Шиворот-навыворот. Почему мы так говорим?
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
Почему желают "Ни пуха ни пера!" и почему отвечают "К черту!"
Выражение возникло в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно «сглазить». Перо в языке охотников означает «птица», «пух» — звери. В ответ, чтобы тоже не «сглазить», звучало теперь уже традиционное: «(Пошёл) К чёрту!». В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, дословный «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!». На что добытчик обычно отвечал в таком же духе: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты. Вот такое пожелание удачи в своеобразной форме. Бояться сглазить люди не перестали и до сей поры. «Ни пуха ни пера» говорят школьнику или студенту перед экзаменом.
Опубликовано на http://ruslife.org.ua
Откуда пошло выражение "Дать дуба"?
Выражение «дуба дать» возникло благодаря обычаю, который возник на Руси после насильственной и кровавой иудео-христианизации Руси Владимиром Малхом. Примерно с XII века умерших стали хоронить не в деревянных срубах, а в долбленых дубовых колодах. Отсюда и пошло понятие задубеть - "остыть, потерять чувствительность к жизни", или быть погребенным в дубовой колоде.
Знаменательно, что дубовые колоды были больше похожи на ступы, а потому получили соответствующее название. Возможно поэтому, за шесть веков существования колод-ступ за одной из героев народных сказок - Бабой Ягой укоренилась слава, что передвигается она в гробовой колоде - ступе. И только после того, как Петр I издал указ, объявивший наказание в виде смертной казни за рубку в дубовых рощах, стали сколачивать гробы уже из обычных досок. При этом, выражение "Дать дуба" осталось в народной традиции неизменным.
"Час придёт и вот он сляжет. И помрёт. Ну что ж! Устал. И, наверно, кто то скажет: Дед Данила дуба дал." (А. Твардовский.)
Кого называют «кисейной барышней»?
Это выражение появилось во второй половине XIX века. Изначально оно являлось едко-иронической характеристикой девушек.
Впервые данный фразеологизм появился в литературе в повести Николая Помяловского «Мещанское счастье» (1860), героиня которой носила кисейное платье (кисея — тонкая дорогая ткань).
Теперь «кисейной барышней» пренебрежительно называют изнеженного, не приспособленного к жизни человека.
Опубликовано на http://ruslife.org.ua