Буду завтра сдавать конспект урока по Методике преподования русского языка в школе на уроке. Урок буду представлять для шестиклассников. Надеюсь, что урок будет не очень провальным. Показывала маме Нади (она работат учительницей) свой урок. Она сказала, что он не плохой и добавила свои комментарий. Итак, мой урок для шестого класса.
План урока
I.Оргмомент.
II.Подача нового материала.
1. Учитель диктует ряд прилагательных, ученики записывают их. Один из учеников записывает на доске. Потом - проверка.
2. Слово учителя о том, что не все сложные прилагательные пишутся оди¬наково.
3. Раздаются карточки с таблицей. Дети переписывают таблицу в тетрадь.
4. Разбор с учениками таблицы и разъяснение непонятных моментов.
III.Первичное закрепление.
1. Преподаватель читает стихотворение-подсказку.
IV.Закрепление материала.
1. Закрепление материала. Ученикам выдаются карточки с упражнениями. Они также делаются на доске учениками.
2. Проверка заданий.
V.Домашнее задание.
Ход урока
I. Оргмомент (на доске – дата, тема урока).
II. Подача нового материала.
1. Красновато-бурый, бледно-изумрудный, глубоководный, остролистый, головокружительный, бледно-лиловый, зо¬лотисто-серый, северо-восточный, горько-соленый, унтер-офицерский.
2. Учитель рассказывает о том, что сложные прилагательные могут пи-саться через дефис или слитно.
3. Для объяснения правил написания раздельного и дефисного написания сложных прилагательных детям раздается карточка с табличкой.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных1. Задается ряд вопросов:
Что вам непонятно в таблице?
Можете ли вы сами привести примеры?
III. Первичное закрепление.
Чтобы выяснить, как дети поняли, учитель читает стихотворение, а ученики внимательно слушают и выписывают сложные прилагательные, потом объ-ясняют, как написали и по какому правилу:
Тёмно-русый паренёк
Шел на северо-восток
Так он к вечеру устал,
Что лимонно-желтым стал,
Но зато успел понять,
Где в словах дефис вставлять.
Будешь помнить наш урок
В школе скажет педагог:
«Этот парень – голова!»
(Выписываются темно-русый, северо-восток, лимонно-желтым.
Дети могут сделать ошибку и выписать северо-восток как прилагательное.
Следует задать вопрос: Какой частью речи является северо-восток?
Примерный ход рассуждения ответа:
Существительным: от него можно образовать сложное прилагательное – се-веро-восточный, которое будет писаться через дефис).
IV. Закрепление материала.
1. Для закрепления материала даются карточки со следующими упражне-ниями:
1. Написать через дефис или слитно прилагательные и объяснить почему именно так.
Восточно/Европейская равнина, хлопчато/бумажные ткани, тата-ро/монгольские орды, живописные пейзажи, селько/хозяйсвенная техника, вагонно/ремонтный завод, русско/немецкий словарь, древне/русский язык, бело/крылая бабочка, временно/опасный путь.
2. Найдите в тексте сложные прилагательные. Объясните их правописа-ние. Озаглавьте текст. Что вы вложили в свое название: тему или идею (ос-новную мысль) текста?
Научитесь находить чарующую красоту в окружающей жизни. Полюбуй-тесь на вечернее солнце, когда в небе вспыхивают и постепенно меркнут (багрово) пепельные краски заката. Всмотритесь в ясный день в (нежно) ро-зовые облака, в дождливый - в (черно) свинцовые тучи. Вы восхищаетесь щедрым разнотравьем цветущего луга. В морозные дни вглядитесь в (сказоч-но) причудливые узоры на окне, сверкающие в лучах зимнего солнца. А как величествен безбрежный простор моря! Как чудесны тона морской глади - от (светло)лазурного до (темно) синего.
2. Упражнения выполняются по очереди учениками в тетради и на доске. Проверяются.
V. Домашнее задание.
1. Выучить теорию.
2. Подобрать к каждому правилу по 3-4 примера.
3. Ученики на дом списывают третье упражнение.
Запишите данные слова словосочетаниями "прилагательное + существительное". Объ-ясните написание сложных прилагательных.
Образец. Завод по ремонту вагонов – вагоноремонтный завод.
Завод, где строят корабли; река, по которой ходят суда; район, где разводят хлопок; предприятие, где перерабатывают нефть; рабочие заводов и фабрик; страны, расположен-ные на юге Америки; поход в десять километров; монета в две копейки.
При подготовке урока был использовано уч. пособие Штоль А. А. «Рус-ский язык в таблицах: учебно-справочное пособие – 4- изд., испр. и доп. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. – 160 с. Использовано в пункте 3 и 6.