• Авторизация


Про деньги. 21-12-2009 00:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


После Второй мировой войны имя Гезелля вместе с его свободными деньгами окутали тайной, сопоставимой разве что с находкой в Розуэлле3. Полагаю, заговор молчания со стороны академической науки здесь ни при чем. Истинная причина кроется в пророчестве Кейнса, выведенном в эпиграф: идея Freigeld Гезелля не просто подрывает самые основы мировой финансовой системы, но и является наиболее действенным из реально существующих и, кроме того, многократно и успешно апробированным на практике способом ликвидировать диктат кредитных денег. В подобном контексте опасность для status quo мировой финансовой элиты, таящаяся в концепции Freigeld, несопоставимо выше, чем от всех вариаций на тему «Капитала» Маркса.

«Можно сравнить деньги с железнодорожным вагоном, который, как и деньги, облегчает товарообмен. Само собой разумеется, что железнодорожная компания не платит премию (проценты) тому, кто пользуется вагоном, за его разгрузку, обеспечивающую его дальнейшее использование; но пользователь платит небольшую «плату за простой» (демерредж), если не обеспечил разгрузку вагонов. Это в принципе все, что нам следовало бы сделать с деньгами, чтобы исключить негативное воздействие процентов. Каждый пользователь отчисляет небольшую «плату за постановку на стоянку», если задерживает деньги дольше, чем это необходимо в целях обмена»

Еженедельная экспирация свободных денег приводит к неслыханной их оборачиваемости! Судите сами: каждый обладатель марочного сертификата стремится избавиться от него как можно скорее для того, чтобы не платить в ближайшую среду налог в форме двухцентовой марки. В конечном счете все свободные сертификаты во вторник вечером накапливаются у розничных торговцев, оптовиков либо производителей, которые наклеивают марки — своеобразную форму налога — с великим удовольствием: именно эти энергичные деньги обеспечивают им небывалые торговые обороты. По расчетам Ирвинга Фишера, оборачиваемость свободных денег в сотнях американских городов в годы Великой Депрессии как минимум в 12 раз (!) превышала оборачиваемость обычных долларов! Именно это свойство свободных денег позволяет говорить об их уникальной эффективности, которая, как известно, определяется формулой: «объем, помноженный на скорость обращения».

http://www.business-magazine.ru/mech_new/experience/pub289225
Freigeld
Сергей Голубицкий , опубликовано в «Бизнес-журнале», 02 октября 2007 года.

«Я убежден, что будущее научится больше у Гезелля, чем у Маркса». Джон Мейнард Кейнс

Сильвио Гезелль видел «зло» в кредитной природе денег и предлагал восстановить справедливость, эту самую кредитную природу начисто ликвидировав. И ведь получается!Биографию американского доллара мы завершили в прошлом номере на печальной ноте: заигрывания с частными центробанками и ничем не обеспеченными кредитными деньгами рано или поздно обернутся катастрофой, которая, с учетом статуса USD как всемирной резервной валюты, проявится повсеместно — в разверзшиеся хляби ухнет вся мировая экономика.

Пророчество это не имеет ни малейшего отношения к ясновидению, ибо основано на заурядной арифметике: рост задолженности, обусловленный кредитной природой современных денег, идет по экспоненте, а у любой экспоненты в нашем мире однозначно неприятный конец. Регулярные списания правительством долгов своих граждан, и государствами-кредиторами — долгов третьего мира ничего не меняют, внося лишь отсрочку в грядущую финансовую катастрофу. О морально развращающем аспекте подобных списаний мы и вовсе не говорим.

Поскольку существует множество систем, альтернативных необеспеченным и кредитным деньгам, а значит, теоретически есть повод избежать катастрофы, все гадают, каким способом эту катастрофу можно предотвратить — мирным или насильственным. Романтики-экологи вроде Маргрит Кеннеди, чья книга «Деньги без процентов и инфляции» стала библией сторонников теории свободных денег Сильвио Гезелля в России, ратует за мирный переход и терпеливое убеждение финансовой элиты в необходимости добровольно отказаться от главной кормушки — кредитных денег. Трудно не то что согласиться, но даже представить себе меру ботанического идеализма, потребную для воспитания в себе веры в саму возможность подобного развития событий.

В равной мере нереальным представляется и насильственное разрешение ситуации, ведь аппарат подавления, экипированный современными технологиями и находящийся на службе «старых денег», настолько превосходит шансы любой оппозиции, что исключает даже намек на осмысленное вооруженное противостояние. Не говоря уж о том, что эффективная система тотального промывания мозгов через СМИ никогда не допустит зарождения «неправильных мыслей» в количестве, достаточном для массовой конфронтации.

Таким образом, нравится это или нет, но наиболее вероятное развитие событий представляется в образе клюющего жареного петуха — той самой финансовой катастрофы, которой, похоже, не избежать. В подобных обстоятельствах велик соблазн предположить, что рассказ об альтернативных денежных системах — не более чем праздное знание, лишенное практической подоплеки.

Своеобразие темы, однако, заключается в том, что все модели свободных денег изначально создавались не в качестве альтернативы глобальной финансовой системе, а как локальная инициатива, способная облегчить жизнь мелкой общине, поселку, городу, самое большее — области или графству. Существует даже синоним для обозначения разновидностей Freigeld Сильвио Гезелля — community currencies, местные валюты. Идея же полной замены национальных валют свободными деньгами возникла гораздо позже — в период окончательного отлета денежной фантазии от реальности товаров и услуг (в начале 80-х годов прошлого века).

Именно в локальном аспекте свободных денег, возможности их применения на самом ограниченном участке рыночного пространства мы усматриваем практический интерес темы для читателей «Бизнес-журнала». По крайней мере — для самой любознательной их части. Ведь схемы внедрения Freigeld настолько элементарны, а эффективность их применения столь наглядна, что грех удержаться и не попробовать!

Отец

Открываем «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия — 2007», насчитывающую 88 тысяч статей, вводим «Сильвио Гезелль» и... ничего не находим! Неужели такое возможно в отношении человека, поставленного патриархом современного капитализма Кейнсом выше самого — страшно подумать! — Карла Маркса?! Оказывается, возможно, и не только в отечественном информационном пространстве.

Может показаться, что имя Сильвио Гезелля окутано мраком по обе стороны океана в силу биографических обстоятельств: автор труда «Естественный экономический порядок» (Naturliche Wirtschaftsordnung, 1906 год) был самоучкой, что по определению должно вызывать презрительную насмешку у зубров академической науки.

Подобное предположение, однако, далеко от истины. Уже через три года после смерти Гезелля (1930 год) профессор Йельского университета, ведущий специалист в области теории денежного обращения и кредита Ирвинг Фишер в работе «Марочные сертификаты» (Stamp Scrip) выразил восхищение теорией Гезелля: «Медицина многим обязана неподготовленным умам, по крайней мере, умам, неподготовленным в медицине. Даже Пастер, будучи профессиональным ученым, не был доктором, а ларингоскоп усовершенствовал, многие утверждают — даже изобрел, — видный испанский певец Мануэль Гарсиа. Недавно скончавшийся Сильвио Гезелль был немецким предпринимателем и квазиэкономистом. Он жил в Аргентине и многие свои работы писал по-испански. В 1890 году, находясь в Аргентине, Гезелль предложил заменить деньги «марочными сертификатами»2, теми самыми, что сегодня получили столь широкое распространение в нашей стране» (США — Прим. С.Г.)

Вслед за Ирвингом Фишером теорию Гезелля признали прочие академисты, в том числе и британский авторитет авторитетов Джон Мейнард Кейнс. В середине 30-х Freigeld успешно вводились в Австрии, Швейцарии, Германии и — практически повсеместно — в Соединенных Штатах Америки. Казалось, делу Сильвио Гезелля обеспечено звездное будущее, однако очень быстро и его имя, и его теория оказались начисто вычеркнутыми из общественного сознания. Почему?

У всех попыток реализовать на практике теорию свободных денег в 30-е годы была общая судьба: в кратчайшие сроки (максимум — один год, а обычно — уже через два-три месяца) они демонстрировали феноменальные результаты по преодолению самых мрачных проявлений экономической депрессии — устраняли безработицу, радикально повышали сбор налогов, возрождали муниципальную активность, вызывали расцвет местной торговли и — главное! — ликвидировали дефицит живых денег, загнанных дефляцией в кубышки банковских сейфов.

За триумфом, однако, быстро наступало похмелье: стоило вести о чудо-деньгах распространиться по округе, как появлялось массовое желание соседних муниципалитетов и общин присоединиться к эксперименту. Следом вмешивался национальный Центробанк, под тем или иным предлогом (как правило, предъявлялось обвинение в нарушении монополии на эмиссию и оборот денежных средств) закрывавший проект. В частности, подобный сценарий был разыгран в Германии (эксперимент w.а.ra в Шваненкирхен) и Австрии (свободные деньги в альпийском городке Вёргль). Что касается Соединенных Штатов, то тысячи экспериментов по введению свободных денег от океана до океана благополучно задушил «Новый договор», подписанный с нацией в одностороннем порядке масоном 32-го градуса Ф. Д. Рузвельтом.

После Второй мировой войны имя Гезелля вместе с его свободными деньгами окутали тайной, сопоставимой разве что с находкой в Розуэлле3. Полагаю, заговор молчания со стороны академической науки здесь ни при чем. Истинная причина кроется в пророчестве Кейнса, выведенном в эпиграф: идея Freigeld Гезелля не просто подрывает самые основы мировой финансовой системы, но и является наиболее действенным из реально существующих и, кроме того, многократно и успешно апробированным на практике способом ликвидировать диктат кредитных денег. В подобном контексте опасность для status quo мировой финансовой элиты, таящаяся в концепции Freigeld, несопоставимо выше, чем от всех вариаций на тему «Капитала» Маркса.

Radix mali4

Многочисленные попытки реализовать на практике теорию свободных денег демонстрировали феноменальные результаты по преодолению проявлений экономической депрессии.Не будем томить читателя и перейдем к изложению концепции Сильвио Гезелля. В основе теории Freigeld лежит представление о том, что хорошие деньги должны быть «инструментом обмена и больше ничем». По мнению Гезелля, традиционные формы денег предельно неэффективны, так как «исчезают из обращения всякий раз, как возникает повышенная в них потребность, и затапливают рынок в моменты, когда их количество и без того избыточно». Подобные формы денег «могут служить лишь инструментом мошенничества и ростовщичества и не должны признаваться годными к употреблению, сколь бы привлекательными ни казались их физические качества». Сильвио Гезелль писал эти слова в эпоху, когда золотой стандарт еще являлся общепринятым условием эмиссии бумажных денег. Последовавший отказ от всякого обеспечения лишил деньги и их последней — физической — привлекательности.

Если бы Гезелль остановился на критике несовершенства денежных систем, его имя давно бы растворилось в песке истории. Тем более что критический анализ Гезелля и рядом не стоит с монументальной вивисекцией, проделанной Карлом Марксом над капитализмом. Гениальность Гезелля в другом: в выводах и — главное! — практических рекомендациях.

У Маркса «зло» — в прибавочной стоимости, а восстановление справедливости предполагает изъятие этой стоимости у одного класса в пользу другого. У Гезелля «зло» — в кредитной природе денег, а восстановление справедливости предполагает ликвидацию этой кредитной природы. Только вдумайтесь в отличие: вместо насилия над людьми — насилие над абстракцией!

Современные деньги, призванные по определению облегчать обмен обычных товаров, обладают, в отличие от этих самых товаров, уникальной способностью: они умеют преумножать самое себя без усилий со стороны их владельца. Крестьянин, доставивший на рынок фрукты, уязвим перед фактором времени: если быстро не реализовать товар, он либо упадет в цене, либо испортится. Деньги в кармане покупателя лишены подобных недостатков. К тому же деньги можно хранить не в кармане, а в банке, где они будут расти. И яблоки, и помидоры, и персональный компьютер, и автомобиль со временем гниют, киснут, амортизируются и обесцениваются, а деньги сохраняют преимущества непортящегося товара5.

Деньги в современной их форме превратились в идеальный товар, что и обуславливает их незаинтересованность в обслуживании рынка традиционных товаров и услуг, откуда они изымаются для самоудовлетворения — будь то в форме срочных депозитов, ценных бумаг, облигаций, опционов, фьючерсов, воррантов, свопов и сонма производных.

Можно предположить, что отличие свободных денег от традиционных в том, что на них не начисляются проценты. Куда там! Сильвио Гезелль выдвинул революционную для нового времени идею: недостаточно лишить деньги способности приносить прибыль за счет процентов, их необходимо обложить процентами! Иными словами, за пользование деньгами должна взиматься плата: «Только деньги, которые устаревают, подобно газетам, гниют, как картофель, ржавеют, как железо, и улетучиваются, как эфир, способны стать достойным инструментом для обмена картофеля, газет, железа и эфира. Поскольку только такие деньги покупатели и продавцы не станут предпочитать самому товару. И тогда мы станем расставаться с товарами ради денег лишь потому, что деньги нам нужны в качестве средства обмена, а не потому, что мы ожидаем преимуществ от обладания самими деньгами»6.

Я не случайно сделал оговорку, что концепция Freigeld революционна для нового времени. Самое большое откровение свободных денег Сильвио Гезелля заключено в том, что не только сама идея, но и опыт ее применения на практике имеет тысячелетнюю историю! Полагаю, читателю будет интересно узнать, что свободные деньги длительное время применялись еще в... Древнем Египте! «Единицами денег с демерреджем7 в Египте служили грубые осколки глиняной посуды, называемые «острака» (ostraka). По сути, эти осколки были расписками за депозиты, сделанные фермерами на местных складах: фермер сдавал зерно и получал «остраку»8.

И совсем уж сенсационна информация о том, что различные вариации на тему Freigeld служили основной формой денег в Средневековой Европе с Х по XIII век!

«В германских землях это были «брактеаты» (bracteaten), тонкие серебряные пластинки, которые выводились из обращения и заменялись новыми каждый год». А также: «В 930 году н. э. английский король Этельстан установил, что каждый небольшой город должен иметь свой собственный монетный двор! В контексте этой традиции местных лордов растущий доход благодаря «Renovatio Monetae» (буквально «Возобновление чеканки») был установлен повсюду. Например, в 973 году Эдгар полностью изменил чеканку английского пенни. Едва ли не шесть лет спустя молодой король Этельред II начал чеканку новой монеты. Он повторял это с тех пор через примерно равные интервалы. Главной мотивацией было то, что королевские казначеи давали только три новые монеты за четыре старых, что было эквивалентно налогу в 25% каждые шесть лет на любой капитал, содержащийся в монетах, или примерно 0,35% в месяц. Таким образом, новая чеканка была грубой формой платы за хранение»9.

Приоритет свободных денег над кредитными, наблюдаемый у истоков европейской цивилизации, служит лишним доказательством (в дополнение к традиционному христианскому запрету на ростовщичество) нашей навязчивой идеи: банковский капитализм, доминирующий в современной экономике, отнюдь не является органичным развитием общественных отношений, а лишь фиксирует общее поражение Традиции, нанесенное ей чуждой морально-этической системой.

Дело техники

Если США вновь постигнет Великая депрессия, ее последствия ощутит весь мир. Вот почему экономисты внимательно присматриваются к Freigeld, альтернативе обычным деньгам.Как мы уже пояснили, фундаментальное отличие свободных денег от общепринятых кредитных заключается в том, что свободные деньги не только не приносят проценты, но, напротив, облагаются налогом за хранение. Изначально Сильвио Гезелль предлагал четыре формы реализации принципа Freigeld (табличные свободные деньги, марочные, серийные и дополнительные), однако впоследствии остановился на марочной форме, которая и была реализована на практике в Австрии, Швейцарии, Германии и Америке.

Именно марочную форму Freigeld под названием «марочные сертификаты» описал Ирвинг Фишер в своей книге. Основные характеристики свободных денег: подобно обычным деньгам, их можно положить на счет, инвестировать либо потратить, однако их нельзя преумножать. Достигается это следующим образом. Предположим10, городские власти принимают решение об эмиссии свободных денег, чей ценностный эквивалент устанавливается по договоренности на уровне тысячи долларов. Назначение эмиссии — субсидирование муниципального строительства в течение одного года. Для успеха необходима добрая воля по меньшей мере двух сторон: рабочих, участвующих в строительстве, и торговцев, у которых эти рабочие закупают товары. Первые должны согласиться принимать свободные деньги в качестве оплаты труда, вторые — в качестве оплаты за товары. Фишер справедливо указывает на отсутствие необходимости заключать договор со всеми торговыми организациями: достаточно нескольких, чтобы остальные добровольно подтянулись в силу конкуренции. Свободные деньги эмитируются сроком на один год, по истечении которого они могут быть обменены на обычные доллары. Для обеспечения обмена муниципальным властям в момент экспирации потребуется тысяча живых долларов, которые, помимо традиционного банковского кредита, можно получить из самой эмиссии, поскольку марочная модель свободных денег позволяет добиться самоокупаемости проекта.

Вот как это выглядит. Лицевая сторона марочных сертификатов, как правило, похожа на обычные деньги. На ней указывается стоимостный эквивалент (например, один доллар), имя эмитента, условия и сроки обмена на обычные деньги. На обратной стороне расположены 52 ячейки, на которые необходимо еженедельно наклеивать марки. Предположим, по договоренности контрольным днем недели считается среда. Значит, марочный сертификат может находиться в обращении со старой маркой в четверг, пятницу, субботу, воскресенье, понедельник и вторник, а в следующую среду последний держатель сертификата обязан наклеить новую марку. Марка стоимостью в два цента продается муниципальными властями, реализующими проект свободных денег.

Теперь понятно, откуда берутся деньги для обмена свободных денег на обычные в момент экспирации: в конце года каждый марочный сертификат будет иметь 52 наклеенных марки, которые муниципалитет продал за 1 доллар 4 цента. Эмиссия в 1 000 долларов, таким образом, приносит 1 040 долларов живых денег. 1 000 пойдет на покрытие обмена, а 40 — на покрытие расходов по администрированию проекта.

Однако самоокупаемость марочных сертификатов — дело десятое. Главное, еженедельная экспирация свободных денег приводит к неслыханной их оборачиваемости! Судите сами: каждый обладатель марочного сертификата стремится избавиться от него как можно скорее для того, чтобы не платить в ближайшую среду налог в форме двухцентовой марки. В конечном счете все свободные сертификаты во вторник вечером накапливаются у розничных торговцев, оптовиков либо производителей, которые наклеивают марки — своеобразную форму налога — с великим удовольствием: именно эти энергичные деньги обеспечивают им небывалые торговые обороты. По расчетам Ирвинга Фишера, оборачиваемость свободных денег в сотнях американских городов в годы Великой Депрессии как минимум в 12 раз (!) превышала оборачиваемость обычных долларов! Именно это свойство свободных денег позволяет говорить об их уникальной эффективности, которая, как известно, определяется формулой: «объем, помноженный на скорость обращения».

Триумф

Опасность для status quo мировой финансовой элиты, таящаяся в концепции Freigeld, несопоставимо выше, чем от всех возможных вариаций на тему «Капитала» Карла Маркса.Модель функционирования свободных денег, описанная Ирвингом Фишером, была буквально дословно реализована уже в самых первых опытах применения концепции Гезелля на практике. Сначала в Германии — владелец угольной шахты Макс Хебекер возродил из пепла баварский поселок Шваненкирхен, чье население (500 человек) последние два года существовало впроголодь на государственные пособия по безработице: «Уже через несколько месяцев после возобновления работы шахты Шваненкирхен было не узнать — рабочие и владельцы торговых лавок полностью погасили все свои задолженности, а новый дух свободы и жизни буквально витал над городом. Новость о процветании поселка в самый разгар экономической депрессии, поразившей Германию, мгновенно распространилась по округе. Репортеры со всей страны писали о «чуде Шваненкирхена», и даже в Соединенных Штатах можно было прочитать об эксперименте в финансовых разделах всех крупных газет».

Через год немецкий опыт был триумфально повторен мэром австрийского города Вёргель Микаэлем Унтергуггенбергером. После введения в оборот свободных денег, созданных по типу марочных сертификатов11, город, задолженность которого по налогам за пять лет возросла с 21 тысячи шиллингов до 118 тысяч, приступил к погашению уже в первый месяц (4 542 шиллинга). В следующие полгода эмиссия «свободных шиллингов», эквивалентная 32 тысячам обыкновенных шиллингов, обеспечила проведение общественных работ на сумму в 100 тысяч шиллингов: было заасфальтировано 7 улиц, улучшено 12 дорог, расширена канализация на два новых квартала, создан новый парк, построен мост и предоставлены новые рабочие места 50 безработным.

1 января 1933 года в Вёргеле приступили к строительству нового горнолыжного курорта и водохранилища для пожарной службы. Соседний город с населением в 20 тысяч жителей в спешном порядке приступил к подготовке эмиссии собственных свободных денег. Когда опытом Вёргеля заинтересовалось 300 общин страны, Национальный банк Австрии, почувствовав угрозу своей монополии, запретил печатание свободных местных денег.

После Второй мировой развитие концепции свободных денег пошло в двух направлениях: локальные системы взаимного кредитования (т. н. LETS — Local Exchange Trading Systems), использующие вместо физических сертификатов либо чеки, либо электронные формы взаимозачета, и системы time banking, позволяющие участникам проекта обменивать свой труд на т. н. «тайм-доллары». Последняя модель особенно проста для реализации: вы тратите свое свободное время на выполнение какой-либо работы для других участников проекта: выгуливаете собак, сидите с чужим ребенком, стрижете в парикмахерской, предоставляете стоматологические услуги, печете хлеб, подстригаете газоны. За каждый час работы вам выплачивают местные деньги по оговоренной таксе, например, 10 «тайм-долларов». Затем на полученные деньги вы можете приобрести либо другие услуги, зарегистрированные в т. н. «тайм-банке», либо товары в магазинах, участвующих в проекте.

Первые «тайм-доллары» были введены в 1986 году и приобрели огромную популярность в основном в США и Японии. Самые удачные примеры реализации этой схемы: Ithaca Hours (Итака, штат Нью-Йорк: в проекте принимали участие более 500 местных бизнесов — от медицинских центров, ресторанов и кинотеатров до фермеров и агентств недвижимости), японская «валюта здравоохранения», ROCs (Robust Currency System). Последняя система (ROCs) не только совмещает в себе time banking и взаимное кредитование, но и последовательно реализует классическую функцию свободных денег Гезелля — демерредж.

Самая мощная система свободных денег — швейцарский WIR (Wirtschaftsring-Genossenschaft, Кооператив экономического круга), насчитывающий 62 тысячи участников и обеспечивающий ежегодный оборот в эквиваленте 1 млрд 650 млн швейцарских франков (!). Несмотря на то, что WIR не является полноценной системой свободных денег, поскольку в ней отсутствует демерредж12, она находится в принципиальной оппозиции к кредитным деньгам, так как полностью — interest-free. Кредиты, предоставляемые банком WIR участникам системы, также беспроцентны.

Под занавес следует развеять недоразумение, которое непременно возникает при знакомстве с теорией Гезелля. Функция демерреджа не позволяет использовать свободные деньги для накопления. Но если деньги нельзя положить на счет и получать по ним проценты, каким образом члены общества, лишенные возможности заниматься производительным трудом (например, пожилые люди), могут улучшить свое материальное состояние? Неужели новая теория отрицает инвестиции в принципе? Вопрос этот, однако, не более чем инерция мышления: Сильвио Гезелль рекомендовал инвестировать не в средства обмена товаров и услуг (деньги), а в инструменты, специально для инвестиций созданные, — ценные бумаги компаний и долговые обязательства (облигации)!

1 Свободные деньги (нем.) (см.название)

2 Сам Гезелль называл свои деньги «свободными» — Freigeld.

3 В июле 1947 года недалеко от Розуэлла, штат Нью-Мексико, были обнаружены и сразу же засекречены обломки неизвестного летательного аппарата. По официальной версии ВВС, крушение потерпел один из разведывательных воздушных шаров (операция «Могул»), однако общественность и поныне свято верит в падение инопланетного НЛО.

4 Корень зла (лат.)

5 Разумеется, лишь в теории, но не на практике. Кредитные деньги, изначально задуманные в качестве самоценного товара с растущей стоимостью, из-за избыточной эмиссии пожирают сами себя и обесцениваются.

6 Silvio Gesell, The Natural Economic Order, Part 4, Ch. 1 Free Money.

7 Один из современных синонимов Freigeld (наравне с «нейтральными», «отрицательными», «свободными» деньгами): «Можно сравнить деньги с железнодорожным вагоном, который, как и деньги, облегчает товарообмен. Само собой разумеется, что железнодорожная компания не платит премию (проценты) тому, кто пользуется вагоном, за его разгрузку, обеспечивающую его дальнейшее использование; но пользователь платит небольшую «плату за простой» (демерредж), если не обеспечил разгрузку вагонов. Это в принципе все, что нам следовало бы сделать с деньгами, чтобы исключить негативное воздействие процентов. Каждый пользователь отчисляет небольшую «плату за постановку на стоянку», если задерживает деньги дольше, чем это необходимо в целях обмена» (Маргрит Кеннеди. «Деньги без процентов и инфляции»).

8 Бернар Лиетар. «Душа денег».

9 Там же.

10 Описание модели заимствовано из книги Ирвинга Фишера «Марочные сертификаты».

11 Марки на свободные деньги Вёргеля наклеивались раз в месяц, а не еженедельно.
12 WIR возник в 1934 году и изначально, как и полагается классическим свободным деньгам, предполагал плату за простой, однако после Второй мировой войны от демерреджа отказались.


Нас совесть не может упрекать за имение тленных денег, ежели вы будете ими владеть, а не они вами.



Ну тогда Лер,может быть эта бяка заложенна в нас от природы.Ведь непосредственные эмоции нашей природы,особенно в их наиболее естественном состоянии,побуждает нас причинять страдания и присваивать себе собственность.Ведь оно,существо которое стремится нагромождать излишки про запас для себя,а другие пусть гибнут от голода(особенно заметно у хищников).Оно постоянно настороже против малейшего посигательства на его собственную свободу,хотя других оно низводит до самого безжалостного рабства.
Так что походу дела надо просто определится со своей сущьностью,кто МЫ,Хищники или не хищники
Хотя не только природой,но и воспитанием в семье и на улице.Ведь я уверен,что большинство родителей,постоянно говорит,где лучше платят,там и лучше,хотя забывая об очень сильном аспекте,как нравится тебе это ремесло или нет.Ведь если нет,то мы превращаемся в жалкое создание,как тот станок,что производит эти бумажки.
А про улицу,ведь довно не секрет,что у кого больше денег,тот и нужней всех,увы как было бы не обидно,но это я наблюдаю очень часто.
Мда.... Жаль,обидно,но увы кроме как Ленина,на практики это не осуществлял никто,пусть не удачно,пусть может где-нибудь не правильно,но ведь попытка это и есть прогресс вперед.
(Имею ввиду уничтожить в нас животную мораль частной собственности и денежную массу порождающию людей к рабству у своего товара)



НО! самое главное в нашей жизни - это экономика!
В понимании современного человека экономика – это отдельная наука по управлению материальными и финансовыми потоками, производимыми обществом, и представленная всевозможными экономическими формулами и идеями экономического развития, в которых утонул основной смысл торговли – обмен.
Торговля начиналась именно с простого обмена вещами между людьми и переросла в очень сложный механизм, которым все мы не довольны.
Но экономика – это не просто обмен, это взаимоотношения между людьми посредством денег.
Мы все хотим хорошо жить в мире и достатке. Однако существующая товарно-денежная система, в которую мы попадаем с рождения, диктует свои правила поведения для достижения такой жизни.
Кто-то принимает эти правила безоговорочно и живет по законам денег, кто-то считает их преступными, безнравственными и не приемлет.
Но для всех очевиден тот факт, что эта система наполняет нашу жизнь горем, разрухой, смятением, паникой.
Страх перед грядущей неизвестностью приводит многих к безумному накопительству, неудержимому потребительству и алчности, что, в конечном счете, ускоряет разрушение.
Деньги – основа современной экономики, самая волнующая и сокровенная тема всех людей, живущих в денежной системе.
Какие бы темы не обсуждались, ничто так не захватывает как предмет финансирования и перераспределения казенных денег и их сбор.
Что такое деньги? Их роль в нашей жизни? Причины их появления и перспектива развития? Вот основные вопросы из прошлого, ответив на которые мы сможем построить свое будущее - строить новые, удовлетворяющие нас взаимоотношения.



Учение о коммунизме было четко сформулировано в конце XIX века. Оно было разработано на основе исследований философских учений и истории человеческого общества К.Марксом и его сторонниками.

Коммунизм - слово, которое произошло от латинского слова communs, что значит общий. И действительно, человек не может быть абсолютно обособленным, у нас всех общий дом - Земля, и все что на ней принадлежит всем людям.
Коммунизм - это последний уровень развития общества в цепи мирового общественного развития, причем мировой, планетарного масштаба.

Что же это такое? Каким видели светлое будущее его разработчики?

Коммунизм - это бесклассовое, равноправное, общество. Тиран - государство отсутствует, оно отмирает в социалистическом, народном обществе. Производство удовлетворяет все возрастающие потребности людей. Нет специализации. Будет стерто различие между умственным и физическим трудом. Стираются границы между городом и деревней. Наука - основа, на которой строится все мировое коммунистическое общество. Семья – ячейка общества.

Коммунизм – всемирная общественная формация.
Свобода, равенство и братство – это естественные условия общественной формации будущего.
Коммунизм предполагает нового человека, свободного от предрассудков прошлого, с новым мировоззрением, основанным на последних достижениях науки. Образованность и культура каждого человека достигает всей полноты. Это позволит человеку быть самодостаточным и самостоятельным, ответственным и организованным, управляющим и управляемым одновременно.
“все научатся управлять и будут на самом деле управлять самостоятельно общественным производством” - Ленин В.И. (Полн.Собр.Соч.Изд. 5, т. 33, с. 102).
Главным условием коммунистического общества есть отсутствие частной собственности на средства производства и невероятное увеличение производительности труда.
Основной лозунг коммунизма: «от каждого по способностям, каждому по труду».



Определить существо денег можно по конечному результату их использования. Так как деньги являются изобретением человека, то, как и всякое его действие, – это поступок. Но хороший или плохой поступок – деньги?

Товарно-денежная система предназначена для разделения людей, обмана и воровства. Заключаем это из того, что каждое изобретение, сделанное человеком, сделано для определенной цели. Так гаечный ключ, предназначен для закручивания гаек, гвозди забивать им совсем не с руки.
Сколько времени существует товарно-денежная система, а мира, стабильности, порядка и счастья на земле она так и не принесла. А мы все пытаемся заколачивать гвозди гаечным ключом, пытаемся верить в хороших законодателей, которые напишут нам правильные законы, в хороших правителей, которые будут использовать финансы во благо народов.
Этого не будет никогда, потому что деньги не предназначены для справедливости, для счастливой человеческой жизни, наоборот, разлад, ревность, волнение и беззаконие вносят они в нашу жизнь.



Деньги являются реальным механизмом преступной власти, инструментом неправды.
Поэтому так сильно стремление каждого человека получить больше денег и претендовать на право самому устанавливать нравственные нормы для общества, соперничая с государством. А зная порочную сущность человека, эти нормы, как правило - сама безнравственность.
Деньги, такие желанные, открывающие доступ человеку ко всем материальным благам, являются основой войны на Земле.



Наше отношение к деньгам по-прежнему противоречиво и не осознано.

Обратите внимание, разве человек с деньгами управляет миром, разве ни деньги это делают единолично.
И если все что вы делаете, делают деньги, то, что же тогда вы.
Сколько сменилось правителей, князей, царей, вождей, но деньги остались те же. Они меняли цвета, названия, формы, но суть их осталась та же. И человек по-прежнему остается игрушкой в руках этого чудовищного искусного идола.
Все наши мысли и действия направлены на деньги, на эгоистичное обогащение. Мы стали жить ради денег. Мы настолько покорились им, что уже не представляем жизни без них, деньги стали для нас как воздух, вода и пища. Ради денег мы готовы совершить любую подлость, глупость, любое безумие.
Мы рождаемся в этой преступной денежной системе и пытаемся стать счастливыми преступными методами. Мы торгуемся за собственное счастье, стараемся его купить, хотя знаем, что это невозможно, но все равно поступаем так, потому, что по-другому не понимаем, как поступить, существующая система торговли диктует свои правила.

Все богатства этого мира, существующие и будущие, уже принадлежат государству, потому, что, должны быть, оценены деньгами. Что же нужно сделать, чтобы освободиться от заимодавца – государства. Да, именно заимодавца, так как пока мы пользуемся тем, что ему принадлежит, мы его должники. И оказывается пожизненные должники; деньги, которые государство нам дало, преследуют нас с пеленок до самой смерти. Для того чтобы освободиться от заимодавца, нужно отдать долг и больше не брать.



Тогда рассмотрите свою жизнь, оцените ее не деньгами – эквивалентом стоимости, а реальными физическими величинами - пространством и временем. Чтобы убедиться, что жизнь большинства из нас потрачена впустую, несмотря на высокую оценку родственников, друзей, сослуживцев, высших чиновников, общественности, которые также бездарно разменяли часы и минуты, километры и мили на некую абстракцию под названием деньги.

Отсутствие денег уничтожит все искусственное в производстве и в человеческих взаимоотношениях.
Останется только жизнь, настоящая неподдельная, искренняя, прекрасная жизнь, которую еще предстоит строить.



Вот совершается покупка: отдал деньги, получил товар (услугу). Всё просто, обычно. Но что на том конце покупки? — Рабство продавцов, поставщиков, производителей! Уничтожение ресурсов живой планеты!

За внешней простотой покупки кроятся тысячи и тысячи человеко-часов рабства, тысячи и тысячи убитых животных, загрязнённых рек, земель, воздуха, тонны изъятых из природы и превращённых в мусор или выхлопы ресурсов! А ведь как всё красиво в магазине — пришёл, дал деньги, ушёл с товаром. А за всем этим стоит ложь, насилие, рабство, опутавшие всех людей, все наши дела, все наши дни, всю жизнь!..


«Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое»


«Некоторая тупость ума, кажется, есть почти необходимое качество, если не всякого деятеля, то, по крайней мере, всякого серьезного наживателя денег»

Ф. Достоевский «Идиот»



«Финансовая пропасть – самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь»

И. Ильф, Е. Петров


«Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды. Ибо, чем больше растут желания, тем больше потребностей они порождают»

Демокрит


«История капитала есть печальная, жуткая повесть о человеческой бессердечности и себялюбии»

С. Булгаков


«Позже богатство пришло, и золото было открыто,
Что без труда и красивых, и сильных лишало почета,
Ибо за тем, кто богаче, обычною следуют свитой
Те, кто и силой своей, и красой богачей превосходит»

Лукреций Кар


Борьба против денег

Непонимание природы товарного производства особенно ярко проявилось у Буагильбера в его трактовке денег. Он не понимал, что деньги — необходимый продукт развития товарообмена. По его мнению, деньги нарушают естественное равновесие товарного обмена, обмен товаров по их «истинной стоимости». В деньгах Буагильбер видел основной источник бедствий товаропроизводителей. Деньги, говорил он, сделались всеобщим палачом. «Бедствия народов происходят только оттого, что бывшего раба сделали господином, или, вернее, тираном».
Протестуя против всевластия денег, Буагильбер стремился показать несостоятельность меркантилистского представления, что только золото и серебро — богатство. Истинное богатство, доказывал Буагильбер, совсем не в благородных металлах, а в изобилии предметов потребления. Люди сделали громадную ошибку, незаслуженно возвеличив золото и серебро. Погоня за золотом — величайшее зло.
Поставив вопрос, какова роль денег, Буагильбер писал: «Совершенно несомненно, что сами по себе они не являются благом, их количество не увеличивает общего изобилия страны, лишь, бы их количество было достаточно для поддержания цен, сложившихся на средства существования». В противоположность меркантилистскому возвеличению денег Буагильбер заявлял: «Деньги являются только средством и орудием, тогда как полезные средства существования являются конечной целью; таким образом, страна может быть богатой без большего количества денег, а другая, не имеющая ничего, кроме денег, очень бедной, если она не может их легко обменивать на средства существования».
Единственная полезная функция денег состоит, по Буагильберу, в том, что они облегчают обмен. Продавец, как правило, не может непосредственно обменять свой товар на то, что ему необходимо; деньги являются лишь средством, которое гарантирует продавцу возможность в будущем получать нужные ему товары. Совершенно несущественно, какой товар выполняет эту функцию. Золото и серебро с успехом могут быть заменены бумажными знаками. Обращение кредитных документов и особенно опыт Лионской ярмарки, где покупатели ограничиваются словесным признанием долга, доказывают, по мнению Буагильбера, что товарный обмен с успехом может происходить без участия золота и серебра.
Все эти рассуждения свидетельствуют о том, что Буагильбер не понимал сущности денег. Он обращает внимание только на те функции денег, в которых они выступают идеально или мимолетно, и не видит того, что деньги — всеобщий эквивалент, в роли которого могут выступать лишь товары, обладающие стоимостью.
В отличие от Петти, подчеркивает Маркс, Буагильбер «фанатически борется против денег». Не понимая, что деньги — необходимый продукт товарного обмена, Буагильбер хотел бы уничтожить деньги, сохранив товарное производство.


Деньги зло — Ребе, я не понимаю: при
ходишь к бедняку — он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу — он никого не видит. Неужели это только из-за денег? — Выгляни в окно. Что ты видишь? — Женщину с ребёнком, повозку, едущую на базар… — Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь? — Ну что я могу там видеть? Только себя самого. — Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра — и уже видишь только себя.



С чего начинается экономика?
С простого обмена вещами?
С появлением золота или денег?

Экономика начинается вот с этого:

Первая книга Моисеева. Бытие.
Глава 3
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;Быт 4:12 5:29
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.Пс 127:2 Еккл 12:7

В поте лица добывать хлеб занятие не из приятных, правда?
А человек хочет жит в достатке не напрягаясь.

Есть только два пути самообеспечения - либо работаешь сам, либо пользуешся готовым, тем, что сделали другие.
Кто-нибудь знает еще какой-нибудь способ?

Работать самому да еще помогать другим - это есть праведность.
Жить за чужой счет, хитростью присваивая чужой труд - это грех и порок. И вся человеческая история это совершенствование системы греха, присвоения - обычное воровство - по-современному - экономика.
Осторожно, кормление тролля исключительно из за любви к искусству =)
Так вот, проходит, значит, человек в храм и говорит:
"Вас наиппали, бога нет. Идите домой, все свободны".
Но проблема в том, что не важно - есть ли бог или нет, важно то - есть ли бог в ТЕБЕ.
Если в тебе нет бога, зачем тебе храм?
Похожее и с этим сообществом. Тут достаточно взрослые и умные люди, которые не будут обманывать себя просто так. "Рай" возможно и не существует, но если он существует - это того стоит, т.к оно и полезно и не не имеет альтернатив.
Мы все идиоты, придумали себе золотого тельца, идола. Мы несём ему своё самое дорогое - наше время и искреннее внимание. Но у нас есть что-то, что толкает нас на это. Если у вас этого нет, зачем терять своё время?
Лучше вложите вашу энергию в себя, посмотрите в зеркало и улыбнитесь самому лучшему человеку этой планеты!



Вопрос немного в другом. Вы правы в любом бизнесе могут быть негативные и позитивные стороны При этом надо учитывать какой будет эффект в совокупности.
Я говорю не про бизнес, а про то чем и как мотивируется бизнес. Почему бизнесу выгодно производить те или иные услуги или товары? И почему бизнесу выгодно производить и продавать товары и услуги которые приносят вред людям?
В продаже наркотиков и оружия тоже можно найти положительные моменты, но совокупный эффект получается отрицательный. Если людям продать наркотики и продать им оружие, то они скорее всего друг друга перестреляют. Но тот, кто им это продал за деньги, будет в плюсе, получит прибыль и коммерческую выгоду. Идея в том, что экономическая система, построенная на финансовой мотивации создает такие бизнес системы которые приносят прибыль организаторам, но приносят вред другим людям которые пользуются услугами и товарами, которая производит эта бизнес система.
По технологическому уровню, уже давно можно сделать так, что бы не было бездомных и голодных людей. Но экономически это не выгодно, выгоднее крутить деньги на фондовом рынке и вкладывать их в производство оружия, наркотиков и других более финансово «выгодных» бизнес проектов. Т.е. в глобальном смысле получается, что НЕКОТОРЫМ группам людей выгоднее, чтобы другие люди тратить свое время, свои силы, здоровье на производство товаров и услуг, использование которые приносит этим людям новые проблемы и так по замкнутому кругу. Просто давно уже придуманы различные новые технологические разработки в разных областях жизнедеятельности, но они не внедряются, потому что это не выгодно финансовым воратилам и магнатам.


Многие люди озабочены добыванием денег, баксов, бобла. Наше общество так устроено, что люди думают, чем больше они будут тратить время, усилия, здоровье и так далее …. на добывание денег, тем счастливее они будут. И повсеместно культивируется миф о финансовой свободе, о достижении финансовой свободы. Многие люди живут в этом мифе. Но если вдуматься глубже, то словосочетание финансовое свобода – это словосочетание из двух противоречивых слов. Более подробно об этом я написал в своем ЖЖ. Следующий принцип - чем больше прибыль, чем больше денег - тем лучше. К чему приводит этот принцип? А вы сами посмотрите, что производят и какие услуги предлагают саамые доходные бизнесы? Не легальные виды бизнеса: войны, продажа оружия, производство и сбыт наркотиков, проституция, и так далее. Легальные виды бизнесов: Нефтяной бизнес, Производство сигарет, Алкоголь, Фармацевтика, Химическая промышленность, Игорный бизнес, Фондовый рынок, Спорт, Развлечения.
Все что получается в результате деятельности самых доходных видов бизнеса, это уничтожение человека, уничтожение и загрязнение окружающей среды, ухудшение здоровья человека, отупение человека.
Очень мало видов бизнеса, которые ведут к развитию человека и к улучшению его качества жизни, без побочных последствий и эффектов. Потому что выгоднее сформировать у человеку привычку или зависимость и получать с этого стабильный доход.
Уже в некоторых местах пиво дешевле, чем обычна газировка или вода.
А что производит твой бизнес? Пользу или вред? Какой товар или услугу производит твой бизнес?


Классическим примером, неизменно приводимым этими богословами для иллюстрации отношений между добрыми делами и оправданием, является король и мелкая свинцовая монета. Большинство средневековых монетарных систем использовали золотые и серебряные монеты. Преимущество этого состояло в гарантировании ценности монеты, хотя оно и способствовало «обрезанию» драгоценного металла с краев монеты. Введение гуртированных краев на монетах представляет собой попытку предотвратить это срезание. Временами, однако, короли оказыва лись в финансовых кризисах, например, из-за войн. Обычным средством борьбы с этим было изъятие золотых и серебряных монет и их переплавка. Полученное таким образом золото и серебро могло использоваться для финансирования войны Тем временем, однако, все еще требовалась какая то валюта для денежного обращения. Для удовлетворения этого требования чеканились мелкие свинцовые монеты, имевшие тот же номинал, что золотые и серебряные монеты. Хотя их природная ценность была ничтожна, приписанная им ценность была значительна. Король обещал заменить свинцовые монеты их золотыми или серебряными эквивалентами после окончания финансового кризиса. Таким образом, ценность свинцовых монет опиралась на королевское обещание позже выкупить их по полной номинальной стоимости. Ценность золотых монет основывалась на том материале, из которого они состояли, а ценность свинцовых монет на королевском обещании рассматривать их как золотые Аналогичная ситуация сложилась и в современной экономике. Бумажные деньги, например, имеют ничтожную природную ценность. Ценность же их основывается на обещании эмиссионного банка рассматривать их по полной номинальной стоимости.

Богословы «Via moderna» использовали эту экономическую аналогию для опровержения обвинения в пелагианстве. На предположение о том, что они преувеличивали ценность человеческих трудов (в том, что они утверждали способность человека заслужить спасение), они отвечали, что ничего подобного не говорили. Человеческие труды они сравнивали со свинцовыми монетами, имеющими небольшую природную ценность. Однако посредством завета Бог обязался рассматривать их как имеющих значительно большую ценность, точно так, как король рассматривает свинцовую монету как золотую.



День­ги - не сред­ст­во,

а цель жиз­ни.

День­ги сегодня пре­вра­ти­лись в эпицентр общественных интересов, в главную тему обсуждений, звучащую в офисах, на улице, в семье, во всех человеческих связях, во всех произведениях искусства. Деньгами решаются все общественные и личные проблемы, вокруг них строится вся жизнь. Деньги - му­зы­ка, по­эзия современности..
День­ги - сим­вол со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти, так как они, а не долж­ность или об­ще­ст­вен­ный ста­тус, определяют цен­ность че­ло­ве­ка. День­ги - по­ка­за­тель ко­­э­ф­­фи­­ц­и­ента по­лез­но­го дей­ст­вия и значимости личности. День­ги - это не про­сто сим­вол богатства, это сим­вол сво­бо­ды, их ко­ли­че­ст­во оп­ре­де­ля­ет сте­пень независимости от других людей, они де­ла­ют че­ло­ве­ка хо­зяи­ном сво­ей судь­бы.
День­ги - ис­тин­ный ин­сти­тут де­мо­кра­тии, де­мо­кра­тии ра­вен­ст­ва, они от­вер­га­ют все раз­ли­чия ме­ж­ду людь­ми, от­вер­га­ют оцен­ку че­ло­ве­ка че­рез его ин­ди­ви­ду­аль­ные, лич­но­ст­ные ка­че­ст­ва. Ари­сто­кра­ти­че­ские об­ще­ст­ва строи­лись на ие­рар­хи­че­ском прин­ци­пе - выс­шие клас­сы, низ­шие клас­сы, на вер­ши­не ге­рои, лич­но­сти, яр­кие ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, вни­зу без­ли­кая тол­па, мас­са. В “пра­виль­но же по­стро­ен­ном об­ще­ст­ве”, го­во­рил Ба­за­ров в "От­цах и де­тях", - "... со­вер­шен­но бу­дет рав­но, глуп ли че­ло­век или умен, зол или добр."
В "пра­виль­ном", т.е. де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­ст­ве, построенном на экономике, не лич­ность, не ин­ди­ви­ду­аль­ность ста­но­вит­ся оп­ре­де­ляю­щим кри­те­ри­ем цен­но­сти че­ло­ве­ка, а день­ги. Толь­ко они да­ют об­ще­ст­вен­ное ува­же­ние, ста­тус. Толь­ко они де­ла­ют че­ло­ве­ка личностью в гла­зах дру­гих.
День­ги, во все вре­ме­на, иг­ра­ли ог­ром­ную роль в жиз­ни лю­бо­го об­ще­ст­ва, но, сте­пень зна­че­ния де­нег, в раз­лич­ных куль­ту­рах и в раз­ное вре­мя, бы­ла раз­ной. К пер­вой тре­ти 19-го ве­ка, в пе­ри­од ин­тен­сив­но­го раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма, рос­та зна­че­ния эко­но­ми­ки в жиз­ни об­ще­ст­ва, день­га­ми ста­ла оп­ре­де­лять­ся цен­ность че­ло­ве­ка.
В Рос­сии, ка­пи­та­ли­сти­че­ские, де­неж­ные, без­лич­ные от­но­ше­ния, на­ча­ли вы­тес­нять от­но­ше­ния тра­ди­ци­он­ные, в ко­то­рых все бы­ло по­строе­но на кон­крет­ных лич­ных кон­так­тах, и вошли в общественную жизнь позд­нее чем в Ев­ро­пе. И пер­вым эту тен­ден­цию, иду­щую с За­па­да, по­чув­ст­во­вал Пуш­кин. В "Пи­ко­вой Да­ме" бле­стя­щий гвар­дей­ский офи­цер, ари­сто­крат, уби­ва­ет ста­ру­ху ра­ди де­нег, уг­ро­жая ей пис­то­ле­том. Не про­ис­хо­ж­де­ние, бла­го­род­ст­во, ари­сто­кра­тизм или лич­ные ка­че­ст­ва, толь­ко день­ги при­но­сят ува­же­ние об­ще­ст­ва. Са­мо имя ге­роя, Гер­ман (German), не­мец, впол­не од­но­знач­но го­во­рит о том от­ку­да эта тен­ден­ция при­шла.
Как пи­сал Александр Гер­цен, - "Пре­ж­де хоть что-ни­будь при­зна­ва­лось кро­ме де­нег, так что че­ло­век и без де­нег, но с дру­ги­ми ка­че­ст­ва­ми, мог рас­счи­ты­вать хоть на ка­кое-то ува­же­ние. Ны­не же без де­нег не толь­ко на ува­же­ние, но и на са­мо­ува­же­ние нель­зя ина­че рас­счи­ты­вать.",.
Первыми в процесс были вовлечены имущие классы, для них борьба за богатства была привычной частью жизни, но к середине 19-го века интенсивность борьбы возросла - в денежные отношения стали вовлекаться и "неимущие" классы.
Герман в "Пиковой Даме" использовал пистолет. В течении столетий пистолет, шпага, кинжал, яд были теми средствами которые применялись в борьбе за богатство внутри аристократической элиты. Раскольников в "Преступлении и Наказании" взял в руки уже не пистолет, а топор, который он нашел в прихожей старухи-процентщицы. Борьба начала приобретать все больший накал, в ее арсенал были включены все подручные средства. Топор - средство народное, и он показатель того, что в процесс погони за деньгами включились народные массы. В наступающем новом времени только день­ги давали уважение общества. С деньгами Раскольников уважаемый человек, без де­нег он “тварь дро­жа­щая”. Деньги превратились из средства для жизни в ее цель, а для ее достижения все средства хороши.
Дос­то­ев­ский не­да­ром по сей день ос­та­ет­ся ост­ро­сов­ре­мен­ным пи­са­те­лем - он, как ни­кто дру­гой, по­ка­зал власть де­нег над об­ще­ст­вен­ным соз­на­ни­ем. В чем Дос­то­ев­ский ос­тал­ся че­ло­ве­ком сво­его вре­ме­ни, так это в том, что тра­ге­дия его ге­роя в не­пре­одо­ли­мом про­ти­во­ре­чии ме­ж­ду ре­ли­ги­оз­ной мо­ра­лью и прак­ти­кой жиз­ни. Нрав­ст­вен­ная му­ка и есть глав­ное на­ка­за­ние Рас­коль­ни­ко­ва за со­вер­шен­ное им убий­ст­во - пре­сту­п­ле­ние при­во­дит к рас­па­ду лич­но­сти. Се­го­дня мо­ра­ли­за­тор­ст­во Дос­то­ев­ско­го вы­зы­ва­ет не­до­уме­ние, в со­вре­мен­ном эко­но­ми­че­ском об­ще­ст­ве мо­раль ут­ра­ти­ла свое бы­лое зна­че­ние, вме­сте с по­те­рей ста­ту­са мо­ра­ли в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии ис­чез­ла са­ма ди­лем­ма мо­раль-день­ги.
Ог­ром­ный на­кал стра­стей во всех романах Дос­то­ев­ско­го, сюжеты которых строятся вокруг денег, показывал реакцию тогдашнего российского образованного общества на на­рас­таю­щую власть де­нег над жиз­нью лю­дей, которая вос­при­ни­ма­лась как тра­ге­дия, так как противоречие морали и денег бы­ло не­раз­ре­ши­мо.
Рос­сий­ская ли­бе­раль­ная ин­тел­ли­ген­ция ви­де­ла воз­мож­ность ре­ше­ния этой ди­лем­мы в ре­во­лю­ци­он­ной бу­ре, в унич­то­же­нии всей го­су­дар­ст­вен­ной струк­ту­ры, все бе­ды стра­ны она ви­де­ла в без­нрав­ст­вен­но­сти вла­сти. В Рос­сии го­су­дар­ст­во и эко­но­ми­ка сли­ва­лись в еди­ное це­лое. В Ев­ро­пе же, эко­но­ми­ка бы­ла дос­та­точ­но са­мо­стоя­тель­на, не­за­ви­си­ма от го­су­дар­ст­вен­ной струк­ту­ры. Го­су­дар­ст­во по­сте­пен­но ут­­р­а­­чи­вала свою аб­со­лют­ную власть, так как эко­но­ми­ка пе­ре­страи­ва­ла всю об­ще­ст­вен­ную сис­те­му и соз­да­ва­ла но­вую ие­рар­хию цен­но­стей. Она оп­­р­е­­де­­ляла ме­сто че­ло­ве­ка в об­ще­ст­ве.
Ев­ро­пей­ская ли­те­ра­ту­ра, на­чи­ная с моль­е­ров­ско­го "Ме­ща­ни­на во дво­рян­ст­ве", Баль­за­ка, Мо­пас­са­на, Стен­да­ля, го­во­ри­ла о но­вых цен­но­стях жиз­ни без над­ры­ва Дос­то­ев­ско­го. Про­цесс раз­рас­та­ния ста­ту­са де­нег в Ев­ро­пе был дос­та­точ­но дра­ма­тич­ным, но он не нес в се­бе тра­ге­дии, так как тра­ди­ци­он­ная мо­раль по­сте­пен­но, шаг за шагом, ус­ту­па­ла свое ме­сто жиз­нен­но­му прак­ти­циз­му, фи­ло­со­фии вы­жи­ва­ния, ха­рак­тер­но­го для низ­ших клас­сов, впер­вые в ис­то­рии по­лу­чив­ших воз­мож­ность уй­ти от ве­ко­вой ни­ще­ты. Поя­ви­лась но­вая ари­сто­кра­тия, ари­сто­кра­тия де­неж­ная.
В Рос­сии до 17-го го­да этот процесс проходил по другому. Россия ис­поль­зо­ва­ла прин­ци­пы ка­­п­и­­та­­ли­ст­ической эко­но­ми­ки, но вла­сть в экономике принадлежала государству, новые формы экономики вписывались в традиционную структуру - фео­даль­ную. В фео­даль­ной сис­те­ме бо­гат­ст­ва не за­ра­ба­ты­ва­лись а по­лу­ча­лись, в за­ви­си­мо­сти от связей с вер­ти­ка­лью вла­сти.
По­сле 17-го го­да боль­ше­ви­ки, раз­ру­шив старую фео­даль­ную сис­те­му, соз­да­ли новую, ко­то­рая от­ли­ча­лась от ста­рой лишь по фор­ме, и в ней жиз­нен­ные бла­га так­же рас­пре­де­ля­лись в со­от­вет­ст­вии со ста­ту­сом внут­ри го­су­дар­ст­вен­но­го ап­па­ра­та. Го­су­дар­ст­во пре­вра­ти­лось в един­ст­вен­но­го хо­зяи­на всей эко­но­ми­ки, и день­ги, один из глав­ных ин­ст­ру­мен­тов демократии, пе­ре­ста­ли вы­пол­нять свою роль мотора социальных изменений. Россия остановилась во времени.
Со­бы­тия 1991 го­да вер­ну­ли Рос­сию в ряд ци­ви­ли­зо­ван­ных стран, день­га­ми стал оп­ре­де­лять­ся об­ще­ст­вен­ный ста­тус, Рос­сия де­мо­кра­ти­зи­ро­ва­лась. Но, так­же как и во всей пре­ды­ду­щей рос­сий­ской ис­то­рии, но­вые пред­при­ни­ма­те­ли по­­­­л­­у­­чают бо­гат­ст­ва из рук государства.
С мо­мен­та по­яв­ле­ния ка­пи­та­лиз­ма в 19-ом ве­ке, куль­тур­ная эли­та Ев­ро­пы осу­ж­да­ла про­цесс сме­ны цен­но­стей нрав­ст­вен­ных, ду­хов­ных, т.е. ари­сто­кра­ти­че­ских, на ме­щан­ские, де­мо­кра­ти­че­ские, де­неж­ные. И реакция культурной элиты была понятна, она лишалась привычного заказчика, новому заказчику они были не нужны, у новых хозяев жизни были другие интересы и другие ценности. Традиционная культура была аристократичной, элитарной по определению, так как создавалась аристократией творческой для аристократии потомственной, родовой - владельцев богатств. Новые формы экономических отношений создавали условия в которых высокие, духовные ценности начали уступать свое место ценностям экономическим. Деньги пре­вра­ти­лись в цель и смысл жиз­ни масс, так как они да­ва­ли физический комфорт, сво­бо­ду и об­ще­ст­вен­ный ста­тус. Тем не ме­нее, в гла­зах ев­ро­пей­цев, обо­же­ст­в­ле­ние де­нег в Аме­ри­ке пе­ре­шло до­пус­ти­мые да­же для них пре­де­лы.
Ф
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Про деньги. | Вадим_Шевченко - Дневник Вадим_Шевченко | Лента друзей Вадим_Шевченко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»