр., больница, лавки и 6 ярмарок. В эпоху освобождения крестьян Бурлук со многими соседними селениями принадлежал самой крупной землевладелице Волчанского уезда елиз. Андр. Задонской, владевшей здесь 14 тыс. дес. земли. Верстах в 5 к с.-з. от станции находится хут. Средний, в котором действует винокуренный завод Задонского , изготавливающий спирта и водки на 16 тыс. руб. Вер в 6 к с. от В. Бурлука находится слоб. Николаевка, имеющая более 1.000 жит., вол. пр., лавки, базары и 6 ярмарок и в эпоху освобождения крестьян принадлежавшая Екат. Мих. Любарской, владевшей здесь 6.000 дес. земли. Имеющая до 1.700 ж. В 14 вер. к с.-в. от станции расположена сл. Хотняя, возникшая около 1680 г. и имеющая до 1.700 ж. Во время освобождения крестьян она принадлежала Алекс. Григ. Ширцову, владевшему здесь 11 тыс. дес. Верстах в 7 от последней слободы к северо-востоку находится волостная слобода Козинка с населением около 2.700 человек, волостн. пр., лавками и 3 ярмарками. Наконец верстах в 7 от сл. Хотней на северо-запад лежит другая волостная слобода Ольховатка (Водяной); селение возникло в конце XVII столетия, а в 1707 году оно было уже слободой, и жители ее приписывались к Изюмскому полку. Около 1775 г. в Ольховатку переселилось большое число раскольников, составлявших тогда главную массу населения. В настоящее время в слободе около 4 тыс. жит., волостн. пр., лавки, базары и 9 ярмарок. Вер. в 8 к ю.-з. от В. Бурлука находится сл. Никольская, имеющая до 1.000 жит. И в эпоху освобождения крестьян принадлежавшая Ал. Гр. Шретеру, который владел здесь 3.600 дес.


Комментарии (70): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Слизнево Великобурлукский район | volhovm6 - Вехи и моменты Ерохин Александр Федорович | Лента друзей volhovm6 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»