• Авторизация


Ремесла,По воле весел и ветра... 16-05-2011 11:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Первым судном восточных славян считался «кораб» - челн, сплетенный из лозы и обшитый корой и шкурами («короб» - корзина с луба или лозы). Некоторые исследователи даже считают, что слово «корабль» стало известно миру от византийцев, которые переняли его у славян, переделав на «карабос». Более совершенным плавательным средством была «долбанка» - лодка-однодеревка, которая выдалбливалась из ствола осины, вербы («вербовка»), липы («липка»), дуба («дубок»).

Долбленки, челны-«обшиванки», дубки, липки, гончаки, люнтры, келебердинки, каюки, шаланды, баркасы, фелюги, байдаки, литвины, берлины, гиляры - вот лишь некоторые названия больших и малых суден, которые в разное время под веслами и парусом скользили по днепровским водам.

На Десне есть село, которое называется Ладинкой. Поговаривают, что именно здесь в старину строили лучшие ладьи.

Последняя находка сделана на Десне  в 2001 г. ,в обрыве правого берега Десны за посадом летописного города Вщиж в Жуковском р-не Брянской обл. Конструкция этого судна наиболее сложная среди исследованных на территории Юго-Восточной Руси. Длина сохранившейся части судна - 8,8 м, корма и левый борт утрачены.  а полная длина ладьи была равна примерно 12 м

Ладья выдолблена  из цельного ствола дуба диаметром около 1 м. Внутренняя поверхность обожжена. Борта на основном протяжении разведены и укреплены гнутыми дубовыми же шпангоутами сечением 0,1 х 0,06 м.

  Максимальная ширина судна в этой части достигала 0,8 м, а ширина между бортами - 0,6 м.

. Днище в носовой части заострено, на остальной протяженности - округлое. Борта загибаются внутрь в носовой части, а в центральной - выпрямлены и раздвинуты.  Высота судна - 0,7-0,8 м, носовая часть слегка приподнята. Под кромкой борта просверлен ряд отверстий диаметром 3-4 см. на расстоянии 1-1,2 м друг от друга в зоне разведенных бортов (их прослежено 4) - крепления уключин.

Экстраполируя данные можно говорить о 6 парах гребцов.  Судно могло нести на борту 14-16 человек (включая 12 гребцов, кормчего и впередсмотрящего) и значительный груз. Радиоуглеродный анализ в лаборатории ИИМК РАН дал возраст 750 + 20 лет (Ле-6313), т.е. 1247-1279 гг. н.э. [8], [30], [31], [32].

Находка смонтирована авторами и экспонируется в Брянском краеведческом музее.

[450x311]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ремесла,По воле весел и ветра... | lensv - Духи известных брендов по доступным ценам.Украина | Лента друзей lensv / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»