• Авторизация


СЕРГЕЙ СОЛОМКО - РУССКИЙ АКВАРЕЛИСТ И ХУДОЖНИК - ИЛЛЮСТРАТОР. 20-12-2019 16:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Erisena Оригинальное сообщение

Сергей Соломко - русский акварелист и художник - иллюстратор.

 

Сергей Сергеевич Соломко родился 10 (22) августа 1867 г. в Санкт-Петербурге и был крещен 12 (24) сентября в Исаакиевском соборе. Происходил из потомственных дворян Черниговской губернии. Сын полковника Сергея Афанасьевича Соломки (1835—1897), состоявшего на службе при великом князе Константине Николаевиче и Ольги Фаустовны Занадворовой.

Детство художника прошло в Константиновском дворце в пригороде Санкт-Петербурга — Стрельне. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в 1883–1887 годах, затем в 1887–1888 гг. вольнослушатель Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

 

________________________3 (700x414, 53Kb)

"Прельститель"

0_7d5ff_f3e823f3_M (240x76, 2Kb)

В конце 1880-х гг. начал сотрудничать с художественными журналами в качестве иллюстратора. Первые известные его работы в этой области были опубликованы в 1888 г. в журнале «Север». Одновременно начал сотрудничать с журналом «Нива».

Рисовал для журналов «Мир искусства», «Шут» и других. Выполнил для издательства А. С. Суворина иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина («Каменный гость» (1895), «Утопленник» (1895), «Сказка о царе Салтане» (1896), «Бахчисарайский фонтан» (1897)), А. П. Чехова («Каштанка» (1892), а также к книгам «Песнь о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова (1900) и «Мертвые души» Н. В. Гоголя (1901; для издательства А. Ф. Маркса; совместно с большой группой художников).

123_001 (412x640, 75Kb)

 Еще одним видом художественных работ С. С. Соломки составляли зарисовки театральных постановок с целью публикации их в театральной периодике.

Исполнял афиши. По его рисункам издавались открытки. Создал несколько серий открыток на темы русской старины для издательства Лапина.

Vanity (700x517, 194Kb)

Творчество Соломко дошло до нас главным образом благодаря дореволюционным открытым письмам (открыткам). Пожалуй, во всей истории русского искусства не найдется ни одного такого художника, взгляды на творчество которого у специалистов были бы столь полярны.

Его работы вызывали крайнюю антипатию как у современных ему художественных критиков, так и у искусствоведов советских времен. И те, и другие обвиняли его в «галантерейном реализме», в упадничестве, вульгарности, стремлении «потрафить вкусам толпы».

Однако было немало и горячих поклонников его неповторимой творческой манеры. 

17 ______ (700x384, 63Kb)

"Семнадцатый век"

Мир образов, созданных художником может нравиться или не нравиться, но было бы несправедливо отказывать художнику в его индивидуальности. Как профессиональный художник Соломко начинал в сложную, переломную эпоху развития русского искусства.

Авторитет передвижников был еще непререкаем, но широкой общественности стал надоедать их мелкий бытовизм в жанровой живописи.

Подобная ситуация не могла не привести к возникновению художественных объединений, отстаивающих принципиально новые идеалы.

Festgelage (485x640, 57Kb)

Представителей новых тенденций в русском искусстве стали называть декадентами, и очень скоро само слово декадент стало почти ругательным.

Декаденты считали, что только в полном отходе от иллюстрирования политических или социальных сторон жизни заключается та свобода творчества, к которой они стремились.

Видный художник и историк искусства того времени Грабарь называл Соломко «генералом декадентства, упадничества и мистицизма». 

IV (375x640, 43Kb)

Буря негодования, охватившая художественную среду, однако, не повлияла ни на творчество Соломко, ни на его восприятие публикой.

Когда в конце 19 века в России начали выходить многочисленные иллюстрированные журналы, Сергей Соломко и Елизавета Бём стали наиболее известными представителями нового жанра изобразительного искусства — журнальной иллюстрации.

1 (404x640, 44Kb)

"Апраксия Королевишна"

Их рисунки и акварели особенно часто публиковались в «Ниве» — журнале для семейного чтения. Большинство этих работ позднее тиражировались на почтовых открытках, покупателями которых были отнюдь не специалисты, а самые обычные люди, воспринимавшие сюжеты Соломко как красивые и понятные «картинки».

Вероятно, поэтому Соломко и рисовал сценки из старорусского быта с былинно-сказочной архитектурой, яркими, красочными костюмами.

Художник, по сути, исполнял социальный заказ, умело пользуясь сложившейся конъюнктурой. Такие его сюжеты «В ожидании ответа», «Объяснение в любви», «У забора», «Шутник» и многие другие отражали переживания, знакомые каждому, навевали ностальгические воспоминания, затрагивали потаенные струнки души. 

2 (451x640, 56Kb)

"Бегство"

Рассматривая их, люди забывали о тяготах жизни и погружались в теплый романтический мир. Другой стороной творчества Соломко были символические аллегории. Если для западноевропейской культуры символизм был естественным путем развития искусства, то в русской живописи идеалом всегда считался реализм.

Поэтому уход «в мир грез» находил в России больше критиков, чем сторонников. Символические аллегории Соломко посвящены главным образом различным эпизодам царствования династии Романовых.

Много и плодотворно работал Соломко над иллюстрациями к русским сказкам, произведениям Пушкина и Лермонтова, мифологическим сюжетам, делал рекламные плакаты. 

3 (403x640, 39Kb)

"Беседа"

 Но критика с упорным постоянством не хотела признавать за художником выдающихся способностей. Общественные потрясения — революция 1905 г., октябрьский переворот, первая мировая война — не позволили общественности достойно оценить художника, не отразившего в своем творчестве этих событий. Художественное наследие Соломко никогда подробно не исследовалось.

При огромном интересе к его рисункам и акварелям, Соломко продолжает оставаться малоизученным художником. 

4 (422x640, 51Kb)

"Беседа с вороном"

 Иллюстрации Соломко сохранились только в дореволюционных изданиях и на старых почтовых открытках, известных лишь тем, кто их собирает.

Однако, каким бы вульгарным на представлялся специалистам художественный почерк Соломко, его творчество неотделимо от художественного наследия дореволюционной России.

4 (352x567, 155Kb)

"Боярыня"

В 1910 году С. Соломко получил богатое наследство и поселился вПариже, на улице Донфер Рошеро, 75-77. Продолжал писать акварели, иллюстрировал книги издательства А. Ферру и других парижских издательств. Создавал серии открыток на темы русской старины для издательства Лапина. В 1921 году участвовал в выставке «Художники Императорской Академии художеств Петрограда» в галерее Magellan.

5 (691x440, 95Kb)

"Будующие друзья"

Последней работой стали иллюстрации к книге «Трофеи» Х.-М. Эредиа (1927). Был членом Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже (Общество им. И.С. Тургенева). В 1927 году, в связи с его тяжелым заболеванием, общество провело несколько благотворительных вечеров в его пользу.

6 (420x640, 71Kb)

"В гареме"

Умер Сергей Сергеевич Соломко в Париже, в Русском старческом доме, похоронен на кладбище  Сент-Женевьев-де-Буа.

источник

источник

7 (700x455, 57Kb)

"В гостях"

7 (493x640, 60Kb)

"Вдогонку"

8 (459x640, 60Kb)

"В ожидании ответа"

9 (409x640, 66Kb)

"В саду"

Василиса Микулична (444x700, 85Kb)

"Василиса Микулична"

Верные друзья (453x700, 109Kb)

"Верные друзья"

Вечерняя прогулка (441x700, 168Kb)

"Вечерняя прогулка"

Византия (444x700, 139Kb)

"Византия"

Возвращение от заутрени (700x450, 143Kb)

"Возвращение от заутренни"

Вопрос (546x508, 125Kb)

"Вопрос"

Воспоминание2 (445x700, 82Kb)

"Воспоминание"

всё твоё (442x700, 55Kb)

"Все твое"

Встреча (490x700, 101Kb)

"Встреча"

Встреча2 (700x510, 245Kb)

встреча3 (700x450, 67Kb)

генерал Лохвицкий (490x700, 123Kb)

"Генерал Лохвицкий"

Георгий Победоносец (700x493, 136Kb)

"Георгий Победоносец"

гнездо (444x700, 102Kb)

"Гнездо"

Гордая (445x700, 76Kb)

"Гордая"

Дева-утешительница (652x496, 68Kb)

"Дева - утешительница"

Забава Путятишна (427x700, 43Kb)

"Забава Путятишна"

Залог любви (454x700, 257Kb)

"Залог любви"

идиллия (453x700, 64Kb)

"Идиллия"

Искушение (450x700, 76Kb)

"Искушение"

Лебедь Белая (452x700, 80Kb)

"Лебедь белая"

Любитель птиц (502x700, 128Kb)

"Любитель птиц"

Москва в XII столетии (407x415, 68Kb)

"Москва в 12 столетии"

На мосту (444x700, 58Kb)

"На мосту"

На ярмарке  (310x579, 66Kb)

"На ярмарке"

Настасья Королевична (450x700, 237Kb)

"Настасья Королевична""

Нежности (448x700, 221Kb)

"Нежности"

ОБ.СВ. ЕВГЕНИИ. (436x700, 36Kb)

"Об. Св. Евгении"

Объяснение в любви (440x700, 102Kb)

"Объяснение в любви"

Объятья (444x582, 124Kb)

"Объятья"

Она жеманится (429x397, 62Kb)

"Она жеманится"

Охота за счастьем (700x296, 94Kb)

"Охота за счастьем"

ПАРИЖАНКА (451x700, 68Kb)

"Парижанка"

Персиянка за работой (523x669, 157Kb)

"Персиянка за работой"

песнь без слов (571x460, 123Kb)

"Песнь без слов"

Писец (451x700, 142Kb)

"Чтение"

подсмотрели (700x474, 111Kb)

"Подсмотрели"

 

Привет (449x700, 85Kb)

"Привет"

Прощание (700x446, 143Kb)

"Прощание"

птица (700x442, 93Kb)

"Птица"

Расставание (655x700, 72Kb)

"Расставание"

Русские в Голландии во времена Петра Великого (458x700, 261Kb)

"Русские в Голландии во времена Петра Великого"

Светлячки (442x700, 81Kb)

"Светлячки"

Серьезный вопрос (443x700, 50Kb)

"Серьезный вопрос"

Синяя Птица (579x681, 102Kb)

"Синяя птица"

Сказка (480x700, 177Kb)

"Сказка"

слова любви (443x700, 55Kb)

"Слова любви"

у забора (446x700, 67Kb)

"У забора"

Ухаживание (700x442, 442Kb)

"Ухаживание"

Царевна - птица (515x700, 283Kb)

"Царевна - птица"

Царица Азаяковна (432x700, 158Kb)

"Царица Азаяковна"

Шутник (444x700, 56Kb)

"Шутник"

0_3aa70_f4aa6bd5_S (150x95, 8Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СЕРГЕЙ СОЛОМКО - РУССКИЙ АКВАРЕЛИСТ И ХУДОЖНИК - ИЛЛЮСТРАТОР. | Людмила_Юферова - Дневник Людмила_Юферова | Лента друзей Людмила_Юферова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»