Это цитата сообщения
Jiva108 Оригинальное сообщение
Западное слово ПСИХЕ можно соотнести с ЧИТТА. Аюрведическая психотерапия имеет много аспектов для восстановления умственного здоровья и помощи в духовной жизни. Аюрведа – это прикладная (не основная) ведическая наука и не является духовной практикой. Однако дает возможность ей заниматься. Духовная практика лечит все, но, так как люди в нашем регионе не имеют твердой воли ей заниматься серьезно, то всегда требуется внешняя помощь.
Мы начинаем с консультаций и рассмотрим лечение различных аспектов сознания. Затем последует Аюрведическое знание о впечатлениях и как их менять, дабы улучшить наши функции ума, когда нарушены (а это есть у всех).
Будут рассмотрены внешнее лечение: диета, растения, а так же внутренние методы: в основном сенсорные техники цветов, камней и ароматов, мантры, которые есть самое важное в Аюрведе средство изменения сознания. Так как эти методы очень многообразны, мы продолжим их разбор на следующей сесии так же, поскольку это все очень практично.
Аюрведическая консультация и изменение поведения
Общение – это наша основа, а так же основа того, кем мы хотим стать. Мы не существуем изолированно, а так же не можем расти в стороне от культурной среды которая нас содержит. Ум сам по себе в первую очередь устройство для коммуникации, не только для внешнего общения с другими людьми, но для внутреннего общения с истинным я и сверхдушой. Это важность общения расширяется так же на сферу лечения.
Консультация астролога наверно самый важный инструмент психологического лечения. Однако Аюрведа считает, что это должна быть не просто беседа или обсуждение за чаем, а директивой к действию. Консультация должна проэкзаменовать причину психологического дисбаланса и определить, как его исправить. Никто не хочет продолжать оставаться в модели поведения, которая, он знает, болезненна. Но чтобы захотеть менятся, нужно понять болезненную природу нашего неправильного поведения. Консультация должна быть процессом обучения в котором пациент приходит к пониманию разных аспектов своей природы: хороших и нездоровых и как их исправить для наилучшего самочувствия.
Аюрведическая консультация делится на 4 главных части:
1. Физические факторы – диета, растения и упражнения
2. Психологические факторы – впечатления, эмоции, мысли
3. Социальные факторы – работа, отношения, хобби
4. Духовные факторы – йога и медитация (духовная практика)
Физический и психологический дисбаланс усилят друг друга. Психологический дисбаланс включает личные и социальные проблемы, типа проблем карьеры и трудностей во взаимоотношениях. Духовные факторы – это главные средства решения любых ментальных проблем, так как только высшее сознание имеет силу дать мир уму, который по природе изменчив и нестабилен. Поэтому Аюрведическая психология занимается 4 уровнями лечения.
1. Доши –балансирование вата, пита, капха
2. Жизненные сущности – укрепление праны, теджаса, оджаса
3. Впечатления – гармонизация ума и чувств
4. Сознание – нормализация функций сознания
В начале аюрведа работает с балансом дош через соответствующие физические методы: диета, растения и упражнения. Основные книги по Аюрведе и все, что мы проходили ранее, относится сюда. Эти методы затрагивают психологические состояния больного.
Далее Аюрведа работает по усилению жизненной энергии через пранайаму и схожие техники.
Затем Аюрведа работает по укреплению ума и чувств, дабы способствовать правильному приему впечатлений. Это достигается разными сенсорными терапиями. В основном мы остановимся на цветах и ароматах, так как для янтр и мантр нужно пройти курс по основам Джйотиша.
И наконец, Аюрведа работает по увеличению саттвы в сознании посредством принципов духовной практики, мантры и медитации.
Аюрведическая консультация очень практична и включает в себя различные предписания для изменения жизни. Посещение такого специалиста значит начало реальной работы над собой, которая происходит медленно, шаг за шагом, под руководством. Оно образовательное по природе. Доктор помогает пациенту понять, как работает ум и тело, чтобы правильно их использовать. Для этого нужно собирать пациентов и проводить им политзанятия. Пациент – это студент, а терапия – процесс обучения. Аюрведа смотрит на больного не как на полхого человека, а как на ученика, которого пока не научили как пользоваться умом.
Правильное общение – ключ к ментальному здоровью
Кто мы в психологическом аспекте – это результат того, как мы взаимодействуем с нашим окружением. Если хочешь узнать , кто ты есть, посмотри на близких людей, а так же на тех, на кого ты тратишь большую часть времени. Ум построен впечатлениями, полученными через чувства, самое важные из которых приходят из нашего общения.
Сам по себе ум, начиная от внешнего и кончая внутренним – социальная сущность и следует коллективным моделям. Он состоит из мыслей, обусловленных определенным языком, используемым в социальной части нашей жизни. Даже Штирлиц думал по русски. Ум отражает наши взаимоотношения с другими людьми, начиная с родителей. Ум это запись нашего общения, включающая не только людей, но всех живых существ с которыми мы общаемся. Наш глубокий ум обусловлен природой нашего общения, которая создает самые сильные импульсы (самскары) с которыми мы имеем дело в нашей модели поведения постоянно. Если заглянуть в сердце, то тот кто мы есть определяется нашим самым близким общением.
Аюрведическая психология подчеркивает правильное общение для гарантии психологического благополучия. Нужно всегда держать себя в хорошей компании. Нужно общаться с теми, кто нас поднимает, кто дает мир уму. Нужно держаться в стороне тех, кто нас раздражает или толкает на глупости. Нужно быть очень внимательным в выборе интимного общения.
Нужно всегда стараться быть в компании мудрецов. Но это не так просто. Нужно хотя бы просто держать их в своем сердце, думать о них. Можно развить себя благодаря их мыслям и поступкам. С другой стороны нужно всегда стараться стать таким человеком для других, кто беспомощен.
Лечение ума включает лечение нашего общения. Это означает организация больному группы людей, которые бы его возвышали. Это основа лечения. Доктор должен направить больного в группу с душевным и глубоким общением, которое бы не повторяло проблему, а наоборот давало место в котором проблему можно было бы решить. В идеале, терапевт – это не доктор на расстоянии, а близкий, духовный друг пациента и благожелатель. Лечение – это начало создание общины, именуемой на санскрите Сатсанга, общины где люди искренне ищут истину.
Однако еще лучше, чем ходить к доктору, ходить чаще в компанию духовных человековъ, в чьей компании психологические проблемы, идущие от материального погружения, естественным образом решаются. Просто присутствие в их обществе уже лечит ум. Недостаток духовных компаний – это главная причина психологических проблем.
Обсуждение проблем с теми, кого мы уважаем, всегда помогает. Это выдергивает нас с персонального уровня проблемы на духовный уровень жизни, где проблемы нет. Когда мы возвращаемся к разбитому корыту, то хочется менятся, так как мы видели другую реальность. Общение разрушает стену изоляции, от которой мы страдаем.
Гуру – это лучший психотерапевт, однако он не будет и не обязан решать наши проблемы как доктор. Его роль – душа и духовная жизнь. Он не Зигмунд Палыч. Не надо ему пенять, что он дескать не помог нам разобраться в своих трех соснах.
Вайдйа с одной стороны должен видеть предел пациента. Он не должен играть в гуру, но должен из направлять к настоящим гуру. Духовное руководство гораздо выше психологии в обычном смысле. Психология должна приводить к духовной практике иначе в ней нет смысла. Духовная жизнь – значит идти датльше ума и его мнений, а не просто быть счастливым со своим спокойным и здоровым умом. И не нужно стеснятся говорить пациентам об этом, но в свое время. Не нужно их прердерживать на уровне цветочков и солнышка.
Психологические нарушения и доши
Психологические нарушения, как и физические отражают дисбаланс дош. Проблемы со здоровьем: физическим и ментальным – это не просто личностные проблемы, но проблемы энергий комплекса ума и тела.
Вата практити
Психологические нарушения начинаются чаще всего, когда вата слишком увеличилась, так как она есть проявление нервной силы, и быстро атакует ум. Как и вата, ум так же состоит в большинстве своем из воздуха и эфира. Переизбыток воздуха ваты вызывает нестабильность и возбуждение ума, что заканчивается чрезмерным размышлением или беспокойствами, а так же это делает наши проблемы больше, чем они есть. Ум становится чрезмерно чувствительным, реактивным, и мы принимаем все слишком личностно. Мы становимся подвержены необдуманным или неуместным действиям, которые могут усугубить наши проблемы.
Повышенная вата, как переизбыток эфира, делает нас несобранными, отъехавшими и нереалистичными. Мы можем иметь много неправильных представлений, галлюцинаций или маний, типа голосов. Наша связь с физическим телом и физическим миром становится слабой, но в данном случае это не наше счастье. Мы живем в мыслях, которые нарушают наше восприятие. Наша жизненная сила становится рассеянной из-за чрезмерной активности ума. Мы теряем контакт с другими людьми и на можем слышать их советы.
Повышенная вата в уме проявляется как страх, отчужденность, беспокойство и возможные нервные срывы. Это бессонница, тремор, сильное вердцебиение, смятение и сильные скачки настроения. Маниакально-деперессивный синдром шизофрении – это продукт дисбалланса ваты в уме.
Есть множество факторов, которые могут нарушить вату и создать возможные психические проблемы. Вате тяжело справляться с нарушенными ощущениями, а в особенности с большим потоком информации массмедиа, громкой музыкой или шумом. Наркотики, психоделитики или стимуляторы легко ее нарушают. Неполноценное питание или нерегулярное питание так же ослабляют и расстраивают их ментально. Чрезмерные или неестественные сексуальные отношения легко приводят к потере и без того низкой энергии. Стресс, страх и беспокойство воздействуют на них эмоционально, так как они не имеют достаточно спокойствия и выносливости. Насилие причиняют им боль. Пренебрежение или насилие над детьми рождает к них предрасположенность к психическим вата-расстройствам.
Питта пракрити
Психические нарушения у питта практрити средние. Они обычно само дисциплинированные, но могут быть эгоцентричными и антисоциальными. Огонь и жар питты сужают ум и делают его придирчивым и мелочным, сражающимся с другими и собой. Психические нарушения питты происходят в основном из-за сильной агресии или враждебности. Типичная питта – это слишком критичный тип, который видит недостатки во всем, упрекает других за все подряд, видит во всех врагов, он всегда на стреме и готов сражаться.
Высокая питта в уме вызывает возбуждение, раздражение, гнев и вожможное насилие. Перегретое тело и ум ищет выход в отдушине для снятия напряжения. Эти люди могут стать авторитарными, доминирующими или фанатичными. Когда у них нарушен ум, они могут иметь параноидальные тенденции, манию величия или стать открытыми психами.
Питта в уме становится чрезмерной по многим причинам, которые увеличивают тепло. Сильные и яркие цвета и ощущения быстро возбуждают их. Насилие и атрессия во вне быстро рождает у них то же самое. Питание, такое как слишком острая пища или слишком пряная, нарушает их ум. Сексуальное разочарование, сильный гнев, амбиции и связанные с этим эмоциональные факторы, заводят их. Сильная конкуренция в учебе или много конфликтов в детстве – это дополнительные факторы.
Капха пракрити
Эти люди имеют наименьшую предрасположенность к психическим проблемам и почти не хотят иметь антисоциального поведения. Капха нарушает ум, блокируя каналы и обволакивая чувства. Высокая капха (слизь и вода) в основном вызывает умственную тупость, тяжесть и скудное восприятие.
Психическое нарушение капхи включает в себя привязанность и недостаток мотивации, ведущее к депрессии, тоске и привязанности. Ум может стать абстрактным, имперсональным и объективным. Появляется нехватка движения, мотивации вместе с пассивностью и зависимостью. Мы хотим остаться ребенком и чтобы о нас заботились. Мы становимся озабоченными тем, что другие о нас думают. Мы теряем правильный статус и пассивно отражаем наше непосредственное окружение. Такие люди часто кончают свой век под наблюдением других, не способные сами по себе функционировать.
Однако более сильные личности капха могут страдать от жадности и накопительства, которое делает ум тяжелым, тупым и подавленным. Они хотят обладать, контролировать все и смотреть на людей как на собственность. Когда они теряют контроль, то становятся психически не стабильными.
Их эмоциональные нарушения происходят из чрезмерного наслаждения, развлечения и привязанности к жизни. Факторы режима дня: долгий сон, сон днем, мало подвижности. Диета увеличивающая капху: много сладкого или жирного. Эмоциональные проблемы соединяются с физическим состоянием: лишний вес и тяжесть. Фактор образования включает в себя сильное потакание ребенку или эмоциональное подавление.
Профили Аюрведической консультации
Вата
Люди с вата пракрити нервные, беспокойные и пугливые. Они часто беспокоятся, расстраиваются или отвлекаются даже если в их жизни нет реальных проблем. Они могут быть нерешительными и сомневающимися, что может быть выраженно перемещением и ерзаньем.
Под воздействием воздуха или ветра они не могут усидеть на месте или успокоится. Они имеют много сомнений по поводу себя и их способности быть в порядке , а так же лечения и его способности помочь ему.
Иногда они чрезмерно энтузиастичны и возбуждаются, когда начинается лечение, но это долго не длится и может быстро закончить или разочароваться. Они ожидают слишком многого и хотят всего сразу. Они как завороженные могут смотреть на доктора, но когда ожидаемого не произошло, то они разачаровывыаются или меняют доктора. Они часто рассеянны и трудно организуемы. Им нужно стать реалистичными относительно своего положения и усилия нужно прикладывать, чтобы помочь им в этом. Им нужно спуститься на землю.
Они часто имеют негативное отношение к себе. Они будут иметь больше беспокойств и негативных представлений о своих болезнях, чем о достоинствах. Им нужно успокоить ум и сердце – это часть любого лечения ваты. Они часто внимательно смотрят чисто для удовлетворения любопытсява, чем для реального понимания. Они счастливы получить совет, но не следуют ему. Им необходимо больше сил и терпения для реальных изменений. Их положение колеблется, иногда драматически, вместе с их мыслями. Медленное спокойное развитие с умиротворенным умом – это то, к чему их нужно приучать.
Им нужен комфорт и много уверенности, но это не всегда даст им чувство защищенности. Они любят много говорить о их проблемах, но это может не помогать им.
Они могут быть так увлечены своими проблемами, что не имеют времени что-то сделать для их решения. Они могут так тяжело искать внешней поддержки, что не способны взять под контрольсвою жизнь. Им нужно особое значение придавать делам, а не словам, спокойной работе, а не результатам.
Им нужно следовать четкому и всеобъемлешему режиму дня. Это даст стабильность уму, успокоит возбужденную прану и смягчит их чуткое сердце. ИХ НУЖНО ЛЕЧИТЬ КАК ЦВЕТОК. Они легко пугливы и убегают, если не них нажать. К ним нужно подходить с теплотой, нежностью, решительностью и дать им почувствовать поддержку других, но не делать их зависимыми.
Питта
Они думают, что уже все знают о себе. Если они имеют проблемы, то ругают других или считают их помехой для достижения целей. Они больше всего страдают от конфликтов с другими людьми, которых они часто подавляют и разжигают сами. Межличностные конфликты окрашивают их ум и эмоции. Эти конфликты могут стать для них внутренним конфликтом. Они склонны воевать с собой и легко обращают во внутрь внешний конфликт.
Имея огненную природу, они склонны к агрессии, критике, перидирячивости и быть разрушительными. Они могут спрашивать о квалификации доктора. Из всех других видов людей, они наиболее часто будут спрашивать, что они могут сделать для доктора. Они часто будут отвечать критикой и гневом, если лечение идет не так как они ожидали.
Будучи природными лидерами, они любят авторитарность и их впечатляет важный документ. Однако люди которые помогают нам в жизни не всегда имеют солидный социальный статус. Чтобы получить реальную помошь, этим людям нужно быть более сердечными или они попадут в какпан своих суждений, которые и создали их проблему в первую очередь. Им нужно не смотреть на тех, кто может их впечатлить или доминировать над ними, а на тех, кто может им помочь нежным, но конкретным образом, и тех, кто не вмешивается в их разборки.
Они крайне разумны и ожидают авторитетного лечения. Им необходимо использовать свою критическую интуицию дабы понять причину их проблем, которая хранится в их поведении, и не бороться с собой и с другими. Им нудно очистить их дискриминацию чтобы контролировать свою жизнь. Для этого они должны изучать правильное применение разума и само-экзаминацию.
С ними нужно общаться тактично и деликатно. Им не нравятся детективы или указания, что им делать. Нужно всегда ссылаться на их природный разум и логику, давая им увидеть себя в правильном свете. Вставая им в оппозицию мы возбуждаем их природную агрессию и не поможим им научится. Им нравится работать в дружбе или компании для одной цели. Прохлада, мягкость и удовлетворение - это обстоятельства, успокаивающие их огненную природу. Им нужны полезные друзья и работа или личность, которую они уважают.
Так как они знают, что им нужно делать и понимают сколько нужно усилий для этого, они лучше всех других пракрити меняют свое поведение.
Однако они могут стать фанатичными. Они склонны видеть все в черно-белом свете. Им нужно развивать уравновешенное мнение и становится тактичными в действиях.
Капха
Имея аморфную и податливую природу воды, Капха пракрити нуждается в стимуляции и чем-нибудь шокирующем для изменения себя. Они не понимают намеков. Они не будут делать те вещи с которыми они согласны. Часто их критикуют за неспособность изменить привычки. Их нужно лечить с усилием, решимостью и твердостью.
До тех пор пока они не осознают проблему, они могут с ней жить. Не достаточно, если кто-то укажет им на проблему. Нужен внешний толчок для ее решения. Это может потребовать регулярных тренировок. Твердая забота может понадобится для вынуждения их понять важность того что с ними будут делать. Им очень откровенно следует преподнести негативный эффект их стиля жизни.
Они медлительны в действиях им трудно начать что-то делать даже если они видят в этом необходимость. Они вязнут в своей инерции и тяжело начинают что-то новое. Они пободают в зависимость и депрессию которые мешают им развивать правильную инициативу для саморазвития. Для них не нужен комфорт и успокоение, но они этого ищут. Их сентиментальность относительно своего положения = это один из факторов, который их держит. Большинство проблем возникает из-за чрезмерной эмоциональности и могут быть решены только непривязанностью.
Они медленно реагируют и с ними тяжело обсуждать их проблемы. Они требуют медленного раскрытия, но с решительностью. Их нужно уговорить отказаться от самодовольства. Их приводит в замешательство большой поток информации. Они лучше реагируют на предписания для изменения, которые решительные и последовательные.
Они стремятся возвратится к своим старым привычкам даже если они знают, что это плохо, особенно если это усилено окружением.
Они требуют более частых указаний доктора и постоянный взаимообмен дабы стимулировать их что-то начать. Однако однажды начав, что может потребовать какого-то времени, они обычно продолжают это сами по своей воле. Они должны разорвать свои старые глубоко засевшие модели и установить новое равновесие. Это должно быть перед тем как позволить им продолжать что-то самостоятельно. Как только это сделано, их жизнь потечет гладко и мирно. Они могут быть легко приучены к любой жизни, проблема лишь в сдвижении их с места.
Вата-питта
Это вариации на тему огня и воздуха вместе. Страх и гнев, смешанные вместе непредсказуемым образом. Если что-то не напугало их, то это сведет их с ума. Они склонны обороняться и подозревать и им трудно кому-то верить. Они движутся от агрессивного до оборонительного настроения, от самооправдания до критики других.
Им требуется большое чувство такта и они должны стремится быть терпимыми к себе. Иногда они могут просто искать кого-то кому они могли бы раскрыться. Часто их энергия и иммунная система не хороша (их оджас склонен быть слабым). По этому они могут обнаружить сложным остановить критицизм. Они требуют больше воспитания, терпения и вежливости (вода). Им нужно создать стиль жизни в котором они могут позаботится о себе и в котором другие могут помочь им это сделать. Им нужно поддерживающее окружение и позволить другим разделять с ними труд.
Они высоко разумны. Однажды почувствовав нежность и поддержку они эффективно возьмутся за лечение. Однако их добровольность всегда может прекратится и повернута назад. Они должны быть тверды, но нежны в своем режиме дня и избегать чрезмерностей всех видов. Они получают пользу от силы капхи, которая заземляет их.
Питта-кпха
Они имеют и энергию (огонь) и стабильность (вода) и в целом самый сильный физический тип. У них хорошая выносливость и они обычно очень здоровы. Они сильны и понимают кто они есть что им делать. Психически они так же сильны они меньше всех ищут доктора, пока совсем не загнутся.
Они имеют слабую адоптацию и гибкость. Им нравится доминировать и контролировать и они обычно консервативны и властны. Это приводит их к определенным страданиям и разочарованиям поскольку большая часть жизни не поддается нашему контролю. Они часто ломаются после провала в каком-нибудь большом предприятии. В этой связи такие провалы часто благословляют их началом самосознания.
До тех пор, пока они удачливы во внешнем мире, они могут иметь трудности в духовной практике если они не учатся развивать непривязанность, предание и чистоту.
Они требуют больше активности, творчества и новых вливаний (прана). Им нужно больше учится удаляться от того в чем они преуспели и не ловится на желание силы и контроля. Однажды начав лечится они будут продолжать поскольку привязанны к прогрессу. По этой причине для них хорошо иметь разнообразие в лечении и не пытаться превратить терапию в погоней за результатом.
Вата-капха
Им не хватает энергии, мотивации, увлечения и энтузиазма. Они обычно не имеют огня чтобы действовать в жизни, однако они могут этого сильно желать. Они часто слабы, пассивны, зависимы, гиперчувствительны. Они и эмоционально и ментально нервозны и нестабильны, легко пугливы. Они аморфны и как хамелеоны и ведут себя так как хотят другие. Их суждения и избирательность слабая и они легко попадают в плохое общение или эмоциональное влияние.
С хорошей стороны они чувствительны, смиренны и приспособляемы. Они могут быть высоко артистичны, творческими и художественны. Они тактичны с другими. Они не применяют насилия к другим, но винят себя. Они бывают наивны и нуждаются в реализме по поводу людей и их мотиваций. Им следует быть осторожными и не позволять другим себя контролировать и использовать.
Они отвечают на тепло и решительность, но им тяжело быть последовательными и в их чувствах. Им нужно учится развивать ясность, мотивацию и определенность. Им нравится развивать привязанность к доктору и становится зависимым от своих проблем. Однако, если они однажды повернут свою чувствительность в нужное русло, то обнаружат внутренний источник любви и милости сами разовьют лечебные силы.
Вата-питта-капха
Их лечение обычно включает работу с той дошой, которая в данный момент не в порядке. Их психическое и физическое состояние может меняется. Им необходима адоптация в лечении и полнота лечения. Обычно в начале начинают с его ваты, так как она выводит из строя все остальное. Затем – питта и капха.
Терапия по уравновешиванию ума
Аюрведичесткий метод – это убрать негативное состояние посредством применения средств противоположной природы. Например, если вата повышена, то есть ее свойства холода, сухости и легкости повышены, что выражается в замерзании, сухой коже, запоре, потере веса, бессоннице, то следует применить противоположные средства: питательная диета, теплый масляный массаж, отдых и расслабление.
Тот же принцип применим и к уму. Этот метод для ума называется Прарипакша-Бхавана – думать мысли противоположной природы. Однако, эти приложения выходят за нашу поверхность моделей ума. Это значит, культивировать уравновешенное состояние сознания. Например, если наш ум нарушен гневом, нужно культивировать мир. Это требует не только думать мирные мысли, но и получать мирные впечатления, представляя мир между собой и окружающими, молясь о мире и намеренно действуя, даже с врагами, мирно. Это требует полной дисциплины и организации стиля жизни.
Наше сознание – результат пищи, впечатлений и общения, которым мы ограничены. Оно усиливается нашими действиями и выражением. Например, если я с детства был окружен гневом, то я очевидно стану гневным человеком. Когда я действую гневным образом, то этот гнев, чей источник изначально был во вне, становится моей природой и автоматически реагирует.
Влияние нашей повседневной жизни создает тонкий отпечаток. Он окрашивает наше сознание как краска окрашивает ткань. Это проникновение в наше сознание тонкого влияния на наша жизнь предрасполагает нас к определенному настроению, которое определяет наше умственное счастье или несчастье. Пища, впечатления и общение, которые нам привычны имеют проникающее действие на ум. Это действие идет глубже чем наше осознание. Большая часть этого воздействует на нас на подсознательном уровне. Так действует реклама. Чтобы предотвратить эти глубокие тенденции, необходимо противоположное воздействие. Оно тоже должно воздействовать на подсознание, но позитивным образом. Это будет лечить.
Чтобы изменить болезненные умственные состояния, мы должны культивировать противоположный вид сознания, что значит создать противоположный путь мышления. Например, если мы подавленны, то должны кушать живительную пищу. Нужно открыть себя для живительных впечатлений природы: деревья, цветы и солнце. Мы должны общаться с людьми, которые творческие и духовные. Мы не должны культивировать мысли, что мы подавлены. Скорее мы должны культивировать мысли, что у нас полно энергии, что мы не зависим от кого-то или чего-то своем счастье. Это требует понимания части нашей природы, которая вырожденно свободная от психических проблем, то есть душа.
Согласно Ведической мысли, наша изначальная природа – добро и полнота. Однако, мы потеряли наше изначальное положение посредством контакта с материей. Мы приняли за реальность ложь. Какие бы мы не имели психические проблемы – это не наша истинная природа, а просто результат плохого состояния. Это просто выражение ментального несварения.
Мы часто пытаемся противостоять нашим психологическим проблемам с помощью противоположного воздействия, но делаем это не правильно. Например, если мы подавлены, то смотрим на кого-нибудь, кто сможет нас развеселить. Если мы не находим его, то становимся более подавленными. Или мы ищем стимуляции. Мы пьем кофе, алкоголь, кокаин, идем на дискотэку. Этот внешний стимул вызывает привязанность и оставляет нас еще более подавленными, если мы не получили дозу. Сам метод правильный – противостоять чем-то противоположным, но вопрос чем и как это применять. Мы полагаемся на обстоятельства, которые просто маскируют наше состояние, но не решают проблем. Нужно создать позитивную энергию в уме и окружении, дабы противостоять негативным психологическим условиям. Нужно избигать тех методов, которые вызывают внешние привязанности. Нужно привязаться к внутреннему состоянию гармонии.
Это культивирование уравновешенного состояния ума не должно путаться с просто позитивным мышлением. Это больше того. Это требует не просто думать, что все хорошо, как страус, но так же изменять условия для этого, включая поступки и мысли. Не нужно покрывать мысли о несчастье хорошими мыслями, но укрепить более глубокое понимание счастья в центре сознания. Чтобы балансирующая терапия работала, нужно знать свойства вещей, которые на нас влияют.
Питание ума. Роль впечатлений.
Как заиметь здоровый ум? Как сделать наше сознание здоровым, гибким, жизнерадостным и выносливым, как и тело? Так же как есть правила для физического здоровья, есть правила для ментального. Самое важное, что так же как тело нуждается в правильном питании, ум так же в нем нуждается.
Ум – органическая сущность и имеет свой цикл питания, который включает в себя принятие веществ, которые его строят, таких как впечатления, и выведения отходов, которые могут быть токсинами, например, негативные эмоции. Пища для ума, как и для тела создает энергию, которая позволяет ему работать. Как и тело, ум имеет свои упражнения и выражение, которые требуют здоровой пищи для их поддержания.
Несмотря на то, что большинство из нас заботятся о том, как мы питаем наши тела, мы должны учитывать, как мы питаем наши умы. Мы часто пойманы нашими эмоциональными импульсами и не питаем наш ум правильно. В результате, ум нарушается. Естественная нужда в свете и знании становится заменена погоней за наслаждением и само обустройством. Чтобы изменить ум, нужно изменить его пищу. Что это за пища?
Физическая – пища
Первый уровень питания ума происходит через пищу, которую мы едим. Он дает Панчамахабхута. Эссенция переваренной пищи служит не только для строительства мозга и нервной системы, но так же и тонкой материи ума. Панчамахабхута строят грубое тело напрямую, а ум не напрямую. Например, земля в пище как протеин строит грубую материю тела: мускулы и т.д и помогает успокоить и стабилизировать ум через увеличение элемента земли в нем.
Тонкое – впечатления
Второй уровень питания ума происходит через впечатления и опыт, который мы получаем в течении дня через чувства. Через чувства мы получаем впечатления из внешнего мира: цвета, формы, звуки и т.д, которые содержат тонкие элементы. Панчатанматра напрямую строят внешний ум и косвенно, внутренний. Чувственные впечатления окрашивают наши чувства и влияют на ощущения. Ум сам по себе берет умственные и эмоциональные впечатления, которые наиболее сильно на него воздействуют.
Соответствующие грубые и тонкие элементы
1. Земля – запах
2. Вода – вкус
3. Огонь – видимость
4. Воздух – осязаемость
5. Эфир – слышимость
6. Ум – ментальные и эмоциональные впечатления
Причинное – гуны
Третий и самый глубокий уровень питания ума, который обуславливает природу нашего глубокого ума – это гуны. Грубые и тонкие элементы (пища и впечатления) влияют на наш глубокий ум в соответствии с его гунами. Самое важное, что мы попадаем под влияние гун тех людей с которыми мы общаемся на уровне сердца. Помимо этого, наше общение делает величайшее впечатление для нас. Наш глубокий ум – это уровень сердца.
Гуны – это первичный уровень материи и не может быть разрушен, но может быть трансформирован пищей, впечатлениями и общением. Сатвическая пища, впечатления и общенье, активизируют саттвические свойство сознания: любовь, ясность и мир. Раджа – страсть, критицизм и возбуждение. Тамас – нечувствительность, невежество и инерция. Читта (его состояние) – это конечный продукт переваренной пищи, впечатлений и общения. Впечатления и общение идут вместе как основные факторы нашего опыта.
Психическое пищеварение
Нужно учитывать не только природу пищи, которую мы перевариваем, но и само пищеварение. Сознание так же имеет силу пищеварения Агни, что есть Буддхи.
Ум нужен для того чтобы через правильный опыт помочь душе освободится. Опыт, который мы переварили дает свободу и позволяет расширить осознание, как переваренная пища дает энергию для работы. Опыт, который мы не переварили становится токсичным и вызывает разные патологические изменения в уме.
Тонкое пищеварение имеет свою схему:
1. Ум – получение впечатлений
Пять чувств дают впечатления, подобно рукам или ногам. Они доставляют их во внешний ум, который разбирает их, но не имеет силы переварить их. Он похож на желудок, который получает пищу, но не может ее переварить сам и впитать.
2. Буддхи – переваривание опыта
После этого буддхи начинает их переваривать. Буддхи – это агни и напоминает грахани в теле. Он переваривает впечатления и превращает его в знание. Он делает настоящее частью памяти.
Правильное пищеварение зависит от правильной работы разума, через которую мы выделяем истину из нашего опыта от его внешних названий и форм. Он позволяет нам взять саттву и оставить в стороне раджас и тамас. Неправильное пищеварение = это когда мы не способны отделить необходимую нам чистую энергию от внешних имен и форм. Тогда не переваренные имена и формы накапливаются в уме и блокируют восприятие ума. Тогда мы путаем истинную суть вещей с их внешним видом.
3. Сознание – усвоение опыта
Когда разум переварил наши впечатления, они остаются в виде опыта в памяти в глубоком уме, в который они попадают в зависимости качества сознания (гуны). Опыт впитанный глубоким умом, становится частью сознания, как переваренная пища становится частью тканей тела. Если опыт переварился не правильно, то это нарушает сознание. Опыт, который мы переварили не оставляет отпечатка или шрама в уме в виде памяти, но позволяет нам действовать в жизни на его основе.
Если мы смотрим на закат – это впечатление быстро переваривается и оставляет энергию света и мира в глубоком уме. Если на нас кто-то нападает, то ум нарушается. Опыт трудно переваривается и оставляет след в виде гнева, разочарования и страха. Не переваренный опыт всплывает из подсознания и влияет на наше текущее состояние ума, до тех пор пока мы его не переосмыслим или разрешим.
Три состояния Читты : бодрствование (джаграта), сон (свапна) и глубокий сон (сушупти)
При бодрствовании мы получаем опыт через Манас и чувства. Во сне мы перевариваем впечатления с помощю Буддхи. Это отражается через тонкие чувства в форме различных снов. В глубоком сне результаты наших переваренных впечатлений, сокращенные до формы семени становятся частью нашей Читты.
Нашы сны показывают процесс психического пищеварения. Хорошие сны отражают хорошее психическое пищеварение. Плохие сны указывают на слабое. Анологично, хороший глубокий сон отражает хорошо развитое тело Читты. Не способность поддерживать глубокий сон указывает на слабо развитое тело Читты. Сны связанные с нематериальной реальностью говорят о том, что разум даже во сне продолжает размышлять о ее явлениях. Это говорит об самом высоком развитии тела Читты.
Детоксификация (удаление токсинов) ума
Она необходима и для тела и для ума. Однако чтоб ее начать необходимо прекратить принимать токсины, чтоб не получилось «купание слона». Для психического здоровья вначале нужно предотвратить плохие впечатления и опыт от поступления в наше сознание, как и для физического здоровья нужно избегать плохой пищи.
Во-вторых, нужен сильный разум, дабы переварить впечатления правильно. Нужно как можно сильнее стремиться избегать плохих впечатлений. Если мы не можем это сделать, нужно иметь достаточно разума чтобы переварить хотя бы нарушенные впечатления, котрых не всегда можно избежать. Выведение токсинов из Читты заключается в остановлении их приема, для чего требуется контроль ума и чувств. Затем требуется направить во внутрь свет Буддхи, чтобы сжечь плохой опыт, который мы уже впитали.
Подобно посту на пищу, который помогает освободить от токсинов тело, пост на впечатления, детоксифицирует ум. Как только принятие впечатлений прекратилось, Читта, которая по природе является пространством, естественным образом очистит себя сама. Так как из вне ничего не поступает, а питаться сознанию чем-то нужно, содержание Читты последует на уровень Буддхи, который правильно его переварит. Для этого нужны глубокие размышления, изучение и медитация. Когда ум и чувства спокойны (не получают ощущений и впечатлений из вне), пробуждаются наши внутренние мысли. Глубокие привычки и воспоминания выплывают на поверхность ума и становятся предметом Буддхи. Если мы учимся наблюдать и понимать их, то можем позволить им уйти из нас прочь, но это требует сильного желания быть свободным от них.
Физический уровень детоксификации – чистое питание
Накопление токсинов из грубых элементов, в основном земли и воды, выводится из физического тела через основные выводящие каналы: мочевой, кишечник и потовой. Специальные Аюрведические чистки помогают нам вывести избыток тридоша вместе с отходами. Пост – это другое средство, помогающее телу сжечь токсины. Так же могут помочь специальные растения.
Тонкий уровень детоксификации – Пранайама
Негативные впечатления (тонкие элементы) в основном удаляются посредствам Пранаямы или йоговских дыхательных упражнений, которые создают особый вид потоотделения, выводящий излишние тонкие элементы (танматра) воды и земли (вкус и запах). Обычное лечение потоотделением помогает в этом процессе так же. Это включает применение бани, пара и т.д и растений-диафоретиков (потогонных). Такое лечение является частью Аюрведической Панча-Кармы, которая предназначена для очищения тонкого и грубого тел. Пост на впечатления (Пратйахара) – это иной полезный метод, который как и пост на еду, позволяет избавится от не переваренных и токсических впечатлений. Плачь, искренний поток слез, отражает реальные изменения в сердце. Это другой путь, как ум может быть освобожден от негативных эмоций.
Казуальный (причинный) уровни детоксификации – Мантра
Гуны – это причинный уровень материи или ее ядро, и он неразрушим. Нет шансов удалить гуны из Читты, но они могут быть видоизменены. Ядовитые накопления гун (переизбыток Раджаса и Тамаса) можно видоизменить в Саттву. Это происходит посредством Мантры или лечения звуком. Саттвические мантры, типа ОМ, помогают изменить Тамасические и Раджасические схемы действия нашего сознания на Саттвические. Они меняют структуру Читты и делают ее восприимчевой к более высоким воздействиям.
Улучшение сознания
Читта – это поле, и как земля имеет женскую и природу рожать. Что мы в него садим, показывает то, как мы о нем заботимся. То и вырастет. Если мы обрабатываем его хорошей пищей впечатлений, то плохие привычки не получат подходящего окружения, чтобы пустить там корни. И наоборот.
Все происходит как и с телом. Если мы строим ткани тела с помощью плохой пищи, то они будут недоразвитые и поврежденные. Если структура тела повреждена, то тяжело поддерживать в нем здоровье. Анологично, Читта имеет субстанцию, которая создается с течением времени. Если ее неправильно возделывать, то потом потребуется много времени, чтобы ее исправить.
Читта похоже на глубокий колодец. То, что мы принимаем через чувства и ум, подобно тому, что мы бросаем в колодец. Мы не видим следствия того, что мы принимаем, поскольку колодец очень глубок. Однако все, что мы бросаем в колодец сознания, развивается согласно своей природе и однажды заставит нас действовать. Ничего, из того, что мы бросили в наше сознание не остается статичным и не лежит просто так без эффекта. Сознание – это плодородная почва. Даже палка, которую туда втыкают, зазеленеет. Это как колодец возле нашего дома, наш единственный источник воды. Если мы постоянно опускаем туда серебро и золото, то незаметно, день ото дня употребляя эту воду, мы станем здоровы и она заставит нас действовать благостным образом, например, делать то же самое с другими колодцами. А если мы бросаем туда что ни попадя, то рано или поздно, это заставит нас побежать в туалет с орастенийлением и потом лечь в больницу. Сознание – это колодец, Ум – это вода колодца, то, что мы кидаем туда – это впечатления, тот кто кидает – это разум
Нужно быть очень осторожным с тем, как кормить наш ум. Результат приходит не сразу, но уже может быть слишком поздно, чтобы что-то изменить, если это была плохая пища. Нужно постоянно оберегать сознание. Его нужно лечить как нежный цветок. Как ребенка, его нужно защищать от плохих воздействий и общения. Для этого требуется ясный разум и четкий режим дня, находящийся в гармонии с природой.
Факторы психического питания
Для лечения болезни, физической или психической, нужно учитывать следующие факторы: 1) Подходящая пища и напитки; 2)Подходящий воздух и дыхание и 3)Правильные впечатления. Пища и воздух питают тело и Праны. Правильные впечатления питают ум и чувства. Наши впечатления являются переносчиками ощущений, эмоций, мнений, ценностей и настроений, которые питают наш Буддхи и Читту.
Для правильного питания ума Аюрведа применяет различные техники, заключающиеся в позитивных впечатлениях, эмоциях, мыслях, мнениях и настроениях. Физическая сторона психического питания будет рассмотрена позже в разделе о питании и растения; применение дыхания, а именно пранаяма, будет рассмотрено в главе по йога терапии, а здесь мы рассмотрим внешние факторы, влияющие на ум, в первую очередь различные виды впечатлений.
Чувственные впечатления
Чувства – это наши основные ворота во внешний мир, через которые мы получаем не только чувственные, но психические и эмоциональные воздействия. Правильное использование чувств делает нас счастливыми и здоровыми. Неправильное: чрезмерное или недостаточное использование чувств делает нас больными. Наши чувства постоянно питаются впечатлениями, которые определяют кто мы и кем мы станем.
Мы постоянно получаем чувственные ощущения всех видов, которые воздействуют на нас всевозможными образами. Мы тратим много времени на особые чувственные ощущения через различные виды развлечений. Однако большую часть времени мы настолько погружены в мир чувств, типа телевизора, кино, что не можем остановиться и проверить, что происходит с нами из-за этого.
Получение впечатлений – это токая форма еды, во время которой питательные вещества принимаются из внешних объектов. Это мы можем легко наблюдать, наблюдая как наши дневные впечатления отражаются в нашем уме когда мы спим, в виде снов, которые они создают. Например, если мы попали в шумное и грязное место огромного города, наш ум так же почувствует себя грязным и шумным. И наоборот, хорошая местность рождает позитивные впечатления. Однако многие люди, включая медиков, не принимают то, что чувственные впечатления влияют на ум. Этот спор заметен по отношению насилия по телевизору, о котором многие люди говорят, что оно не делает их насильственными. Для Аюрведы это то же самое, что сказать, что пища, которую мы едим ни как не влияет на наше здоровье. Аюрведа считает, что впечатления, которые мы получили, непосредственно влияют на наше поведение. Просмотр насилия по телевизору не сделает нас открыто насильственными, но и не сделает нас не насильственными. Это непременно сделает нас тупыми и зависящими от внешних стимуляторов извращенного характера.
Ум очень чувствителен к впечатлениям. Наши впечатления питают нашу Прану и мотивируют наши поступки. Нарушенные впечатления вызывают нарушенное выражение. Мирные впечатления рождают спокойное выражение.
Впечатления принятые умом основаны на его чувствительности к ним. Их переваривает разум и их отпечаток хранится в Читте. Там лбюой отпечаток плохого впечатления становится врожденным как преграда для ума, что создает различные неправильные восприятия и действия. Мы не автоматически впитываем чувственные ощущения. Мы можем их сортировать благодаря правильной работе разума. Для этого требуется различать их истинность и не попадать под их чары.
Существует целая наука о впечатлениях. Как и пища которую мы едим может быть опробована нашим пищеварением и эвакуацией, эффект от впечатлений можно наблюдать различными путями. Множество психических расстройств возникают из-за употребления плохих впечатлений и могут быть вылечены употреблением хороших. Поскольку проще изменить наши впечатления, чем мысли и эмоции, впечатления дают нам, пожалуй самый простой путь изменения всей психики:
Симптомы правильного употребления впечатлений
1. Четкая работа чувств
2. Контроль воображения
3. Глубокий сон без снов или с духовными снами
4. Отсутствие потребности в развлечениях
5. Ясное восприятие
6. Способность творческого самовыражения
7. Психическая легкость
8. Спокойствие и ясность
Симптомы не правильного употребления впечатлений
1. Неправильная работа чувств
2. Нарушенное воображение
3. Нарушенный сон
4. Частые или возбужденные сны
5. Желание насильственного или возбужденного окружения
6. Неясное восприятие
7. Потеря творчества
8. Психическая тяжесть
9. Беспокойство и угрюмость
Позитивные и негативные впечатления
Главный источник позитивных впечатлений – это Бог и Мать сыра природа. Это все что связано с чистой духовной практикой, религией в саттве, а так же природные виды: небо, горы, сады, реки и моря. Есть кто либо здоровый, кто не воодушевляется всем этим? Большая часть нашей сегоднешней психической беспокойств – это просто из=за изменение Природы, что лишает нас впечатлений, естественных для нашего психического здоровья. Взамен позитивных впечатлений мы наполняем ум искусственными ощущениями аквапарков, кино, виртуальных реальностей и т.д. Как и искусственная пища, воздействует на тело, так и искусственные впечатления нарушают ум.
Мы можем создать свои собственные позитивные эмоции. Мольшенство того, что мы зовем высоким искусством – это попытка создать высокий уровень впечатлений, которые отражают наш внутренний мир. Религия достигает этого через ритуал, мантры или визуализации.
Любые впечатления вне природы, истинного искусства или духовности принесут негативные последствия. Основной источник негативных впечатлений сегодня – это СМИ, но не все телепередачи плохие. Впечатления полученные в искусственной обстановке, типа городов, шоссе, так же разрушительны. Впечатления полученные от конфликтов или других проблем могут быть так же очень негативными.
Негативные впечатления, как и испорченная пища, вызывает привыкание. Если испорченная пища имеет какую=то реальную питательную ценность или естественный вкус, она может стать вкусной, если ее хорошо приправить. Если же она не имеет ни какой ценности, то мы пытаемся съесть ее побольше, пытаясь забит ей живот. Приправа к негативным эмоциям – это секс и насилие. Поскольку в СМИ нет реальной жизни, нам нужно придать им иллюзию жизни, описывая самые впечатляющие события жизни: или кого-то режут или кто-то наслаждается.
Мы можем получить позитивные эмоции двух видов: в виде непосредственно домашнего окружения или в виде общего окружения, которое включает рабочее место, общество и природу. Чтобы кормить ум мы должны иметь красоту и гармонию в нашем домашнем окружении. Мы дожны быть в мирном и счастливом окружении. Чтобы этого добиться, может быть потребуется создать священное или лечебное место в вашем доме. Есть много путей, как это сделать. В целом – это должно быть отдельное место или комната для духовной или творческой деятельности. Можно установить алтарь с изображением божеств, икон, гуру, янтр и других священных предметов. Это можно дополнить красивыми скульптурами, самоцветами или кристаллами, гармоничными очертаниями, цветами или геометрическими композициями. Благовония, цветы, ароматы, колокольчики или музыка так же может быть хороша. Молитвы, медитация или другие практики нужно выполнять в этом месте ежедневно.
Идеально сделать свой дом храмом, по крайней мере какая-то его часть должна быть спокойным или лечебным местом, в котором мы можем восстановиться. В особых случаях пациент может оставаться в таких лечебных местах продолжительное время.
В случае с нашим внешним окружением, мы должны восстановить свой контакт с природой. Регулярно мы должны посвящать определенное время контакту с природой. Мы можем прогуливаться, ходить в походы или работать в саду. Нужно больше смотреть на небо, горы, растения и воду. Нужно связать себя Вират-Пурушой, который имеет жизненную силу лечить наши индивидуальные жизненные силы. Наша сила сама себя не вылечит, если станет замкнутой системой, вдали от природы.
Нужно внести высщие впечатления в нашу рабочую среду. Маленькая часть этого может быть сделана в виде алтаря или хотя бы сада, а так же духовной музыки. Нужно внести высшие эмоции в нашу социальные взаимоотношения. Это можно сделать посещая духовные места: храмы, совершая воспевания, ритуалы или медитации в группах.
Впечатления снижающие тридоша
Вата
Природные: спокойно сидеть или прогуливаться в саду, лесу, у реки, озера или океана, особенно там где тепло и светло
Чувственные:
1. Звук – успокаивающая музыка или пение, классическая музыка, декламация, тишина
2. Осязание – нежное и теплое касание или массаж, использование теплых масел типа сезама или миндаля
3. Зрение –светлые и спокойные цаета, типа комбинаций золотого, оранжевого, голубого, зеленого и белого
4. Вкус – богатая и питательная пища с преоблоданием сладкого, соленого и кислого вкусов, с умеренным применением специй
5. Запах – сладкий, теплый, успокаивающий и просветляющий, типа жасмина, розы, сандала, эвкалипта
Деятельность: нежные упражнения, Хатха Йога (особенно сидячие и перевернутые позы), Тай Цзы, плавание, холодные обливания (но не долгие), расслабление, больше спать, 8-9 часов (раньше ложиться).
Эмоциональные: культивировать спокойствие, удовлетворенность, бесстрашие и терпение; освобождение от страха и беспокойства, получать поддержку от хороших друзей и семьи, а так же регулярные общественные взаимоотношения
Психические: противо ватовые мантры: РАМ, ХРИМ или ШРИМ, упражнения по концентрации, укреплпние памяти.
Духовные: медитация на Божества Рамы и Кришны или Ситы и Радхи, молитвы о мире и спокойствии. Развитие проницательности и интуиции.
Питта
Природные: сидеть или гулять среди цветов, рек, озер или океана, особенно когда холодно; прогулки вечером, смотреть на ночное небо, луну и звезды.
Чувственные:
1. Звук – охлаждающая и тихая музыка, типа флейты, звук воды
2. Осязание – охлаждающее, мягкое и спокойное прикосновение и массаж с прохладными маслами, типа кокоса или подсолнечного
3. Зрение – холодные цвета: белый, голубой и зеленый
4. Вкус – пища, которая и не слишком тяжелая и не слишком легкая, достаточно сладкая, горькая и терпкая, с небольшим количеством специй, за исключением тех, которые охлаждают: кориандр, куркума и фенхель
5. Запах – холодный и сладкий аромат: роза, сандал, чампака, гардения или жасмин, ветиверт
Деятельность: умеренные упражнения, прогулки, купание, охлаждающие асаны, как стойка на плечах
Эмоциональные: культивирование дружбы, доброты и вежливости, умтротворения, прощения, сострадания и преданности; устранеие гнева, обидчивости, конфликтности и ненависти.
Психические: противопитовые мантры, типа Шрим, Шрам или МА, практика не осуждения и принятия, слушание точки зрения других людей
Духовные: медитация на милосердные и умиротворяющие Божества, например Шива (его мирная форма), Вишну (лежащий на змее) а так же Парвати и Лакшми; молитвы о всеобщем мире, культивация предания и чувствительности.
Капха
Природные: энергичные путешествия или прогулки в сухих или пустынных местах, высоких горах или в солнечные и ветреные дни на открытых пространствах.
Чувственные:
1. Звук – стимулирующая музыка, сильные и энергичные звуки, пение
2. Осязание – сильный, глубокий массаж тела сухими порошками или стимулирующими маслами, типа горчичного
3. Зрение – яркие и стимулирующие цвета типа желтого, оранжевого, золотого и красного
4. Вкус – легкое питание с акцентом на острую, горькую и терпкую пищу с широким набором специй, периодические посты
5. Запах – легкий, теплый, стимулирующий и проникающий запах: мускус, кедр, мирр, камора, эвкалипт
Деятельность: сильная аэробика, встряска, загорание, ветряные ванны, сауны, снижение сна
Емоциональные: развитие непривязанности, служения другим и бескорыстной любви; избавление от жадности, привязанности
Психические: против капховые мнтры: Айм, Крим или Хрум, развитие бдительности, психические упражнения и игры (шахматы, го), разрыв с прошлым и с псевдо-традицией.
Духовные: медитация на активные и воинственные божества: Нрисингха, Парашурама, Калки. Медитация на божественный гнев или внутренний свет.
Разновидности внешнего лечения: режим дня, питание, растения, массаж и панча карма
Лечение ума вряд ли будет успешным, если мы не примем во внимание тело. Здесь мы рассмотрим физические методы лечения Аюрведы и как они могут использоваться в связи с лечением ума. Это начинается с самых основных факторов: режим дня. питание, растения и массаж.
Диначара (режим дня) \ из новой книги для 1 курса \
нашу повседневную деятельность можно разделить на две части:
1. Она начинается с подъема и включает в себя ежедневно выполняемые действия, которые мы выполняем с нашим телом, такие как туалет, душ, и т.д.
2. Деятельность в обществе, включающая наше поведение и т.д
Подъем
Аюрведа считает, что человеку необходимо вставать рано утром в период Брахма-мухурта (1ч36мин до рассвета). Это дает здоровье и долгую жизнь. Брахма-мухурта может сдвигаться в течении года, но принцип, для тех, кто вовремя отходит ко сну остается неизменным – нужно встать с постели не позже 5 часов утра.. Затем он должен проверить состояние своего тела. Это означает, что он должен убедится, что его тело достаточно отдохнуло и не уставшее, а так же, что пища, принятая вечером, правильно переварилась. Учитывая различные профессии людей и время отхода ко сну, следует отметить, что для них критерием времени подъема будет оценка состояния своего тела: отдохнуло оно или нет.
Нетрудно заметить, что тело, которое достаточно отдохнуло, выглядит здоровым и если пища правильно переварилась, то человек чувствует позывы к дефекации и мочеиспусканию. Нужно немедленно ответить на эти позывы, прежде чем приступать к каким-либо иным процедурам.
Чистка зубов Затем человек должен почистить зубы. Аюрведа рекомендует зделать это веточкой дерева арка, нйагродха, каранджа, нима и др., которые терпкие, горькие и острые на вкус. Эти вкусы имеют хороший чистящий эффект. Эти вещества помогают не только очистить зубы, но и удалить излишек капхи, накопившийся за ночь, а так же устранить неприятный запах из рта и придают тонус деснам. Учитывая это предписание Аюрведы, можно заключит, что сегодняшние зубные пасты со сладким вкусом не хороши. Поэтому можно прибегнуть к помощи зубного порошка или пасты, имеющей вышеперечисленные вкусы.
Чистка языка
Затем человек должен вычистить свой язык от налета, скопившегося на нем за ночь. Сделать это нужно либо специальной металлической скобой для чистки языка либо ложкой. Делать это нужно осторожно, чтобы не поранить язык.
Басти
Клизма 1 л. Отвар травы Расна: 8 чл на 1, 5 л воды, выварить до 1 л. и остудить до температуры тела. Вечером до этого выпить отвар расны: 1чл на ст воды (варить 5 мин). Делается 1 раз в 2 недели.
Виречана
Слабительное. Принимается перед сном. Обычно это сильная виречана чурна. В зависимости от вида ее принимают от 1 до 3 чл на ст воды. Делать 1 раз в 2 недели.
Полоскание рта и горла с маслом
Этот процесс называется гандуша. Он заключается в полоскании рта сезамовым маслом и удержанием его во рту на какое-то время. Благо от этой процедуры таково, что это укрепляет зубы и десны, снижает чувствительность к употреблению кислых веществ, предупреждает кариес, укрепляет подбородок, улучшает голос, а так же усиливает чувство вкуса.
Умывание лица
Лицо должно быть умыто, на сколько это возможно, холодной водой. Отвар плодов амлы, а еще лучше трифалы (Амла, Харитаки, Бибхитаки) помогает естественным образом очистить лицо без мыла. Это делает лицо чистым, освежает тело и предотвращает заболевания кожи лица. Это устраняет жирность кожи лица и улучшает ее внешний вид. 1 СТ.Л НА ЛИТР ВОДЫ И ПОВАРИТЬ 5 МИНУТ, ПОТОМ НАСТОЯТЬ
Очищение глаз
Означает «анджана». Существует множество видов анджана. Самые распространенные из них это «каджал» и «сурма». Лучшая анджана называется «расайана» и готовится из смеси дарухаридры (Berberis aristata) и овечьего молока. В целом, все виды анджана применяются для очищения глаз. Аюрведа считает, что глаза – это средоточение света (теджас) и могут быть подвергнуты накоплению капха доши, которая копится ночью. Поэтому «расайана» должна применятся хотя бы раз в неделю, чтобы вывести избыток капхи в форме слез. Другие же анджаны, «каджал» или «сурма», могут применятся ежедневно.
Блага от этой процедуры следующие. Это удаляет грязь из глаз, снижает жжение или зуд глаз, прекращает слезотечение глаз, предотвращает болезни глаз, улучшает зрение и улучшает терпимость к яркому свету.
Промывание носа
Для этого используется специальный чайник, НЕТИ ЛОТА. Вода должна быть температуры тела. Соленость воды: 1чл на 0,5 л воды. Самая лучшая соль – САЙНДХАВА. Положение тела на корточках, голова наклонена на 45 гр. Вода должна вливаться в ноздрю самотеком без принуждения. После процедуры нужно тщательно удалить воду из носа и пазух. После процедуры можно прочистить нос веревкой или жгутиком = СУТРА НЕТИ.
Промасливание носа
Эту процедуру следует делать раз в неделю. Можно использовать сезамовое масло (которое не годится для людей с питта конституцией), кокосовое масло, а лучше всего «АНУ ТАЙЛА», которое сделано из специальных трав.
Нужно лечь, запрокинув голову, для того, чтобы масло можно было ввести в нос. Количество масла разное для разных людей, но в целом 3 капли в 1 ноздрю. Основная идея в том, что обе ноздри должны быть промаслены одинаково. После закапывания масла следует оставаться в исходном положении около 1-2 мин. НЕ МОЧИТЬ ГОЛОВУ 1 ЧАС ПОСЛЕ ПРОЦЕДУРЫ. Этот процесс называется насйа и дает следующее благо:
1. Усиливает обоняние
2. Чистит носовой проход и выводит закупорки, если они есть (для людей с закупоркой носа из-за насморка или простуды, гхи действует лучше)
3. Предотвращает множество простудных заболеваний и болезней головы
4. Помогает улучшить сон
5. Предотвращает поседение и выпадение волос.
Промасливание ушей
Так же делается раз в неделю. Масло специальное. КШАРА ТАЙЛА. Это предотвращает заболевания нижней челюсти, шеи, головы и ушей. Основной принцип, стоящий за чисткой органов восприятия – усилить воспринимающую способность человека.
Единственный орган восприятия, который остался не задействованным – это кожа. Этот орган покрывает все тело и поетому включает процедуры, направленные на все тело: абхйанга (масляный массаж), мардана (намазывание тела), удвартана (приложение чистящего потошка) и снехана (купание). 1 или 2 раза в неделю. Раз в 2 недели промывать перекисью водорода.
Абхйанга (масляный массаж)
Существует множество масел для этого: сезамовое, кокосовое или специальное масло для абхйанги. ПОКАЗАТЬ КЕРАЛЬСКОЕ МАСЛО. Все тело покрывается маслом и легко массируется. Эту процедуру лучше всего проводить ежедневно или как минимум, раз в неделю. Эта процедура дает многочисленные блага:
1. Предотвращает старение
2. Снижает эффект от напряжения
3. Снижает увеличенную вату
4. Улучшает зрение
5. Дает долгую жизнь
6. Питает все тело
7. Дает хороший сон
8. Делает кожу здоровой
Вйайама (упражнения)
Визически развитые и здоровые люди должны делать любые упражнения в пол силы. Все остальные люди – более умеренно. В текстах не говорится о каких-то особенных видах упражнений. Поэтому это могут быть йогасаны, йогавйайамы, сурья-намаскар, око возраждения, тайцзы-цюань, ци-гун и тд. Онсовной принцип – не перенапрягать тело без причины. Вйайамы:
1. делают тело легким, т.е мы чувствуем свежесть и склонность к болезни проходит
2. увеличивают силу тела
3. усиливают пищеварение
4. снижают колитчество жира (регулярные упражнения лечат ожирение)
5. дают правильное телосложение
Удхвартана (покрытие тела порошком из трав)
Ее делают после упражнений. Это так же форма массажа, но делается порошком трав. Самое лучшее – трифала чурна. Это удаляет лишнее масло с тела, снижает капху, удаляет жир, укрепляет тело, освежает кожу.
Купание
Температура воды зависит от сезона. Теплой водой можно мыться только до шеи. Для головы нужна прохладная вода. Горячая вода для головы при регулярном применении увеличивает питту, вызывает болезни глаз, ушей, наса и вредит волосам. Омовение:
1. Усиляет аппетит
2. Увеличивает потенцию
3. Увеличивает тонус
4. Дает энтузиазм и силу
5. Снижает жжение, зуд, сухость кожи
6. Снижает жажду
7. Удяляет грязь и пот
8. Уменьнает грехи
Сада-вруттха (правильное поведение)
Вторая часть дневного режима называется Сада-вруттха, что значит хорошее поведение. Это уже относится к социальной сфере. Сюда включается одежда, питание, поведение и т.д.
«Вся человеческая деятельность предназначена для блага всех живых существ, а это благо основано на дхарме (выполнении обязанностей и религии) и для этого каждый человек должен вести себя правильно».
То чего нужно избегать:
1. Химса – приченения насилия другим
2. Стейа – воровства
3. Анйатахакама – незаконные сексуальные отношения
4. Пайшунйа – грубой речи
5. Анрута–вачана – вранья
6. Самбхинна-алапа – сплетничать
7. Вйапада – ссориться
8. Абхидейа – завидовать
Дриг-випарйайа – быть атеистом, не уважать другие религии, святых, старших (родителей и учителей)
Одежда
Всегда нужно одевать с утра чистую и опрятную одежду. Она не должна причинять беспокойства телу и быть вызывающей. Нужно выглядеть приятно для других и комфортно для себя. Хлопок, шелк, лен и шерсть и др природные материалы – самая лучшая одежда.
Перемещения
Нужно убедится, хорошо ли вы одеты для путешествия. Обувь должна быть по размеру. Летом во время сильного солнца нужно носить головной убор или зонт. Во время холода нужно носить шапку, шарф и перчатки.
Занятость
Нужно заниматься тем, что можешь и к чему готов. Деятельность должна быть продуктивной и для человека и для общества. Нельзя заниматься тем, что вредит обществу. Деятельность должна быть продуктивной и для человека и для общества. Нельзя заниматься тем, что вредит обществу. Нельзя продавать, изготовлять, распространять или принимать алклголь, сигареты, наркотики.
Пища
Нужно кушать и пить умеренно, только когда есть потребность (голод и жажда). Выбор пищи должен быть на основе конституции человека, здоровья и сезона. Пища должна быть удовлетворяющая, прияьная на вкус, чистая, свежеприготовленная, горячая. Пищу нужно принимать в регулярное время.
Пост
Два раза в месяц, на 11-й день убывающей и приюывающей луны (см. отрвыной календарь), нужно постится либо без воды и пищи, либо на воде. Это зависит от состояния здоровья и конституции. Как минимум в эти дни нельзя есть зерновые, бобовые, мясо, кофе, чай.
Сон и отдых
Не следует перенапрягать себя в течение дня и отдыхать когда вздумается. Соблюдение регулярного времени сна очень важно. Сон в промежутках между ночным (если человек не болен) увеличивает сонливость и капху, что в последствии приводит к различным болезням.
Питание
Пища, которую мы едим воздействует не только на наше тело, но на все наше состояние ума. Каково качество употребляемой пищи, такое качество нашего сознания. До тех пор пока мы не изменим наше питание, мы вряд ли сможем изменить сознание. Можно легко замнтить, как разная пища воздействует на нас. Тяжелая пища, типа мяса, делает наш ум тяжелым и может вызывать раздражение, тупость и подавленность. Легкая пища, типа фруктов или салатов, делает ум свежим. Сбалансированное питание, наполненное жизненной силой, типа целых зерен и тушеных овощей, укрепляет функции чувств и способствует психической гармонии и ясности. Если мы хотим смягчит наши эмоции или возвысит наше сознание, то не дожны пренебрегать пищей, которую мы едим или привычкой питаться.
Питание = одно из самых важных видов лечения в Аюрведе. В дейтвительности, Аюрведическое лечение начинается с правильного питания. Физическое тело, прежде всего, состоит из пищи, которая формирует ткани. Несмотря на то, что питание не есть главное средство лечения психических болезней, пренебрегать им нельзя. Аюрведическое питание может сильно помочь в лечении ума.
Рассмотрим психтический и эмоциональный эффект пищи. Пища обеспечивает три уровня питания: 1) Физ-кий (внешний) = Панчамахабхута; 2)Псих-кий (внутренний)=чувственные и умственные впечатления; 3) Казуальный (центральный)=три гуны. Как физическая субстанция, пища состоит из Панчамахабхута. Она непосредственно обеспечивает питание первого или физического уровня, а другие два косвенно. Второй и третий уровни питания происходят на уровне ума и Читты.
Однако же, в связи с тем, что пища воздействует на другие уровни нашей природы посредством физического поcредника, она переносит на себе его воздейтвие в наше сознание. Пища питает жизненную силу, которая поддерживает анатомические и инстинктивные рефлексы. Через жизненную силу, эффект пищи может достичь эмоциональных побуждений, встроенных в наше сознание. Через жизеннную силу пища движет нас к определенным действиям, согласно своей природе. Например, если мы едим мясо, которое пронизано влиянием насилия по отношению к живым существа