"В Москве ждали немцев. На улице Горького витрины были заложены мешками с песком. Над Кремлем, как огромные неподвижные рыбы, стояли дирижабли. С плакатов смотрела печальным и строгим взглядом Родина-мать. Город, казалось, вымер, кипели жизнью только продуктовые склады и магазины, которые грабили озверевшие от неожиданной свободы мародеры; железнодорожные вокзалы и дороги, ведущие на восток. Охваченные ужасом москвичи и беженцы из уже оккупированных немцами областей пытались любой ценой бежать из города."
Как вам такое начало книги о защитниках Родины?!
Любой ценой бежать из города... КАК МОЖНО СКАЗАТЬ ТАК о всех тех мужественных людях, кто был тогда в Москве, о девушках, которые тушили зажигалки на крышах, о тех, кто продолжал работать и учиться под бомбардировками?! Тысячи страниц воспоминаний рассказывают нам совсем о другом - о мужестве, нежелании покинуть любимый город, о борьбе за него.
Нет, паника была. И мародёры были. Но я предпочитаю всё же верить тем, кто видел всё собственными глазами, а не переписывал в который раз историю Великой войны.
Автор приведённых строк - Любовь Виноградова, издавшая книгу "Защищая Родину" - Лётчицы Великой Отечественной.
А вот что писала в своей поэме штурман полка ночных бомбардировщиков Глафира Каширина, которая покинула Москву в составе 122-й авиагруппы 16 октября 1941 года:
"Ты помнишь, родная, октябрьские ночи,
Тревожные дни под Москвой,
Когда не смыкая усталые очи,
Она сохраняла свой гордый покой.
Мы крепче в те дни полюбили столицу,
Она нам казалась прекрасней в стократ,
Кругом дорогие суровые лица,
И каждый москвич словно друг или брат.
В тяжёлое время мы с ней расставались,
Стреляли зенитки, ревел паровоз,
Священною местью сердца наполнялись,
Но в наших глазах не увидели слёз."
Глафира Каширина погибла в 1943 году, сгорела в самолёте над "Голубой линией". А я держу в руках пожелтевший листочек с её поэмой о полку, посвящённом моей матери... Вот этот листок:
Я обязательно выложу все странички поэмы и её полный текст.
Что же касается книги Л.Виноградовой, скажу, что если человек дерзает писать об исторических личностях, он ОБЯЗАН проверить излагаемые факты. И привести убедительные ссылки, а не просто "интервью по телефону" или публикации в местных газетах.
Иначе получится, что Марина Раскова - одновременно испытатель самолётов и осведомитель НКВД, по доносу которой многие пострадали. Первое - просто некомпетентность автора, не понимаюшего разницы между испытателем и штурманом, а второе - по материалам статьи в газете!
Вот давайте я здесь обвиню автора, что она - шпион, например, а потом на эту мою публикацию будут ссылаться в трудах по истории!
Дальше - больше... Как бы удивилась Раскова, узнав, что "она была со Сталиным настолько в хороших отношениях..." В КАКИХ? Откуда это? Никаких ссылок, никаких данных. Просто потому, что это - отсебятина автора, не представляющего, что можно было ПРОСТО НАПИСАТЬ Сталину, и он мог принять дельные соображения во внимание.
Оказывается, Раскова ещё и из-за честолюбия решила создать женский полк! Чтобы стать командиром!
Цитирую: "Раскова наберёт себе полк из лучших лётчиц..." СЕБЕ?!!!
Эх, ну да что скажешь человеку. который ПРОСТО НЕ ПОНИМАЕТ, что такое - быть командиром авиаполка во время войны.
И ещё замечательное утверждение: "в сорок первом году было достаточно лётчиков-мужчин..." Достаточно... А налёт часов? По сравнению с люфтваффе? В том-то и дело, что опытные лётчики нужны были, как воздух! Именно поэтому Сталин и откликнулся на идею Расковой...
Эту книгу можно читать только там, где идут цитаты из дневников и книг однополчан. Остальное - от автора - не выдерживает критики, увы.
Вот эта книга: