• Авторизация


Nasta Rojc 25-10-2011 17:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ЖЗЛ (НАСТА РОЙЦ. НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТОЕ ИМЯ)

Наста (Йерка Хермина Любица) Ройц
Nasta (Jerka Hermina Ljubica) Rojc


6 ноября 1883, Бьеловар – 6 ноября 1964, Загреб

[показать]

Nasta Rojc Self-Portrait 1919 г.

Хорватская художница, одна из первых профессиональных художниц Хорватии, получивших академическое образование.
Анастасия (Наста) родилась в семье известного адвоката, доктора права Милана Ройца, и была старшей из четырех детей. Хорватский художник Йосип Хохньец, работавший учителем рисования в привилегированной гимназии, где училась девочка, оказал самое существенное влияние на выбор ее профессии, поскольку считал Насту одной из своих самых талантливых учениц. После окончания начальной гимназии в родном Бьеловаре, отец отправил дочь учиться в старшие классы в частную гимназию в город Грац.




В 1890 году семья Ройц приобрела усадьбу в деревне Гудовац, в восьми километрах от Бьеловара, расположенной на речке Йесма. Окрестности усадьбы стали главным мотивом раннего творчества Насты, которая уже тогда решила стать художницей.
В 1906 году Милан Ройц был назначен секретарем по образованию и делам религий в государственной администрации Хорватии, семья с младшими детьми переехала в Загреб, а Наста с сестрой Верой осталась «на хозяйстве» в Гудоваце. Помимо живописи у девушки из обеспеченной семьи было странное желание досконально изучить сельскую жизнь. По воспоминаниям самой художницы, она «помогала выращивать кукурузу, колола дрова, жала под палящим солнцем, пока смертельно не уставала, ходила за плугом в дождь и слякоть, пасла волов и лошадей». Впрочем, эту непростую физическую работу Наста чередовала с многочисленными путешествиями, в основном, по Италии, побывав в Венеции, Падуе, Сиене, Ферраре, Равенне и Анконе.
Опять же, по свидетельству Насты, ее отец был категорически против ее желания стать художницей. Она писала: «Мой отец предупреждал меня, что искусством я не смогу зарабатывать себе на жизнь. Он пугал меня примером бедной жизни и смерти нашего кровного родственника, художника Фердо Кикереса».

Для справки:
_________________________________________________________________

Фердо (Фердинанд) Кикерес
Ferdo (Ferdinand) Quiquerez


17 марта 1845, Будапешт – 12 января 1893, Загреб

[показать]

Хорватский художник французского происхождения.
Он изучал право и одновременно брал уроки живописи у известного в Загребе портретиста и исторического художника Йосипа Франьо Мюске (Josip Franjo Mücke, 1821-1883). Принятие идеологии южных славян, выдвинутой епископом Штроссмайером, патриотические чувства художника и его романтические наклонности привели к тому, что Фердо начал заниматься исторической живописью. В 1870 году он поступил в Академию живописи в Мюнхене, где учился у Иоганна Леонарда Рааба (Johann Leonhard Raab, 1825-1899) и Карла Теодора фон Пилоти (Karl Theodor von Piloty, 1 октября 1826 – 21 июля 1886). Вскоре из-за слабого здоровья Фердо уехал в Венецию, где продолжил учебу у Помпео Мольменти (Pompeo Molmenti, 1819-1894). Вдохновленный античной историей, художник написал ряд римских ведут и картины на исторические темы. На Капри Кикерес познакомился с соотечественником – художником Исидором Красняви (Izidor Krsnjavi, 22 апреля 1845 - 3 февраля 1927), с которым тесно общался и работал. В 1875 году Фердо отправился в Черногорию, где написал портреты выдающихся военных и правящей семьи. По возвращении в 1878 году в Загреб он работал учителем рисования в средней школе. Среди известных картин художника можно назвать «Прибытие хорватов» (1870), «Коронация короля Звонимира» (1878) и «Косовская девушка» (1879).
_________________________________________________________________

В конце концов, Милан Ройц смирился с решением дочери учиться живописи, видя ее сильное желание и талант. В 1901 году Наста стала учиться в частной школе живописи в Загребе у Отона Ивековича.

Для справки:
________________________________________________________________________

Отон Ивекович
Oton Iveković


17 апреля 1869 – 4 июля 1939

[показать]

Oton Iveković

Хорватский художник.
Родился в Кланече, где и закончил начальную школу. В течение трех с половиной лет Ивекович учился в средней школе в Загребе. Кроме истории и рисования, он другими предметами пренебрегал. В 1886 году, когда его брат Кирилл пошел в школу в Вене, Отон решил поступать в Школу живописи, но у семьи не было средств на оплату обучения. Однако, юноша оказался упрямым в своих желаниях, он пошел работать и за осень и зиму заработал достаточную сумму, чтобы весной поехать в Вену. Параллельно с работой Отон брал уроки у художника Фердо Кикереса.
Прибыв в Вену, летний семестр юноша проучился в качестве вольнослушателя, и только в 1888 году стал студентом Академии искусств. До 1890 года Отон учился у профессора Кристиана Грипенкерля (Christian Griepenkerl, 1839-1916), затем перешел в класс исторической живописи к профессору Треквальду. По просьбе своего учителя Ивекович был снят с летнего семестра из-за частых споров с профессорами Академии, поскольку настаивал на своих вариантах композиции для работ. В следующем учебном году Отон перешел в класс Августа Айсенменгера (August Eisenmenger, 1830-1907). Имея большие успехи в учебе, Ивекович получил стипендию от Академии и правительства в Загребе.
По настоянию художника Исидора Крсняви и при его финансовой поддержке, Ивекович с 1892 года продолжил обучение в мюнхенской Академии у Вильгельма фон Линденшмидта (Wilhelm von Lindenschmidt, 1829-1895). Видя серьезное увлечение исторической живописью, Крсняви рекомендует талантливого студента своему другу, профессору Фердинанду Келлеру (Ferdinand Keller, 1842-1922) в Академии живописи в Карлсруэ, у которого Отон брал мастер-классы.
После завершения учебы Ивекович в 1895 году вернулся в Хорватию, где был сразу же назначен учителем рисования в средней школе. Уже в следующем году он стал преподавать в Школе искусств и ремесел (позже – Школа прикладного искусства и дизайна) в Загребе.
Увлеченный техникой дивизионизма своего коллеги Влахо Буковаца, Отон стал использовать ее в цветовой палитре плэнерной живописи и умело включал ее в свои исторические и жанровые полотна. В конце 19-го и начале 20 века Ивекович был самым известным и плодовитым историческим художником Хорватии.
Историки считают самым плодотворным периодом творчества Ивековича – с 1894 по 1900 год.
Художник оформил иезуитский костел св. Кирилла и Мефодия в Сараево и барочную церковь св. Терезы в Пожеге. В 1900 году персональная выставка художника стала частью Всемирной выставки в Париже.
В 1901 году вместе с художником Медовичем Ивекович работал над иллюстрациями к знаменитому роману хорватского писателя Марко Марулича «Юдифь».
В начале ХХ века художник активно участвует в деятельности литературно-научного и просветительского общества «Матица» (Matica), созданного в 1842 году в период хорватского национально-культурного возрождения, не только качестве члена, но и в качестве графического дизайнера. В 1903 году Ивекович написал огромное полотно, на котором изобразил основателей «Матицы», которая до сих пор висит в помещении общества в Загребе.
В 1904 году художник активно участвовал в создании художественного объединения «Лада».
Кроме того, Отон работал в качестве театрального художника, создавая эскизы костюмов и декорации.
В 1908 году художественное училище в Загребе была преобразована в Академию художеств, Ивековича пригласили туда преподавать, в Академии художник работал вплоть до своей отставки в 1927 году.
В 1910 году художника пригласили расписать православную церковь в Америке. Ивекович отправился за океан, расписал своды и стены пятнадцатью фресками, а потом совершил путешествие по американскому Западу, где зарисовывал сцены из жизни ковбоев и индейцев.
Отчет о путешествии был опубликован в 1911 году. В том же году художник вышел из Хорватской Крестьянской народной партии, в которой он был одним из членов-учредителей.
После начала первой мировой войны Ивекович стремился попасть на фронт в качестве военного корреспондента. С июня 1915 года по сентябрь 1918 года он провел на полях сражений в Галиции и Сербии, рисуя сцены военной жизни.
После войны Ивекович продал свой дом в Загребе и купил замок Велики Табор. Замок был в очень плохом состоянии, и художнику пришлось проводить капитальные ремонтные работы.
Художник прожил в замке Велики Табор до 1935 года, в 1938 году замок был продан. Последний год своей жизни Отон прожил со своим братом Альбином в родительском доме в Кланече.
Умер Ивекович 4 июля 1939 года.
_______________________________________________________________________

Вот у такого именитого педагога училась Наста. Позже, с перерывами, с 1902 по 1911 год она продолжила обучение в Свободной Школе живописи для женщин в Вене, где кроме живописи посещала класс фотографии и занималась в модельном бизнесе.

[показать]

Nasta Rojc Autoportret.

После Вены Ройц отправилась в Мюнхен, где вместе с молодыми хорватскими художниками
Йосипом Рачичем (Josip Račić, 22 марта 1885 - 20 июня 1908, Париж), Воина Бакича (Vojin Bakić), Мирослава Кралевича (Miroslav Kraljević, 14 декабря 1885 - 16 апреля 1913) и др. организовала сообщество художников под названием «Мюнхенский круг».

[показать]

Nasta Rojc Poluakt s leđa. 1907 г.

[показать]

Nasta Rojc Muљki akt s leрa.

После возвращения в Загреб, Ройц снова стала работать в студии Ивековича.
Впервые Наста Ройц публично экспонировалась на выставке Общества искусства Хорватии в Павильоне искусств в Загребе в 1909 году, где представила восемь картин маслом и пастелью, написанные в 1904 в Вене.

[показать]

Nasta Rojc Hladni posao.

[показать]

Nasta Rojc Svadba u Sv. Simunu.

С тех пор почти ежегодно, художница участвовала в выставках не только в Хорватии, но и по всей Европе: во Франции, Англии, Шотландии, Чехии, Польше и Румынии. Пиком выставочной деятельности стал 1908 год, когда в течение года Ройц участвовала в восьми выставках. После такого успеха, как ни странно, художница стала и писать, и выставляться реже.

[показать]

Nasta Rojc Autoportret.

Первое десятилетие ХХ века стало ключевым периодом развития хорватского современного искусства. И вклад Насты Ройц в это развитие был весомым. Художница писала пейзажи, сельские бытовые сцены, городские виды, портреты и автопортреты, натюрморты и анималистика.

[показать]

Nasta Rojc Crkva u Markusevcu. 1924 г.

[показать]

Nasta Rojc Pogled iz ateljea (Zimski pejzaž).

Причем, творчество художницы в разные периоды находилось под влиянием, по-моему, всех существующих направлений в живописи – академического реализма и натурализма, символизма, пленэрной живописи, импрессионизма и постимпрессионизма и даже соцреализма.
Начиная с 1918 года, в творчестве художницы стала преобладать портретная живопись.

[показать]

Nasta Rojc Pavao Hatz. 1914 г. Muzej grada Zagreba

[показать]

Nasta Rojc Portret starice.

По инициативе Насты и художницы Лины Крниц-Виван в Загребе в 1920 году был основан Клуб изобразительного искусства, в деятельности которого Ройц принимала активное участие.

[показать]

Nasta Rojc Self-Portrait with a fur hat. 1917 г.

В 1923 году в связи с болезнью художница совершила путешествие в Англию и Шотландию, откуда вернулась через два года, поправив собственное здоровье и «заболев» английской пейзажной живописью (простите за каламбур!).
Ройц принадлежала к «Загребской разноцветной школе», основанной Влахо Буковацем. В 1928 году художница уже сама стала одним из основателей Клуба женщин-художников, который стал результатом сотрудничества Насты с Международным женским клубом искусств в Лондоне.

[показать]

Nasta Rojc Na cesti.

[показать]

Nasta Rojc Sestincanka Dobar zaklon. 1928 г.

В 1928 и 1929 годах в загребском журнале «Хорватское обозрение» были опубликованы автобиография художницы и фрагменты ее писем из Англии, которые явились доказательством, что у Ройц был и литературный талант.
Особую часть творчества художницы занимают ее автопортреты. Как писал историк Пурпа Петравич-Клаич, «причиной частых «игр» художницы со своей фигурой стала возможность показать всем свое альтер-эго».
Интересный анализ дается автопортрету в образе охотника. Художница подчеркнула андрогенные особенности своей фигуры, чтобы указать на характер традиционно "мужских" черт характера, которые скрыты в каждой женщине. Пейзаж за фигурой с тончайшими оттенками света и голубоватого тона являются идеальной рамкой для гордой позы героини. Ее взгляд вызывающе направлен на зрителя, общее впечатление от сильной фигуры смягчает лишь левая рука, небрежно опущенная в карман.

[показать]

Nasta Rojc Autoportret s puškom. 1911 г.

В 1941 году, когда вся Европа «полыхала в огне» мировой войны, хорватской фашистской организацией усташей (от хорватского Ustaše — повстанцы) во главе с Анте Павеличем (1889-1959) было провозглашено пронацистское независимое государство Хорватия. Насту стали подозревать в поддержке партизан, она стала считаться человеком с сомнительной репутацией, поэтому ее дом и мастерская в Загребе были конфискованы. В июле 1943 года художницу, которой было уже 60 лет, арестовали вместе с Мэри Онслоу (75 лет) - богатой представительницей английской знати, которая руководила Англо-говорящим Обществом в Загребе и была компаньонкой Насты по домашнему хозяйству, несмотря на то, что обе женщины были больны. Правда, вскоре они были освобождены из-за недостатка улик. Художница сделала этот драматический и унизительный период нахождения в тюрьме «бессмертным», нарисовав одиннадцать небольших эскизов, сделанных карандашом на туалетной бумаге.
Наста Ройц умерла в Загребе в 1964 году всеми забытая в свой день рождения и была похоронена вместе с миссис Онслоу на евангельской части кладбища Мирогой.

В 1969 году тогда еще молодой хранитель Городского музея в Бьеловаре Желько Сабол впервые после смерти художницы организовал большую выставку работ Ройц. Среди картин были и две работы, подаренные музею художницей в 1959 году.

[показать]

Nasta Rojc Morska obala s kućom. 1953 г.

[показать]

Nasta Rojc Coast at Orebić.

Только после этой выставки стал расти интерес к имени этой талантливой и плодотворных художниц Хорватии.
В 2003 году большая галерея Городского музея в Бьеловаре стала носить имя Насты Ройц.

[показать]

Nasta Rojc Simuncan.

[показать]

Nasta Rojc Simuncanka.

Источники – Википедия, электронные энциклопедии, сайты галерей и сайт www.posta.hr.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Nasta Rojc | IrinaNeg - Мой ON LINE Дневник | Лента друзей IrinaNeg / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»