• Авторизация


Загадки узоров русской росписи! 28-01-2021 22:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ramata Оригинальное сообщение

Загадки узоров русской росписи!

2627134_6 (700x360, 101Kb)

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся?

Разбираемся в секретах народных художественных промыслов:

Снежный фон и синие узоры. Гжель.

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века.

Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки.

В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор.

Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков.

Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков.

Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску.

Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка.

Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной.

С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок.

Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют масленницу...

После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали.

Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

«Здесь живут подносами».

Жостовская роспись.

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово.

В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую».

В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше.

Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями.

В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи,  на которых художники украшали подносы букетами цветов.

Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне.

Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла».

В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения.

Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема.

Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово.

Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов.

Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Золотые чаши. Хохломская роспись.

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния.

[показать]

Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века.

Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы.

Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки.

Еще не украшенную росписью посуду называли бельем.

Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах.

Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки.

Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок,  они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи.

После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России.

Хохломские изделия оказались известны всей стране.

С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира.

Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Светящиеся броши и шкатулки.

Федоскинская лаковая миниатюра.

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке.

Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику.

Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек.

Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая.

Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком.

Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися».

Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами.

Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце.

Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

«Чудо, созданное революцией».

Палехская лаковая миниатюра.

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии.

В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России.

С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю».

В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки.

Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде).

Основными сюжетами были сцены из сельской жизни,былин  и русской литературы.

Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией».

По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания "Слово о полку Игореве".

https://www.culture.ru/

2627134_12 (700x50, 32Kb)2627134_2 (185x44, 6Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Загадки узоров русской росписи! | rozarija25 - ПУТЕШЕСТВИЯ В МИР | Лента друзей rozarija25 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»