В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета —Моисей и Илия — явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа. По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или Яблочным Спасом.
До Преображения на Руси особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. «Второй Спас яблочком разговляется».
Православные люди приносили в храмы плоды, над которыми совершалась молитва и окропление священной водой. Вот как описывает этот обряд русский писатель, знаток старомосковского быта Иван Шмелев:
После освящения часть плодов отдавали нищим: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». Также после освящения раздавались плоды всем прихожанам, посылали их на дом больным. Тех, которые не исполняли этого старого обычая, считали людьми недостойными, о них говорили: «А не дай-то боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил свои добром хворого и бедного».
Второе название («Медовый Спас») связано с тем, что в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь.(В былые времена россияне не начинали есть никакой сезонной пищи без благословения церкви). В некоторых местах крестьяне были убеждены, что, начиная с этого дня, пчелы перестают выврабатывать мед. После освящения первого меда в церкви в этот день разговляются свежим медом и угощают всех, раздают бедным. В старину говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует». Верующим известно, что до Медового Спаса нельзя есть мед нынешнего года, прошлогодний же мед кушать можно.