Галерея Уффици во Флоренции - один из старейших музеев Италии и мира. Уффици в переводе на русский "офисы",так как в самом начале при постройке архитектором Вазари здание задумывалась как административное и только много позднее стало музеем,открытие которого произошло во второй половине XVI века. Лучшие художники, лучшие произведения... Здесь в коридоре Вазари хранится и уникальное собрание автопортретов знаменитых художников,которое собиралось сознательно и целенаправленно. Создавалась эта коллекция как своего рода "доска почета" передовиков творческого "производства" и насчитывает около 1500 автопортретов. Конечно же, бОльшая часть их находится в запасниках, поскольку невозможно экспонировать всю коллекцию в небольшом по площади коридоре, длина которого всего 750 метров....Основание этой драгоценной коллекции было положено последним прославленным отпрыском дома Медичи - кардиналом Леопольдо Медичи в XVII веке.Но позже все же основным источником обновления собрания стали сами художники. Нередко само руководство Галереи Уффици выступало в роли заказчика. Получить такой заказ было почетно, и сразу ставило счастливчика (иногда заслужено, иногда нет) в один ряд с гениями прошлого. Но и не дожидаясь заказа, многие художники преподносили свои автопортреты в дар музею, поэтому в галерее рядом с холстами великих мастеров можно увидеть и автопортреты ничем особо не примечательных живописцев.
[600x447]
Коридор Вазари
Среди этого собрания есть и русские художники. В начале XIX века Флорентийская Академия впервые обратила внимание на русских
художников,которые в то время приезжали пенсионерами от Санкт-Петербургской Академии на «практику» в Италию.В 1819 г. Академия впервые заказала автопортрет для собрания Уффици русскому живописцу, и первым «коридор Вазари» украсил автопортрет
Ореста Кипренского.Спустя 12 лет,в 1831 году,заказ получил современник Кипренского - великолепный Карл Брюллов,но художник по каким-то причинам потерял к портрету интерес и не закончил его, картина вернулась в Россию в Русский музей.
[529x600]
Орест Кипренский. "Автопортрет", 1820 год.
[456x600]
Карл Брюллов Автопортрет
Выставка картин Айвазовского во Флоренции (1874) вызвала восторг, и он был третьим,
кому Флорентийская академия художеств предложила написать свой портрет для помещения в галерею.
[544x600]
Иван Айвазовский. "Автопортрет", 1874 год.
Следующим,кто удостоился такой чести,был Борис Кустодиев. Получив заказ от Флорентийской
Академии,Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму
Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия.
Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей, гуляющих вдоль изображенных
на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями,
праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.
[502x600]
Борис Кустодиев. "Автопортрет", 1912 год.
Марк Шагал сам предложил свой портрет Академии.
[496x600]
Марк Шагал Автопортрет 1959-1968
Уникальное собрание продолжает пополняться : в 1983 году там появилась картина
Виктора Иванова,а в 2008 году итальянская галерея приобрела работу живущего
в Париже русского художника Бориса Заборова.
[591x600]
Виктор Иванов Автопортрет с дочерью
Б.Заборов Автопортрет с моделью
В последние годы галерея больше,чем вдвое, расширилась,
в 2011 была оформлена отдельная экспозиция с автопортретами женщин-художниц.
Сайт галереи Уффици: http://www.polomuseale.firenze.it/musei/