[показать]диапазон — интервал, лежащий между самой низкой и самой высокой нотой, которую способен спеть человек. Существует также такое понятие, как рабочий или концертный диапазон — это диапазон, используемый певцом на практике.
В американском музыкальном театре существует следующее деление голосов по диапазону и манере пения: сопрано, белт (belt), тенор и баритон. Партий, написанных для баса, чрезвычайно мало — например, Джуд из мюзикла "Оклахома" ("Oklahoma!"). Самый востребованный голос — баритон.
В мюзиклах диапазон голоса имеет важное, но не принципиальное значение. В основном партии написаны в средней, самой удобной для исполнителя тесситуре.
Однако и в мюзиклах встречаются и номера, требующие широкого диапазона. В знаменитом дуэте из мюзикла "Призрак Оперы" ("The Phantom of the Opera") сопрано берет ми (ми бемоль) третьей октавы, однако настоящей оперной виртуозности требует ария Кунигунды из мюзикла Л. Бернстайна (L. Bernstein) "Кандид" ("Candide").
доктор — лицо, по предварительной договоренности посещающее спектакль специально с целью выявления его недостатков и доведения их до сведения режиссера. Доктора могут привлекаться к работе над шоу как во время его подготовки, так и впоследствии, если спектакль не имеет запланированного успеха и нуждается в улучшении.
музыкальный руководитель — лицо, заведующее музыкальной стороной постановки. Музыкальный руководитель участвует в процессе подбора актеров и музыкантов, осуществляет контроль над репетициями, во время спектакля отвечает за своевременные вступления актеров и музыкантов, задает темп музыкальных номеров. Часто является одновременно дирижером оркестра.
ревю — драматическое произведение, созданное для музыкального театра, представляющее собой последовательность вокальных и танцевальных номеров, объединенных чисто условным сюжетом или просто общей темой. Для исполнителей главной целью ревю, таким образом, оказывается возможность продемонстрировать свои таланты. Иногда ревю представляют собой компиляции, составленные из фрагментов разных мюзиклов одного композитора ("Putting It Together", "Side by Side by Sondheim" Стивена Сондхайма (Stephen Sondheim)) или песен, составляющих устоявшийся репертуар какого-либо исполнителя.
Исторически — легкое сатирическое представление, состоящее из песен и комедийных номеров на злободневные темы. Первые ревю появились в Европе и США еще в начале XIX в. В начале ХХ в. в США особый успех имели ревю Флоренца Зигфилда (Florenz Ziegfeld) "Ziegfeld Follies" (1907-1931) — роскошно оформленные зрелища, состоявшие из живых картин, стриптиза, вокальных, танцевальных, комедийных и сатирических номеров. В кордебалет Зигфилд по собственным стандартам набирал только самых красивых девушек определенного типа — они и стали визитной карточкой его ревю.
режиссер - лицо, заведующее творческой стороной постановки мюзикла: интерпретацией либретто и партитуры, подбором актеров и собственно постановкой. Как правило, режиссер работает над спектаклем не один, а в тесном сотрудничестве с хореографом, который заведует постановкой танцев, и музыкальным руководителем, который занимается постановкой вокальных номеров и управляет работой оркестра.
продюсер — лицо, в ведении которого находится деловая сторона постановки. Продюсер выкупает у авторов мюзикла права на его постановку, находит меценатов, готовых вложить средства в спектакль, планирует бюджет, подбирает весь персонал, а также снимает необходимые помещения. Несмотря на то, что продюсер является ключевой фигурой в постановке мюзикла, он часто остается незамеченным публикой, поскольку не принимает участия в художественной стороне создания шоу. Однако некоторые продюсеры не ограничиваются отведенной им ролью администратора и во многом определяют лицо будущего спектакля наравне с режиссером и художниками (Дэвид Меррик (David Merrick), Камерон Макинтош (Cameron Mackintosh) и др.).
тесситура — (итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать) — преобладающая звуковысотность вокальной партии. Различают высокую, среднюю и низкую тесситуры. Если, исполняя арию или песню, певец в основном использует верхнюю часть диапазона своего голоса (даже если в произведении встречаются низкие ноты), можно сказать, что произведение написано в "высокой тесситуре". Таким образом, нельзя говорить о "высокой" или "низкой тесситуре" вообще — можно говорить о высокой или низкой тесситуре только применительно к конкретному типу голоса (сопрано, тенор и так далее). Партии в мюзиклах, как правило, пишутся в самой удобной тесситуре — средней.
хореограф — лицо, заведующее постановкой танцев в мюзикле. Изучив выбранный для постановки материал, хореограф согласовывает с режиссером природу танцевальных номеров в спектакле (место и время, аккомпанемент, используемые в данном эпизоде костюмы и декорации, функцию данного танцевального номера, число участников и т.д.) и позднее осуществляет их разработку и постановку. Некторые выдающиеся хореографы также являлись режиссерами шоу — Джером Роббинс (Jerome Robbins), Боб Фосси (Bob Fosse), Гауэр Чемпион (Gower Champion)
www.musicals.ru