• Авторизация


“ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ” – НЕ ТРАМВАЙ” 08-04-2010 00:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 ...Это было, может быть, его последнее лето. Или предпоследнее. Я не помню его ни до, ни после, но в те каникулы, когда мне разрешили ездить одной на трамвае, мы были с ним неразлучны. Я садилась на Греческой и ехала до Куликова поля (конечная). На Куликовом мне надо было пересаживаться на 18-й, а именно в то лето на Большой Фонтан ходили изящные, похожие на игрушечные, немецкие вагоны, - которых я тоже не помню ни до, ни после.

Так вот, 23-й с Греческой площади выезжал на Греческую улицу, пробегал Строгановский мост, поворачивал на Канатную, - а там прямая дорога до Куликова поля. В обратном направлении (здесь воспользуюсь данными справочника “Вся Одесса”), он с Греческой площади, опять же по Греческой улице, выезжал на Преображенскую, затем на Садовую, Конную, Коблевскую, Ольгиевскую. Ходил 23-й, таким образом, не просто через центр, а через “весь город”, был на его пути и Новый базар, что очень ценили домашние хозяйки. Почему же тогда “двадцать третий – не трамвай”?

Дрожащий и дребезжащий, он еще носился по городу, но ветер перемен врывался в его открытые окна, он был обречен. Безжалостно-остроумный одесский народ заранее приговорил его, сочинив дразнилку: “СКА” (Одесса) - не команда, /Двадцать третий - не трамвай”. Другой вариант звучал так: “Черноморец” - не команда, /Двадцать  третий не трамвай”. Такой вот прощальный привет от “благодарных пассажиров”.

Да, он был узкоколейным, а вагоны - еще довоенного выпуска. По Одессе колесили уже новые трамваи – одновагонные (именно так рисовали, чаще всего, в детских книжках, “трамвай вообще”) и двухвагонные.

“Двадцать третий” был досадным «пережитком прошлого». Это сейчас он, если бы появился вдруг в городе, воспринимался бы как драгоценный привет из того же Прошлого. А тогда...

Но 23-й маршрут не исчез бесследно. Это любопытное, в смысле пересечения пространства и времен, место – Греческая, угол Пушкинской. Там стоит старая толстая афишная тумба, там из прошлого в никуда долго вели рельсы, по которым ходил 23-й - маленький отрезок. Зачем они были оставлены – на случай появления трамвая-призрака? Не дождались и в 2006 году рельсы сняли… А этот длинный след от 23-го остался на Коблевской – между Ольгиевской и Конной. След ведет к Новому базару.

[700x525]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Пост ностальгический, с грустинкой.А слог интересен, в духе Паустовского "Повесть о жизни".Успехов!
NeMarina 08-04-2010-00:54 удалить
Спасибо на добром слове!
Loving_Fall 08-04-2010-21:48 удалить
Хи) Никогда не задумывалась, откуда там эти следы. Спасибо - просветили)
Жалко трамвай! Интересно было бы на нём прокатиться.
NeMarina 11-04-2010-23:13 удалить
Taty_Amici, Летом по Одессе колесит экскурсионный дореволюционный открытый (вместо окон - ажурные решетки) трамвай! А на мемориале 411-й батареи, оборонявшей Одессу, стоит довоенный трамвай, ходивший по маршруту времен обороны "Застава - Фронт".
Late_Autumn_Msc 12-04-2010-14:37 удалить
такое очарование скользит во всем описании, так трогательно. иногда очевидные вещи, воспринимаются совершенно иначе. спасибо, очень хороший пост)..
NeMarina 12-04-2010-15:11 удалить
Late_Autumn_Msc, Вам спасибо. Это из серии мои ностальгических заметок. Буду еще вытаскивать.
Late_Autumn_Msc 12-04-2010-20:06 удалить
Ответ на комментарий NeMarina # будем ждать)))...
Да, жизнь была когда-то такой: [699x466]
Удивительно... я тоже свои ностальгические заметки о Киеве начала с киевских трамваев. У нас 23-й тоже был один из самых длинных... Шел из самого центра на самую окраину...
NeMarina 03-05-2010-22:41 удалить
Я обязательно прочту о киевских трамваях. Очень нежно отношусь к Киеву после "Городских прогулок" Виктора Некрасова. Когда бываю, всегда навещаю его адреса...


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник “ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ” – НЕ ТРАМВАЙ” | NeMarina - Дневник NeMarina | Лента друзей NeMarina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»