Христиане всего мира отмечают через пятьдесят дней после Пасхи праздник Пятидесятница, больше известный как Троица. Между тем задолго до появления христианства люди проводили в эти дни праздничные мероприятия - торжества длились целую неделю, носившую название Семицкой или русальной.
(купалки, лоскотухи, водяницы) - в славянской мифологии существа, обитающие в водоемах.
В русалок превращаются утопленницы и некрещеные дети. Южные славяне представляли русалок красивыми девушками с длинными распущенными волосами. На севере России их считали безобразными и косматыми женщинами. Люди верили, что русалки выходят гулять на землю в русальную неделю, следующую за Троицей. В это время они представляли для людей большую опасность, так как могли защекотать повстречавшегося им человека до смерти.
Понравившихся им мужчин русалки могли завлечь в воду и утопить. Самым опасным днем считался четверг на русальной неделе. Всю неделю люди предпочитали не купаться, брали с собой полынь, выходя за околицу, так как этой травы боялись русалки. Летом, особенно ближе к русальной неделе, люди развешивали для русалок на ветвях прибрежных деревьев пряжу, нитки и венки из цветов.
На Троицыной неделе пели "русалочьи песни", а в русалье воскресенье совершали обряд проводов водных обитательниц. Одна из девушек изображала русалку, ей на голову надевали венок и с ритуальными песнопениями провожали в поле ржи. Там ее вталкивали в рожь и разбегались, как бы спасаясь от русалки. Иногда вместо девушки в роли русалки использовали чучело, сделанное из ржаного снопа. Чучело выносили в поле и оставляли на меже или же, разорвав на части, разбрасывали по всему полю.
В некоторых областях чучело топили, сопровождая это действие имитацией церковного отпевания. На юге России и в Поволжье такой обряд называли "вождение русалки". Часто русалки выполняли всего лишь карнавальные функции, наподобие Костромы, ритуальные похороны которой должны были обеспечить урожай. Первоначально русалки считались водными духами, находящимися в свите водяного.
Под влиянием христианства русалки стали восприниматься как души заложных покойников, то есть людей, умерших не своей смертью. Этим существам стало приписываться враждебное отношение к людям. Исследователи по-разному определяют этимологию слова "русалка", но большинство считает, что оно произош-ло от древних славянских языческих игрищ, которые именовались "русалии". Ф. Миклошич утверждает, что название появилось впервые на Балканах. Там происходили античные поминальные обряды - "розалии". Образ русалок всегда привлекал писателей своей поэтичностью и загадочностью. Известны произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко, где русалки выступают в качестве действующих лиц. Также к русальским обычаям относят «проводы» или «похороны» русалки. Этот обряд призван завершить праздник и символизирует избавление села от нечистой силы. Особенно был распространен этот обычай у восточных славян: в южнорусских областях и восточном Полесье.
В последний день русальной недели или в понедельник Петрова поста девушки выбирали из своей среды «русалку». Ее наряжали в зеленую одежду, украшали ветвями и венками, а потом вели ряженую за пределы села. Местом обряда могло быть ржаное поле, кладбище или место у реки. Там с «русалки» срывали венки и бросали их в воду, в костер или за ограду кладбища, в зависимости от того, где проходил ритуал. После этого участники разбегались с места проводов, чтобы русалка не догнала и не навредила. В некоторых областях роль русалки исполнял специально выбранный для этого юноша, наряженный в венки из веток. Русалок можно было прогнать и другим способом: в ночь молодые люди бегали по полянам с помелами и, размахивая ими, кричали «Догоняй!». Русалки пугались и уходили из деревни. А наутро их неограниченная власть и вовсе заканчивалась - на рассвете уже без опаски можно было заходить в воду.
Сегодня многие языческие традиции эволюционировали в одобренные церковью ритуалы: поминовение душ покойных, украшение жилищ и дворов зеленью, особенно березовыми ветвями. Долгое время церковь яростно преследовала тех, кто отправлял старинные обычаи с плясками и хороводами, но постепенно старые традиции наполнялись новым смыслом и преследования хороводов прекратились. Сегодня христианство и возрождающееся язычество могут спокойно сосуществовать рядом, беда только в том, что многие традиции уже утрачены, возможно, безвозвратно.