«Посмотришь единую секунду его картину, и русская история теснится тебе в душу» В.В.Стасов
«Дедушка и внучек» 1871
«Охота на кабана»
«Ботаник» 1874
«Сплетница» 1875
«Пластуны под Севастополем» 1874
«Странница в поле» 1879
«Первые христиане в Киеве» 1880
«Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» 1860
Первоначально для представления на золотую медаль второго достоинства была написана картина «Сцена на могиле». Но Перов был, судя по всему, недоволен ею. Хотя художник потратил на создание картины много сил, он так и не представил ее на соискание. Вместо этого он принялся за новый сюжет. «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы». В этой работе, местонахождение которой теперь неизвестно, прямая «художественная цитата»: самонадеянный и самодовольный мелкий чиновник словно списан с федотовского «свежего кавалера». Малую золотую медаль Перов получил: «Первый чин» был благосклонно принят Советом Академии художеств.
«Рыбаки. Священник, дьякон и семинарист» 1879
«Спор о вере» 1881
«Плач Ярославны» 1881
«Рыбная ловля» 1887
«Дети-сироты на кладбище» 1864
«Странник» 1869
«Учитель рисования» 1867
Тема судьбы - незадавшейся, уродливой, искалеченной - находит художественное разрешение и в картине «Учитель рисования», задуманной еще в Париже, но завершенной только в 1867 году. Перов сумел найти здесь точную пластическую форму неустроенности и одиночества: маленькая фигурка учителя помещена в неуютное пространство обширной комнаты. Эмоционально выразительной деталью, подчеркивающей безлюдность окружающей героя бытовой среды, является и пустой стул, не занятый пока очередным учеником.
Не исключено, что образ учителя рисования имел совершенно точный жизненный адресат. Во всяком случае, на эскизе из Ивановского областного художественного музея в облике художника-неудачника проглядывают характерные черты внешности преподавателя рисования в Московском кадетском корпусе и блистательного графика П.М.Шмелькова (скуластое лицо, очень высокий лоб, редкие волосы). Перов, с юношеских лет и до смерти почти безвыездно живший в Москве, несомненно был знаком с этим человеком, разменявшим немалый талант на мелкие журнальные заказы и бесконечные уроки.
«Учитель рисования» Эскиз 1863
«Девушка»
«Крестьянин в поле» 1876
«Малый лет семнадцати. Булочник» 1869
«Мальчик, готовящийся к драке» 1866
«На тяге» рисунок карандашом 1879
«Паломница»