1964-й год начинался для Владимира Высоцкого неважно, и перспективы просматривались весьма туманные. По причине абсолютного безденежья Высоцкий со своим товарищем Михаилом Туманишвили даже не встречали Новый год дома, а отправились в двухмесячные гастроли по городам Сибири и Казахстана.
1964-й год начинался для Владимира Высоцкого неважно, и перспективы просматривались весьма туманные. По причине абсолютного безденежья Высоцкий со своим товарищем Михаилом Туманишвили даже не встречали Новый год дома, а отправились в двухмесячные гастроли по городам Сибири и Казахстана.
В апреле Высоцкому удалось вернуться в театр имени Пушкина – правда, не в штат, а на договор, но в его отчаянном положении и это было хорошо. Впрочем, в мае с ним договор расторгли. С помощью друзей удалось попасть в съёмочную группу фильма "На завтрашней улице". Киноэкспедиция началась в июне, закончилась в августе – и впереди снова маячили уже так знакомые безденежье и безработица.
И вдруг всё изменилось, и Новый 1965-й год Высоцкий встречал уже в качестве артиста набирающего популярность Театра на Таганке, на его счету было уже два ввода, одна небольшая роль и стабильный оклад – 75 рублей в месяц.
Вспоминает Людмила Абрамова:
"Володя к лету 64-го года был беспредельно безработным, у него уже была запись в трудовой книжке – он не имел права работать по профессии. Там было написано: "За систематическое нарушение трудовой дисциплины..." В общем, страшно сказать. И, единственное, чего я не знаю, – кто привёл Володю на "Таганку". ...Я просто не помню этого момента. Я только помню, что Володя пришёл и сказал: "Да, берут". И я не верила, что это на самом деле состоялось, и он сам боялся, что это не состоялось".
В теме появления Высоцкого на "Таганке" существуют три вопроса: во-первых, кто привёл его в этот театр? Во-вторых, что именно происходило на показе, и, в-третьих, почему именно Таганка?
На первый вопрос, вроде бы, ответ простой, потому что исходит он от самого Высоцкого:
"В общем, кончил я Студию МХАТ… Стал выбирать театры. Было масса неудач, но тут уже я не хочу разговаривать, потому что приглашали туда, сюда, – я выбрал совсем, самый худший вариант из всего, что мне предлагалось. Тогда начинался новый театр (я всё в новые дела куда-то суюсь, понимаете) – Равенских начинал, наобещал сорок бочек арестантов, ничего не выполнил, – в общем, ничего интересного из этого театра не сделал – поставил несколько любопытных спектаклей, и всё. Я оттуда ушёл, начал бродить, бродить по разным театрам – даже работал в Театре миниатюр, – театрам, кино, ездил снимался в маленьких ролях. А потом, когда организовался вот этот театр, через месяц я сюда попал – по рекомендации Славы Любшина, он у нас работал тогда – и стал в нём работать".*2
В телефонном разговоре подтвердил это и сам С. Любшин:
"Я встретил Высоцкого. Он был без работы. А мы с Колей Губенко работали в Театре на Таганке. Я говорю: "Володя, хочешь, я скажу о тебе Любимову?" – "Скажи". И я рассказал Юрию Петровичу. Он говорит: "Приведи его..." И взял Высоцкого в театр, где тот счастливо работал до конца жизни".*3
Свою версию событий приводит режиссёр Анхель Гутьеррес. В его опубликованных дневниках читаем:
"Сентябрь 1964 года. Звонил Артур Макаров и Андрюша (Тарковский – М.Ц.). Встретились в кафе "Прага". Попросили устроить Володю Высоцкого в какой-нибудь театр (его Равенских выгнал из театра им. Пушкина).
Позвонил Любимову: "Приводи завтра". Я проводил Высоцкого в театр, познакомил их и сидел на просмотре в кабинете Юры. После прочтения стихов и текста Юра спросил, поёт ли он, и Володя предложил спеть свои песни. Спел – Любимов обалдел. Всё было решено мгновенно".*4
Можно ли доверять этому свидетельству? По моему мнению, – лишь с крайней осторожностью. В дневниках этих содержится слишком много явных небылиц. Одна из них касается, кстати, и Высоцкого. В записи от 24 декабря того же 1964 г. идёт рассказ о том, что под утро в компании кончилась водка, и на покупку её отправились Высоцкий и Гутьеррес. По его словам, водитель узнал Высоцкого и был счастлив отправиться за водкой сам и ничего не взял за проезд. Учитывая, что до выхода на экран фильма "Вертикаль" в 1967-м году Высоцкий никак не относился к числу узнаваемых на улице артистов, рассказ Гутьерреса я воспринимаю с большим скепсисом.
К тому же в этой версии показа в театре ни словом не упомянута однокурсница Высоцкого по Школе-студии МХАТ Таисия Додина, а ведь её участие в появлении Высоцкого на "Таганке" не подвергается сомнению.
"Юрий Петрович Любимов категорически не хотел брать на работу Володю Высоцкого, – рассказывал бывший директор Театра на Таганке Николай Дупак. – Говорил: "Зачем нам ещё один алкоголик нужен?"
(Продолжение великой судьбы читайте в Источнике).