• Авторизация


Тибетский буддизм монашеская религия 26-11-2009 12:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Анатолий_Франц Оригинальное сообщение

Тибетский буддизм монашеская религия




ТАИНСТВА ВОСТОКА

Тибетский буддизм монашеская религия

[500x476]
 

 

Эта икона-тангка, выполненная на шелке (XX в.), служит нагляд­ной иллюстрацией тибетского буддизма, так называемой «мона­шеской религии»: верховный лама, духовный глава буддистов, воссе­дает в центре в окружении мона­хов, последователей его учения.

 

 

 

В Тибете возникла особая форма буддизма, с множеством ритуалов, магических практик и техник медита­ции. В добуддийские времена там пре­обладали шаманизм и анимистическая религия бон. Тибетцы верили, что горы и долины населены разными злыми и добрыми духами. Основное место в древних тибетских верованиях зани­мали искусство предсказания, транс, погребальные ритуалы для защиты жи­вых и умерших, обряды задабривания злых духов.

Буддизм проник в Гималаи в VIII в. Испытав на себе большое влияние ре­лигии бон, он превратился в характер­ный тибетский буддизм с его культом духовных учителей - лам. Понятие «лама» («высший») равнозначно индий­скому «гуру» и означает духовно про­светленного учителя.             

 

 

Школы тибетского буддизма

 

 

Со временем в Тибете сформировались четыре важнейшие буддийские школы: Ньингма-па («Школа старых перево­дов»), Кагью-па («Школа преемствен­ности слова Будды»), Сакья-па (назван­ная по местности Сакья в Южном Тибе­те, где был возведен первый монастырь этой школы) и Гелуг-па («Школа благо­честия»). Гелуг-па возникла в XIV в. В XVI в. верховный лама этой школы стал называться далай-ламой, а через столетие получил всю полноту светской и духовной власти в Тибете.

 

Ваджраяна

 

 

На формирование тибетского буддиз­ма очень повлияла ваджрайяна («ал­мазная колесница»), или тантрический буддизм, - позднее направление буд­дизма, зародившееся в Индии в рамках махаяны. Для ваджраяны, ассимилиро­вавшей древние магические практики, характерна обширная система разно­образных ритуалов. > Тантрический буддизм признает воз­можность переноса кармических за­слуг посредством магических дей­ствий. Это означает: лама, создавший себе хорошую карму правильным пове­дением в предыдущих воплощениях и в настоящей жизни, может поделить­ся частью своих кармических заслуг с лучшими учениками, чтобы они быст­рее достигли совершенства. Главный аспект ваджрайяны - устное наставление и посвящение в практику медитации, которые осуществляются опытным ламой, получившим благосло­вение своего монастыря. Лама сооб­щает ученикам магические звуковые формулы (мантры), состоящие из ком­бинаций чудодейственных слогов, которым приписывают божественное происхождение.

Ваджраяна утверждает, что с помощью определенных методов - повторения мантр в сочетании с особыми телесны­ми позами (асанами), ритуальными жестами (мудрами) и специальными упражнениями - можно быстро пробу­дить в каждом практикующем природу будды. Следование учению и практи­кам ваджраяны позволяет человеку до­стигнуть просветления в течение одной жизни.

Различные способы медитации изло­жены в текстах садханы («достижение», «реализация»). Садхана - это развер­нутая программа очищения тела, ума и души с помощью нравственных, духовных, психических, энергетиче­ских упражнений. Их выбор, интенсив­ность и очередность определяется учи­телем. Этот процесс постепенного воз­растания духовности, нравственности и праведности позволяет чело веку возвыситься над своими страстями и заблужде­ниями, преображает его тело и душу, пробуждает в нем сверхспособности и прибли­жает к конечному освобождению.

 

 

Символ единства

Тантры - тексты тибетского буддиз­ма, в которых описывается путь ду-овного развития. Он представлен как процесс, имеющий три состав­ляющих - основу, путь и плод. В ма-хамудре основа - это конечная, чис­тая природа духа. Путь указывает способы усвоения учений через по­знание, размышление, созерцание и медитацию. Плод - это полное осу­ществление не-дуальности, одно­временное познание обычного и аб­солютного во всех вещах. Преодоле­ние дуализма изображается в ти­бетском буддизме в символике со­ития мужского и женского божеств. Мужская сущность (упая) символи­зирует активное абсолютное начало в мире явлений, женская сущность (праджня) - пассивность, интуитив­ную мудрость, единство мира, уни­версальность. В тантризме любой элемент мироздания понимается как нерасторжимое единство муж­ского и женского начал.

[400x620]
 

 

Старинная бронзовая скульптура изображает бодхисаттву Манд-жушри в единении со своей женской ипостасью — праджней. Бодхи-саттвы занимают в буддизме особое место. Они выбрали путь к просветлению не ради себя, а ради помощи другим людям и по доброй воле отказались от нирваны ради повторных рождений. Ведь только так они могут служить человечеству.

 

 

 

[500x338]
 

 

Многие ламы считаются заново воплотившимися монахами, ко­торым удалось достичь освобож­дения из круга перерождений и доб­ровольно вернуться к жизни на благо других. Высшей инкарнацией является далай-лама, почитае­мый как очередное воплощение по­кровителя Тибета, Аангчуба Сем-пы. Первый далай-лама, признан­ный его инкарнацией, жил в XVI в. и звался Сонам Гьяцо. После смерти далай-ламы монахи по предсказаниям оракула и опреде­ленным тайным знакам находят его новое воплощение в ребенке, за­чатом в период от 49 дней до двух лет с даты ухода тибетского иерарха. Избранника подвергают многочисленным сложным испы­таниям. Например, он должен без­ошибочно опознать вещи, которы­ми владел в прошлой жизни. Таким способом в 1939 г. был призван и 14-й далай-лама, Тензин Гьяцо (род. в 1935). Его усилия по осво­бождению Тибета в 1989 г. были отмечены Нобелевской премией мира. Как и все его предшественни­ки, он считается воплощением АвахокитешварЫу бодхисаттвы милосердия. Его инкарнационная линия восходит к Сонгцэну Гампо, который считается человеческой эманацией Авалокитешвары.

 

 

В текстах садханы подробно описано, как реально познать божественное на­чало, достичь образной визуализации и наконец снова полностью раство­риться в медитации, лишенной форм и образов.        

 

Сущность мира — пустота

В разных „школах тибетского буддизма используются две основные формы ду­ховной практики: шаматха (медитатив­ное сосредоточение) и випашьяна (ана­литическое созерцание). Сначала ученик с помощью подготови­тельных упражнений должен научиться концентрировать и успокаивать свой дух настолько, чтобы уметь сосредото­читься исключительно на избранном объекте. Следующий шаг в шаматхе -медитация без конкретного объекта. Лишь достигнув в этом мастерства, уче­ник сможет перейти к випашьяне, даль­нейшей ступени духовного самосовер­шенствования. Випашьяна - длитель­ный акт внутреннего анализа всех явлений мира и сознания, который про­водится духовно просветленным челове­ком, прекрасно владеющим техникой концентрации.

Цель этих практик - путем интуитивного прозрения постичь пустоту (шуньяту), истинную сущность мира. Это доступно только очищенному духу, который спо­собен созерцать явления, выходящие за пределы познавательных возможностей рассудка, интеллекта и логики. Взгляд на мир как пустоту проистекает из уче­ния Будды о причинно-зависимом про­исхождении всех вещей и явлений. Это означает, что все в этом мире причинно обусловлено, то есть нет такой сущнос­ти, которая имела бы собственную при­роду и была бы самодостаточна и абсо­лютно независима. Следовательно, все феномены бессущностны или, в буд­дистской терминологии, пусты.

 

 

«Великая печать»

 

 

Главная цель некоторых школ, напри­мер Кагью-па, - достичь путем медита­ции интуитивного знания пустоты, что равнозначно освобождению из круго­ворота повторных рождений. Высшая форма ваджраяны называется махамуд-ра («великая печать»). Под «великой пе­чатью» подразумевается пустота и яс­ность как истинная суть всех духовных и материальных явлений, которой они отмечены, подобно тайной печати.

 

Практика махамудры

 

 

Практика махамудры, великой печати пустоты, начинается с медитации, объ­ектом которой является божественная сущность, йидам («удержание сознания»). Иидам - это идеальный персо­нальный объект сосредоточения, поэто­му он должен соответствовать индиви­дуальной личности ученика. Визуали­зация объекта продолжается до тех пор, пока медитирующий полностью не отождествит себя со своим йидамом. За этим следует медитация, в процессе которой ученик стремится отождест­вить себя со своим духовным учителем (ламой) или настроиться на энергию и присутствие учителя. Эта йога почита­ния учителя именуется гуру-йогой. В практике махамудры она занимает важное место. Посредством гуру-йоги усердному ученику передается благо­словение учителя, который является но­сителем непрерывной линии передачи учения и благословения, восходящей к самому Будде Гаутаме. Ламы посвящают своих воспитанников в самые сокровенные учения их школы, ее практики и традиции. Для этого вы­бираются лишь наиболее продвинутые ученики, поскольку от лам им передается реализация истинной природы духа. Крайне важно, чтобы отныне уче­ники твердо придерживались линии своей школы, так как они стали ее носи­телями.               

Четсанг Ринпоче (род. в 1940), лама вы­сокой реинкарнации и нынешний носи­тель линии Дрикунг Кагью в тибетском буддизме, так объясняет это магичес­кое действие: «За всеми описаниями практики и способов происходит дейст­вительная передача благословения линии школы, при которой гуру-йога внедряет в ученика осуществление при­роды духа». Четсанг Ринпоче очень рано вступил в религиозную жизнь. Он был интронизирован в четыре с половиной года. Благодаря его усилиям в Тибете были заново отстроены 60 монастырей. Заботится он о процветании своей школы и по всему миру, например в Не­пале, Индии, Чили, Канаде и США.

 

 

Защитники учения

 

 

Молитвенные храмы (лхакханги) мо­настырей наполнены культовыми пред­метами, перед которыми молятся веру­ющие. Это шелковые свитки (тангки). фрески на стенах, бронзовые и золотые статуи. Чаще всего на них изображены будды, бодхисаттвы и дхармапалы. Дхармапалы («защитники дхармы, буд­дийского учения») - гневные божества, заимствованные буддизмом из древ­них тибетских верований. Эти духи и демоны шаманистской религии бон превратились в буддизме в поборни­ков учения, его охранителей от недру­гов и искажений. В трудную минуту верующие часто обращаются к дхарма-палам за помощью и защитой.

 

Магический жар

 

 

Особую роль в тибетском буддизме иг­рает йога внутреннего тепла, умение вызывать с помощью концентрации внутренний огонь (туммо), который не только согревает самого йога, но и рас­тапливает лед вокруг него. В ходе ста­ринного ритуала посвящения в йоги учители проверяли, сколько влажных простыней ученик мог высушить на своем голом теле холодной зимней ночью среди снегов. Эксперимент со­временных ученых показал, что йоги

действительно могут повышать темпе­ратуру тела, например на пальцах рук и ног - до 8 градусов Цельсия. Буддийский йог и поэт Миларепа (1038-1123) считается одним из вели­ких тибетских подвижников. Ему при­писывают необыкновенные способ­ности. Особое значение его учитель придавал выработке внутреннего огня (туммо). Миларепа провел много лет в медитации в горных пещерах Гимала­ев, на ледяной стуже, одетый лишь в тонкую одежду из хлопка. Но разогревание тела - это лишь по­бочный эффект практики туммо. Глав­ная ее цель - достичь переживания состояний абсолютного блаженства и пустоты.

 

 

Влияние индуизма

 

В индуизме аскетическая практика развития внутреннего жара и сама тепловая энергия тела называются тапас. Считается, что эту энергию, оказывающую магическое воздей­ствие на окружающее, вырабатыва­ет внутреннее «я» (антаратман). В мифах говорится, что древний бог согрел сам себя и создал вселенную с помощью своего внутреннего огня. Йог, постигающий тапас, занимает­ся алхимией в самом себе - в физи­ческом и духовном смысле. Он трансформирует себя изнутри, что внешне может проявляться в иссу­шении тела. Тапас - невероятно интенсивная, концентрированная энергия, которой припи­сывают фантастическую силу. Целью древнейшей практики этого вида йоги было накопление энер­гии тапас, чтобы с ее по­мощью совершать маги­ческие действия.

[300x590]
 

Индуистский тант­рист и маг Падмасамб-хава(ок. 721-790) прибыл в 746 г. в Тибет как миссионер, обучав­ший технике туммо. По преданию, он вклю­чил магические тради­ции тибетской религии бон в буддизм и подчи­нил местных духов и демонов, обратив их в буддизм и сделав дхар-мапалами — защитни­ками у-сения. Тибетцы считают Падмасамб-хаву своим духовным отцом. Настенная рос­пись в монастыре Пe-маянгце, штат Сикким, Индия (ок. 1960).

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тибетский буддизм монашеская религия | -Alraune- - Дневник -Alraune- | Лента друзей -Alraune- / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»