|
«Второе солнце Дона»
Главный храм донских казаков, заложен в день основания Новочеркасска 18(30) мая 1805 года, сооружался около столетия. После храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге Вознесенский собор является третьим по величине православным храмом России (высота 74,6 м)
Несомненно, главной достопримечательностью Новочеркасска является «второе солнце Дона» кафедральный Вознесенский собор, заложенный и освященный еще при основании города в 1805 г. в святой праздник Вознесения Христова. Однако строительство собора по проекту архитектора Алоизия Руска началось только 1 октября 1811 г. Строил собор брат архитектора Иероним Руска. В 1818 г. братья Руска покинули Россию, и строительство собора продолжил архитектор Амвросимов (по 1825 г.). В 1846 г. при сведении главного купола собора неожиданно обрушилась часть храма. Та же участь постигла и второй вариант собора, строившийся по проекту архитектора И.О. Вальпреда.
В 1891 г. казаками было решено приступить к строительству третьего варианта Вознесенского собора по проекту академика А.А.Ященко. В 1900 г. собор вчерне построили, в 1902 г. начались художественные и деревянные работы. Летом 1904 года «второе солнце Дона» должно было быть открыто, но из-за того, что не приехал почетный гость, Император Николай II, была открыта только Покровская церковь в верхнем подвале. Здание же в целом освятили и открыли только 6 мая 1905 г.
Вознесенский кафедральный собор – третий в России по величине и красоте (после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге) – выполнен в нововизантийском стиле. Все купола его первоначально были покрыты червонным золотом, а изготовленный в Богемии главный крест – инкрустирован горным хрусталем. Благодаря этому в свете яркого солнца храм был виден на многие километры, как своеобразный маяк для верующих и страждущих.
Вес собора – 135 тысяч тонн, высота (с центральным крестом) – 74,7 м; подвальное помещение глубиной 15 метров, подземный ход из которого ведет в Архиерейский дом (ныне – Дом офицеров). На одну службу храм вмещает 5 тысяч человек. В соборе имелась уникальная отопительная система, которая ныне утрачена. Весьма интересна была и система вентиляции, позволяющая сохранить фрески и иконостасы в их первозданном виде. Мрамор для пола храма был привезен в Новочеркасск специально из Италии и Франции. На колокольне были установлены башенные часы, сохранившиеся и по сей день. Их звон, слышимый далеко окрест и сегодня отмеряет жизнь города.
Внутреннее убранство собора настолько красиво, что, начав рассматривать фрески, трудно покинуть храм. Освещаемые мириадами свечей, глядят со стен и колонн храма лики святых и апостолов. Хоры собора украшены картинами, изображающими наиболее значимые эпизоды истории донских казаков.
В Храме-усыпальнице – так называемом Нижнем Покровском храме – так же, как и в верхнем, регулярно совершаются богослужения. И священники, в большинстве своем, считают Нижний храм более теплы и уютным. Гостю Нижнего храма открывается потрясающее и завораживающее зрелище: мраморные саркофаги, хранящих останки Высокопреподобного Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города, знаменитого «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова, героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова и Якова Петровича Бакланова. Направо от усыпальницы находится просторная и светлая крестильня.
В советское время, в 30-х годах, собор закрывался. С его куполов сняли медные листы с золотым покрытием и устроили склад ГСМ. В августе 1942 г. во время оккупации собор был открыт немцами. После войны храм не закрывали, но в его огромных бетонированных подвалах хранили продовольствие: сахар, муку, зерно, солод для пивзавода. В период демократических реформ «второе солнце Дона» освободили от зерна, провели текущий ремонт в подвалах. Нарушенные в советское время могилы героев Дона были восстановлены, а останки героев были торжественно перезахоронены в них 15 мая 1993 года. В 2001 году под патронажем областной и городской администраций были начаты крупномасштабные реставрационные работы, целью которых являлось возвращение кафедральному Вознесенскому собору его первозданных величия и красоты. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию собора реставрация фасада здания успешно завершена. Оборудована система подсветки здания и проекций картин из библейских сюжетов на фасад. Теперь горожане и гости города могут по вечерам любоваться уникальным зрелищем.
Реставрация интерьеров собора продолжается. Планируется вновь покрыть купола храма червонным золотом.
К 200-летию Новочеркасска и 100-летию Собора в 2005 году проведена реставрация и сделана подсветка святыни Донской земли.
Проектор транслирует картины на библейские сюжеты прямо на фасад храма:
10 сентября 2005 года в городе Новочеркасске состоялось включение архитектурно- художественной подсветки Войскового Вознесенского Кафедрального собора. Войсковой Вознесенский собор является старейшим на Руси. Возведение его началось в 1811 году, при этом отметим, что более крупный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге начнут строить в 1818 году, а храм Христа Спасителя в Москве еще позже в 1832 году.
Чтобы оценить уникальность осветительных работ, необходимо отметить масштабы строения, так размер собора в плане снаружи составляет 62/70 метров, внешний диаметр главного купола около 21,5 метров, а высота надземной части 74,6 метров.
В проекте архитектурно-художественной подсветки собора используются приборы итальянской компании Fael Luce, с коэффициентом защиты IP65.
Проектом предусмотрено использование светильников создающих узконаправленные пучки света, а также фонарей заливного света.
Благодаря использованию в проекте заливающего света специалисты добиваются передачи общей объемно-пространственной формы архитектурного сооружения. Узконаправленные пучки света позволяют подчеркнуть элементы декора. Светильники установленные в пяти звонницах создадут эффект «лампады» - светящейся изнутри.
Уникальность этому объекту придаст проекция на фасадной части собора, выполненная с помощью оборудования австрийской компании Pani. Автоматизированный модуль смены слайдов рассчитан на 32 картины.
Проекции на библейские темы, а также использование работ мастеров фламандской живописи (Пауля Рубенса «Вознесение Христа) создаст впечатление божественного присутствия. Включение этих изображений планируется по христианским праздникам.
Подобным образом в августе 2000 года был подсвечен Храм Христа Спасителя. Проект подсветки был приурочен ко дню города Москвы.
Еще одной особенностью данного оборудования, является то, что проектор можно устанавливать под углом к поверхности, на которую производится проецирование. Мощность проектора составляет 6 кВт, что дает достаточно яркое изображение даже в сумеречный период. Специальная система оптической коррекции исправляет трапециидальные искажения, а конденсорная система объектива дает четкое и крупное изображение.
|
|
|
|