"Проникший в значение звука познает высший Атман"
Амрита Бинду Упанишада (17)
[565x370]
В йоге существуют направления, где работа со звуком и голосом лежит в их основе – это Наада-Йога и Мантра-Йога.
«…Общий принцип йоги выражается словами «прекращение активности ума» (читта-вритти-ниродха), поскольку ум очень активен, и у нас, как у живых существ, сильна привязанность к такой активности. Этого состояния достичь крайне сложно, даже для опытных йогинов.
Когда мы выполняем Нада-йогу, мы позволяем уму естественно следовать за тонкими проявлениями нашего сознания (звуком Анахата-нада). Следуя за звуком, ум способен безраздельно привязываться, а затем поглощаться таким звуком вплоть до растворения.
Когда ум привязывается к звуку и поглощается им, труднодостижимое другими йогами самадхи возникает естественно. Ум склонен привязываться к мыслям или ощущениям, мудрость Нада-йоги состоит в искусном использовании этого свойства ума…»
Сияние Драгоценных Тайн Лайя-йоги.
Лайя-йога Гухья Ратна Прадипика.
«…В человеческий ум погружены миллионы и миллиарды впечатлений. Ваш ум окутал огромный пласт прошлого — не только из этой инкарнации, но и из всех предыдущих инкарнаций. Концентрация необходима, но для того, чтобы сделать ум более легким, существует практика мантры. Поэтому, когда вы практикуете мантру, вы не должны пытаться концентрироваться – все произойдет само-собой и ваш ум утихнет…»
Свами Муктибодхананды Сарасвати – в комментариях к ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКА
Единственный аспект, на котором древние тексты в традиции тантры и йоги не акцентируют внимания (но, тем не менее, практикуют более всего) – это влияние собственно самого голоса (его вибраций) на тело и сознание человека. На Востоке в традиции развития сознания преобладает путь веры древним текстам. Поэтому, исследований и экспериментов как таковых, на Востоке гораздо меньше чем на Западе. Западная традиция очень глубоко исследует аспект влияния голоса человека на свой организм и организм слушателя. Эти знания выражены в таких направлениях как звукотерапия и вокалотерапия. Именно на Западе, благодаря традиции научного подхода, есть возможность проводить эксперименты, вкладывать деньги в научные исследования и создание инновационных изобретений, что не конфликтует, а лишь демонстрирует другой путь поиска истины. Опираясь на огромное количество исследований на протяжении последних 50-ти лет, проведенных разными специалистами в разных странах, на разных группах людей с различными постановками задач, были обнаружены и подтверждены перекрестными проверками следующие явления:
• Голос человека отражает уровень общего здоровья – красота тембра (насыщенность обертонами) и сила звука проявляется в более здоровых организмах – как с физической, так и с психической точки зрения
• При расслабленном звучании, в котором задействован в основном грудной резонатор, вибрация, порождаемая голосом, лишь на 15% выходит из тела во внешнее пространство. 85% вибрации поглощается внутренними органами, что повышает их тонус, укрепляет фасции и снимает напряжение.
• Выявлена одна из необычных сторон связи между звуковыми вибрациями и человеческим организмом: звуки низких частот соотносятся с нижней частью тела, высоких – с верхней.
• Каждый орган нашего тела имеет свой “голос”. “Звучание” больных органов отличается от звучания здоровых. Это ненормальное “звучание” можно скорректировать, научив человека правильно звучать.
• Пение очень полезно для беременных и их будущих детей. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Органы слуха малыша получают необходимую им тренировку и стимулируют головной мозг.
• В практиках расслабленного звучания естественным образом удлиняется выдох, что способствует более глубокому расслаблению, чем при любой другой дыхательной практике, так как к удлинению выдоха еще присоединяется звуковая вибрация. При этом, звук препятствует погружению в сон, (а это естественно при такой глубокой релаксации, которую достигает звучащий), так как человек просыпается от прекращения звука. Выход в трансцедентные состояния при звуковых медитациях достигаются значительно быстрее.
• Организм естественным образом избавляется от избыточного внутреннего напряжения через голос: посредством крика или стона.
С помощью музыкальных звуков можно полностью восстановить кровообращение и удалить застои во внутренних органах человека. Например, пропевание некоторых звуков и звукосочетаний дает стабильный оздоровительный эффект (практика цигун «Шесть целительных звуков» издревле используют звук собственного голоса в оздоровительных целях)
• Сокращение и расслабление мышц гортани и глотки, а также дыхательных и многих скелетных мышц, толчкообразное освобождение воздуха во время вокализации и перепады давления в легких – все это приводит к существенной встряске организма, включая функциональное напряжение в нервной системе и усиление кровотока в магистральных сосудах и капиллярах. Голосовые практики – это один из самых предпочтительных активных методов усиления защитных и восстановительных сил организма.
• Органы слуха человека способны воспринимать столь слабые звуковые волны, что барабанная перепонка под их давлением перемещается всего лишь на 0,0000000001 мм (эта величина в 1 000 раз меньше диаметра атома водорода). /Благодаря нашему умению улавливать любую – большую чем 0,0001 секунды – разницу во времени между приходом звука к одному, а потом к другому уху, мы обладаем способностью точно узнавать, с какой стороны доносится до нас этот звук (стереоэффект)
Примечание: этот факт может подвести нас к мысли о том, что чем глубже контакт со своим телом, чем спокойнее ум, тем большую область вибраций может охватывать наше сознательное восприятие. Напряжения в теле и болезненная активность ума препятствуют расширению восприятия.
• Альфред Томатис первым в мире открыл, что ухо не просто “слышит”: звуковые колебания (вибрации), воспринимаемые барабанной перепонкой, стимулируют нервы внутреннего уха, где эти колебания преобразуются в электрические импульсы, различными путями попадающие во многие отделы головного мозга. Далее некоторые из этих электрических импульсов идут в слуховые центры мозга (данные импульсы мы и воспринимаем как звуки), другие создают электрический потенциал в мозжечке, контролирующем сложные движения и чувство равновесия, и т.д. Из этих мозговых отделов уже “обработанные” импульсы поступают в лимбическую систему головного мозга, заведующую нашими эмоциями и выделением различных биохимических веществ (в т.ч. гормонов), оказывающих влияние на все наше тело. При этом электрический потенциал, создаваемый звуковыми колебаниями, также передается и в кору головного мозга, заведующую высшими функциями сознания. Таким образом, звук “питает” головной мозг и через него (или вместе с ним) – весь человеческий организм: все его органы, системы, ткани и клетки.
Опираясь на всё вышеизложенное, можно смело сказать, что звук творит реальность. Это практически научно доказанный факт. Практика работы со звуком, голосом и внутренним звуком – это путь в котором мы напрямую способны совключиться со своей божественной природой, минуя хитрый ум с его отточенными ловушками, провоцирующими застарелые эмоциональные реакции.
Каждая серьезная эзотерическая школа практикует работу с голосом. Православные и католические песнопения, мантры, зикры, шаманское и тибетское горловое пение и так далее и так далее… Голос – мощный магический инструмент. Ведь цель любой эзотерической школы – получить мистическое переживание - на ментальном, астральном (через чувства) или физическом плане. То есть, получить опыт контакта за гранью обыденного восприятия. Голос же, порождая соответствующие вибрации, становится мостом между нашим телом (самой плотной субстанцией нашего Существа) и эфирным (тонкоматериальным) планом. Мистический опыт с использованием голоса достигается быстрее и легче. Не зря тибетские монахи несколько дней проводят в голосовых медитациях. Этот путь они избрали как самый короткий…
В западной культуре на данный момент времени практика владения голосом считается широко востребованной только в контексте шоу-бизнеса и манипуляции людьми. Жаль. Люди упускают возможность, которая в буквальном смысле находится у них под носом…
«…концентрируясь на внутренних звуках, возникающих в Анахата-чакре и центральном канале, наш ум утончается, становится однонаправленным, и обретает особую силу — способность двигать Вайю, энергию ветра, по каналам нашего тела. Эта способность называется сиддхи единства праны и ума. Утончившийся ум, проникая в центральный канал, наполняет его энергией (праной). Прана двигаясь в Сушумне, вызывает состояние остановки дыхания. Наше сознание перемещается из мира чувственных феноменов и тела в мир тонкого тела (Сукшма-шарира), получая разнообразные опыты, связанные с подсознательными образами и ментальными впечатлениями (самскарами). Наконец, когда праны полностью входят в центральный канал Сушумна, в глубоком самадхи происходит раскрытие самого тонкого слоя нашего ума…»
Сияние Драгоценных Тайн Лайя-йоги.
Лайя-йога Гухья Ратна Прадипика.
http://voicemaster.ru/article/index.php?id_article=37&id_page=
[\more]