19 февраля в Третьяковской галерее открылась уникальная выставка художника Фёдора Степановича Рокотова (1735 - 1808) — придворного портретиста, иначе сказать «фотографа» петербургской и московской знати прошлого времени.
На выставке будут представлены 40 эталонных произведений мастера. За сотни лет существования его творчества – это всего лишь третья выставка самого таинственного художника второй половины XVIII века.
Портрет А.Г. Бобринского в детстве
Его происхождение и детские годы до сих пор являются дискуссионными,к тому же и его единственный существующий автопортрет подвергается сомнениям в достоверности,почти нет сведений и о последних 20-ти годах его жизни.С конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых), изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И.Э. Грабаря,в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее. Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора.
Коронационный портрет Екатерины II
Имя и творчество Рокотова до начала XX века даже в искусствоведческих изданиях вспоминали редко. В «возвращении» Рокотова огромная заслуга принадлежит С.П. Дягилеву, который устроил в 1905 году в Таврическом дворце в Петербурге «Историко-художественную выставку русских портретов».Интерес широкой публики к портретисту XVIII века был поддержан Н.А. Заболоцким, которой на «Портрет А. П. Струйской» в 1953 году написал, ставшее хрестоматийным, стихотворение.
Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Портрет А.П. Струйской 1772
Выставка продлится до 24 апреля
Портрет Е.Б. Юсуповой
[548x700]