В русском язычестве, да и во многих других языческих культурах наиболее часто использовались заговоры. Для деревенского человека, далекого от городской культуры, заговоры и суеверия были своего рода религией, соперничающей с христианской. Кстати, это и сейчас частенько используется и в русской православной вере. Чем же отличается заговор от молитвы?
1). Заговор - это бращение к силам, обладающим властью, меньше, чем божественная. (как считают церковники - прим. мое)
2). В заговоре вы никогда не увидите имени Бога. Например, Господь, спаситель, и т.п.
3). Заговоры, в основном, обращаются к символам (Алатырь-камень, остров Буян и др.)
Существует два типа заговоров: полного цикла и краткие. Заговоры полного цикла похожи на присказки и строятся практически, в соответствии с правилами построения текстов литературного языка. Краткие заговоры в основе своей содержат обращение.
Есть несколько общих правил:
1. Заговор полного цикла обязательно включает в себя следующие части:
- при каких обстоятельствах происходит действие, то есть, кто и что делает: "Еду я на гору высокую", "Стоит красна девица" и тп.
- потом обычно идет символ дороги либо пути ( в соответствии с обязательной иннициацией, т.е., обязательного прошествия ради достижения цели): "Пошла из дверей в двери", "Еду на гадине, уж погоняет" и т.п.
-затем, что на пути встречается;
-обращение к тому, что встретилось (при этом используются характерные эпитеты, восхваления);
-выдвижение требований и просьб;
- клятва. "Будет приговор мой крепок и долог", "Слово замок, ключ язык", "Слово мое крепко" и т.п.
- иногда встречаются угрозы, если требование не будет выполнено: "то нашлю я на тебя грозную тучу, каменьями побьет, молнией прожжет", "у них бы тогда глаза выворотило в затылок" и так далее.
2. Краткий заговор выглядит следующим образом:
- в начале (но это не всегда) - описание действия, причем сразу того, к кому обращаемся.
- непосредственное обращение;
- угроза;
- заверение (наиболее распространенное: "Слово мое крепко").
3. Слова "раб такой-то" или "пойду, перекрестясь", появляются в более поздних заговорах или переработках. Обычно они означают, что просьба - о благом деле (защите, исцелении и т.п.). В случае "не благостного дела" ииспользуется "не благословясь, не перекрестясь".
Автор: Эдель Мас-Фагус.