[показать]
Художник, передвижник, живописец-жанрист
[показать]
Автопортрет.
В своей первой картине «Больное дитя», написанной через полтора года пребывания в Академии и удостоенной золотой медали, Максимов использовал взволновавший его подлинный факт. Проводя первые каникулы летом 1863 года в родной деревне, художник оказался свидетелем того, как скоропостижно скончалась его десятилетняя племянница. Интерьер избы, предметы крестьянского быта, лица крестьян - все было им написано с натуры. Картина известна лишь по офорту, но и он позволял отметить, что в этой работе Максимов - пока лишь добросовестный ученик Академии. Академическая условность - идеальность лиц, предметная иллюстративность, полог у кровати, как торжественная академическая драпировка - снижала значительность жизненного факта. Сюжет из крестьянской жизни наметил главную тему его искусства, но художнику предстояло еще выработать художественное мышление, противоположное академическому. Этот процесс шел неразрывно с гражданственным возмужанием художника. О том, как трудно было Максимову преодолеть нормы академической эстетики, свидетельствовали картины «Крестьянская девочка» в 1865 году и «Бабушкины сказки» в 1867 году.
[показать]
«Крестьянская девочка». 1865 год.
Осенью 1866 года Максимов получил аттестат со званием художника 3-й степени и чин 14-го класса, после чего поселился в родной деревне. Он жил в избе, носил русскую рубаху и шаровары, брат-портной шил ему дубленый полушубок с вышивкой. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим. Авторитет художника был так велик, что крестьяне шли к нему за советом, его приглашали на семейные разделы, со многими крестьянами он переписывался потом долгие годы. Жизнь в деревне и написание крестьянских картин стало настоящим подвижничеством глубоко убежденного и сильного духом художника.
Знаменитая картина Василия Максимовича «Бабушкины сказки» была закончена в ноябре 1867 года, но ее эскиз был сделан в Шубине по воспоминаниям детства - когда-то в их избе долгими вечерами собирались соседи послушать сказки матери Максимова. В центре деревенской избы, освещенной лучиной, сидела старушка и рассказывала сказки. Ее заслушались деревенские ребятишки. Выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания событий у ребят, сидящих слева, оттенялось задумчивым переживанием рассказанного у мальчика и девочки. Находящиеся с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины уравновешивали и одновременно усугубляли это состояние погруженности в обдумывание, в теплое и задушевное воспоминание. Тихая сосредоточенность в лицах была видна у приостановивших работу мужчин. Переживание услышанного оправдывало отключенность от будничного и бездействие героев. В картине был поставлен акцент не на действии, а на состоянии, причем длительном – художником создавалось впечатление, что люди надолго останутся в одном настрое.
[показать]
«Бабушкины сказки». 1867 год.
В картине «Бабушкины сказки» присутствовал предметный натюрморт. Это было видно в том, как добросовестно художником были перечислены полка с посудой, хомут с седелком, жердь для зыбки, связки сушеных грибов, одеяло у печи и шаль, ощущается не поэтическая, а скорее прозаическая тенденция грядущего аналитического искусства передвижников, когда предметы быта выступали как знак конкретной социальной среды. Стремясь к бытовой достоверности, художник все писал с натуры – избу и ее убранство. Ему позировали племянники, деревенские ребятишки, брат Алексей, невестка Варвара, а рассказчицу сказок он написал со старушки Юдишны. Он хотел отразить различные характеры детей, но хотя он и работал с натуры, в их лицах была заметна некоторая идеализация и одинаковость черт. Максимов находился в процессе перехода от одного периода искусства к другому, и было видно взаимодействие и противодействие различных методов искусства.
Самую значительную картину из своей серии городского жанра Максимов написал в 1868 году - «Мечта о будущем». В ней забавный бытовой рассказ картин периода артели перерастал в мягкое поэтическое переживание повседневности. Молодая женщина приостановила шитье, задумалась, отключившись от будничного, уходила в свои мысли и чувства. Зрителей пленяло ее юное, но уже женственно очаровательное лицо. Приближение к традиции поэтического реализма проявлялось в том, как любовно был написан интерьер и предметы. Неяркий свет лился сквозь прозрачные занавески, выявляя зеленый ажур цветка, наполняя уютным полусумраком петербургскую квартиру. В глубине стоял комод с зеркалом в резной овальной раме; мягко поблескивали полированное дерево и подсвечники, на резные ножки столика, стоящего против света, падали светлые блики, а кожаная обивка стула отливала голубоватыми отсветами. Рассказ был достаточно подробен, но не было ощущения натуралистического перечисления, все было словно освещено и приподнято лирическим настроем молодого, влюбленного художника. Отсутствие цветовых контрастов в колорите картины соответствовало состоянию счастья, покоя и тихого проникновенного ожидания радости. Из этой темы вытекало любование «вещной» красотой, сказавшееся в трактовке формы и фактуры предметов быта. Соединение белого и желтовато-серого в костюме не совсем удалось художнику, но в живописи картины жило трогательное стремление к красоте и поэтизация повседневности. Этой картиной художник подводил к концу тему городского жанра в своем творчестве, чувствуя ее второстепенность и неактуальность для русской живописи второй половины 1860-х годов.
[показать]
«Шитье приданого». 1866 год.
[показать]
«Больное дитя». 1864 год.
[показать]
«Заслушались». 1864 год.
В формировании нового художественного видения нельзя недооценивать пребывание совсем юного Максимова в артели Крестоносцева, когда в квартиру для совместной работы и жизни съехались помимо Максимова Н.А.Кошелев, А.А.Киселев, В.А.Бобров, А.К.Дамберг, А.Ф.Калмыков, а позднее А.И.Шурыгин. Некоторые из них были запечатлены Максимовым в групповом не законченном портрете 1864 года, написанном в близкой манере к автопортрету. В артели, в среде единомышленников, впервые появилась мысль, отрицающая традиционность пути художников-выпускников Академии. Художники артели потянулись к жанровым сюжетам.
[показать]
Автопортрет и портреты товарищей. 1864 год.
Как и другие артельщики, Максимов писал сценки из быта людей среднего достатка: «Маленькая кокетка» в 1864 году, «По примеру старших» в 1864 году, «Семейный чай» и «Дед-судья» в 1865 году. Такие сюжеты были в то время в новинку для русской публики. Названия этих работ говорили о том, что бытовые картины артельщиков были пассивно-созерцательными, отличными от критической направленности московской школы. Петербургский жанр расширял тематику и осваивал сюжеты обыденности. В работах Максимова проявлялись отголоски поэтического реализма 1830-х и 1840-х годов. Художник легко вел бытовой рассказ. Он обращал внимание зрителя на выразительность жестов и лиц, рассматривал предметы, населяющие интерьер: сбитые коврики на полу, обои, картинки в рамах на стенах, столы и кресла.
[показать]
«По примеру старших». 1864 год.
[показать]
«Шитье приданого». 1866 год.
[показать]
«Мечты о будущем». 1868 год.
[показать]
«Материнство». 1871 год.
[показать]
«В комнатах».
Развивая одну из главных тем искусства передвижников - крестьянскую, Максимов не изменил себе, сохранив присущее ему дарованию поэтическое чутье. В последние годы пребывания в Академии у него появлялось все больше рисунков и небольших живописных этюдов из деревенской жизни. Максимов окунулся в деревенский быт, зажив одной жизнью с крестьянами. Это произошло после решения покинуть Академию, отказа от конкурса на золотую медаль и поездки за границу. Решения эти созревали давно. Лето 1866 года Максимов провел в Шубино Тверской губернии, проработав там домашним учителем рисования в доме П.П.Голенищевой-Кутузовой. Максимов завел знакомства среди дворовых и земледельцев, присматривался и раздумывал. Шубино - заметная веха в творческом становлении художника. Там зародились темы всех его значительных картин, и был получен толчок к нравственному мужанию. По его словам, ему больше не хотелось писать портреты городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих мало знакомых людей. Отныне свое творчество Максимов посвящал русскому крестьянству.
[показать]
«Крестьянская девочка». 1865 год.
[показать]
«Девочка». 1866 год.
[показать]
«Голова крестьянина».
[показать]
«Портрет старика».
[показать]
«Старик-крестьянин».
Осенью 1866 года Максимов получил аттестат со званием художника 3-й степени и чин 14-го класса, после чего поселился в родной деревне. Он жил в избе, носил русскую рубаху и шаровары, брат-портной шил ему дубленый полушубок с вышивкой. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим. Авторитет художника был так велик, что крестьяне шли к нему за советом, его приглашали на семейные разделы, со многими крестьянами он переписывался потом долгие годы. Жизнь в деревне и написание крестьянских картин стало настоящим подвижничеством глубоко убежденного и сильного духом художника.
Знаменитая картина Василия Максимовича «Бабушкины сказки» была закончена в ноябре 1867 года, но ее эскиз был сделан в Шубине по воспоминаниям детства - когда-то в их избе долгими вечерами собирались соседи послушать сказки матери Максимова. В центре деревенской избы, освещенной лучиной, сидела старушка и рассказывала сказки. Ее заслушались деревенские ребятишки. Выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания событий у ребят, сидящих слева, оттенялось задумчивым переживанием рассказанного у мальчика и девочки. Находящиеся с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины уравновешивали и одновременно усугубляли это состояние погруженности в обдумывание, в теплое и задушевное воспоминание. Тихая сосредоточенность в лицах была видна у приостановивших работу мужчин. Переживание услышанного оправдывало отключенность от будничного и бездействие героев. В картине был поставлен акцент не на действии, а на состоянии, причем длительном – художником создавалось впечатление, что люди надолго останутся в одном настрое.
[показать]
«Бабушкины сказки». 1867 год.
В картине «Бабушкины сказки» присутствовал предметный натюрморт. Это было видно в том, как добросовестно художником были перечислены полка с посудой, хомут с седелком, жердь для зыбки, связки сушеных грибов, одеяло у печи и шаль, ощущается не поэтическая, а скорее прозаическая тенденция грядущего аналитического искусства передвижников, когда предметы быта выступали как знак конкретной социальной среды. Стремясь к бытовой достоверности, художник все писал с натуры – избу и ее убранство. Ему позировали племянники, деревенские ребятишки, брат Алексей, невестка Варвара, а рассказчицу сказок он написал со старушки Юдишны. Он хотел отразить различные характеры детей, но хотя он и работал с натуры, в их лицах была заметна некоторая идеализация и одинаковость черт. Максимов находился в процессе перехода от одного периода искусства к другому, и было видно взаимодействие и противодействие различных методов искусства.
Новой важной работой стала работа 1869 года «Сборы на гулянье». В ней на праздник наряжались две крестьянские девушки, что-то обсуждая между собой. В их действиях не было суеты, сценка была наполнена светлым лиризмом. В лицах девушек была видна целомудренная несмелость и тихая радостность, в жестах и пластике фигур - мягкость и неспешность движений, истинно русская напевная грация.
[показать]
«Сборы на гулянье». 1869 год.
Максимов внутренне был почти готов к исполнению большого замысла, у него было радостное состояние, выразившееся в тематике картин 1869 года. Сказался ряд удач в жизни художника. За выставленную в начале 1868 года в Обществе поощрения художников картину «Бабушкины сказки» Максимов получил премию, а Академия художеств продлила ему стипендию. Но главное - ее купил П.М.Третьяков для своей галереи. С этого времени между ними установились близкие дружеские отношения. В ноябре 1870 года Академия художеств за картину «Мечта о будущем» присудила Максимову звание классного художника первой степени. И произошло еще одно радостное событие – женитьба на Лидии Александровне Измайловой, ставшей его большим другом. 26 ноября 1872 года Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Все это наполнило его желанием работать, наделило уверенностью в себе и на несколько лет обеспечило творческой энергией.
[показать]
«Внутренний вид избы». 1869 год.
[показать]
«Внутренний вид избы». 1869 год.
[показать]
«Красный угол в избе». 1869 год.
[показать]
«Крестьянская изба». 1869 год.
[показать]
«Мальчик-механик». 1871 год.
[показать]
«Девушка у амбара». 1874 год.
Официальной датой написания картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» считается период 1871-1875 годов, но работа фактически была начата в 1868 году. С весны этого года, поселившись в деревне Чернавино, Максимов напряженно работал над этюдами, накапливал материал и творчески преображал его. Чтобы окончательно созреть для написания эпического полотна и отойти от некоторой камерности предшествующего периода, художнику нужно было проехать по России, ощутить ее просторы и увидеть ее народ. И весной 1871 года Максимов с В.М.Васнецовым отправился в Киев. Художники наблюдали собравшийся со всех сторон на богомолье люд, ездили по деревням, изучая типы и характеры, слушали пение, смотрели танцы, зарисовывали костюмы.
[показать]
«Новая Ладога. Успенский монастырь». 1875 год.
Работа над картиной шла нелегко. Мешали, прежде всего, условия жизни - зеленые стекла в небольшой избе, недостаток света, безденежье и голод. Он постоянно счищал одни фигуры и вписывал другие. Если сравнить сохранившиеся эскизы, окажется, что изменения касались типажа действующих лиц. Сюжетом для картины Максимов выбрал деревенскую свадьбу. Событие это в деревне знаменательное, всех приводящее в движение - из сундуков вытаскивались праздничные наряды, пелись свадебные песни, также по особым ритуальным законам велись беседы, встречи, проводы гостей и т.п. Колдовские обряды веками пронизывали крестьянскую жизнь. В поверьях о колдунах, являвшихся на свадьбы, жили дохристианские языческие страхи перед темными, злыми силами. Стремясь выявить этическое и эстетическое содержание народной жизни в свадебном действе, Максимов драматизировал его приходом колдуна. В реакции на приход колдуна каждый из присутствующих выявлял себя, раскрывал свои чувства и характер. Всю группу объединяло общее эмоциональное действие, она была словно хор со множеством индивидуальных голосов.
[показать]
«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». 1875 год.
Максимов легко и свободно вел повествование, умело и ритмично размещая многолюдную группу на плоскости холста, создавая как бы замкнутое сценическое действие в интерьере. Об этом свидетельствовал откинутый полог занавески, затухание света к краям, уравновешенность каждой фигуры и даже каждого движения встречным. Но поведение людей, их размещение в пространстве комнаты было жизненно просто и естественно, была видна строгая продуманность построения, незаметное соблюдение ритуала рассаживания гостей при свадебных гуляньях. Ни одно из главных действующих лиц не было заслонено другим, их значение в картине акцентировал свет, который выявлял два смысловых центра картины - невесту с женихом и колдуна. Невесте досталась вся яркость света и цвета: красный с желтыми кисточками свадебный костюм, шитый жемчугом кокошник, «красный» угол избы, убранный полотенцами. А колдуну - почти все взгляды и движения людей, ему художник дал свет в борении с тенью, выявляющий обсыпанный снегом тулуп. У него лицо с внимательным, все понимающим взглядом. Из того, как встречали его, было ясно, что вошел человек необычный и таинственный. Мужские персонажи ни в коей мере не были статистами. Пропорции лиц, большие открытые лбы, важность движений, ладность надетых армяков и рубах говорили о поэтической интерпретации Максимовым северного крестьянского типа, в котором он увидел классическую национальную красоту и чистоту морального облика.
Нежная и доверчивая невеста была полна торжественности и пленительного душевного трепета, несколько испугана, она слушала, как оборониться от зла, и в то же время была обращена внутрь себя. Этот мотив был поддержан уведенными на второй план женскими лицами. Изображенная слева в шитом жемчугом головном уборе тихая и трогательная сестра новобрачной напоминала мягкую, напевную женственность образов картины «Сборы на гулянье». Оказавшаяся вблизи от колдуна женщина в светлом наряде напугана и любопытна одновременно, она хочет отпрянуть, но не смеет отвести взгляда от колдуна. В самом конце свадебного стола слева свет выхватил таинственный женский профиль в платке. Как будто она знала о его приходе - сидит тихо, противостоит открытости очарования невесты. Только художник с огромным поэтическим чутьем мог столь изящно коснуться разных сторон русской женской души. Художник раскрывал самые корни народной жизни - при всей бедности и несложности обихода русского крестьянина художник увидел в нем потенциальную возможность духовной силы.
Многолетний труд Максимова, стоивший ему огромного напряжения, принес заслуженную славу. В марте 1875 года картину купил Третьяков. Петербургская Академия художеств в ноябре 1878 года присвоила художнику за отличные познания в живописи звание академика. Не успев еще сделать необходимые поправки в «Колдуне», он принялся за картину «Семейный раздел». В новой картине он столь же глубоко постигал другую сторону жизни русского крестьянства - процесса «раскрестьянивания». Художник понял, что ломка милого его сердцу патриархального мира в условиях начавшегося развития России была неминуема. «Семейный раздел», а затем и картина «Больной муж» говорили о большем акценте на социальной теме. Иным становился и характер повествования: эпичность рассказа уступала место прозаически конкретному показу.
[показать]
«Семейный раздел». 1876 год.
Живя в Чернавине, Максимов наблюдал, как распадалась сельская община, и делились большие крестьянские семьи на ряд обособленных мелких хозяйств. При таких разделах делилось все - избы, скот, телеги, сохи, сбруи, вилы, посуда, холсты и даже иконы. Сам Максимов тоже делил свой родовой дом в Лопине, где жила большая семья его старшего брата. И в своей картине «Семейный раздел» он правдиво представил эту реальную, жестокую сторону крестьянской жизни. По старинному обычаю старший брат разрезал пополам каравай хлеба, что было знаком раскола семьи. Как художник-передвижник второй половины ХIХ века Максимов создал на холсте психологически острое взаимодействие персонажей. На картине у старшего из братьев были изображены боль и нежелание обидеть, ему трудно переносить укор взгляда младшего брата, но эгоистичность интересов брала верх. Этот молчаливый «разговор» шел после того, как ничего нельзя было поправить. На первом плане художник подробно перечислял предметы дележа, показывая, как старшая невестка, бывшая хозяйкой в доме, обобрала младшую. Женские характеристики крайне противоположны. У старшей невестки злое, властное лицо, алчный, безжалостный взгляд и руки, вцепившиеся в вещи. Это первый женский образ такого содержания в творчестве художника, кисть которого всегда искала в женщине лиризм и нежность. Младшая невестка несправедливо обижена, но облик ее скромен и миловиден, он хранит русскую мягкость и внутреннее доброе достоинство, без вызова переживая несчастье. Она освещена потоком ничем света, став самым светлым образом в этой жестокой сцене.
Начатая Максимовым картина «Беседа» оказалась ненаписанной. Очевидно, сюжет деревенских посиделок, тяготеющий к праздничной стороне народного быта, был несвоевременным. С другой стороны, у художника уже не было сил для его осуществления. Работа без передышки над двумя серьезнейшими, главными в его жизни произведениями, обернулась спадом сил и душевной депрессией. Доведя до предела работоспособность, художник почти исчерпал запасы своей творческой энергии. В дальнейшем он по несколько месяцев не брался за кисть. Редко бывал в деревне, почти все время проводя в Петербурге. Максимов вступил в кружок любителей хорового пения. После «Семейного раздела» им были написаны небольшие картины «Примерка ризы» в 1878 году, «Кто там?» в 1879 году, «Торговка» и «Утром» в 1881 году. Сюжеты были Максимову несвойственны, а содержание - незначительно. Эти работы отбрасывали Максимова назад, к тому, что было им пройдено в начале пути, к жанру середины 1860-х годов. Художник вынужден был хоть что-то писать, так как содержание семьи требовало средств. Однако работы плохо продавались, и Максимовы жили на поддержку Третьякова и на средства от продажи копий, которые делал художник со своих картин. Как живописец Максимов потерял цель и утратил перспективы. Оказавшись между двумя укладами жизни, он разуверился в необходимости своих крестьянских картин, и в важности своего места художника в деревенском мире.
[показать]
«Сад при доме Третьяковых». 1877 год.
[показать]
«Примерка ризы». 1878 год.
[показать]
«Бедный ужин». 1879 год.
[показать]
«Кто там?» 1879 год.
[показать]
«Портрет задумавшейся девушки». 1880 год.
Личностный кризис застал художника на пороге трудных для всей русской интеллигенции 1880-х годов. Революционная ситуация и затем выступление первомартовцев сменилось жестокой реакцией. Одним из моментов сложной духовной жизни России этого времени была утрата старых народнических идеалов с их верой в «мужицкий социализм». Максимову были известны вопросы духовной жизни России этого времени. Однако его творчество оказалось вне большой проблематики искусства 1880-х и 1890-х годов. Он не мог подняться в своей живописи до проблем нового времени.
Еще в 1879 году Максимов начал в Чернавине писать этюды для композиции «Аукцион за недоимки». Им снова была взята тема из пореформенного быта‚ сюжет безжалостной расправы над бедными крестьянами, имущество которых за неуплату податей продавалось с торгов. Бедные мужики и бабы лишались кто коровы, кто саней. Кто-то ухватился за самовар и какую-то домашнюю рухлядь. Огромная толпа на сельской зимней улице двигалась, жила и горевала, вызывая сострадание своей безысходностью. Максимов выделял в толпе различные характеры, каждый из которых по-своему переживал постигшем его горе. Художник оставался мастером глубокого психологического характера. Лица, выделенные им в центре толпы, трогали зрителя до глубины души. Крестьянин в центре без шапки сгорбился, его лицо было изрыто морщинами, в нем видна жалкая забитость и удрученность. Горестная сила была видна в белокуром мужике. Женское лицо в белом платке – в нем нет больше светлой трепетности, душу подавили горечь и беспредельная боль, и в ней виден трагизм. Крестьянская тема звучала теперь очень горестно, словно сам художник не видел никакого просвета, был подавлен несчастьями, словно мужицкое горе оказалось слито с его собственной болью.
[показать]
«Аукцион за недоимки». 1880-1881 год.
Впервые у Максимова действие происходило не в интерьере, а на воздухе. В картине Максимова по-прежнему бытовал подробный рассказ, требовавший долгого рассматривания и внимания. А русская живопись в 1880-е годы уже уходила от объективного повествования к эмоциональной экспрессивности. Полотно Максимова трогало зрителей непревзойденной правдой жизни и позицией художника. Однако картина оставалась на уровне констатации явлений жизни. Недописанная картина была показана на передвижной выставке 1880 года, но не имела успеха.
С 1881 года Максимов начал поездки на Волгу, его тянуло к просторам России - в Кострому, Кинешму, Юрьевец, Рыбинск и Углич. Максимовы часто останавливались в волжской деревне Варвариха. Крестьяне охотно позировали ему, его альбомы были полны натурных зарисовок, художник снова был рядом с народом. На десятой передвижной выставке его картину «Больной муж» в 1881 году купил Третьяков для своей галереи. Конкретность тягостной жизни крестьянства, подсмотренная в волжских избах, и личный опыт художника, детские воспоминания о смерти отца соединились в картине, дав произведение большой искренности и глубины. Как в лучших работах художника в ней все было построено на обращении к чувствам зрителя. В картине было меньше элементов инсценировки, которая еще просматривалась в «Семейном разделе», действие было выражено просто и непосредственно, как в жизни.
«Больной, муж» и «Заем хлеба» в 1883 году, «Слепой хозяин» в 1884 году - последние лучшие работы крестьянской темы Максимова. В 1880-е годы он нашел в себе силы продолжить свою повесть о крестьянской жизни на уже знакомой, но по-прежнему дорогой для него ноте подлинно человеческого сострадания, правда, без больших художественных открытий. Одновременно им были написаны менее заметные картины «Утром» (молодая женщина потягивается со сна), «Сегодня - кисель» (изображена девочка, которая толчет овес) и другие произведения.
[показать]
«Больной муж». 1881 год.
[показать]
«Слепой хозяин». 1884 год.
[показать]
«Старик». 1881 го
[показать]
«Единственный учитель».
Максимов хотел найти большую тему и искал ее на Волге. «Хлебный караван в Рыбинске» называлась его картина 1886 году, появившаяся на четырнадцатой передвижной выставке. Это была пейзажная панорама с видом набережной и пристани с большим караваном судов. Судьба картины неизвестна, сохранились лишь некоторые этюды. По ним можно судить, что из живописи Максимова стали уходить сухость и жесткость, стал светлее колорит и богаче палитра.
[показать]
«Вид города Рыбинска». 1886 год.
В дальнейшем у Максимова опять случился большой перерыв в работе, хотя тема, которую обычно долго ждут, созвучная душевному настрою художника, появилась в 1885 году, когда после смерти матери жены, генеральши Измайловой, Максимовым перешла по наследству усадьба Любша недалеко от родной деревни художника. Это был старый барский дом с черемухой под окнами, с большим запущенным садом, с кладовыми, полными старинных платьев, туфель и даже карет. Все это воскрешало образ жизни старого барства. Но, сделав эскиз картины, художник увлеченно занялся хозяйством и постройкой мастерской в Любше, надолго отвлекшись от замысла. Только летом 1888 года в новой мастерской Максимов начал писать картину «Всё в прошлом». Сад усадьбы послужил пейзажем для картины, вещи, обстановка, костюм тоже были взяты в старом доме, натуру для картины он нашел в деревне, для барыни позировала состарившаяся невестка Варвара.
[показать]
«Всё в прошлом». 1889 год.
Содержание картины сложнее, чем кажется на первый взгляд. Лучшие работы Максимова несли многозначность образа. «Все в прошлом» строилась на сопоставлении только двух психологических мотивов - старой барыни и ее старой няньки. Сухое морщинистое лицо помещицы хранило былую холеность и светскую приятность выражения. Сознание собственного достоинства поддерживали воспоминания. Удрученность облика старой няньки говорила о не столь весело прожитых годах. Она все еще жила по законам привычного социального неравенства, в ее лице, позе и осанке были видны приниженность и готовность служить. В картине нет действия, персонажи не смотрели друг на друга‚ но их объединяло состояние раздумья, воспоминания об одном и том же. В молодости эти две женщины занимали разные социальные ступени: одна жила в достатке и блистала в свете, вторая – работала на своих хозяев. Но состарились они одинаково. Две женщины сидели возле барского дома, и отличали их друг от друга лишь предметы – остатки былой роскоши: фарфоровая чашка, головной убор помещицы и бархатная накидка.
Картина «Все в прошлом» принесла художнику последний успех. Ее также приобрел Третьяков, и она находится в Государственной Третьяковской галерее рядом с холстами «Бабушкины сказки», «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Семейный раздел» и «Больной муж». В год написания картины «Все в прошлом» Максимову было всего сорок пять лет. Но он уже работал с трудом. После создания картины «Все в прошлом» Максимов прожил двадцать лет, но это были годы постепенного угасания с редкими творческими просветлениями. Душевное состояние художника было очень часто упадническим, он подолгу не мог превозмочь депрессию. Основным источником существования в этот период было копирование картин - «Все в прошлом» художник повторил сорок два раза, «Семейный раздел» и «Приход колдуна» - по пять-семь раз. Иногда Максимов создавал новые работы - небольшие картинки «После обедни» в 1891 году, «Лихая свекровь» в 1893 году, «Пережил старуху» в 1896 году и «Опять буянит» в 1898 году. При этом художник уделял время резьбе по дереву.
[показать]
«С дипломом». 1890 год.
[показать]
«После обедни». 1891 год.
[показать]
«У своей полосы». 1891 год.
[показать]
«Лесной сторож». 1893 год.
[показать]
«Добредет ли?» 1896 год.
[показать]
«Пережил старуху». 1896 год.
[показать]
«Русская крестьянка». 1896 год.
[показать]
«Будущий художник». 1899 год.
[показать]
«У ограды скита».
Иногда художник снова удивлял зрителей потенциалом своего лирического дарования. Одним из свидетельств этого стала небольшая работа «Опять на Родине». На ней художник изобразил себя перед могилами предков у церкви Васильевского погоста. О достижениях Максимова в последний период творчества говорил также пейзаж в 1893 году «Город Макарьев на Унже». В дальнейшем живописец все чаще обращался к пейзажу. В 1899 году вышел юбилейный альбом «Пушкинский уголок» с воспроизведением этюдов маслом поэтичных пушкинских мест. Художник также иллюстрировал стихотворения А.С.Пушкина, в том числе «Роняет лес багряный свой убор». На передвижных выставках 1901 и 1902 годов Максимов показал несколько пейзажей из поездок по старым русским городам.
[показать]
«Опять на родине».
[показать]
«Город Макарьев на Унже». 1893 год.
[показать]
«Залом ржи». 1903 год.
Передвижная выставка 1906 года стала последней, в которой участвовал художник. В 1910 году он начал свою последнюю жанровую картину из жизни купечества «Прощеное воскресение». 1 декабря 1911 года Василий Максимов умер в Санкт-Петербурге.
Через год в Московском обществе любителей художеств был устроен вечер памяти Льва Толстого, Павла Третьякова и Василия Максимова. С воспоминаниями о Максимове выступили А.М.Васнецов, А.П.Брюллов, Е.Е.Волков и И.Е.Репин. Репину принадлежал некролог Максимову. Репинское чутье было верным, как он писал, в изображении быта крестьянской деревни не было никого, кто бы сравнился с Максимовым. Его образы отличала трепетная и взволнованная душевность, глубокая человеческая сердечность жила в его лучших картинах. Из первого поколения передвижников Максимов глубоко понимал поэтический склад русской натуры и ближе всех стоял к народным представлениям о красоте и народному творчеству. В 1870-е годы он одним из первых прикоснулся к художественному познанию национальной жизни, что нашло свое продолжение в творчестве следующего поколения русских художников.
Василий Максимов был похоронен на кладбище Васильевского погоста. В 1957 году на ней был установлен новый памятник.
[показать]
Использованные материалы:
Материалы сайта www.art-assorty.ru
Серия сообщений "Максимов Василий Максимович (1844-1911)":
Часть 1 - Максимов Василий Максимович (1844-1911)