110 лет назад — в самом начале XX века — состоялся первый полет дирижабля конструкции Цепеллина Шар с жестким каркасом и гондолой впервые преодолел земное притяжение и покорил человеческие сердца Когда самолеты только искали опору в воздухе, «цепеллины» уже летали через океан В начале прошлого века так называемое «дирижабельное пароходство» вовсю набирало обороты
Во время Второй мировой дирижабли уже воевали в небе В холодную войну, в годы противостояния двух супердержав — Советского Союза и США — в воздух запускали аэростаты-разведчики
«В 1956 году страны НАТО запустили большое количество аэростатов над территорией Советского Союза, и на высоте 25-30 километров они профотографировали всю территорию Советского Союза Тогда было организовано наше предприятие», — рассказывает Виктор Голубятников, директор ФГУП «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики»
Старейшее Долгопрудненское конструкторское бюро – преемник легендарного комбината «Дирижаблестрой СССР» Его сотрудники снова взялись за старое Они точно знают: дирижабли забыты незаслуженно Сегодня здесь создают суперсовременную аэростатическую технику в тесном взаимодействии с корпорацией «Ростехнологии» и «Рособоронэкспортом»
Когда все небесные позиции, казалось бы, заняты, аэростаты вновь завоевывают небо «Нельзя сказать, что все с нуля Ну, не использовать богатейший опыт прошлых разработок и исследований – новую технику не создашь», — уверен Сергей Пензин, главный конструктор ФГУП «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики»
Линзообразный беспилотный дирижабль — новое в воздушном транспорте XXI века Управляется такой аппарат с земли: пилот маневрирует судном с помощью джойстика Со стороны может показаться детской игрушкой, однако, задачи у него грандиозные, поясняет Пензин: «Обзор, наблюдение, сканирование поверхности, телеметрия, ретрансляция сигналов»
Это скорее похоже на ателье, чем на высокотехнологическое производство Куски материи, станки, длинный стол и утюг Да, он такой — не совсем привычный — роликовый Одно нажатие — один шов Впереди — испытания секретного материала Его показали, но состав — пока тайна «Опытная модель, опытный материал На новых технологиях, на новой сварке», — говорит Виктор Голубятников
Два мощных пресса до предела растягивают ткань От натяжения материал буквально лопается Так проверяется запас прочности будущего воздушного судна Прочность задают самую большую — выдерживает? Герметичность тем более выдержит
Дирижабль-линза — мечта «уфологов» Пролетит такая над городом, и в газетах сообщат о сенсационном визите «летающей тарелки»
Пока что этот скромный двухметровый прототип несколько простоват, и для роли инопланетного гостя не подходит Однако, опробовав полетные качества на таком аппарате, конструкторы планируют создать модель побольше — 22 метра в диаметре В обозримом будущем — и до двухсот метров Такой дирижабль сможет поднимать грузы весом в несколько сот тонн
«Дискообразная форма по сечению с любой плоскостью имеет одинаковую проекцию, поэтому боковые воздействия ветра что по оси, что сбоку — везде одинаковые Имеет минимальное значение сгибающего момента, соответственно и конструкция становится легче», — объясняет Сергей Пензин
Планируется, что аэростаты будут работать на объектах Олимпиады 2014 года в Сочи По крайней мере, для милицейского патрулирования и обеспечения телекоммуникационных сервисов такой аппарат не только дешевле самолетов и вертолетов, но и значительно эффективнее