Самая сокровенная тайна, дарующая вечное счастье, передаваемая непосредственно от учителя к ученику каула-дхарма — это высочайшая сущность, извлеченная из океана Вед и Агам жезлом духовного знания
Tак определяет каулачару Господь Шива в “Куларнава-тантре” (2.9-11). Через практику каулачары душа достигает своего естественного и наивысшего предназначения, оказываясь в Божественной Семье Шакти, Шивы и других освобожденных душ. Согласно “Куларнава-тантре” (2.34-35), одной из важнейших каула-Тантр, знание каула-дхармы можно раскрывать только тем, кто очистил свое сознание, обрел устойчивую веру в писания и практики каул, выполняет все необходимые предписания традиционного тантризма, служит своему учителю и Богине-Матери, предан общине (чакре) каул. Предполагается также, что садхака должен быть свободен от дуалистических воззрений, понимать в истинном свете взаимосвязь всех ачар и эзотерический смысл Кaулы и, наконец, иметь выраженную вира-бхаву или же признаки дивья-бхавы. В Тантрах особо оговаривается, что пашу (для его же собственного блага!) не может быть посвящен в чакру каул. Tантрический путь Каулы предполагает долгую опасную и многотрудную садхану, временами напоминающую трудности алхимического мага.
Тем, кто не посвящены в связь с Кaулой, практически не могут распознать истинного каулу по каким-либо критериям или стандартам. Внешне каула может следовать принципам любой из ачар и знает эзотерические тайны любой из них. Поэтому каула-гуру — идеальный учитель для садхаков всех ачар. Истинный каула совершенно свободен, осознает свою божественную Самость и фактически является богочеловеком. Он питает особую любовную привязанность к Матери Кали и Кaуле и может, если пожелает, привести в лоно тантризма любого. Даже случайное соприкосновение с такой личностью улучшает индивидуальную карму любого существа. В семьях, создаваемых каулами, нередко рождаются великие души (махатмы). Кали никогда не оставляет без ответа молитву каулы, но он не склонен у Нее что-то просить для себя, т.к. всегда удовлетворен. Поскольку каула является совершенным дживанмуктой (освобожденным при жизни), то на него, как утверждается в 24-ой главе “Вишвасара-тантры”, “не влияют ни фазы луны, ни положения планет. Для него не существует правил относительно времени или места…” Он может демонстрировать или скрывать свои сверхспособности и всегда относится к другим как к своим истинным родственникам. Каким бы внешне ни казался кому-то истинный каула, нет такой силы, которая могла бы ограничить его свободу или лишить его пребывания в Кaуле.
Для каула (дживанмукта) нет ничего невозможного ни в одном из Миров… Весь его эволюционный цикл может быть пройден весьма ускоренно. Даже в течении одной жизни! Все зависит только от милости Богини-Матери и от желания и усилий самой души. Это возможно лишь в практике каулачары, где усилия и решимость самого садхаки сочетаются с усилиями его духовных братьев и сестер и со встречной милостью Матери Кали, проявляющей Себя в Своей самой удивительной Форме — Кауле, где господствуют не ограничивающие свободу жесткие законы сансары, а законы Божественной Семьи полностью освобожденных душ. Только исключительная милость Матери, явленная через Каулу, помогает исстрадавшейся в бушующем океане сансары душе внезапно очутиться в этом удивительном Океане Каулы (Куларнаве) — абсолютной Полноте божественных качеств Истины, Знания, Блаженства, Любви и ничем не ограниченной Свободы Самовыражения.
Три типа характера (бхавы) практикующих Тантру
Свами Садашивачарья – шиваитско-тантрический Ачарья (духовный учитель) русского происхождения, обучавшийся в Индии и получивший там посвящение в линию учителей Рахасья-сампрадайи («Тайной Традиции»), одной из школ индуистского тантризма североиндийской (кашмирской) традиции. Шрипада Садашивачарья известен в Индии и на Западе как активный проповедник и пандит (ученый-теолог), знаток санскрита, ведической и тантрической литературы, шиваизма, Тантры и индуизма в целом. В настоящее время постоянно проживает в г. Москве, возглавляя основанное им в 1992 году Духовное общество «Тантра-Сангха», являясь признанным духовным лидером российских последователей тантрического шиваизма и близких к ним неоязыческих общин и групп. Вместе c учениками активно занимается популяризацией изучения санскрита, переводом Вед, Тантр и других священных текстов, проповеднической и лекционно-просветительской деятельностью. Являясь тантрическим жрецом высокой квалификации, активно способствует возрождению ведизма (рудраистского толка) в качестве живой религии, регулярно совершает церемонии жертвоприношений Священному Огню и ритуально-магические таинства (самскары), посвящает учеников. Тантрическое Учение подразделяет всех людей на три основных бхавы (характера):
пашу
вира
дивья
Иногда рассматриваются еще махапашу и асурья. Только пашу, вира и дивья имеют отношение к людям, способным осознанно практиковать тантрическую садхану (духовную практику).
Махапашу стоят вообще вне всякой религии и ведут полускотский образ жизни. Это наиболее деградировавший во всех отношениях тип людей, лишенных каких бы то ни было духовных запросов: психически больные, наркоманы, алкоголики, бродяги, уголовники и т.п. Такие «люди» живут лишь низменными инстинктами. Асурья (демоничный) — обычно существо нечеловеческой природы. Но демонический характер может проявляться и в людях. Когда в человеке доминирует асурья-бхава, он с крайней ненавистью относится к преданным Богу людям и вообще к любой религии. Часто такие «люди» отличаются поистине звериной жестокостью, имеют особую склонность ко злу и насилию. Говоря языком христианства, такой человек «одержим дьяволом», т.к. не принадлежит самому себе, являясь слепой игрушкой в руках невидимых демонов (асуров), хотя сам может считать себя «свободной и незакомплексованной личностью». Махапашу и асурья являются тамо-йогья-дживатмами (душами, связанными с материальным качеством тьмы, т.е. с тамо-гуной) и являются существами с крайней степенью помрачения сознания. Такое помрачение делает их практически невосприимчивыми к духовному знанию, и они обычно привержены вульгарному материализму, воинствующему атеизму или же какому-нибудь «культу» сатанистской направленности. Однако, и они способны Духовно эволюционировать.
Пашу-бхава («природа животного») — первый и низший тип собственно человеческого характера. Это своего рода «человек-животное». Слово пашу имеет несколько значений: «животное», «живое существо», «душа», «человек, следующий пашвачаре( «пути правой руки»)», «тот, кто связан узами (паша) неведения». Когда слово пашу используется в широком смысле, то оно обозначает вообще любое живое существо ( дживу), душу — от божеств до микроорганизмов. В таком смысле его используют в некоторых школах шиваизма, например, последователи школ пашупата и шайва-сиддханта. Иногда словом пашу Тантры обозначают животных и существ, а также невежественных и тамасичных людей, стоящих вне любой религии. Например, в «Куларнава-тантре» (1.69) Шива говорит, обращаясь к Шакти: «Сон, совокупление и потребность в пище одинаково свойственны всем живущим. О Возлюбленная, лишь обладатель знания именуется человеком, лишенный знания — животное ( пашу)». В данном случае имеются в виду не только животные, но и крайне невежественные люди, иногда именуемые в Тантрах махапашу. Но чаще всего под пашу Тантры подразумевают именно низший тип людей, практикующих садхану. Причем в этом случае только посвященный (дикшита) в садхану низшего уровня (т.е. в практику нетантрических и низших тантрических школ «пути правой руки») человек называется пашу. Совсем непосвященный (адикшита) именуется махапашу. В западных эзотерических традициях (например, у гностиков и в каббале) тантрическому понятию пашу-бхавы соответствует понятие «физического, плотского человека».
В состоянии пашу-бхавы находятся молодые незрелые души, у которых еще только начинает пробуждаться духовное самоосознание. Как правило, пашу — это заурядный среднестатистический обыватель, привязанный к миру страданий многочисленными узами. Так «Парашурамакальпа-сутра» (10.70) перечисляет восемь уз (ашта-паша), ведущих к порабощению души в сансаре (круговороте перерождений и страданий): гхрина (ненависть, злоба), ладжджа (смущение, стыд), бхайя (страх), шанка (суета, волнение, беспокойство), джугупса (отвращение, омерзение), кула (семейство, клан, родословная), шила (обычаи и привычки) и джати (принадлежность к определенной категории людей с момента рождения). В пашу преобладает тамо-гуна (качество неведения, инертности и тьмы). Поэтому пашу обычно ленив, пассивен, не проявляет достаточной решимости в достижении духовных целей, сильно зависит от всего того, что привязывает его к материальному миру. Такой человек не в состоянии достичь Освобождения самостоятельными силами и нуждается в духовной опеке.
Пашу может принадлежать к любой религии (как правило, господствующей в обществе), но непременно должен быть религиозен (а точнее, «дхармичен»), привержен духовной культуре и этике. Поэтому пашу не так уж и плох: это обыкновенный законопослушный и богобоязненный обыватель. Совершенно равнодушный к религии и морали человек, не желающий даже внешне считаться с общепринятыми в здоровом обществе нормами поведения и образа жизни, опускается до уровня махапашу, стоящего гораздо ниже обычного пашу.
Благодаря упорным моральным усилиям и благим кармическим заслугам пашу постепенно развивается в вира.
Вира («герой») — это и есть настоящий человек, «человек-человек», победивший в себе пашу-бхаву. Согласно «Камакхья-тантре», вира бесстрашен, целеустремлен, непоколебимо движется к поставленной духовной цели, разумен, энергичен и очень деятелен. Он не питает враждебности к другим и имеет особую, не всегда объяснимую умом склонность к следованию Тантрическому Пути. Где бы вира ни жил, он интуитивно тяготеет к практикам тантрического типа, ищет настоящего тантрического Орун, как правило, оказывается приобщенным к Пути Тантры. Только вира может быть посвящен в эзотерическую практику «тантры левой руки» (вамачары).
А вот пашу, даже если он и питает интерес к тантризму, может быть приобщен лишь к системе дакшиначары («пути правой руки»). На стадии дакшиначары он должен почитать Богиню-Мать в духе искренней веры и преданности (бхакти), должен изучать тантрическую философию и практику, чтобы обрести знание (джняна) и понимание целей и методов подлинной Тантры. Он должен вести здоровый и высокоморальный образ жизни, чтобы служить примером для подражания для всех окружающих. Садхака-пашу регулярно посещает тантрический храм или дхармачакру (богослужебно-медитационное собрание) тантриков своего круга посвящения. Основная форма дхармачакры, в которой пашу может принимать участие, известна как Шива-чакра. Так пашу постепенно прогрессирует духовно и вскоре достигает уровня виры.
В состоянии Bиры человек не довольствуется уже пассивным ожиданием посмертного воздаяния — в раю или в следующих перерождениях — за свои старания на земле. Он имеет сильную волю и ничем не поколебимое желание достичь немедленного и необратимого Освобождения еще при жизни, т.е. состояния дживанмукты. И ради этой цели вира готов на любые, даже самые рискованные практики. Однако, вира, как и пашу, нуждается во всестороннем руководстве со стороны гуру. Поэтому для него крайне важно обретение истинного тантрического гуру, компетентного в обучении эзотерическим практикам «левой руки», и включение в круг (чакру) посвященных вира-садхаков. Такие посвященные могут участвовать в мистериях Бхайрави-чакры и Йогини-чакры, где используются «5 М» в непосредственно натуральном виде. Если садхана дакшиначары, практикуемая садхаками пашу-бхавы, возможна даже без предварительного посвящения (хотя руководство со стороны гуру и здесь крайне необходимо), то эзотерическая вира-садхана без соответствующего посвящения вообще невозможна. Причем давать посвящение вира-садхакам может далеко не каждый гуру, а только гуру эзотерической (рахасья) традиции Тантры, непременно принадлежащий к одной из парампар (линий преемственности) тантрических Учителей школы каула, т.к. истинно тантрический гуру в принципе не может быть непарампарическим. Такой гуру сам должен обладать выраженной вира- или дивья-бхавой.
Дивья («божественный») — это сверхчеловек, богочеловек, или «человек-бог» (от слова «дэва», «божество»). В такой личности человеческое и божественное находятся в полной гармонии. В состоянии дивья-бхавы пребывают высшие Учителя и тантрические святые (сиддхи и махасиддхи). Нередко даже сами слова «каула» и «сиддха» рассматриваются как синонимы понятия дивья. Лишь человек с выраженной дивья-бхавой способен по-настоящему практиковать садхану сиддхантачары и каулачары, высших стадий тантрической практики. Поэтому только садхаки дивья-бхавы имеют привилегию участия в дивья-чакре (таттва-чакре) — самой эзотерической тантрической мистерии — и по своему желанию могут использовать или не использовать «5 М».
Дивья — это наиболее совершенный тип человека. Живой пример таких богоподобных людей являли собой Рамакришна, Будда, Иисус Христос, Чайтанья, Рамана Махарши, Бабаджи, Анандамайи Ма и многие другие великие Учителя и святые. В состоянии дивья-бхавы человек смиренен и прост как дитя и одновременно исполнен огромной силы и духовной мудрости. Он абсолютно непретенциозен и чужд саморекламы, не жаждет власти или общего признания. В любой ситуации и в любом статусе он неизменно удовлетворен и счастлив. Фактически, дивья просветлен и свободен. Окружающие воспринимают его либо как блаженного, либо обожествляют. Сам же дивья относится и к тем, кто его оскорбляет, и к тем, кто его боготворит, с одинаковой любовью. Одна «случайная» встреча с такой личностью способна изменить сознание многих. Но встречаются подобные личности крайне редко. Особенно в наше время, когда многие мошенники — часто называемые «бизнес-гуру» — пытаются выдавать себя за » аватар» или «просветленных мастеров» (в качестве примера можно упомянуть таких «просветленных» как Ошо Раджниш, Секо Асахара, а также отечественных лжехристов Марию Дэви или Виссариона).
Правильное понимание учения о трех бхавах имеет исключительно важное практическое значение. В Тантрах даются всевозможные методы (упайи) и практики как раз применительно к характерам (бхавам) садхаков. Кроме того, сам тип тантрической садханы и соответствующая ему ачара (путь, практическая система) сильно варьируют в зависимости от степени зрелости чьей-либо души. А подобная зрелость выражается именно через бхаву. Так пашу-бхава характерна для самых незрелых душ, воплощающихся в телах людей с заурядным обывательским сознанием, в которых преобладает качество тамаса (невежества и инертности). В вира-бхаве пребывают более зрелые души, воплощающиеся в телах активных и энергичных людей с развитым интеллектом и выраженной богонаправленностыо сознания, в которых преобладает качество раджаса (активности и страсти). Дивья-бхава свойственна наиболее духовно развитым существам с преобладающим качеством саттвы (ясности и благости) — богам (дэвам), светлым духам, святым и богоподобным людям. Махапашу-бхава (как низшая разновидность пашу-бхавы) и асурья-бхава свойственны существам, злоупотребившим своей свободой и силой и вовлеченным в процесс деградации и духовной инволюции: в телах махапашу оказываются души минералов, растений, животных, низших демонов и духов, а также самых деградировавших «людей»; асурами (великими демонами) же становятся падшие боги и сиддхи (тантрические святые и великие маги). При этом ни махапашу, ни асуры вовсе не обречены навечно оставаться «проклятыми» и могут духовно развиваться.
Постепенное преображение «человека-животного» (пашу) сначала в «человека-человека» (вира), а затем и в «человека-бога» (дивья) является одной из самых главных практических целей Тантрического Пути. Причем при умелом и правильном применении тантрических методов такого полного преображения человеческой личности можно достичь даже в течении одной жизни.
Основные требования к кандидату в Каула тантру
Существуют разные мнения, кого можно называть практиками Каулы, а кого нет. Самые строгие считают, что лишь садхаки высшего типа могут реально практиковать Каула маргу. Иные считают, что Каула имеет множество ступеней-уровней, и садхака средних способностей тоже является практиком Каулы, ее начальных ступеней. Третьи придерживаются либеральных взглядов, заявляя, что все, кто почитает Кауласиддхешвару и Кауласиддхешвари входят в большую семью священной Кулы. Что же говорит сама Трикасамарасья Каула?
Каула-тантриком, адептом сакральной рахасья-чакры является лишь тот, кто в состоянии практиковать полную садхану Каула марги. А в состоянии практиковать ее лишь тот, кто в достаточной для выполнения садханы степени имеет: правильное основное желание, правильную мотивацию, правильное понимание учения Экаратны, три видения и два вида художественного вкуса. Не имеющий этих качеств, не в состоянии практиковать Каула маргу, а стало быть, не может быть посвящен в рахасья-чакру, глубинную кулу и называться каула-тантриком. Этот набор качеств является необходимым именно в Кауле, в других учениях критерием пригодности к пути является наличие других качеств. Так, к примеру, в одном мистическом направлении главным качеством, необходимым для обретения высшего плода, является вера, в другом – тщательное следование религиозным предписаниям, в третьем – усердие и т.д.
Кандидатам в Каула маргу не должно делать серьезных послаблений при тестах и проверках. Конечно, трудно ожидать, чтобы у начинающего три видения и два вкуса присутствовали в развитой степени. В рахасья-кулу и приходят, чтобы развить эти способы видеть чувствовать себя и мир. Однако, как минимум кандидат должен иметь достаточно сильные аналитические, а также творческие способности. Без анализа и творчества Каула марга практиковаться не может. И уж, конечно, безусловными требованиями являются наличие правильного основного желания, правильной мотивации и правильное понимание учения Экаратны.
Правильным желанием является стремление познать Истину, понять Реальность и достичь безграничной Гармонии. Это желание просто обязано быть сильным и испепеляющим, так как это является необходимым условием для быстрого и радостного продвижения к цели, для победы над силами сансарических желаний и страстей. Правильной мотивацией будет стремление реализовать Самарасью на благо всех существ. Если человек стремится лишь к достижению сверхспособностей и сил – его желание расходится с целью Каула марги. Если же он хочет достичь божественности лишь для себя, то такой практик может легко попасть в ловушку эгоцентризма, замыкающего сознание, энергию и форму в узкий сансарический склеп. Нельзя прийти в Каулу без овладения мудростью Адвайты, которая учит, что Панчаратна, пять сокровищ: Шива, Шакти, Садгуру, Дхарма и Чакра – суть одно, что на самом деле это пять драгоценностей, пять граней единого волшебного кристалла. Без этого постижения правильные взаимоотношения между садхакой, Шивой, Шакти, учителем, учением и мистическими братьями установиться не могут. А без этого правильного взаимоотношения, успех в Каула садхане – дело немыслимое.
Иногда мастер сразу после тестов определяет способность или не способность человека следовать пути Каулы. Порой же учитель дает кандидату определенную садхану, а затем, в процессе следования мистиком садхане, делает выводы о пригодности или непригодности. Выводы и их последствия могут быть разными. Одному садхаке учитель предпишет определенные подготавливающие практики, позволяющие развить нужные качества, другой сразу будет принят прямо в Каула чакру, третьему мастер посоветует обратиться к другому каула-мастеру, четвертого оповестит о непригодности к Каула марге и, возможно даст совет, чем тому лучше заняться в этой жизни. Иногда каула-мастер берется наставлять мистика и в некаулической садхане. Так что не каждый, кто получил посвящение и садхану от каулического гуру, имеет право называть себя адептом Каула марги.
Иногда случается так, что некаулические йогины и тантрики, а также миряне группируются вокруг мастера и его каулической чакры. Такие йогины, тантрики образуют средний круг-чакру, а миряне – внешний круг. Все три круга будут объединены в одну школу, один культ Шивы и Шакти. Эта школа будет иметь определенное название, отличающее ее от других течений и направлений. Однако собственно практиками Каулы-тантры могут считаться только тантрики внутреннего круга.
http://aria-yoga.blog.tut.by/vedy/advajta-vershina...heskogo-ucheniya/kaula-tantra/
[\more]