О чем говорит мертвая голова
13-12-2009 22:44
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Наверное, каждый в своей жизни был свидетелем умерщвления петуха и видел, как его отсеченное от головы тело еще долго бьется на земле или даже бегает по двору. Эту сцену, с содроганием, наблюдал и я, думая, что чувствует при этом петух, и носит ли его предсмертная агония импульсивный, как меня все заверяли, или все же целенаправленный характер.Интересная точка зрения относительно этого вопроса была высказана Эриком Хельмом в его романе «Уцелевший». Там была рассказана следующая история. Некий бродяга-викинг по имени Торбьерн, попав в ХI веке, во времена Вильгельма 1 Завоевателя, в Англию, когда она была захвачена нормандцами, сколотил шайку разбойников и пошел грабить страну. Свободная жизнь его продолжалась недолго, вскоре его с приятелями поймал граф де Монсератт и приказал повесить всех разбойников, а главарю - отрубить голову. Услышав это, Торбьерн предложил ему пари: если его тело после казни встанет и пробежит мимо выстроенных в ряд разбойников, то граф их освободит. Де Монсератт согласился, ему было любопытно, и в любом случае он ничего не терял. Викингу отсекли голову, и тело его, разбрызгивая вокруг фонтаны крови, прошло свой посмертный путь мимо восьми человек, расставленных на расстоянии пяти шагов друг от друга. Оказалось, что это повествование списано с натуры. В германских хрониках ХIУ века имеется история казни некоего Дица фон Шаунбурга из Баварии, в точности соответствующая описанному в «Уцелевшем». Смертная казнь путем отсечения головы была самым популярным видом наказания в древнем мире. Она широко практиковалась в Османской империи, Риме и средневековой Европе. Суть этого метода сводилась к следующему: осужденного ставили на колени, укладывали его голову ва плаху и мощным ударом топора или меча перерубали шейные позвонки, что, как считалось до недавнего времени, влекло за собой мгновенный шок и потерю чувствительности. Так появился миф о гуманизме обезглавливания, что отнесло эту экзекуцию к разряду самых простых и безболезненных типов казней. Наибольший размах обезглавливание имело место в разгар Великой французской революции, когда она приняла вид массового террора. Глобальная нехватка палачей и постоянно тупящихся мечей, подвела депутата Национального собрания Жозефа Гильйотена к изобретению специальной машины, которая позволяла казнить до сотни приговоренных в день, что ни одному палачу было не по силам. Машина для обезглавливания, позднее названная именем изобретателя - гильотиной, имела вид двух столбов, по специальным пазам которых опускался 16О-килограмовый нож со скошенным лезвием. Приговоренного к смерти привязывали к вертикальной панели, которая, оказавшись затем в горизонтальном положении, четко фиксировала шею на линии падения ножа. В 1789 году Национальное собрание всесторонне обсудило это приспособление для убийства и одобрило его. 20 марта 1792 года окончательная постройка гильотины была завершена, а 25 апреля того же года состоялось ее практическое применение. Новшество настолько пришлось по вкусу революционерам, что они даже брали его, наравне с порохом и провиантом, в далекие походы против непокорных городов юга. Гильотина исправно работала около двух столетий. Последний взмах своего ножа она сделала 10 сентября 1977 года, а 9 октября 1981 года, после отмены во Франции смертной казни, “ушла” в частные коллекции и музеи. В России обезглавливание осуществлялось посредством топора, пока в ХУIII веке, согласно соответствующему указу Петра I, топор не был заменен на меч. В 1917- 20 годах меч уступил место кавалерийской шашке, что сделало этот вид казни менее “гуманным”, поскольку отсечь голову с одного удара легкой шашкой было довольно непросто. Смертная казнь путем обезглавливания в 1920-30 годы широко практиковалась и в коммунистическом Китае, продержавшись на волне общегосударственного наказания вплоть до 1949 года. Сегодня этот вид наказания используют Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Йеменская Арабская Республика, в которых эта церемония возведена в ранг священных. “Я провел несколько сот казней, - хвастается главный палач Саудовской Аравии Сауд Эль Саэф, - и благодарю Всевышнего за то, что он даровал мне силы наказывать преступников за их злодеяния”. Это заявление можно было бы оставить без комментариев, если бы не тот факт, что в странах Аравии и Иранского нагорья смертной казнью караются даже такие правонарушения, которые всем остальным цивилизованным миром за правонарушения не признаются. Но еще в том же 1792 году, когда была изобретена гильотина, возникли вопросы. насколько гуманна смертная казнь через отсечение головы и что чувствует при этой процедуре сам осужденный? Первые квалифицированные исследования в этой области производились именно французскими экспериментаторами, благо голов для этого хватало. Причиной к этому послужили, многочисленные, граничащее с мистикой, сплетни, ходившие в народе, и откровения некоторых палачей, участвовавших в экзекуциях. Вот, например, сообщение некоего Легро, который угодил в тюремную камеру за несанкционированную пощечину, нанесенную голове казненной им мадемуазели Шарлотты Корде. “Вот и видно, что вы (обыватели не смотрите в корзину (по обыкновению, головы гильотинированных сваливали в плетеные корзины), когда они там все вместе; что вы не видите, как они там ворочают глазами и скрежещут зубами в течение еще пяти минут после казни, нам (палачам) приходится каждые три месяце менять корзину, до такой степени они портят дно своими зубами. Это, видите ли, куча голов аристократов, которые не хотят умирать; я не удивился бы, если бы в один прекрасный день какая-нибудь из этих голов закричала бы: «да здравствует король»
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote