Ковчег завета, таивший в себе могущество.
Официально из иудейских преданий – это короб для хранения скрижалей с заповедями, а так же манны и посоха Аарона. Но очень странно, что прикасаться к нему было нельзя.
В древнем Израиле, согласно описанию в книге Шмот (Исход), Ковчег представлял собой ларец из дерева акации, в котором, как считается, находились скрижали Завета. Ковчег есть место присутствия Бога среди людей, при этом, в самой торе Элогим запретил изображать его под страхом вечного проклятия, и даже Моисею показывал себя со спины. А доступ к содержимому ковчега имели лишь двое - Моисей и Аарон. Возникает вопрос: что же такое хранилось в ковчеге, чего нельзя было видеть другим, и что так тщательно скрывалось от посторонних глаз и было доступно разве что особо избранным?
При переходе по пустыне, только священное колено Левитов могло носить Ковчег Завета на специально изготовленных для этого шестах. Было строжайше запрещено прикасаться к Ковчегу и заглядывать под крышку, чтобы не умереть. О том, что евреи ушли из Египта во время эпидемии бубонной чумы, пишет в своей «Истории» и александрийский историк Апион: "Шесть дней находясь в пути, они (евреи) заболели бубонами" [6].
Но случалось так, что и среди законных владельцев Ковчега бывали жертвы. Однажды погибли 70 молодых людей, которые поддались греховному искушению и заглянули в ящик (Первая Книга Самуила, или Книга Царств, 6-19). Очевидно, Моисей знал о подобной опасности. Поэтому шатер с Ковчегом никогда не помещали в центре лагеря, как следовало бы, учитывая его священность, но всегда вне круга палаток, причем обслуживали его люди в специальных костюмах (Исх. 33-37).
В кабалистической книге иудейского мистика 16-го века Исаака Лурии Зоар (Сияние), поясняется, что в ковчеге было изображение Элогима, и кто смелился в него заглянуть, того охватывал ужас и шок, подобно сэру Генри из собаки Баскервилей, а далеко не священный трепет. Оказывается, содержимое ковчега представляло собой нечто ужасное, что трудно себе вообразить.
Когда Филистимляне захватили ковчег у побежденных Израильтян, то вначале рассматривали это как победу над Богом Израиля. Ковчег был унесен как трофей и помещен сначала в Азоте, потом в Гефе, а после него в Аскалоне.
Первое упоминание об эпидемии чумы относится к 1200 году до новой эры, когда она свирепствовала среди филистимлян. Сведения об этом содержатся в Библии в Книге Самуила. В тот год филистимляне победили армию кочующих евреев при Авен-Езере, захватили Ковчег Божий и с триумфом доставили его в средиземноморский город Азот.
Но их триумф вскоре был омрачен. «И отяготела рука Господня над Азотянами, и он поражал их и наказал их мучительными наростами в Азоте и в окрестностях его», - читаем в первой книге Самуила, главе 5, стих 6.
Описание позволяет сделать вывод о том, что армия филистимлян была поражена бубонной чумой. Как бы то ни было, взяв Ковчег Божий, филистимляне прихватили и чуму.
Стремясь избавиться от опасного ковчега, они переправили его дальше, в город Геф, а оттуда - в Аскалон. Избавившись от ковчега, жители Азота все же на избавились от бедствия, которое пришло с ним.
Филистимляне решили как можно быстрее избавиться от трофея, приносившего несчастья, и отдали его иудеям обратно.
Но чума следовала за ковчегом. Охваченные ужасом, филистимляне установили Ковчег Бога Израилева на колесницу, запряженную двумя только что отелившимися коровами. Если коровы доставят ковчег к пограничному еврейскому городу Вефсамис, думали они, значит Бог Израилев действительно покарал филистимлян.
Коровы действительно доставили ковчег на поле вефсамитянина Иисуса и остановились там. Израильтяне обрадовались, но их радость была недолгой. У Самуила описывается дальнейшее продвижение чумы: «И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в Ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим» (глава 6, стих 19).
Итак, после счастливого возвращения Ковчега от филистимлян «прибыли жители Кириат-Джераима, взяли Ковчег Ягве и внесли его в дом Абинадаба на холме. Елиазара, сына его, посвятили, чтобы хранил Ковчег Ягве. Со времени прибытия Ковчега в Кириат-Джераим прошел долгий срок в 20 лет» (Первая Книга Самуила, 7, 1-2). Только после изгнания врагов царь Давид вспомнил о нем.
Он строил новую столицу, которая должна была стать и религиозным центром государства, а значит, местом хранения символов древних традиций. И тогда царь с 30000 воинов отправился в Кириат-Джераим.
Утром Ковчег был торжественно вынесен из дома Аминодава и помещен на новую повозку, специально для этого изготовленную. Повозка была запряжена волами, а два сына Аминодава – Ахио и Оза – сопровождали ее. Ахио вел волов, а Оза шел рядом с повозкой. За Ковчегом следовал Давид со своими приближенными. Играла музыка, слышалось пение множества голосов. Огромная процессия, ликуя, шла по холмам и долинам к Святому граду. Когда проходили мимо гумна Нахонова, повозка неожиданно накренилась, Ковчег начал падать, и Оза кинулся поддержать его. Когда он прикоснулся к нему, то был поражен чем-то и вскоре скончался: «Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение» (2 Цар. 6: 1–8). Скорее всего не были соблюдены правила техники безопасности, о чем Аминодав и первосвященник с левитами даже не догадывались. Возможно, в суете Ковчег плохо изолировали; когда он накренился и начал падать, его покрытие было нарушено. Похоже, что к этому времени сведения о правилах транспортировки Ковчега были утеряны.
Внезапный страх охватил всех. Давид также был потрясен происшедшим и, понимая, что будет небезопасно держать Ковчег у себя, решил оставить его на месте происшествия. Для этой цели поблизости подыскали дом, владельцем которого являлся Аведдар Гефянин. Аведдар, хотя и с трепещущим сердцем, был вынужден принять священный символ (2 Цар. 6: 8–11).
В Иерусалиме состоялся совет, на который Давид пригласил первосвященника Афиафара с левитами. Были опрошены все люди, владеющие хоть какими-то сведениями относительно Ковчега, изучены все материалы и устные сказания со времен Моисея. Проанализировав все это, совет составил инструкцию, возродив древнюю традицию, связанную с Ковчегом. Согласно инструкции Ковчег следовало тщательно изолировать специальными чехлами. Никто, кроме священников, потомков Аарона, не должен был прикасаться к нему или даже смотреть на него, когда он не покрыт. Переносить его могли только левиты, ведущие свой род от Каафа, обязательно на шестах, вставленных в кольца, и только на руках или на плечах. После того как еще раз уточнили все правила транспортировки, было принято окончательное решение о переносе Ковчега в Иерусалим.
Через три месяца Давид вновь собрал приближенных и вождей у дома Гефянина. Присутствовало множество народа. На этот раз, обращая внимание на каждую деталь, соблюдая все инструкции, левиты, одетые в специальные одежды, тщательно изолировали Ковчег. С благоговением возложили его на плечи собранных потомков Каафа. Длинная процессия взволнованных людей двинулась вперед. Для страховки по распоряжению Давида через каждые шесть шагов приносили в жертву «тельца и овна». Все обошлось благополучно, постепенно страх и ужас уступили место радости и веселью.
Есть еще одна древняя легенда, в которой говорится, что по ночам левиты выносили Ковчег на городские стены и первосвященник Азария откидывал полог со стороны, обращенной к врагам. Эта процедуры напоминала облучение. Конечно, в то время люди, возможно, не понимали этого процесса, считая, что таким образом Господь помогает им в борьбе с язычниками. Вероятнее всего, это только легенда, иначе, имея такое оружие, Иерусалим был бы неприступным городом, но история свидетельствует о другом.
Ассирийский царь Синнахериб, узнав о союзе Иудеи с Египтом, быстро собрал войско и в 681 г. до н. э. (по другим данным, в 688 г. до н. э.[41]) неожиданно напал на Иудею. Захватывая города и крепости, Синнахериб подошел к Иерусалиму. Свой лагерь он поставил у города Лахиса, недалеко от столицы.
Уже вскоре после начала осады в ассирийском войске появились признаки массового заболевания (эпидемии). Что это была за болезнь, сказать трудно. Одни исследователи предполагают, что это была одна из разновидностей лихорадки, другие – что чума.
«Пошел Ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» (4 Цар. 19: 35), «и он истребил всех храбрых, и главноначальствующего, и начальствующих в войске царя Ассирийского» (2 Пар. 32: 21).
Помимо своего действия в качестве оружия массового поражения (что отображено, например, в том месте библейского повествования, которое говорит о временном пользовании Ковчегом филистимлянами) Ковчег также имел такие свойства, как способность сравнивать холмы с равниной по пути своего следования, или отсутствием физических характеристик при нахождении в Святая Святых.
Многие верят, что ковчег цел и поныне, и заключенные в нём силы всё ещё ждут своего часа....
https://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейские_погромы_во_время_чумы
* А. Мицкевич "Альпухара"