Калядки. (жизнь, как она есть.........)
Действие происходит в наши дни в украинском селе на берегу большой реки – возможно, Днепра. Село остается таковым лишь формально, оно уже практически слилось с крупным индустриальным городом. Много домов обеспеченных граждан, но есть еще и селянские хатынки.
Действующие лица
1. Эмма Израилевна Каценелейнбойген, женщина ярко-семитской наружности, учительница математики на пенсии, воспитывает внучку Сарочку. Говорит с чуть заметным грассированием.
2. Сарочка, внучка Эммы Израилевны, воспитанная девачка 11 лет, учица в еврейской школе «Джойнт» имени Пейсаховича. Ощутимо кагтавит, внешне похожа на бабушку.
3. Алексей Леонидович Поляченко, крупный мужчина 45-ти лет, владелец фазенды, солидный менеджер вышесреднего звена. Когда-то учился в классе у Эммы
Израилевны, сохраняет с ней уважительные отношения, здороваица, интересуеца здоровьем, поздравляет с 8-м мартом и Днем Учителя.
4. Глория Поляченко, его жена.
5. Яна, сасецкая девачка 11 лет полуцыганского происхаждения. Ейный папа N лет назад скомуниздил у Поляченко лодку, после чего вся ихняя семья папала в апалу. 6. Сабака Ганс Поляченко, породистый N-летний волкодав из элитных дворняг, жывет в клетке во дворе у Поляченок с момента пропажи лодки.
Действие первое.
[показать]
На кухне у Эммы Израилевны. Утро. Сама она что-то готовит, шыпит скаваротка. Видны разные придметы, абнаруживающие принадлежность семьи к еврейскому народу. На окне стоит искуственная йолочка, за окном снег.
Э.И.: - Сара, уже седьмое января, через три дня в школу. Что вам задала Дина Исаковна прочитать на каникулах?
Сарочка задумчивым взглядом окидывает кухонные полки.
Сарочка: - Бабушка, а где пшено?
Э.И.: - Зачем тебе? Ты ж его не кушаешь?
Сарочка: - Ну Рождество же ж.. Колядовать пойду!
Эмма Израилевна роняет что-то металическое на плиту. В смятении абарачиваицца.
Э.И.: - Но как же ж? Как же ж так же ж? Сарочка, ну как же ты пойдешь? Это ж… Ты ж это ж… Ну, так нельзя же ж… (находит нужные слова) - А что скажут в школе? Сарочка: - А что тут такова? У нас весь класс колядовать пойдет.
Э.И. еще более изумляется, открывает рот, закрывает рот. Сглатывает слюну. Наконец, находит АРГУМЕНТ.
Э.И.(патытично): - А что скажет Дина Исаковна?!!!
Сарочка (цынично, насколько может быть таковой девочка 11 лет): - А мы к ней пегвой и пойдем колядовать!
Э.И. еще шыре, чем в прошлый раз, открывает рот. Состояние описывается как полное Афигение.
Сарочка: – А, вот оно! – достает с полки банку с крупой и пересыпает в вынутый из кармана пакетик. Э.И. молча смотрит выпученными глозами на это процесс.
Что поможет ведению ваших дел максимально оптимально? To buy business in Ukraine и многое другое. Интересно?
Находит в себе внутренние силы и спрашывает:
Э.И.: - Это зачем?
С.: - Ну, это… сеять.. Нет… пасевать, вот! И свагьи мне кашу! Это так надо – нести с собой кашу!
Э.И. (все еще в столбняке): - Сарочка, какую кашу? Какое посевать?
С.: - Ну так надо! Ты не газбигаешься! Свагьи – да и всё!
Сарочка выходит с кухни. Эмма Израилевна так и остается стоять в позе, выражающей полный гоголь-моголь в сознании – челюсть в нижнем положении, глаза
большые-пребольшые.
Действие фторое.
Дом Поляченок. Видны: кухня- там хлопочет Глория, комната и передняя. Возле входной двери висит домофон. В комнате – нарядная трехметровая елка. Со двора
слышен дежурный лай Ганса. Явно вчера было застолье. Алексей Поляченко с кем-то разговаривает по телефону.
А.П. (в телефон): - Да, спасибо! И вас с Рождеством! Здоровья, щастья!…Да нет, праздник семейный, дома сидим… Да-да, ходили, святили… Постились…Сейчас
разговляться будем…Да, щасливо..
Лай сабаки из нейтрального становится недружелюбным. Раздаёца звонок в калитку. А.П. подходит к домофону, нажымает кнопку.
А.П.: - Кто там?
Из домофона детский голос: - Это Яна!
Лицо А.П. кривиться от неприятных эмоций. Он открывает рот для интеллигентного посыла на…
Из домофона другой детский голос: - И Сарочка! Колядовать!
Лицо Алексея меняется. Видны раздумья – как послать Яну, не обидив Сару.
А.П.: - Сейчас! – отпускает кнопку домофона. Задумчиво идет к вешалке.
Глория (кричит с кухни): -Кто пришел-то?
А.П.: Да Яна эта! Толикова дочка…
Г.(не расслышав): -Чья дочка?
А.П.: -Ну Толика соседа, шо лодку спи...дил…
Г.: -Так посылай!
А.П.: - Да с ней Сара Эммызраилевна, её-то как пошлешь?
Г.: - Ну так открывай!
А.П.: - Щас!
Одевает куртку с капюшоном, открывает дверь, в коридор врывается морозный воздух, А.П. выходит.
Через некоторое время дверь открывается, влетают снежынки, на пороге возникают Сара и Яна, сзади идет А.П.
У девочек на плечах туго набитые школьные рюкзаки, в руках – котомки и пакеты. Яна осматривается настороженно, Сарочка – с любопытством. Входят, снимают
поклажу хорошо отработанными движениями – как бывалые туристы. Вдруг у Яны разлазится рюкзак по нижнему шву, на пол падают две коробки конфет, металлические деньги, смятые купюры, яблоки, апельсины, мандарины, конфеты в обёртках- всё с характерными звуками…
Яна (грубо): - Блин! - (тоненьким девичьим голоском) - То есть - Ой!
Сарочка: - Мы щас соберем!
Яна смотрит на порванный рюкзак, сокрушенно вертит его в руках. Поднимает глаза на Поляченко.
Яна: - А у Вас пакета такого… побольше… не найдется?
А.П.: - Конечно, сейчас…
А.П. роется в тумбочке, стоящей у входной двери. Находит огромный пакет с рекламой супермаркета, подает Яне с плохо скрываемой гадливостью.
А.П.: - Вот!
Яна: - Ой, спасибо! Щас мы все соберем!
Девочки, наклоняясь, запихивают рассыпанное в пакет.
С. (распрямляясь): - Фуу-ух!
Сарочка берет в руки один из принесенных пакетов.
Сарочка (сама себе): -Тю, перевернулось…. – Одной рукой держит пакет, второй явно сгребает что-то рассыпанное и складывает внутри пакета же в тарелку типа
миска, которая угадывается по очертаниям.
Сарочка: - Вот! Это вот Вам! – протягивает Алексею вынутую из пакета тарелку с горкой каши.
Отдав тарелку, Сара снимает шубку, запускает руку в другой пакет, достает пригоршню зерна и посыпает на А.П. и вокруг.
С. начинает петь: - Сеем-сеем, пасеваем… Запинается, вопросительно смотрит на Яну.
Яна встает с колен, одновременно снимая теплую куртку и бросая ее на стоящий возле входа стул.
Яна: - Щас! – берет одну из своих котомок: - И у меня вот есть! Нате вам! – протягивает Алексею вторую тарелку со съестным неопрятного вида. А.П. растерянно смотрит на девочек, имея в руках две тарелки. Потом невзначай ставит их на подоконник.
Девочки переглядываются и запевают (вместе, не совсем синхронно):
- Мир і щастя в Вашій хаті,
Щоб були усі багаті,
Щоб колядочка лунала,
І кутя щоб смакувала,
ПампушкИ були румяні,
Ну і ви не дуже п’яні!
После слова “п’яні” А.П. машинально смотрится в висящее в коридоре зеркало, поправляет волосы, чешет нос.
Девочки проходят в комнату, идут вокруг елки, разбрасывают зернышки вокруг себя. Останавливаются, смотрят на А.П.
А.П.: -Спасибо-спасибо!
Девочки хором: - Колядую, колядую, бо горилку….. Сарочка запинается, дальше поет только Яна.
Яна: - …носом чую, а закуску оком бачу….. Тоже запинается, пауза, потом с улыбкой, голосом, каким цыганки говорят «Позолоти ручку!»: -… наливайте, бо заплачу! На лице А.П. отображается мыслительный процесс. Девочки и «наливать» образуют у него в голове модный ныне когнитивный диссонанс. До него доходит, что нужно что-то дать детишкам, он идет на кухню.
А.П., обращаясь к Глории: - Что им подарить-то?
Г. ( не отвлекаясь от готовки): - Ну конфеты… они там… - машет рукой неопределённо в сторону комнаты.
А.П. делает шаг к двери, но на пороге кухни появляются девочки.
Девочки вместе: - Щастя, радості, краси! Бочку меду Вам в труси…. Сарочка краснеет и умолкает, Яна уверенно продолжает петь.
Яна поёт: -щоб не злиплись яйця голі, молодичок Вам доволі, а щоб сало було в хаті, кабани хай волохаті запетрушать свиноматок, от тоді буде достаток...
Яна улыбаица, довольная собой. Сарочка смущена, отводит глаза в сторону.
Глория, до которой дошел смысл произведения, ошарашенно поворачивается лицом к гостям. В руках у нее блестящие приспособления для помешивания пищи. А.П.
бочком проходит в комнату, девочки поворачиваются и следуют за ним. Он открывает сервант, достает две ярких плоских коробки, с несколько натянутой улыбкой
протягивает конфеты девочкам. Они берут коробки, кланяются и продолжают представление.
Девочки, нестройным хором: - Коляд, коляд, коляда, Дід на бабу погляда, А баба не дивиться
Та на діда кривиться!
Пауза. Все молчат.
Девочки вздыхают и хором поют: - От тобі, дядьку, така колядка, а мені ковбаска ще й пиріг….
Девочки недоуменно умолкают. А.П. слегка растерян. Ему в голову приходит спасительная мысль, лицо просветляется, он делает несколько шагов к висящему на
стуле пиджаку, достает из внутреннего кармана портмоне. Лица девочек становяца лучезарными.
А.П.: - Спасибо-спасибо! – протягивает девочкам веером две купюры разного достоинства. Яна протягивает руку к одной, передумывает, тянется к другой.
Сарочка (шыпит на Яну): -Это непгьилично! Потом! – решытельно забирает обе и суёт ф карман. Яна бросает на неё нидобрый взгляд. Сарочка магнетическим
взглядом гипнотизирует А.П. и запевает, Яна присоединяица.
Девочки вместе, поют: - Коляд, коляд, колядниця, Добра з медом паляниця, А без меду не така, Дайте, діду, п'ятака, А ти, бабо, гривню, Бо всю воду вип'ю….
Девочки вопросительно смотрят на Поляченко. Он в замешательстве - думает, что ответить. Ничего не придумывается. Подходит к столу, берет из вазы два яблока, протягивает девочкам.
Целеустремлённой походкой с кухни входит Глория. Подходит к креслу, берет лежащую там дамскую сумочку, роется, вынимает несколько мятых (явно мелких) купюр, протягивает Яне, та запихивает яблоко непонятно куда и берет денюшку.
Г.: - Вот, спасибо Вам большое, но извините, нам пора собираться… мы тут в гости… В общем, нам пора…
Девочки понимающе переглядываются и медленно перемещаются к входной двери, на ходу поют - несколько заунывно и, как всегда, немного невпопад.
Девочки: - Коляд, коляд, колядниця, Добра з медом паляниця, Одчиняйте скриньку Та давайте сливку, Одчиняйте сундучок та давайте п'ятачок…
А.П. пытается снова открыть портмоне, Г. жестом его останавливает, достает из сумочки щепотку мелочи, отдает Яне. Яна, не глядя, сует монеты куда-то за
спину. Девочки начинают одеваться.
А.П. (тихо, чтоб слышала только жена): - А это куда девать? – кивает на подоконник с двумя тарелками.
Г. (тоже тихо): - Ну, не знаю… Потом разберемся. Может, Гансу?…
Девочки (уже одетые, с барахлом в руках, стоя спиной к двери) поют: - Колядую-дую, і Ковбаску чую, А ще мало, Дайте сало, Сало велике, Тягну за лико, Лико
порвалось, Сало осталось….
Г. (решытельно): - Проводи девочек!
На лицах детей появляется удовлетворение – как от хорошо выполненной работы. А.П. и девочки выходят на улицу, Глория в передней нервно треплет сумочку в руках.
Действие третье
Двор фазенды Поляченок. Возле калитки. Недобро, взахлеб лает Ганс – как на чужых. А.П. открывает засов, отстраняется, пропуская девочек.
А.П. (радуясь, что цырк закончился): - Спасибо!
Сарочка (вдруг застывает и как-то грубо, Яниным как-бы голосом): -От блин!
Спохватывается, своим обычным голосочком, поворачиваясь к А.П.: - Ой, я ж мацу забыла!
Яна (резко толкает ее локтем, тихо цедит): - Кутю, дура!
Сарочка: - Ой, да, я кутю забыла!
Яна: - И я!
А.П.(чуть испуганно, опасаясь второй серии): - Щас-щас, я вынесу! – торопливой трусцой удаляется.
Яна: -Ну шо, щас по домам, раскидаем там все, потом дальше пойдем? (С тяжким вздохом): -Ищо ж половины не прошли…
Сарочка (цепким голосом): - А деньги?
Яна: - Ну да, да…Ну давай к тебе, посчитаем там, поделимся…
Сарочка: - Так у меня бабушка!
Яна: - Ну ко мне!
Сарочка: - А папаня твой? Забегьёт же ж!
Яна: - Ну тогда здесь… - кивает на улицу.
Возвращается А.П. с двумя плошками, протягивает их девочкам.
А.П.(с явным облегчением): - Вот!
Девочки хором: - Спасибо! До свиданья! Раскрывают рты, чтоб запеть шонить ищо…
А.П. (судорожно): -Досвиданья-досвиданья! – закрывает калитку.
Девочки выпускают из легких уже было набранный для песни воздух, переглядываются, делают несколько шагов в сторону, присаживаются на парапет поляченковского забора, неторопливо начинают распаковываться, сортируя добычу. Метёт позёмка….