ТАИНСТВА ВОСТОКА
Тибетский буддизм монашеская религия
Эта икона-тангка, выполненная на шелке (XX в.), служит наглядной иллюстрацией тибетского буддизма, так называемой «монашеской религии»: верховный лама, духовный глава буддистов, восседает в центре в окружении монахов, последователей его учения.
В Тибете возникла особая форма буддизма, с множеством ритуалов, магических практик и техник медитации. В добуддийские времена там преобладали шаманизм и анимистическая религия бон. Тибетцы верили, что горы и долины населены разными злыми и добрыми духами. Основное место в древних тибетских верованиях занимали искусство предсказания, транс, погребальные ритуалы для защиты живых и умерших, обряды задабривания злых духов.
Буддизм проник в Гималаи в VIII в. Испытав на себе большое влияние религии бон, он превратился в характерный тибетский буддизм с его культом духовных учителей - лам. Понятие «лама» («высший») равнозначно индийскому «гуру» и означает духовно просветленного учителя.
Школы тибетского буддизма
Со временем в Тибете сформировались четыре важнейшие буддийские школы: Ньингма-па («Школа старых переводов»), Кагью-па («Школа преемственности слова Будды»), Сакья-па (названная по местности Сакья в Южном Тибете, где был возведен первый монастырь этой школы) и Гелуг-па («Школа благочестия»). Гелуг-па возникла в XIV в. В XVI в. верховный лама этой школы стал называться далай-ламой, а через столетие получил всю полноту светской и духовной власти в Тибете.
Ваджраяна
На формирование тибетского буддизма очень повлияла ваджрайяна («алмазная колесница»), или тантрический буддизм, - позднее направление буддизма, зародившееся в Индии в рамках махаяны. Для ваджраяны, ассимилировавшей древние магические практики, характерна обширная система разнообразных ритуалов. > Тантрический буддизм признает возможность переноса кармических заслуг посредством магических действий. Это означает: лама, создавший себе хорошую карму правильным поведением в предыдущих воплощениях и в настоящей жизни, может поделиться частью своих кармических заслуг с лучшими учениками, чтобы они быстрее достигли совершенства. Главный аспект ваджрайяны - устное наставление и посвящение в практику медитации, которые осуществляются опытным ламой, получившим благословение своего монастыря. Лама сообщает ученикам магические звуковые формулы (мантры), состоящие из комбинаций чудодейственных слогов, которым приписывают божественное происхождение.
Ваджраяна утверждает, что с помощью определенных методов - повторения мантр в сочетании с особыми телесными позами (асанами), ритуальными жестами (мудрами) и специальными упражнениями - можно быстро пробудить в каждом практикующем природу будды. Следование учению и практикам ваджраяны позволяет человеку достигнуть просветления в течение одной жизни.
Различные способы медитации изложены в текстах садханы («достижение», «реализация»). Садхана - это развернутая программа очищения тела, ума и души с помощью нравственных, духовных, психических, энергетических упражнений. Их выбор, интенсивность и очередность определяется учителем. Этот процесс постепенного возрастания духовности, нравственности и праведности позволяет чело веку возвыситься над своими страстями и заблуждениями, преображает его тело и душу, пробуждает в нем сверхспособности и приближает к конечному освобождению.
Символ единства
Тантры - тексты тибетского буддизма, в которых описывается путь ду-овного развития. Он представлен как процесс, имеющий три составляющих - основу, путь и плод. В ма-хамудре основа - это конечная, чистая природа духа. Путь указывает способы усвоения учений через познание, размышление, созерцание и медитацию. Плод - это полное осуществление не-дуальности, одновременное познание обычного и абсолютного во всех вещах. Преодоление дуализма изображается в тибетском буддизме в символике соития мужского и женского божеств. Мужская сущность (упая) символизирует активное абсолютное начало в мире явлений, женская сущность (праджня) - пассивность, интуитивную мудрость, единство мира, универсальность. В тантризме любой элемент мироздания понимается как нерасторжимое единство мужского и женского начал.
Старинная бронзовая скульптура изображает бодхисаттву Манд-жушри в единении со своей женской ипостасью — праджней. Бодхи-саттвы занимают в буддизме особое место. Они выбрали путь к просветлению не ради себя, а ради помощи другим людям и по доброй воле отказались от нирваны ради повторных рождений. Ведь только так они могут служить человечеству.
Многие ламы считаются заново воплотившимися монахами, которым удалось достичь освобождения из круга перерождений и добровольно вернуться к жизни на благо других. Высшей инкарнацией является далай-лама, почитаемый как очередное воплощение покровителя Тибета, Аангчуба Сем-пы. Первый далай-лама, признанный его инкарнацией, жил в XVI в. и звался Сонам Гьяцо. После смерти далай-ламы монахи по предсказаниям оракула и определенным тайным знакам находят его новое воплощение в ребенке, зачатом в период от 49 дней до двух лет с даты ухода тибетского иерарха. Избранника подвергают многочисленным сложным испытаниям. Например, он должен безошибочно опознать вещи, которыми владел в прошлой жизни. Таким способом в 1939 г. был призван и 14-й далай-лама, Тензин Гьяцо (род. в 1935). Его усилия по освобождению Тибета в 1989 г. были отмечены Нобелевской премией мира. Как и все его предшественники, он считается воплощением АвахокитешварЫу бодхисаттвы милосердия. Его инкарнационная линия восходит к Сонгцэну Гампо, который считается человеческой эманацией Авалокитешвары.
В текстах садханы подробно описано, как реально познать божественное начало, достичь образной визуализации и наконец снова полностью раствориться в медитации, лишенной форм и образов.
Сущность мира — пустота
В разных „школах тибетского буддизма используются две основные формы духовной практики: шаматха (медитативное сосредоточение) и випашьяна (аналитическое созерцание). Сначала ученик с помощью подготовительных упражнений должен научиться концентрировать и успокаивать свой дух настолько, чтобы уметь сосредоточиться исключительно на избранном объекте. Следующий шаг в шаматхе -медитация без конкретного объекта. Лишь достигнув в этом мастерства, ученик сможет перейти к випашьяне, дальнейшей ступени духовного самосовершенствования. Випашьяна - длительный акт внутреннего анализа всех явлений мира и сознания, который проводится духовно просветленным человеком, прекрасно владеющим техникой концентрации.
Цель этих практик - путем интуитивного прозрения постичь пустоту (шуньяту), истинную сущность мира. Это доступно только очищенному духу, который способен созерцать явления, выходящие за пределы познавательных возможностей рассудка, интеллекта и логики. Взгляд на мир как пустоту проистекает из учения Будды о причинно-зависимом происхождении всех вещей и явлений. Это означает, что все в этом мире причинно обусловлено, то есть нет такой сущности, которая имела бы собственную природу и была бы самодостаточна и абсолютно независима. Следовательно, все феномены бессущностны или, в буддистской терминологии, пусты.
«Великая печать»
Главная цель некоторых школ, например Кагью-па, - достичь путем медитации интуитивного знания пустоты, что равнозначно освобождению из круговорота повторных рождений. Высшая форма ваджраяны называется махамуд-ра («великая печать»). Под «великой печатью» подразумевается пустота и ясность как истинная суть всех духовных и материальных явлений, которой они отмечены, подобно тайной печати.
Практика махамудры
Практика махамудры, великой печати пустоты, начинается с медитации, объектом которой является божественная сущность, йидам («удержание сознания»). Иидам - это идеальный персональный объект сосредоточения, поэтому он должен соответствовать индивидуальной личности ученика. Визуализация объекта продолжается до тех пор, пока медитирующий полностью не отождествит себя со своим йидамом. За этим следует медитация, в процессе которой ученик стремится отождествить себя со своим духовным учителем (ламой) или настроиться на энергию и присутствие учителя. Эта йога почитания учителя именуется гуру-йогой. В практике махамудры она занимает важное место. Посредством гуру-йоги усердному ученику передается благословение учителя, который является носителем непрерывной линии передачи учения и благословения, восходящей к самому Будде Гаутаме. Ламы посвящают своих воспитанников в самые сокровенные учения их школы, ее практики и традиции. Для этого выбираются лишь наиболее продвинутые ученики, поскольку от лам им передается реализация истинной природы духа. Крайне важно, чтобы отныне ученики твердо придерживались линии своей школы, так как они стали ее носителями.
Четсанг Ринпоче (род. в 1940), лама высокой реинкарнации и нынешний носитель линии Дрикунг Кагью в тибетском буддизме, так объясняет это магическое действие: «За всеми описаниями практики и способов происходит действительная передача благословения линии школы, при которой гуру-йога внедряет в ученика осуществление природы духа». Четсанг Ринпоче очень рано вступил в религиозную жизнь. Он был интронизирован в четыре с половиной года. Благодаря его усилиям в Тибете были заново отстроены 60 монастырей. Заботится он о процветании своей школы и по всему миру, например в Непале, Индии, Чили, Канаде и США.
Защитники учения
Молитвенные храмы (лхакханги) монастырей наполнены культовыми предметами, перед которыми молятся верующие. Это шелковые свитки (тангки). фрески на стенах, бронзовые и золотые статуи. Чаще всего на них изображены будды, бодхисаттвы и дхармапалы. Дхармапалы («защитники дхармы, буддийского учения») - гневные божества, заимствованные буддизмом из древних тибетских верований. Эти духи и демоны шаманистской религии бон превратились в буддизме в поборников учения, его охранителей от недругов и искажений. В трудную минуту верующие часто обращаются к дхарма-палам за помощью и защитой.
Магический жар
Особую роль в тибетском буддизме играет йога внутреннего тепла, умение вызывать с помощью концентрации внутренний огонь (туммо), который не только согревает самого йога, но и растапливает лед вокруг него. В ходе старинного ритуала посвящения в йоги учители проверяли, сколько влажных простыней ученик мог высушить на своем голом теле холодной зимней ночью среди снегов. Эксперимент современных ученых показал, что йоги
действительно могут повышать температуру тела, например на пальцах рук и ног - до 8 градусов Цельсия. Буддийский йог и поэт Миларепа (1038-1123) считается одним из великих тибетских подвижников. Ему приписывают необыкновенные способности. Особое значение его учитель придавал выработке внутреннего огня (туммо). Миларепа провел много лет в медитации в горных пещерах Гималаев, на ледяной стуже, одетый лишь в тонкую одежду из хлопка. Но разогревание тела - это лишь побочный эффект практики туммо. Главная ее цель - достичь переживания состояний абсолютного блаженства и пустоты.
Влияние индуизма
В индуизме аскетическая практика развития внутреннего жара и сама тепловая энергия тела называются тапас. Считается, что эту энергию, оказывающую магическое воздействие на окружающее, вырабатывает внутреннее «я» (антаратман). В мифах говорится, что древний бог согрел сам себя и создал вселенную с помощью своего внутреннего огня. Йог, постигающий тапас, занимается алхимией в самом себе - в физическом и духовном смысле. Он трансформирует себя изнутри, что внешне может проявляться в иссушении тела. Тапас - невероятно интенсивная, концентрированная энергия, которой приписывают фантастическую силу. Целью древнейшей практики этого вида йоги было накопление энергии тапас, чтобы с ее помощью совершать магические действия.
Индуистский тантрист и маг Падмасамб-хава(ок. 721-790) прибыл в 746 г. в Тибет как миссионер, обучавший технике туммо. По преданию, он включил магические традиции тибетской религии бон в буддизм и подчинил местных духов и демонов, обратив их в буддизм и сделав дхар-мапалами — защитниками у-сения. Тибетцы считают Падмасамб-хаву своим духовным отцом. Настенная роспись в монастыре Пe-маянгце, штат Сикким, Индия (ок. 1960).