• Авторизация


Газетная проза (8). О вежливости и уважении 12-05-2019 08:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Газетная проза(7)

Поговорим об этике

ИРКУТСК встретил меня разноголосым шумом. Я вышел из огромного здания аэропорта и в первые минуты никак не мог сообразить: куда податься? Мимо меня шли люди: торопливые и озабоченные, спешащие по своим делам. Одного из них я остановил и спросил, как добраться до центра. С большой охотой он объяснил, на каком автобусе ехать, где выйти и на какой трамвай потом садиться. И, благожелательно улыбнувшись и пожелав счастливой дороги, ушел.

Мне сразу стало легко и все ясно, будто в этом незнакомом городе я бывал тысячи раз и успел обзавестись сотнями друзей и знакомых.

Вот и трамвайная остановка. Навстречу мне плывет краснополосый вагон. Три остановки – и я буду на месте…

В трамвае молоденькая кондукторша объяснила, как проехать к университету. И, что я совсем не ожидал, вышла из трамвая вместе со мной на нужной остановке и махнула рукой в сторону большого дома:

- Заверните вон за тот угол и идите прямо весь квартал.

Она вошла в трамвай, за ней захлопнулись дверки, но через открытое окно я еще видел, как она улыбалась, взмахивая рукой в сторону солнца, куда лежал мой путь…

ЭТИМ невыдуманным рассказом я поделился с читателем газеты для того, чтобы начать разговор об этике; о взаимоотношениях между клиентами и людьми, обслуживающими их, которые во многом влияют на наше настроение и, если хотите, даже на нашу работоспособность. Через область обслуживания проходят те тончайшие нити, которые связывают воедино как материальную, так и моральную линии жизни нашего общества, строящего коммунизм.

Ведь недаром партия и правительство свое особое внимание обращают за  последнее время на сферу обслуживания.

Вспоминается закон из физики – закон цепной реакции. Нечто похожее бывает и с людьми.

Рассказывают такой случай. Когда в кинозале закончился сеанс, народ повалил к дверям. С шумом захлопывалась дверь за ушедшим, чуть ли не сбивая с ног идущего следом. Но вот кто-то, выходя, осторожно поддержал рукой дверь и люди, идущие за этим человеком, словно приняли из его рук эстафету. Дверь уже не хлопала, а заботливо поддерживалась каждым. И мгновенно людей охватила какая-то невольная общность, будто бы по цепи передавалось друг другу нечто большее, чем простой механический акт.

Факт этот – как будто мелочь, но в нем наглядно выражена сущность этики. А наша, советская этика, для многих стала повседневным правилом.

Хотелось бы поговорить об этике, которой можно и нужно придерживаться в отношениях между продавцом и покупателями, буфетчицей и посетителями столовой, кондуктором и пассажирами…

Пройдемте по некоторым предприятиям торговли и общественного питания  города. Начнем хотя бы с магазина спорттоваров, что на улице Балябина. За прилавком здесь стоит молодая женщина Любовь Васильевна Марквашенцева. Понаблюдаем за ее работой. Честно говоря – неплохо. Вежлива и благожелательна. Охотно показывает товар. Покупателям приятно сюда зайти, выбрать нужную вещь им всегда поможет Любовь Васильевна. Хотя и говорят, что первое впечатление часто бывает обманчивым, но то, что действительно хорошо, замечается сразу. Кроме того, Любовь Васильевна в своем хозяйстве «и швец, и жнец, и на дуде игрец».  По ее словам, она и заведующая магазином, и продавец, и уборщица – а это нелегко. И хотя работает она лишь несколько месяцев здесь, но уже заслужила доверие покупателей.

Теперь спустимся на Набережную, повернем налево и зайдем в продовольственный магазин № 1. Здесь несколько отделов, продавцы в основном работают четко, квалифицированно. Может быть, не всегда еще хватает им доброго слова и совета покупателю, волшебного слова «пожалуйста», которое, например, постоянно находится в применении у продавца продовольственного магазина № 4 смешторга Овсянниковой Марии Александровны.

И поверьте, что слово, сказанное с душой, не стареет, не стирается и никогда не теряет своего значения.

В «книге жалоб и предложений» этого магазина много благодарностей и поздравлений с праздником. В штучном отделе здесь работает молодой продавец Людмила Воложанина. Листая книгу, можно прочесть записи, в которых благодарят Людмилу за хорошее обслуживание, уважение к покупателям.

А теперь пройдемте в столовую № 1. Как здесь относятся к посетителям, желают ли им приятного аппетита или, наоборот, своим отношением отбивают всякий аппетит?

Вот буфет. Здесь работают две буфетчицы. Одна молодая – это Зоя Михайловна Ткач, другая постарше – Нина Иннокентьевна Макарова.

Если спросим тех, кто приходит сюда «столоваться» чуть ли не каждый день, то ответ будет ясен: куда приятней приходить в столовую, когда за прилавком стоит  Нина Иннокентьевна.  

- Желать посетителям приятного аппетита – это наша обязанность, на то мы сюда и поставлены, - говорит Нина Иннокентьевна.

То, что для Нины Иннокентьевны эти слова не являются пустым звуком, могут подтвердить отзывы постоянных посетителей столовой, а также записи в «Книге жалоб и предложений». Эти записи полны благодарностей за культурное, душевное обслуживание.

Теперь вернемся к Зое Михайловне Ткач. Многочисленные беседы с посетителями и работниками столовой убеждают, что трудится Ткач без должного напряжения, к посетителям относится без глубокого понимания специфики своей работы. Попросту – груба. Да что там посетители! Со своими коллегами она разговаривает так, что уши вянут от ее бранных словечек. Не помогают ей ни  беседы, ни профсоюзные собрания, на которых  ей не раз высказывались справедливые упреки. Дело дошло в конце концов до постыдного, прямо говоря, поступка.

Ткач однажды вычеркнула в записи в «Книге жалоб», где благодарилась работница столовой, фамилию своей коллеги – Нины Иннокентьевны.

Я видел эту книгу, где фамилия Макаровой была тщательно затушевана чернилами. Неэтичность такого поступка вызывает просто возмущение.

Видимо, членам коллектива, где работает Ткач, стоит серьезно поговорить с ней, вызвать у нее хотя бы самое элементарное чувство порядочности.

Разговор об этике на этом не должен закончиться. Продолжить его должны члены коллективов сферы обслуживания, сами клиенты, все, кому приходится пользоваться услугами предприятий обслуживания.

 

Б.КОМИССАРОВ.

(Газ. «Советское Забайкалье»,
за 21 января 1967 года).
О вежливости (700x494, 511Kb)


О вежливости газета (700x494, 513Kb)

Газетная проза (9)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Acid_Nebula 12-05-2019-09:43 удалить
Борис_Комиссаров, такая хорошая статья. Написана простым языком, легко читается, поднимает важные вопросы, позитива в ней гораздо больше, чем негатива, да и негатив этот как-то не ранит душу, а воспринимается просто как констатация факта, единичный случай в советском обществе. Конечно, это всё вызывает и некоторые двойственные чувства. Видно, что статья написана по шаблону советских времён, особым, в те времена принятым стилем, даже некоторая "слащавость" в ней просматривается. Но она так контрастирует со статьями в нынешнем интернете с их грубыми нападками, оскорблениями и прочими подобными атрибутами, что лучше уж почитать такую. От вседозволенности в современной публицистике уже скулы сводит, честное слово:)
Ответ на комментарий Acid_Nebula # Acid_Nebula, Благодарю, Ирина за добрые слова и толковый развернутый комментарий Конечно, две дежурные строки, подчеркивающие государственную важность темы с точки зрения воспитания советского человека и заботы партии о сфере обслуживания строителя коммунизма, высказанные с полной искренностью, нисколько не вредят правдивости аргументов и убедительности выводов. Критика довольно мягкая, просто детская, в сравнении с нынешней журналистикой. Лишь один отрицательный пример грубиянки, у которой не сложились отношения в коллективе. Автор призывает воздействовать на буфетчицу методом товарищеского убеждения. Но в целом статья вызвала широкий резонанс в коллективах торговли и общепита маленького городка, где все люди на виду, тем более продавцы немногочисленных предприятий сферы обслуживания. Я когда перечитывал статью, мне вспоминались миниатюры Аркадия Райкина. Я слышал его мягкий голос рассказчика из фмльма "Мы с вами где-то встречались", который я не так давно просмотрел в yuotube. Вот хотя бы взять этот абзац: "Пройдемте по некоторым предприятиям торговли и общественного питания города. Начнем хотя бы с магазина спорттоваров, что на улице Балябина. За прилавком здесь стоит молодая женщина Любовь Васильевна Марквашенцева. Понаблюдаем за ее работой. Честно говоря – неплохо. Вежлива и благожелательна. Охотно показывает товар. Покупателям приятно сюда зайти, выбрать нужную вещь им всегда поможет Любовь Васильевна. Хотя и говорят, что первое впечатление часто бывает обманчивым, но то, что действительно хорошо, замечается сразу. Кроме того, Любовь Васильевна в своем хозяйстве «и швец, и жнец, и на дуде игрец». По ее словам, она и заведующая магазином, и продавец, и уборщица – а это нелегко. И хотя работает она лишь несколько месяцев здесь, но уже заслужила доверие покупателей". И следующие абзацы - ну точно стиль Райкина и его интонации, которые невольно перенеслись в мою статью.
Acid_Nebula, Кстати, завел для удобства читателей отдельную рубрику в дневнике - "Газетная проза". В ней будет еще, надеюсь, немало материалов - самые интересные и типичные документы из моего журналистского архива.
Кстати, десять произведений я уже перенес на свою страницу в "Прозе.ру". https://www.proza.ru/avtor/bkomissarov1
Acid_Nebula 12-05-2019-19:32 удалить
Ответ на комментарий Борис_Комиссаров # Борис_Комиссаров, кстати, да, похоже на Райкина. А писал, наверное, Жванецкий ему.
Ответ на комментарий Acid_Nebula # Acid_Nebula, Жванецкий - зав. литературной частью в театре Райкина и, конечно, автор многих его театральных монологов. https://sv-scena.ru/Buki/Arkadiyi-Rayikin.62.html
Agnieszka75 13-05-2019-05:51 удалить
Добротная статья на животрепещущую тему советского периода. Сфера обслуживания тогда была и на слуху, и на виду, и просилась на перо журналистов. Слащавости я не уловила, ссылки на строительство коммунизма...так мы его и правда строили в конце 60-х...искренне и с верой в победный результат, все согласно моральному кодексу строителя коммунизма... Я сначала соотнесла с Читой, улица Балябина, но Набережная слегка смутила, далековато для сворачивания... Что до самого обслуживания советского, то , честно, мало помню магазинной любезности, пожеланий приятного аппетита в столовых, даже в столице, куда катались в 70-е по нескольку раз в году. Даже в Каунасе помнится эпизод, когда мы переступили стойку продавца и подошли вплотную к полкам с одеждой, продавальщицы прокричали нам с другого конца зала: "Алё! Алё!" А вот Польша в 75-м меня изумила!! Ты так и не прочел мой польский дневник, а там много чего любопытного, подмеченного моим пытливым взором, в сравнении с нами, тогдашними. Приведу цитатой одну "картинку", набирать заново неохота, это Варшава: Да, эпизод из ресторана. Сначала нам подали селедку, которую не ем, поэтому сидела- выжидала, что последует дальше. Официантка пришла за тарелками, я отдала машинально и вилку. А нам приносят по тарелке тушеного мяса с рожками. Девчонки вилки себе оставили, а мое сидячее недоразумение теперь ждет, пока появится официант, чтоб попросить. Но в зал возвращается наша официантка и … кладет передо мной другую вилку. Пока мы ели, мое внимание привлекла сценка. Pani за стойкой (буфетчица) звала к телефону кого-то из кухни." Proszе Pani… do telefonu!” Не идет … Эту фразу она повторила раз 5-6, тем же любезным тоном, с улыбкой. Когда, наконец, нужная Pani появилась, ее встретили улыбчивыми словами, примерно так: «Зову-зову Pani, у телефона Pani ждут, а Pani нет и нет!» Виновница ответила: «O, bardzo przepraszam, kochanie!» Под этот любезный аккомпанемент я даже все рожки слопала, не заметив… Сервис...Одним кратким ёмким словом, не заковыристая наша сфера обслуживания, в которой заплутаешь... До которого нам, что тогда, что сейчас, ой, далеко... Нынешних, правда, учат любезности, но проявляется она так навязчиво и наигранно, что лучше б они стояли молча в сторонке. Статья выдержана в нужных параметрах обзорного , но живого тона. Плюсы/минусы, все присутствует, акцентирован в подробностях позитив, которому служить примером для читателей, негатив вынесен в конец, когда уже у читающего сформировано автором понимание, как нас должны обслуживать и чего мы вправе ждать, входя в магазин или предприятие общепита. И легкий налет архаичности(все-таки полвека тому...) выглядит симпатичным флером. Былое, вызывающе вполне современные думы...
Agnieszka75, В оправдание себе: полгода стажа работы в редакции газеты. Только учился осваивать новые жанры. Сейчас бы подправил стиль в нескольких строчках, выбрал бы другие слова-синонимы из неудобоваримой канцелярской лексики (типа "область обслуживания", "линии жизни нашего общества"). А твой блестящий польский дневник я читал с большим удовольствием, но, к сожалению, не все посты... Нас с тобой постоянно захватывает собственный нереализованный до конца творческий потенциал. Что касается нашей сферы обслуживания, у нас у каждого накопился за жизнь огромный и разнообразный опыт взаимодействия с продавцами и официантами. И везде он очень разный: в разных странах и городах - больших и малых. Несмотря на то, что в Сретенске и в Чите есть улицы с одинаковыми названиями, кипение жизни в забайкальской столице и в патриархальном районном центре с населением в 16 тысяч человек несравнимо. Там, где я вырос, закончил школу, получил любимую работу и профессию, я видел больше позитивного в окружающем меня мире. Таким и в самом деле был общий настрой народа накануне 50-летия Советской власти, в начале брежневского периода правления, на фоне подъёма экономики и материального благосостояния народа.
Acid_Nebula 13-05-2019-15:44 удалить
Ответ на комментарий Борис_Комиссаров # Большое спасибо, Борис, за ссылку. Прочитала с большим интересом. Сложные, конечно, отношения, возникают между творческими людьми, когда оба из них талантливы.
Acid_Nebula 17-05-2019-13:43 удалить
Ответ на комментарий Борис_Комиссаров # Борис_Комиссаров, оставлю ссылочку у себя, хоть на "Прозе" и не зарегистрирована.
Ответ на комментарий Acid_Nebula # Acid_Nebula, Сегодня 11-е произведение выложил на прозе.ру: "Размышления о службе быта" (одновременно с новыми постами на Лиру и в фейсбуке).


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Газетная проза (8). О вежливости и уважении | Борис_Комиссаров - Дневник Борис_Комиссаров | Лента друзей Борис_Комиссаров / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»