Это цитата сообщения
Людмила_Есипова Оригинальное сообщениеПутешествие в сказку
Рассматривая фото горного района Ергаки трудно отделаться от мысли, что здесь, в Ергаки, живёт сказка.
Район этот небольшой, но удивительный. В центре горного массива возвышается пик Звездный, со всех сторон его охватывают неприступные горные хребты, возвышающиеся, как стены средневековой крепости.
[323x333]
Главная достопримечательность Ергаки – хребет Спящий Саян, похожий на спящего великана.
[245x163]
Сразу вспоминаются русские мифы, где написано про Святогора: «Он большой, как гора – он и есть гора». Стоило представить, что Спящий это Святогор, и мифы разных народов воспринимаются уже как единое целое, не противореча друг другу и данным археологии.Южная Сибирь – район древнейших культур. Здесь зародились многие народы и разошлись по белу свету, и неудивительно, что мифы о Спящем можно найти далеко от Саян.
Наши предки поклонялись горам, обожествляли шиханы на вершинах гор. Практически с каждым из них связаны легенды. некоторые такие легенды распространены очень широко, но Спящий – рекордсмен.
[192x211]
Пик звёздный чуть домысленный.
[169x254]
Очень напоминает застывшую фигуру богатыря.
Южная Сибирь – район древнейших культур. Здесь зародились многие народы и разошлись по белу свету, и неудивительно, что мифы о Спящем можно найти далеко от Саян.
[185x287]
Я хочу познакомить вас с выдержками из наиболее известных мифов разных народов о древнем боге подземного мира с комментариями. Надеюсь, приведенные сравнения убедят читателя, что мы имеем дело с совершенно неисследованным, но исключительным природным и историческим памятником.
Песни птицы Гамаюн
Третий клубок
Тяжелы веки Вия подземного, страшно войско его, страшен зов его. Он во тьме кромешной вступил в союз с Матерью Землею Сырою. И родились тогда в подземельной тьме и пошли на свет, потрясая мир, великаны Горыни Виевичи.
А затем случилось явление - столб поднялся вдруг на краю Земли - от Земли до самого Неба, чтобы Небо на нем упокоилось. И тогда родил Святогора Вий - диво-дивное, чудо-чудное. От рожденья его богатырского потряслася вся поднебесная.
Так велик Святогор, что и Мать Земля еле-еле носит детинушку. Он не может ходить по Сырой Земле, он велик, как гора, ходит он по горам, на спине только горы высокие Святогора могут удерживать.
И тому Святогору Виевичу сам Свaрог небесный коня подарил. Он велел Святогору Виевичу вкруг столба дозором объезживать и во веки веков охранять его.
[184x231]
Согласитесь, - Горыни - это скалы, похожие на людей. Значит, Святогор – это Спящий, а столб – пик Звездный.
Если посмотреть на Святогора-гору с другой стороны, то возникает иной образ. Спящий похож на человека в разных ракурсах, а это редкость.
Однако Спящий лежит, а не сидит на коне...
Святогор и Илья Муромец
Опускается богатырь Святогорскии
А с того было с добра коня,
А ложился в площаницу он во дивную, -
Та же площаница да по нем пришла,
Сам же с площаницы тут не выстанет:
- Ах ты, старый казак да Илья Муромец!
Ты повыздынь с площаницы да огромныи. -
Приставае тут казак да Илья Муромец
К Святогору да богатырю, -
Да не мог поднять он Святогора тут богатыря
А с того гроба глубокаго.
Говорит же тут богатырь Святогорскии:
- Ты сломай-ко эти щелья да высокий
А повыздынь-ко с гроба меня глубокаго. -
Старыи казак да Илья Муромец
Как ударил своей палицей
Да по щелейки по толстыи,
А по той горы да по высокии, -
Ставился тут обруч да железный
Через тот да гроб еще великий.
Складки (щелейки) на теле Спящего – это и есть железные обручи. Возвышенность на груди – это сума переметная, которая не дает Святогору подняться. Сам Святогор лежит в каменном гробе (дух горы заключен в горе высокой).
[245x173]
Археологи утверждают, что две тысячи лет до нашей эры древнейшую Афанасьевскую культуру Енисея сменила культура Окуневская, основанная выходцами с Урала. При чем здесь русский богатырь Илья Муромец? Илья Муромец – мурома, то есть - угрофин. Считается, что в былинах о Святогоре и Илье Муромце отразилась история некоего похода Вятичей на Урал. Но если предположить, что Святогор – это Спящий, складывается совсем иная картина. Получается, что первоначальный миф родился две тысячи лет до нашей эры, когда уральские племена осваивали Сибирь.
Есть ли в мифах других народов упоминание о заключенном в гору богатыре?
Поищем в мифологии Китая.
Война Жёлтого императора с Чи-ю
Ещё можно рассказать о божестве Эр-фу со змеиным телом и человечьим лицом. У него был слуга по имени Вэй. Был он злым и подстрекал своего господина тайно убить Я-юя. Хуан-ди, узнав об этом, немедленно приказал схватить негодяя, доставить связанным на гору Шушушань на западе, надеть на его правую ногу колодку, скрутить руки, а самого привязать к большому дереву на вершине горы. Так он был наказан за преступление. По другой версии, только спустя несколько тысячелетий он был освобожден из каменной темницы людьми.
Знакомая картина – толи колодка на правой ноге, толи горнолыжный ботинок, к тому же неподалеку село Шушенское. Вот от кого Владимир Ильич силушки – то набрался! А дерево на вершине горы – это Звездный. Этот миф не связанный ни с каким событием. Такие мифы создаются по принципу : "Посмотрел налево, посмотрел направо, что вижу – то и пою".
В греческой мифологии бог, освобожденный из каменной темницы – Зевс.
Смех великанов из страны Лун-бо
Лунбо, страна великанов, находилась за десятки тысяч ли к северу от гор Куньлунь. Люди этой страны, по-видимому, происходили от драконов, поэтому-то их и называли «лунбо» - родственники драконов. Говорят, что среди них жил один великан, который затосковал от безделья и, взяв с собой удочку, отправился к большому океану, что за Восточным морем, ловить рыбу. Только он ступил ногами в воду, как оказался в местности, где были расположены пять священных гор. Сделал несколько шагов - и обошёл все пять гор. Забросил удочку раз, другой, третий и вытащил шесть голодных, давным-давно ничего не евших черепах. Недолго думая, взвалил он их себе на спину и побежал домой. Он содрал с них панцири, стал калить их на огне и гадать по трещинам. К несчастью, две горы - Дайюй и Юаньцзяо - потеряли опору и волны унесли их к Северному пределу, где они потонули в великом океане.
Небесный Владыка, узнав об этом, разразился могучим громом, призвал свои великие волшебные силы и сделал так, что страна Лунбо стала совсем маленькой, а жители низкорослыми, чтобы впредь не ходили они в другие земли и не творили бы зла.
[245x163]
Этот фрагмент китайского мифа ничего не говорит о почившем великане, но интересен тем, что почти в точности повторяет старшую Эдду, разница, лишь в отношении к герою.
Старшая Эдда
Песнь о Хюмире
Вытащил храбрый
Хюмир китов, -
двух сразу взял
на одно удилище;
а на корме
Одина родич
Веор искусно
вил себе леску.
Насадил на крючок
защитник людей,
убийца змея,
голову бычью;
пасть разинул,
наживку увидя,
враждебный богам
пояс земли.
Старшая и Младшая Эдда подробно описывают приключения владыки богов Тора (Веора) в восточном походе, но убедительных объяснений, какие события лежат в основе этого мифа, я не встречал. А под китами следует понимать немалую добычу – это либо города, либо целые государства. Тор считается в Скандинавии первопредком сибирских народов. Тор не ловит китов, он помогает в этом некоему Хюмиру, а сам охотится за более крупной добычей – мировым змеем. Подобная история о гибели двух городов из пяти (Содома и Гоморры) из-за того, что их жители нерадушно приняли двух ангелов есть в ветхом Завете. В римской мифологии из-за неучтивого приема Сатурн и Юпитер уничтожают некий город в передней Азии.
Младшая Эдда
Видение Гюльвы
И вот посреди ночи случилось сильное землетрясение, заходила вся земля под ними ходуном, а дом так и затрясся. Тор поднялся и позвал своих товарищей, и, пробираясь вперед, они обнаружили пристройку по правую сторону дома, как раз посредине. Они вошли туда, Тор встал у входа, а остальные забились вглубь. Все были напуганы, но Тор сжимал рукоять молота и был готов защищаться. Вскоре они услышали сильный шум и грохот. А с приходом дня вышел Тор и видит: лежит человек в лесу неподалеку и росту немалого. Он спал и громко храпел. Тут Тор уразумел, что это грохотало ночью. Опоясывается он Поясом Силы, и прибыло у него силы божественной. И тут же проснулся человек и сразу встал на ноги. И, как сказывают, впервые Тору не хватило духу ударить молотом, и он спросил того об имени. Тот назвался Скрюмиром. "А мне,- сказал он, - нужды нет спрашивать, как тебя звать. Знаю я, что ты Аса-Тор. Не ты ль уволок куда-то мою рукавицу?".
Согласитесь, этот сюжет очень похож на миф об Илье Муромце и Святогоре. Опять речь идет о спящем великане, но Скрюмир не ложится в гроб, просто, его город куда – то исчезает. «Но только хотел ударить-исчез Утгарда-Локи. Идет он тогда назад к городу и замышляет сокрушить его. Но видит одно лишь поле, широкое да красивое, а города и нет. Повернул он и пошел своим путем назад, в Трудвангар». Возможно, Утгард был уничтожен вулканом или гигантским селем. Подобные катаклизмы в Саянах случались. Возможно, город богов Утгард – это Ергаки, ведь все зависит от того, какими глазами посмотреть на это чудо.
Сходство мифов разных народов объясняется просто: Окуневская культура серьезно повлияла на развитие всех культур Азии (это мнение ученых), но, видимо, не только Азии. Герои – основатели и стали героями легенд разных уголков мира.
Однако в Младшей Эдде есть упоминание и об усопшем боге:
За множество зим до создания земли был Бергельмир турс; в гроб его при мне положили, вот, что первое помню".
Никак не признаем мы его за бога. Он был очень злой и все его родичи тоже, те, кого зовем мы инеистыми великанами. И сказывают, что, заснув, он вспотел, и под левой рукой у него выросли мужчина и женщина. А одна нога зачала с другою сына. И отсюда пошло все его потомство - инеистые великаны. А его, древнейшего великана, зовем мы Имиром".
Имира убил Один – сын земной женщины, убил до сотворения земли. Отсутствие логики – свидетельство приписки. Сюжет о смерти Имира – Святогора лишь указывает на место действия мифа.
Зато в мифе точно указано положение райского сада, где появились первые люди – под мышками у великана. Руки великана по локоть плотно прижаты к телу – вот и поищи.
Царство Имира можно смело связывать с древнейшей Афанасьевской культурой южной Сибири – ровесницей Шумера и Египта. Афанасьевцы, даже по нашим меркам, были людьми высокими, средний рост под два метра. Им была известна металлургия, земледелие, скотоводство. Однако отношение историков к этой культуре прохладно – очень уж непохожи краманьонцы Сибири на продвинутых Атлантов. Ни городов тебе, ни храмов, ни золота. А если их храмами были горы? А золоченые вечерним солнцем вершины им заменяли купола?
Справедливости ради, надо сказать, что платоновская Атлантида – это собирательный образ. С Ергаки ее роднит лишь цвет меди. Городские стены в столице Атлантов покрыты дорогим орихалком (нержавеющей медью). Скалы Ергаки в заходящем солнце отливают медью, и до сих пор не заржавели.
[364x533]
Миф об Осирисе и Исиде
Миф описывается Плутархом в сочинении "Об Исиде и Осирисе", написанном в I веке н.э.
Было объявлено, что великолепный, очень ценной работы сундук достанется тому, кому он придется по росту. Желающие получить подарок ложились в сундук (саркофаг), но он не приходился им по росту. Но вот в него лег Осирис, и, ко всеобщему изумлению, сундук (саркофаг) оказался как бы специально сделанным для него (сундук (саркофаг) и в самом деле был изготовлен по росту Осириса). Тифон (Сетх) и его шайка злодеев немедленно захлопнули крышку, забили ее гвоздями и по Танитскому рукаву Нила спустили сундук с Осирисом в море. Море выбросило сундук на берегу финикийского города Библа, и здесь произошло чудо: из сундука выросло вдруг великолепное дерево, скрыв его своими корнями. Прибывшая Исида освободила сундук с останками Осириса от корней и доставила его в Дельту, укрыв в болотах близ города Буто, где находился сын Осириса Хор. Но неугомонный и злобный Тифон (Сетх) добрался и сюда. Он извлек из сундука тело Осириса и рассек его на 14 частей, которые разбросал по всему Египту. Неутешная Исида разыскала все части тела мужа, за исключением фаллоса, проглоченного нильской рыбой. Каждую часть тела она хоронила там, где находила ее - отсюда множество погребений Осириса по всему Египту.
[700x525]
Это эллинизированная версия египетского мифа, но как она похожа на миф о Святогоре и Илье Муромце.
Эпизод с рассечением Осириса схож с иранским мифом. (Йима-Джамшид был предан своим братом Спитьюрой, и, его распилили острозубой пилой).
В текстах пирамид говорится лишь о том, что Сет убил Осириса. Сюжет о волшебном сундуке Сета появился, видимо, в середине второго тысячелетия до нашей эры в эпоху великих завоеваний, когда границы Египта продвинулись на север до низовьев Волги, а может и дальше. Миф был заимствован у покоренных северных народов, переиначен и служил оправданием завоевательной политике. Иначе как объяснить, что записанная в прошлом веке былина гораздо архаичнее египетской версии, записанной две тысячи лет назад.
Древнейшие тексты могли и не дойти до нас, но до нас дошли рисунки, скульптуры, саркофаги времен строительства пирамид.
Присмотритесь к убранству саркофагов фараонов. Маски и саркофаги делали для того, чтобы уподобить умершего Осирису. Обратите внимание на синие поперечные полосы на головном платке и на груди – на голове Спящего такой же головной платок с поперечными полосами. Сравните облик Спящего и облик Осириса. Оба с бородой. У Осириса изо лба торчит змея. У Спящего тоже есть какая-то выпуклость на лбу, которая видна с восточной стороны, но больше похожа на башенку или «третий глаз».
Осириса изображают как покойного царя, завернутого в повязки, с царской короной или головным платком на голове, держащего свободными по локоть от повязок руками посох и цеп. Поперечные полосы на теле Спящего похожи на повязки. Руки свободны по локоть. Не хватает лишь посоха и цепа.
Греки считали, что древнейшего бога оскопил Хронос серпом. Видимо, у них иная точка зрения. Давайте и мы поменяем точку зрения (съемки) того же перевала. Греки правы.
А может это Хьюмир на своей лодке ловит китов? А на корме сидит Тор.
Ну, а что слыхать о Спящем в Новом Свете?
ОМЕТЕОТЛЬ
Мать богов, отец богов, старый бог,
Распростертый в центре земли,
Заключенный в бирюзовую темницу.
Тот, который находится в водах цвета
голубой птицы,
Тот, который скрыт облаками.
Старый бог, который живет среди теней
из мира мертвых,
Господин огня и года.
(Баландин Р. К. 100 великих богов. – М.: Вече, 2002)
Ученые считают автором этого гимна самого жреца Кецалькоатля, которого считают выходцем из Старого света. Нет доказательств, что он пришел из Европы, а не из Азии. Сам он говорил, что пришел из страны Восходящего Солнца, но неизвестно, что он под этим понимал. Культура индейцев схожа с культурой Китая, а рыжеволосые и голубоглазые люди жили и в южной Сибири. Кецалькоатль учил индейцев обрабатывать нефрит, камень распространенный восточной Азии, но не в Европе.
Арсеньев определил центр Азии в районе города Кызыла. Согласитесь, Спящий действительно распростерт в центре земли (в центральной Азии), конечно, если землей считать материк.
Мать богов, отец богов, вот каков он, Спящий!
[699x465]
Существует легенда: Когда Камень упадет, то проснется Спящий Саян, воин, который с озера виден во всей красе лежащим на спине. Что произойдет потом - никто не знает. Но если это произойдет, то всем будет только хуже, так как исчезнет несколько забавных перевалов и такая редко встречающаяся достопримечательность, как висячий Камень. Многие тысячи людей поднимались к Камню, исследовали место крепления. Некоторые даже собирались сбросить его. По рассказам очевидцев, как-то раз приехала группа из 30 человек с одной-единственной целью - лишить Саяна его вечного сна. Камень этот плоский, и если приподнять ту его часть, что находится над площадкой на стене, то очень возможно, что та часть, которая висит над пропастью, перетянет, и Камень полетит вниз. Так вот, эта группа вся как один встала под Камень, и начала по команде толкать его вверх. Вскоре командующий действиями группы заметил, что Камень движется относительно площадки, на которой стояла толпа. Он предложил поднажать, но Камень так и не полетел. Более того, вскоре командир заметил, что это не Камень ходит, а площадка под ногами у толкающих.
В моем понимании, Ергаки – это Шамбала – храм всех религий, но храм нерукотворный, а созданный природой. Поэтому люди столько веков ищут Шамбалу и не могут найти.
Ергаки лежат рядом с Усинским трактом, а современный Усинский тракт проложен по старым караванным и скотопрогонным тропам, которые связывали два древнейших культурных региона Сибири - Хакасию и Туву. Где, как не здесь, располагаться древнейшему храму?
[362x230]
Окунёсксий "дракон"
Человек наделен свойством отождествлять увиденное с понятными и законченными образами. Эта особенность открывает неисчерпаемый источник для фантазии, но невозможно объяснить лишь собственной фантазией сходство стольких деталей Спящего с Осирисом.
Существует легенда, что первым фараоном Египта был бог Хеб (бог земли), который был фараоном другой далекой горной страны. На древнейших фресках лишь Хеба изображали в головном уборе с поперечными полосами. Над ним сидит бог Шу (воздух), над Шу – богиня Нут (звездное небо). Все как в Ергаки.
Осирис пишется как Асар, а читается как Йансар (кордский диалект курманджу) – вот вам и царь Иоанн – мифический владыка Сибири.
[700x525]
перевал Парабола
по мотивам статьи Мацалова Владимира.