Наверное, увидев заголовок, читатель подумает о музыкальной субкультуре, предполагающей экстравагантный внешний вид современной молодёжи. Это направление названо английским словом "punk", что в переводе значит "гнильё, чепуха" или даже "паршивец". Но нет, в нашей статье речь пойдет о традиционной культуре Русского Севера, её истории и загадках.
В старину в нынешних пределах Карелии, Поморья, Новгорода, на Ояти и Ладоге, словом "панки" назывались деревянные куклы, вырезанные из цельного куска дерева. Разнообразные человеческие фигурки ― вот что собой представляли панки.
Изначально северные куклы -панки, вероятнее всего, были языческими идолами и предназначались для ритуалов языческой магии, но даже с приходом на северные земли православия они сохранили свою архаичную форму и значение. Для их изготовления брался небольшой чурбанчик (березовый или сосновый) и выдерживался в тепле 10 дней, затем с него убирали сучки, обтесывали, добиваясь гладкой поверхности...
Чаще всего панки имели столбоватые фигуры, круглую или конусообразную голову с плоско стесанной лицевой частью, допускалась скупая отделка орнаментом (в технике резьбы, выжигания раскаленным железом). Впрочем, в некоторых местах, например на Кольском полуострове, встречалась и плоская форма, если из предназначенного для куклы чурбанчика топором вытесывали дощечку. В этом случае на доске чертили силуэт панка, а затем выпиливали его.
Черты лица у нее в старину либо отсутствовали, либо едва намечались впадинами и врезами. Так мастера поступали вполне сознательно: тем самым обеспечивалась защита от вселения в куклу чужих злых духов , которые, по языческим поверьям, могут проникнуть через глаза, рот, нос и уши. И ног у такой куклы не было: чтобы не ожила и не сбежала, а верно служила своему хозяину, который одновременно считался ее подопечным..
Когда надо было избавиться от какой-то напасти, обережную панку брали в руки, трижды поворачивали против часовой стрелки, приговаривая при этом: "Отвернись злом, повернись добром". Особенно широкое распространение имел женский образ (баба), олицетворявший Богиню Мать, основу жизни, кладезь ее силы и здоровья. Выбросить или проявить небрежность по отношению к кукле считалось не допустимым. И даже после смерти личная обережная панка отправлялась вместе со своим хозяином или хозяйкой в загробный мир.
Любопытно, что в северорусской традиции символическое участие предков в общей семейной трапезе в определенные календарные даты обеспечивалось установлением на столе так же кукол-панков. В остальное время они хранились за иконами на божнице.
В далёком прошлом пришла в дома жителей Русского Севера кукла-панок, так давно, что никто уже и не помнит, когда и откуда она взялась. Откуда же её корни и что означает странное название, напоминающее русскому человеку о Литовском нашествии 1612 года и шляхте Речи Посполитой?
На эти вопросы может ответить история и сравнительная этнография, которая неплохо дополняет историческую науку, в особенности там, где ощущается недостаток в прямых исторических данных.
На нашем Севере от Верхнего Поволжья до Белого моря и Урала широко распространены географические названия — Панщина, Паны, Панки, Пановы могилы, Пановы горы, обозначающие древние курганные группы и городища. Но Паны, Панки в приведенных названиях не связаны с нашествием в Московию литовцев в ХVII веке, как это иногда объясняют местные жители. Курганы и городища существовали задолго до Смутного времени литовской интервенции и принадлежали финно-угорским народам ― чуди, мери, муроме и другим исконным жителям Севера и Северо-востока европейской части России. Ивановские историки-краеведы А.В. Яблоков и К.Е. Балдин объясняют происхождение географических названий Паны и Панки взаимодействием пришлого славянского и коренного финно-угорского этносов в ХI-ХIV веках .
В свое время российский этнограф и археолог Алекса́ндр Ива́нович Кельси́ев писал: «Меня давно занимало широко распространенное название курганов: Паны, Панки, Панские или Пановы могилы, равно и обилие деревень с такими же названиями в местностях, где встречаются курганные кладбища. В подмосковных местностях эти названия можно было бы объяснить присутствием литвы, но употребление для курганов того же названия даже в Олонецкой и Архангельской губерниях, где литва никогда не была, заставляло предполагать в звуке «пан» нечто иное. У исчезнувших языческих инородцев это слово не означало ли кладбища, смерти предка, покойника, загробного мира и т.п.?»
Кельсиев обратился к петербургским финнологам с вопросом: что означают слова с корнем пан в Угорских и Урало-Алтайских наречиях России ? — и получил подробный ответ, в котором, между прочим, было сказано, что по-веськи или по-чудски, слово панен значит класть, полагать, а пангед – могилы; по-корельски, панан – хоронить; по-мордовски: 1) у Мокши, панда значит холм, курган, могила, 2) у Эрзи, пандо – гора, могила, холм и т.п.
Панами на вышеозначенной территории называлось и древнее финно-угорское население. Следует вспомнить, что во Владимирской и соседней Костромской губерниях издавна существовали легенды о неких Панах, Панках, оставивших после себя курганы-захоронения и городища. Местное русское население сохранило память о них.
Например, в д. Гусарниково Ростовского уезда во втор. пол. XIX в. этнографом А.А. Титовым было записано сказание о располагавшихся в окрестностях этого селения курганах «Панские могилы». По преданию, здесь когда-то жили «паны», относившиеся враждебно к местному населению: «одноглазые, одноногие и однорукие великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с Гусарниковского городища на Дебольское, бегали, взявшись цепью за руки, от городца до городца в три минуты, от народа жили особняком; насыпали городища, а под ними ходы рыли, где и хранили клады; они сильно обижали народ и принуждали его прятаться в леса. С течением времени, число панов становилось все меньше и меньше».
Есть мнение, что легендарный «пан» — это искаженное «пам». Пам, по верованиям народа коми, человек, обладающий большой волшебной силой, могущий повелевать стихиями и «лесными людьми». По языческим поверьям Памы обладали бессмертием и им повиновались духи. Когда паму требовалось, он зычным голосом сзывал духов, они слетались к нему и рассказывали о мирских делах. В житии Стефана Пермского описывается словесный поединок Стефана с коми «сотником» Памом. Здесь Пам — патриарх, верховный жрец древней религии коми. Таким образом, в северных преданиях о «панах», вероятно, присутствует и слой преданий о древних чудских волхвах — «памах».
При всей своей фантастичности и запутанности сказания о панах безусловно содержат зерно исторической истины. За этими преданиями кроятся глухие, частичные намеки и обрывки воспоминаний и сказаний местного населения о своих языческих предках. Вероятнее всего , чудь, меря и другие древние финно-угорские народы, часто называемые «чудью белоглазой», в реальности никуда не исчезли. Они со временем просто обрусели, став ярославцами, архангельцами, вологодцами, костромичами. Приняли православие и вместе с ним славянский язык, сохранив во многом свою этническую культуру и память о предках в форме сказок и легенд.
В северных сказаниях есть легенды о «зачарованных кладах», непосредственно связанных с чудью или панами. Именно к временам чуди относят «начало кладов». Как утверждают легенды, когда началась новгородская колонизация Севера, то «чудь в землю ушла, под землей пропала» оставив после себя множество курганных могильников. По рассказам, чудь закапывалась так: выкапывали яму, ставили по углам столбики, делали над ямой крышу, сверху засыпали землей и камнями, потом сходили в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибали. В этих чудских могильниках археологи бывает находят и деревянные ритуальные куклы, так похожие на русские куклы-панки…
Но всё же, какова связь северных ритуальных кукол-панок, чудских панов и их аналогов, находимых в пановых могилах? Помните, что в северорусской традиции в определенные календарные даты предки в виде ритуальных кукол-панков принимали символическое участие в общей семейной трапезе? Этот русский обряд сильно напоминает языческие верования современных родственников средневековой «чуди белоглазой» — хантов и манси.
Древний культ куклы - вместилища души умершего, как мы видим на примере русских потомков «чуди белоглазой» и современных хантов и манси, вероятнее всего, составлял основу общего культа предков и домашних божеств у всех древних народов финно-угорской группы.
И еще о панах написал .Ф.В.ПИМЕНОВ в книге ВЕПСЫ
Москва-Ленинград: "Наука", 1965:
"Особый интерес вызывают предания о «панах». Укрепившееся представление, будто они повествуют лишь о событиях начала XVII в. (польско-литовская интервенция, «смутное время»),240 неверно. В рамках этого цикла выделяется заметный слой, в котором «паны» обрисованы не как враги, а как почитаемые предки (обычай поминания вепсами «панов», празднование «Киселева дня» и пр.). Кроме того, не исключено, что это слово, получившее в русской передаче вид «паны», «панки», первоначально было связано с некоторыми деталями похоронного обряда аборигенного населения (ср. вепсск. panda 'положить', финск. и керльск. раnnа в том же знач., вепсск. maahapanda 'хоронить'; mahapanend 'похороны', финск.-савакот. mahapanjaiset в том же знач.). Другой подцикл действительно посвящен патриотической теме борьбы с захватчиками (легенды о «панском озере», «девичьем острове» и т. д.). Не исключено, наконец, и то, что здесь нашли воплощение и социальные противоречия эпохи, эпизоды борьбы крестьян со своими феодальными угнетателями.
Прослеживая типологические особенности «панского» цикла и его ареал, можно заключить, что эти предания также связаны с вепсско-карельской и, бить может, мерянской культурными традициями. Немаловажный довод в пользу этого состоит в том, что предания о «панах» самым тесным образом приурочены в народном сознании к определенным археологическим памятникам, чаще всего — в пределах бывшей Олонецкой губернии — к курганным могильникам приладожского типа."
ПАН м. южн. зап. барин, боярин. Жили себе пан да панья, сказ. Он живет паном, хорошо, в достатке. Панок, полупан, небольшой. | Паны, в разн. русск. губ. ляхи и литва, переселенные в давние войны, в виде ссылки. | Панки, забытые потомки мордовских Князей, как мурзы у татар. | Панок, перм. вят. свинчатка, гвоздырь, бабка или козна, налитая свинцом, боек; в Словарь Академии ошибочно названный папок. | Кур. корытце для рубки в нем мяса? см. панка. | Панки мн.сиб., почти исчезнувшие лубочные картинки, богатырские, балагурные и все вообще, кроме духовных. Паныч, барченок; холостой барин; паненка, барышня, девица; пани(я), барыня. Панство, состоянье пана, барство. Пановать, панствовать, барствовать, жить барином. Панованье ср. панское житье. Панствуй и барствуй, до поры и времени. Панщина южн. панчизна зап. барщина, работа на помещика. Панщины не переработаешь. И на том свете будет панщина: станем под панов дрова подкладывать. Паново добро, барина; панское слово, барское. Панской товар, красный, аршинный, фабричные ткани. Панские ряды. Панские чулки, олон. вязанные на пяти прутках или спицах, для отличия от крестьянских, вязаных на одной. | Панской, твер. о вещи, щегольская, на барский лад сделанная; зап. южн. вообще барский. Не диво, что у пана жена хороша! Сегодня пан, а завтра пал (или завтра пропал). Дома пан, а в людях болван. Или пан, или пропал. Полон чан, так сам себе пан. Был и пан, да пропал. Не велик пан, перелезешь и сам. Богат Иван - богат и пан. Зажить бы паном - все придет даром! Лихо зажить паном - все пойдет даром! Пал пан на воду, сам не потонул и воды не помутил ( лист с дерева). Все паны скинули кафтаны (жупаны), один пан не скинул кафтан? лиственные деревья и сосна.
Овладев устьем Оки, владимирский великий князь Юрий Всеволодович поневоле должен был продолжать покорение земли мордовской . Почти каждый год ходили русские полки в Мордву, опустошали их селения, сожигали и травили скотом засеянные
В эпоху монгольского владычества Мордва жила по-прежнему, занимаясь звероловством в дремучих лесах своих, хлебопашеством на расчищенных среди этих лесов полянах и бортевым пчеловодством;
В то же время, то есть в половине XIV столетия, другое племя Мордвы, мокшане, подверглось сильному влиянию татар. Во время возникших в Орде междоусобий мурза Тагай из Бездежа завладел Мордвой, жившею в нынешней Пензенской губернии, и утвердился в городе Наровчате. Таким образом произошла „Наровчатская орда", состоявшая собственно из мокшан.
Другие мокшане, жившие от Наровчатской орды далее к западу, также подпали под власть особых татарских владетелей. Подчиненные прежде рязанским князьям, имевшим свои крепостцы в
"Умер, умер Великий Пан!" - этот вопль уже прозвучал из края в край по всей опечаленной и потемневшей земле богов, по волнам , омывающим светлый берег Лесбоса. Но для нас, людей 19 века, ожидающих в сумерках нового, еще неведомого солнца, предчувствующих, что Великий Пан, умерший пятнадцать веков тому назад, скоро должен воскреснуть... (Д.С. Мережковский. Предисловие к "Дафнису и Хлое").
Несколько могущественных богов и богинь Греции никогда не включались в состав двенадцати олимпийцев. Например, Пан — скромное божество, влачил свои дни вдали от городов в Аркадии.
Происхождение Пана является весьма темным. Считается, что Пан был сыном Гермеса и нимфы Дриопы (по другим мифам, Зевса и аркадской нимфы Каллисто, Зевса и нимфы Ойнои, Зевса и нимфы Гибрис).
По одной из легенд, Пан был сыном жены Одиссея Пенелопы, которую Гермес посетил в образе барана. По поздней версии, Пенелопа родила Пана от всех женихов сразу, которые ухаживали за ней в отсутствие Одиссея.
Cудя по облику Пана и его древности как мифологического героя, более логичной представляется версия о том, что матерью Пана была божественная коза Амалфея, вскормившая своим молоком ребенка-Зевса, который скрывался на Крите. В таком случае Пан оказывается столь же древним божеством, что и сам Зевс. Это же утверждает еще одна версия происхождения Пана: как сына Крона и Реи.
[показать]
Нимфа Адрастея кормит маленького Зевса из рога козы Амалфеи. Сзади Зевса стоит маленький бог Пан играющий на свирели. Пан родился покрытым волосами, с рогами, с козлиными копытами, кривым носом, с бородой и хвостом. Мать Пана, испуганная видом младенца, бросила его, но ребенка подобрал Гермес и отнес на Олимп. Ребенок рассмешил богов, понравился им, был принят в их число и получил имя Пан, что значит: "понравившийся всем". Мифом о рождении Пана пытались объяснить происхождение имени бога от греческого слова "пан" — "всё" (народная этимология). На самом деле имя Пана, по-видимому, связано с индоевропейским корнем "па" — "пастù". Пан почитался как покровитель пастухов, охотников, пчеловодов и рыболовов.
[показать]
[показать]
[528x317]
[показать]