Туринская плащаница. Погребальная пелена Иисуса Христа?
Мне часто задают вопросы по поводу Туринской плащаницы. А в последние дни в СМИ опять возникли споры по поводу новых открытий. Одни говорят о том что: " Израильские археологи обнаружили в Иерусалиме погребальный покров, датируемый временем распятия Христа. По их мнению, эта находка вынуждает засомневаться в достоверности Туринской плащаницы.Способ переплетения и рисунок найденной ткани кардинально отличаются от полотна Туринской плащаницы" Другие же называют таких исследователей - лжеисследователями.
Но сколько бы не велись споры, исследуя Библию, мы находим самый убедительный ответ.
От корреспондента "Пробудитесь!" в Италии.
С 18 апреля по 14 июня 1998 года в итальянском городе Турин, в соборе Сан-Джованни Баттиста экспонировалась плащаница, или ткань, в которую, как утверждают, было завернуто тело Иисуса Назарянина после смерти. Плащаницу поместили в герметичный футляр из пуленепробиваемого стекла, наполненный инертным газом. В футляре поддерживался постоянный микроклимат.
ПОСЕТИТЕЛИ проходили перед тщательно оберегаемой плащаницей по трем дорожкам, расположенным одна ненамного выше другой. Это позволяло рассмотреть плащаницу как можно лучше. На осмотр отводилось не более двух минут, и пускали только по абонементам. Настроение и чувства были самыми разными: от восторга и слезной задумчивости до простого любопытства. Посмотреть плащаницу, по сообщениям, приходило около 2,5 миллиона человек.
Посетители то и дело спрашивали друг друга: «Что, по-вашему, она собой представляет?» Любителям поговорить о религии событие позволило вплотную подойти к этой теме и послужило поводом перечитать страницы Библии, где рассказывается о погребении Иисуса Христа.
Плащаница представляет собой кусок льняной ткани размером 436 на 110 сантиметров; на ней отпечаталось тело человека, умершего, как утверждается, насильственной смертью. Но возникает вопрос: в Туринскую ли плащаницу завернули тело Христа девятнадцать с лишним столетий назад.
Развитие событий
«О существовании плащаницы в течение первых столетий христианской эры ничего не известно»,— говорится в «Новой католической энциклопедии». В 544 году н. э. в Эдессе (территория современной Турции) появился нерукотворный, согласно общему мнению, образ. Говорили, что это изображение лица Иисуса Христа. В 944 году н. э. утверждалось, что образ находится в Константинополе. Но большинство историков считают, что тот образ — это не сегодняшняя Туринская плащаница.
Во Франции в XIV веке некоей плащаницей владел Жофруа де Шарни.
В 1453 году она перешла к Луи, герцогу Савойскому, который перенес ее в одну из церквей города Шамбери (столица Савойи). А оттуда в 1578 году Эммануэль Филибер привез ее в Турин.
Разноречивые мнения
В 1988 году по просьбе Анастасио Баллестреро, в то время архиепископа туринского, плащаницу подвергли анализу радиоуглеродным методом для определения ее возраста. Анализ, сделанный в трех престижных лабораториях — в Швейцарии, Англии и Соединенных Штатах,— показал, что плащаница относится к средневековью, то есть появилась намного позже смерти Христа. Баллестреро принял вердикт, в котором официально заявлялось: «Вверив оценку этих данных науке, церковь лишний раз доказывает свое уважение и благоговейное отношение к этому священному образу Христову, который для верующих остается предметом почитания».
Нынешний же архиепископ Джованни Салдарини заявил: «Мы не можем с уверенностью сказать, что это образ Спасителя, снятого с креста». И тем не менее архиепископ утверждает: «Верующий, вне всякого сомнения, увидит в этом отпечатке образ человека, о котором говорится в Евангелиях». 24 мая 1998 года, во время экспонации плащаницы, папа Иоанн Павел II назвал образ «отпечатком, оставленным телом Распятого, претерпевшего муки».
Как видно, научные данные явно не поддерживают предположения, что тело Иисуса Христа было завернуто в туринскую плащаницу. Но что, если плащаница была бы подлинной? Следовало бы желающим поступать в согласии с библейскими учениями почитать эту ткань?
Вспомним вторую из Десяти заповедей: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им» (Исход 20:4, 5). Истинные христиане принимают к сердцу слова апостола Павла: «Мы ходим верою, а не видением» (2 Коринфянам 5:7; 1 Иоанна 5:21).
Текст Евангелий
По свидетельству писавших Евангелия, тело Иисуса Христа, снятое со столба Иосифом из Аримафеи, было завернуто в «плащаницу".
Ближе к вечеру пришёл один богатый человек, по имени Иосиф, который был из Аримафе́и и который тоже стал учеником Иисуса. 58 Этот человек пошёл к Пилату и попросил у него тело Иисуса. Тогда Пилат приказал отдать ему тело. 59 Взяв тело, Иосиф обернул его чистым лучшим льном 60 и положил в свой новый памятный склеп, высеченный в скале. Он подкатил к входу в склеп большой камень и ушёл. 61 А Мария Магдалина и другая Мария остались там, сидя перед могилой.(Матфея 27:57—61)
Далее
Уже приближался вечер. И так как это был день Приготовления, то есть день накануне субботы, 43 пришёл Иосиф из Аримафе́и, уважаемый член Совета, который и сам ожидал царства Бога. Набравшись смелости, он пошёл к Пилату и попросил у него тело Иисуса. 44 Но Пилат удивился, что тот уже умер, и, позвав сотника, спросил у него, на самом ли деле Иисус уже мёртв. 45 Узнав у сотника, что это так, он отдал тело Иосифу. 46 И тот, купив лучшего льна, снял тело, обернул его этим льном и положил в склеп, который был высечен в скале. К входу в памятный склеп он подкатил камень. 47 А Мария Магдалина и Мария, мать Ио́сии, смотрели на то место, куда положили тело. (Марка 15:42—47)
И еще
Там был один добрый и праведный человек, по имени Иосиф. Он был членом Совета, 51 но не поддерживал их замысел и действия. Он был из Аримафе́и, города иудеев, и ожидал царства Бога. 52 Этот человек пошёл к Пилату и попросил у него тело Иисуса. 53 Он снял тело, обернул его лучшим льном и положил в высеченный в скале склеп, в который ещё никого не клали. 54 Это был день Приготовления, и уже спускались сумерки перед субботой. 55 Женщины, которые пришли с ним из Галилеи, тоже пошли, чтобы посмотреть памятный склеп и как положили его тело. 56 Затем они вернулись, чтобы приготовить ароматические травы и благовонные масла. В субботу они отдыхали согласно заповеди. (
Луки 23:50—56).
У иудеев был обычай перед погребением омывать умершего водой, а затем натирать тело маслами и благовониями.
"Ведь, помазав моё тело благовонным маслом, она приготовила меня к погребению".(Матфея 26:12)
"Случилось, что в те дни она заболела и умерла. Её омыли и положили в верхней комнате".(Деяния 9:37)
А что увидел Петр, когда пришел вскоре после этого и вошел в гробницу? Иоанн, бывший очевидцем, свидетельствует:
«[Петр] видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Иоанна 20:6, 7).
Обратите внимание: о плащанице не говорится ни слова, речь идет только о повязках и головном «плате». Если Иоанн особо упоминает повязки и «плат», то надо полагать, что, будь плащаница там, он упомянул бы и о ней, разве не так?
Кроме того, подумайте: если бы на погребальных пеленах Иисуса отпечатался его образ, осталось бы это без внимания и не стали бы об этом говорить? Но о погребальных пеленах в Библии, кроме сказанного в Евангелиях, не говорится ровным счетом ничего.
Даже богословы христианского мира III и IV столетий — а многие из них рассказывают о сотнях так называемых чудес, связанных с многочисленными реликвиями,— ничего не говорят о существовании плащаницы с образом Христа. А ведь, по свидетельству иезуитского богослова Герберта Турстона, видевшие плащаницу в XV и XVI столетиях «говорят, что отпечатки настолько отчетливы и ярки, что их можно счесть совсем свежими».