Аудиозапись на ретрите в Меригаре, 2003 г.
Опьяняет не только алкоголь. Есть еще и зависимость от курения, например, сейчас есть много видов сигарет. А это хуже, чем если бы вы выпили бокал вина. Потому что бокал вина - это часть нашей еды. Курение - это вовсе не часть еды. Есть множество людей, которые не курят, и живут при этом очень хорошо. В том, чтобы курить, нет никакого смысла. Только создание болезней и многочисленных проблем.
Кроме этого сейчас есть множество сильных наркотиков, гораздо более вредных, чем сигареты. Используя их, вы одурманиваете себя. Вы чувствуете себя немного по-другому, но это просто значит, что вы одурманены. Так вы раз за разом перенапрягаете и истощаете свою энергию. Вы попадаете в полную зависимость от этого. Поймите, что это в любом случае плохо.
Существует объяснение Гуру Падмасамбхавы. Одно особенно важное терма. В этом терма содержится совет Гуру Падмасамбхавы. Гуру Падмасамбхава говорил: "В будущем будет особый вид дыма. И люди, его использующие, не смогут управлять собой. Они будут утрачивать присутствие. Особенно сильно будет уменьшаться их ясность. Они будут пассивными."
Посмотрите внимательно - это очень так и есть. Поезжайте, например, в Индию. Вы увидите там западных людей, в парках, где-то ещё, они спят по полдня. Почему они там так проводят своё время? Потому что они употребляют наркотики - а в Индии их легко достать. И они наслаждаются: "О!... Фантастика! Индия прекрасна!..." Если бы вы думали, что Индия прекрасна потому, что там жил Будда Шакьямуни, там давалось множество учений - то это не так уж плохо. Но если вы думаете, что Индия прекрасна из-за того, что в ней легко достать наркотики - то это плохо.
В наших западных странах, несмотря на то, что их не так просто достать - люди пытаются достать хоть немного каких-нибудь наркотиков и употребляют их. Одурманенные ими, эти люди получают какие-то необычные переживания и в этот момент они думают: "О!... Это очень помогает развивать ясность!". Но посмотрите на себя через несколько минут или через несколько часов: как развилась ваша ясность? (Ринпоче смеется).
Все это не настоящее. Так что вы должны быть очень осторожны. В особенности молодые люди. Потому что у старших, возможно, такой опыт уже есть. Хотя и некоторые из старшего поколения все ещё продолжают, думая, что это "нечто сакральное". Но ничего сакрального в этом нет, наоборот, это нечто полностью противоположное Учению. Мы занимаемся, делаем очистительные практики и все прочее, чтобы возрастала наша ясность. Зачем же вы делаете что-то для ее уменьшения? Зачем вы делаете что-то, от чего становитесь пассивными? Именно об этом говорил Гуру Падмасамбхава - "люди будут пассивными, их ясность будет уменьшаться". Это совсем противоположно Учению.
Так что если вы интересуетесь Учением, то должны понять это и относиться к этому внимательно. Не только здесь, в Меригаре, но и везде в мире. Я слышал, что многие люди все еще используют и принимают эти вещества. И одновременно с этим они пытаются изучать учение Дзогчен. Это по меньшей мере странно. Очень-очень важно осознавать этот момент. Также и с алкоголем, вы можете его использовать, но старайтесь себя контролировать! Некоторые люди, начиная пить, теряют контроль и напиваются. Если у вас есть эта проблема - останавливайте себя. Возьмите обет. Это будет лучше для вас.
Когда вы делаете Ганапуджу - выпейте совсем чуть-чуть и остановитесь. Так вы сможете справиться с этим. К тому же для того, чтобы прекратить курить или пить, существуют очистительные лекарства. Вы можете заказать эти лекарства, вы можете проводить очищение - и вообще делать все, что в ваших силах. Это принесет вам пользу.
Из книги «Беседы в Конвее», том 1:
Теперь я хочу сказать кое-что еще. Я приготовил для вас это лекарство. Для начала я объясню вам назначение этого лекарства, потому что многие из вас не знают, для чего оно. По происхождению своему это лекарство тибетское. Оно взято из некоторых учений и пояснений, которые дал сам Падмасамбхава. Падмасамбхава неоднократно объяснял многообразные вредные последствия курения. Все вы слышали, как люди проповедуют: «Курить нельзя. Курение — ужасный вред!» Есть и тексты, в которых содержатся подобные проповеди. Но меня все это не очень убеждает.
Что меня действительно убеждает — так это два важных момента, на которые Падмасамбхава обращает внимание в этих текстах. Падмасамбхава объясняет, что курение может иметь два вида последствий. При этом имеются в виду все разновидности курильщиков, независимо от того что они курят — от сильных наркотиков до совсем легкого табака. Первое последствие: из-за курения и интоксикации, отравления, являющегося его следствием, снижается ваша ясность, а это очень серьезно. Ведь если мы практикуем, наша практика всегда нацелена на развитие ясности. Поэтому постоянная практика, направленная на развитие ясности, и, с другой стороны, действия, омрачающие эту ясность, — это несколько странно.
Во-вторых, Падмасамбхава отмечает: если вы курите, в особенности много, и занимаетесь какой-то деятельностью, то становитесь все более и более пассивны. Здесь пассивность имеет много значений. Из-за курения и разных наркотиков вы становитесь пассивны, то есть уязвимы для отрицательных сил. В учении традиции бонпо мы тоже находим очень четкое разъяснение на этот счет. Там сказано, что человек всегда обладает положительной и отрицательной силой. Если положительная сила повреждена или ослаблена, человек становится пассивным. Он становится уязвимым и легко может стать добычей всевозможных отрицательных влияний и посягательств.
И вы сами можете заметить это, по крайней мере, на том минимальном уровне, когда все у вас начинает не ладиться. Тогда мы говорим: «Ох, пошла плохая полоса» или «Для меня настали плохие времена». Еще иногда говорят: «Просто выдался несчастливый день» или что-то в этом роде. Но с точки зрения бонпо, это объясняется как ослабление вашей положительной энергии или положительной силы. И когда вы оказываетесь в таком положении, бонпо предлагают вам много разнообразных ритуалов, разнообразных практик для укрепления положительной энергии. Говоря о пассивности, следует отметить, что при ослаблении положительной энергии человек не только становится пассивным по отношению к отрицательным энергиям и силам — он становится пассивным и по отношению к повседневным обстоятельствам и ко всем ситуациям, с которыми ему приходится иметь дело в повседневной жизни.
И это действительно так. Когда я недавно был в Индии — в Нью-Дели и других местах — то видел там целые толпы западной молодежи. Люди спали на скамейках, прямо на улице. Сначала я подумал: «Может быть, они подражают индийцам — ведь индийцы так живут». Но потом я обнаружил, что они никому не подражают: они впали в полную пассивность и ничего не делают. В какой-то момент все становится труднее и труднее, и они оказываются абсолютными рабами тех снадобий, которые курят, принимают и т. д.
Понятно, что я говорю не только о табаке. Я говорю о более сильных препаратах. Возможно, некоторые не начинали сразу с сильных наркотиков: сначала у них просто вошло в привычку слегка взбадривать себя наркотиками. Но дело в том, что доза, которая сначала производила нужное действие, постепенно становится недостаточной — приходится ее увеличивать. Ведь человек обладает определенным уровнем или количеством энергии, мерой энергии. Предположим, можно измерить нормальное количество энергии по десятичной шкале как десять. Вы принимаете какой-то наркотик или еще как-нибудь взбадриваете себя и свою энергию — и поднимаетесь до тринадцати. Вы выходите за пределы обычного состояния, чувствуете себя немного необычно.
Назавтра вам захочется повторить: ведь это было довольно приятно. Предположим, что вчера одной дозы, какой бы она ни была, хватило, чтобы подняться до тринадцати. Через некоторое время, чтобы подняться до тринадцати, вам потребуется уже две дозы. А когда вы снова вернетесь в нормальное состояние, то окажетесь не на десяти, а на восьми. И вот вы уже на пути к состоянию пассивности. Вы уже больше не можете жить нормально, потому что нормальная жизнь требует энергии, равной десяти. И вот у вас снова возникает побуждение подняться до тринадцати, как вы делали раньше. Теперь для этого потребуется три дозы. А когда вы снова опуститесь, то это будет шесть или даже пять. Вы стали еще пассивнее.
И так, подзаряжая свою энергию все снова и снова, вы продолжаете выходить за пределы нормального. Предположим, что наше материальное, человеческое тело не может принять более пяти доз. Когда для того, чтобы подняться до тринадцати, вам требуется шесть доз, что-то отказывает, что-то взрывается. И приходит конец. Так обычно и бывает. Этим чаще всего кончается.
Если вы осведомлены об этом, вы все равно можете продолжать идти по этому пути, потому что впали в сильную зависимость. Это справедливо и для курения сигарет. Даже если это пустяк, очевидно, он не способствует развитию ясности. Вы думаете: «Конечно, лучше бы не курить», но существует такая привычка, порок, — курение. Вы курите уже давно, и к настоящему времени у вас сформировалась укоренившаяся привычка, которая требует, настаивает, чтобы вы продолжали курить. Вы хотели бы бросить, но ничего не получается. В таком случае при наличии даже минимального участия с вашей стороны, при наличии желания бросить, есть лекарство, которое проделает всю остальную работу.
Это лекарство производит очищение. Такое очищение также дает возможность преодолеть этот порок, эту привычку, физиологическую потребность. Но прежде всего, оно предназначено для укрепления тех органов, которым был нанесен вред, для восстановления силы. Каждому следует принять три таких упаковки. Это довольно сильное средство, несмотря на то, что доза невелика. Я имею в виду силу не в том смысле, что у вас закружится голова, вы ощутите слабость или в глазах у вас поплывет. Вы будете принимать его в течение трех дней.
Есть еще и четвертая упаковка — побольше. Вы смешиваете ее с маслом и используете для массажа. Нужно взять масло высокого качества, чистое масло — хорошее оливковое масло или подобное ему. Это не значит, что вы выливаете на себя литр масла. Нужно высыпать лекарство в маленькую бутылочку или в другой небольшой сосуд и перемешать. Потом вы наливаете немножко масла на руку и растираете по всему телу. Втирать в волосы необязательно. Закончив растирать тело маслом, хорошо проделать движения, вроде янтры. После этого примите ванну или душ — можно помыться.
Лекарство, которое употребляется внутрь, следует принимать по утрам. Не нужно принимать его во время завтрака, с пищей. Лучше съесть легкий завтрак, а затем примерно через час принять лекарство. Растворять его в воде не нужно. Положите порошок прямо в рот, а потом запейте водой. В течение трех дней такого очищения следует соблюдать диету. Лучше, конечно, не пить кофе. Если вы совсем не можете обойтись без кофе, пейте некрепкий кофе, что-то вроде кофейной воды. То же самое относится к чаю: пейте совсем слабый чай. И, конечно, эти три дня — никакого алкоголя. И еще все эти три дня нельзя есть мясо — ни мясо, ни рыбу, никакую другую животную пищу. Но и сырые овощи тоже не нужно есть, и все то, что трудно переваривается, в частности, лук. Можно есть такие продукты, как вареное зерно: рис или ячмень, или пшеницу и т. д. Прежде всего пища должна быть легкой, легко перевариваемой. И не нужно наедаться до такой степени, когда желудок переполнен. Ведь никто не умрет от того, что три дня будет мало есть. А еще лучше с каждым днем съедать все меньше: в первый день — немного, во второй — чуть меньше, в третий еще немного меньше. Итак, в течение трех дней вы мало едите, делаете янтру, или упражнения, и принимаете лекарство.
Кроме того, хорошо много заниматься дыхательной практикой и практикой очищения, например визуализацией Ваджрасаттвы, если вы умеете. Или те, кто умеет, могут выполнять очищение шести лок. Любая известная вам практика очищения уместна и полезна. Все они работают заодно и очень помогают.
Когда пройдут дни очищения, вы сами сможете заметить: что-то произошло, что-то развивается.
Если вы курильщик, то, конечно, по истечении этих трех дней вы будете ощущать гораздо меньшую потребность в курении. Но я не говорю, что вы окончательно освободитесь от курения, почувствуете к нему полное безразличие. Следующие десять-пятнадцать дней потребуют усилий. Но не волнуйтесь: вы не будете чувствовать себя плохо, у вас не будет симптомов абстиненции. И если потом вы снова начнете курить, это тоже не конец света. Но, наверное, нужно постараться, приложить все усилия. Вот лекарство. Я рассказал вам, как оно действует. Сейчас я раздам его всем, кто пожелает.
Из книги «Голос пчелы»:
«Куря табак и принимая возбуждающие снадобья. Они заявляют, что испытывают состояние воссоединения. Стоит же им проголодаться и не выспаться, Как тотчас начинают жаловаться, не умея с этим объединяться. Не лучше ли наслаждаться пространством свободного измерения, где не нужно избавляться от пагубного воздействия этих веществ, отравляющих энергию и ясность?»
Из книги «Янтра-йога — йога движения»:
«Полное йогическое дыхание (кумбака) или «бутылочное» дыхание.
Курение сигареты является полной противоположностью этого упражнения (бутылочного дыхания или кумбаки)! Не только потому, что курить плохо, но и потому, что куря сигарету, вы начинаете затягиваться с верхней, а никогда не с нижней части грудной клетки. Таким образом, курение сигареты — это способ выучиться неправильному вдоху.»
Лекарство, которое упоминает Намкай Норбу Ринпоче в тексте «Беседы в Конвее», называется Дуг Сэл Дэ Гу (dug sel lde gu). Полезно для очищения организма от токсинов, таких как алкоголь, табак и другие стимуляторы.
Прерывает зависимость от этих веществ. Также улучшает деятельность внутренних органов и циркуляцию крови благодаря очищению и гармонизации элементов. Рецепт и подробное описание его применения любезно предоставил нам доктор Нида Че-нагцанг. Это лекарство можно приобрести в центре тибетской медицины в Москве. Адрес: м. ВДНХ ул. Кибальчича, д. 2, корп 1, Телефон: 683-67-04, e-mail
sorig@inbox.ru
Источник:
http://www.kunphenling.ru/