Алексей Лоренцсон
Во-первых, потому, что вершина этого кряжа – одна из самых высоких возвышенностей (простите за тавтологию) в Иерусалиме, и уж точно самая высокая и близкая к Священной котловине и ее жемчужинам – Гефсиманскому саду, Старому городу и Граду Давида.
Гефсиманский сад
Есть еще и в-третьих, и в-четвертых, и в-пятых, но все это мы поймем постепенно.
Не будем забегать вперед. Итак.
С обзорной площадки Масличной горы
Масличная, она же Елеонская гора (а на иврите הר הזיתים - hар hа-зейтим) – горный кряж длиной 3 с половиной км., протянувшийся с севера на юг над Иерусалимом, и служащий его естественной восточной границей, а также частью линии, отделяющей относительно плодородные районы страны от Иудейской пустыни, удивительно красивый вид на которую открывается со смотровой площадки близ университета.
Иудейская пустыня
С этой площадки и стоит начинать первую экскурсию по Иерусалиму, хотя бы для того, чтоб держать потом эту картину в уме и помнить, что пустыня в Израиле – не фигура речи, а реальность.
А с запада Масличную гору от раскинувшегося гораздо ниже Старого города отделяет овраг под названием Кидронский поток, он же Долина Иосафата.
Долина Иосафата
Самая высокая точка Масличной горы – гора Скопус (на иврите הר הצופים - hар hа-Цофим; по русски: гора Стражей, или Наблюдателей) –826 м. над уровнем моря.
Овцы на склоне горы Скопус
Название горы лишь косвенно связано с тем очевидным фактом, что ее западные склоны до сих пор обильно усажены оливковыми (масличными деревьями). Оливки в этих краях издревле были главной сельхозкультурой, и росли и растут на склонах практически всех холмов Эрец Исраэль.
Вид с горы Скопус
Скорее, название проистекает из «урбанистического» назначения этого пригорода Иерусалима. Он издревле был одновременно его кладбищем и промзоной.
Старое кладбище
Пещеры, которыми как губка пронизана Масличная гора (как и все известняковые холмы) издревле использовались иерусалимцами для захоронений и для размещения в них маслодавилен.
Разумеется, Иерусалимское кладбище, да еще и раскинувшееся по-над Долиной Иосафата и Храмовой горой, не могло с течением вечности не обрести дополнительной «смысловой нагрузки», связанной с пророчествами о грядущем воскрешении мертвых.
Вот, как описывает это еврейский первоисточник:
"И дарует Господь великую милость тем, кого поглотила земля. Будут они перемещены [со всего света] под Масличную гору, что в Иерусалиме, и Всевышний разверзнет ее, и выйдут они из нее, как обетовано у пророка Захарии...".
Толкование/ Мидраш «Песикта рабати»
Другая еврейская традиция повествует о том, что перед воскресшими через Масличную гору будут перекинуты два моста, по которым они должны будут пойти на Храмовую гору на Страшный суд. Один мост будет из пергамента, другой из стали. Стальной рухнет под явными злодеями, недостойными даже явиться на суд. А праведные пройдут по пергаментному, и он их выдержит.
Храмовая гора
Очень образно живописует эту же сцену традиция Ислама.
Она утверждает, что в Конце дней на Масличной горе будут установлены весы, на чаши которых будут брошены добрые и злые дела всех, когда либо живших на земле.
И будет перекинут мост через долину Джехенном (узнаете в звучании этого слова знакомое вам «Геенна»? Правильно узнаете; откуда она тут взялась.
По этому мосту, толщиной с острие бритвы (вариант: сабли) все пойдут на тот же суд на Храмовой горе, и злодеи до него попросту не дойдут: сразу рухнут в Геенну.
Христианская же традиция в принципе соглашается в этом вопросе с основными положениями традиций еврейской и мусульманской: воскрешение, дорога через Иосафатову долину на Страшный Суд, который пройдет на Храмовой горе, откуда и лежит путь из Иерусалима дольнего (земного) в Иерусалим горний (небесный).
http://moreisrael.com/maslichnaya-eleonskaya-gora-obshhie-svedeniya/
http://photoshare.ru/album248042.html