Думаю,не у одной у меня при посещении Военной галереи в Зимнем дворце возникала мысль: и при чём тут англичанин Доу ,своих что-ли художников не было? Ну почему портреты русских полководцев, национальной гордости русской армии нарисовал художник-иностранец, хотя в расцвете сил тогда находились П. Ф. Соколов, В. А. Тропинин, братья К. П. и А. П. Брюлловы, О. А. Кипренский, Р. М. Волков...Более трёхсот портретов! И автором всех портретов, ставших порой единственными изображениями героев 1812 года, стал английский художник Джордж Доу, ныне почти забытый у себя на родине в Англии, да и в России.
Зал, специально спроектированный в 1826 году Карлом Росси, украсили три сотни портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Запечатлеть для потомков лица героев войны император Александр I вроде из политических соображений поручил модному в те годы английскому художнику Джорджу Доу. Он предложил ему приехать в Россию, где тот смог бы работать буквально на «королевских» условиях. Такое решение вызвало негодование у многих представителей художественного мира Петербурга. Живописцы роптали, что дело почти государственной важности поручили заносчивому иностранцу. Однако иностранец работал очень быстро,писал легко, изящно, виртуозно. Портреты получались живыми, поразительно похожими на оригинал. Доу прекрасно чувствовал объем, цвет, ловил малейшие волнения души и все это быстро переносил на холст и своей работой доказал, что никто другой не смог бы справиться с такой непростой задачей в самые короткие сроки.«Не портреты, а живые лица», – так отозвался о его произведениях А.Г.Венецианов в письме Н.И.Гречу (1827)...Состояние Доу стремительно росло, не лишенный коммерческой жилки, Джордж пригласил в Россию своего младшего брата Генри Доу и зятя Томаса Райта. Его родственники стали создавать гравюры с написанных им портретов. Хоть и стоили такие гравюры немало, но стали пользоваться у заказчиков большим успехом.Иметь портрет кисти Джорджа Доу стало считаться престижным. За свою работу иностранец брал баснословные деньги. Стоимость некоторых картин достигала 900–1000 рублей, что в несколько раз превышало цену, которую запрашивали российские художники.По воспоминаниям современников, художник работал с неимоверной скоростью. Новый портрет он мог создать за 3–4 дня. Такая работоспособность стала поводом для слухов, что многое за Доу делают его помощники.Англичанина окружали молодые дарования, имена которых сейчас вспомнит не каждый историк. С ним в мастерской работали Гейтман, Тон и Голике. Настоящей находкой для Доу стал Александр Поляков, бывший крепостной костромского помещика Корнилова. Маэстро выкупил его на несколько лет. По договору Поляков поступал «в ученье и работу» к Доу вплоть до его отъезда в Англию. Позже Поляков получил вольную.Поляков быстро освоил стиль работы нового хозяина и мог создавать портреты, неотличимые от кисти мастера. Тем не менее на каждом портрете, который выходил из мастерской иностранца, стояла подпись – Джордж Доу. После 10 лет работы в России,где ему было не по климату, Д.Доу вернулся в Англию. Он стал одним из самых богатых людей Англии мог жить припеваючи до конца своих дней. Но его вновь тянуло в Россию. Там он должен был завершить главный труд своей жизни. Осенью 1828 года Джордж Доу еще раз вернулся в Россию. Здесь он исполнил свои последние работы, нарисовав в полный рост Кутузова, Барклая-де-Толли, Веллингтона и брата царя, великого князя Константина Павловича. Недомогания донимали его все больше и больше, и он, уже тяжело больной, во второй половине 1829 года вернулся в Англию,где вскоре скончался в доме своей сестры, жены гравера Томаса Райта, 10 октября 1829 года. Доу похоронен в Лондоне в часовне-скрипте собора Святого Петра.
Портреты Д. Доу : https://artchive.ru/artists/714~Dzhordzh_Dou