
Состояние итальянского флота накануне и в ходе 2-й мировой войны
(тяжелые силы флота)
Военно-морской флот для руководителей итальянского государства был любимым и самым пестуемым детищем, которому отдавались (в ущерб другим родам войск) практически почти все силы и средства, которыми располагала Италия. Все это делалось для того, чтобы итальянский флот был способен выполнить главную задачу фашистского правительства, руководившего Италией: превратить Средиземное море в «маре нострум» («наше море»). И нужно отдать должное: итальянский флот (в отличие от сухопутных войск Италии ) был достаточно сильным; он обладал большим корабельным составом, значительная часть которого являлась вполне современной.
Во время 2-й мировой войны в строю ВМС Италии числились 7 линкоров. Четыре из них были старой постройки; они участвовали еще в 1-й мировой войне. А три новых линкора к началу 2-й мировой находились еще в постройке, и вошли в строй уже в ходе войны (четвертый линкор нового типа так и не успели достроить). Все 7 имевшихся у Италии тяжелых крейсеров были так называемыми «вашингтонскими», т.е. их ТТХ при проектировании ограничивались условиями Вашингтонского договора 1922 года. Соответственно, при создании этих кораблей основной упор был сделан на достижение высокой скорости хода в ущерб мощи артиллерийского вооружения и толщине бронирования, из-за чего моряки прозвали такие корабли «картонными». Правда, в итальянских ВМС имелся еще один тяжелый крейсер, со значительно более толстой броней. Но он был «древним», построенным аж в начале 20-го века. Этот крейсер, числившийся ранее броненосным, накануне Второй мировой войны был переквалифицирован в корабль береговой обороны.
Кроме тяжелых броненосных кораблей итальянский флот располагал еще и легкими крейсерами, которых в ВМС Италии накануне войны имелось 14; но о них, как и о итальянских эсминцах, будет отдельная статья.
Линкоры типа «Conte di Cavour»
Водоизмещение: нормальное 26.400 т, полное 29.032 т; размеры: 169x28,6x10,4 м; мощность силовой установки 75.000 л.с. (при форсировании — 93.000 л.с.); скорость 27 узлов (при форсировании — 28 узлов); дальность 13-узловым ходом 6.400 миль. Броня: борт - 250 мм, палуба 80 — 100 мм, рубка - 260 мм, башни главного калибра - 280 мм, башни 120-мм орудий - 120 мм, барбеты 280 мм. Вооружение: 2 трехорудийные и 2 двухорудийные башни с 320-мм орудиями, 6 двухорудийных 120-мм, 4 двухорудийных 100-мм, 6 спаренных 37-мм, 6 спаренных 13,2-мм зениток. Экипаж: 1.236 чел.
На момент вступления Италии в войну единственными полностью боеготовыми линкорами оказались
«Conte di Cavour» и «Giulio Cesare» . Эти однотипные линкоры строились еще накануне 1-й мировой войны и вступили в строй в 1915 году; в 1937 г оба корабля были модернизированы.
«Conte di Cavour» 12.11.1940 был потоплен в Таранто на мелководье одной авиаторпедой. В июле 1941 его подняли и поставили на ремонт в Триесте. Ремонт затянулся, и до капитуляции Италии линкор в строй так и не вернулся. При капитуляции 10.09.1943, чтобы не допустить захват корабля немцами, экипаж «Conte di Cavour» затопил линкор. Однако на рубеже 1943 — 1944 гг. немцы подняли корабль и попытались ввести его в строй; но 15.02.1945 линкор был потоплен авиацией союзников.
«Giulio Cesare» В бою у Пунто-Стило 9.07.1940 получил попадание 381-мм снаряда и два месяца ремонтировался. В 1948 г. передан СССР, переименован в «Новороссийск». Погиб в Севастополе 29.10.1955 от взрыва боезапаса (причины неизвестны; некоторые исследователи предполагают диверсию итальянцев).
Линкоры типа «Andrea Doria»
Водоизмещение: нормальное – 26.300 т, полное – 28.882 т; размеры: 169x28x10,4 м; мощность силовой установки 75.000 л.с. (при форсировании — 87.000 л.с.), скорость 26 узлов (при форсировании — 28 узлов), дальность 13-узловым ходом 5.700 миль. Броня: борт 250 мм, палуба 80 мм —100 мм, рубка 260 мм, башни главного калибра 280 мм, башни 135-мм орудий 120 мм, барбеты 305 мм. Вооружение: 2 трехорудийных и 2 двухорудийных башни с 320-мм орудиями, 4 трехорудийных башни с 135-мм орудиями, 10x90-мм орудий, 6 спаренных 37-мм и 8 с 20-мм зениток. Экипаж: 1.485 чел.
Еще два старых линкора
«Andrea Doria» (вступил в строй в 1916) и
«Duilio» (в строй в 1915) в это время проходили модернизацию, и вернулись в строй в августе и октябре 1940 года. Но уже 12.11.1940 г во время налета английской палубной авиации на Таранто «Duilio» получил попадание торпедой, и до мая 1941 вновь вышел из строя. В сентябре 1943 при капитуляции Италии оба корабля. ушли на Мальту и сдались англичанам. После окончания войны остались в составе итальянского флота в качестве учебных кораблей.
Линкоры типа «Vittorio Veneto»
Водоизмещение: нормальное – 40.990 т, полное – 45.485 т; размеры: 240,7 x32,8 x 9,6 м; мощность силовой установки 128.200 л.с., скорость 30 узлов, дальность 14-узловым ходом – 4.700 миль. Броня: борт до 280 мм, траверсы 210 — 70 мм, палуба 90 — 162 мм, рубка 260 мм, башни главного калибра 350 — 280 мм, башни 152-мм орудий - 135 мм, барбеты 350 мм. Вооружение: 3 трехорудийных башни с 381-мм орудиями, 4 трехорудийные башни с 152-мм орудиями, 4х120-мм, 12х90-мм орудий, 8 спаренных и 4 одноствольных 37-мм зениток, 8 спаренных (на «Roma» 14 спаренных) 20-мм зениток, 1 катапульта, 3 гидросамолета. Экипаж 1.830 — 1.950 чел.
К моменту вступления Италии в войну в постройке находились еще 4 линкора нового типа:
«Littorio», «Vittorio Veneto», «Roma» и «Impero» (последний так и не был достроен). «Littorio» и «Vittorio Veneto» вступили в строй в 1940 году, «Roma» - в 1942.
«Littorio» был тяжело поврежден во время налета на Таранто английской палубной авиацией 11.11.1940; попали три торпеды, ремонтировался до апреля 1941 г.
«Vittorio Veneto» поврежден авиационной торпедой в сражении у мыса Матапан; ремонт до августа 1941. В декабре 1941 он поврежден торпедой английской подлодки «Urge»; ремонтировался до марта 1942 г. 30.07.1943
«Littorio» был переименован в «Italia». При переходе итальянского флота на Мальту для сдачи англичанам 9.09.1943
«Roma» получил 2 попадания планирующими бомбами SD1400X, запущенными с германских самолетов. Попадания вызвали пожар и взрыв погребов боезапаса; в результате линкор затонул. В том же походе «Italia» был поврежден попаданием аналогичной бомбы.
Тяжелые крейсера типа «Trento»
Водоизмещение: нормальное 10.344 т, полное 13.334 т; размеры:197x20,6x6,8 м; силовая установка 120.000 л.с. (при форсировании — 150.000 л.с.). Скорость 34 узла (при форсировании — 36 узлов), дальность 16-узловым ходом 4.160 миль. Броня: борт 70 мм, траверсы 40–60 мм, палуба 20–50 мм, рубка 100 мм, башни 100 мм, барбеты 60–70 мм.
Вооружение: 4 двухорудийные башни с 203-мм орудиями, 6 двухорудийных 100-мм, 4 спаренных 37-мм, 4 спаренных 13,2-мм зенитки, 4 двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, 1 катапульта, 3 гидросамолета. Экипаж 781 чел.
Самые старые итальянские тяжелые крейсера
«Trento» и «Trieste» вошли в строй в 1928-1929 годах. Они относились к типу «вашингтонских», т.е. их ТТХ были ограничены условиями Вашингтонского договора: основной упор был сделан на достижение высокой скорости хода в ущерб мощи артиллерийского вооружения и бронирования. «Trento» 15.06.1942 был поврежден авиаторпедой английского торпедоносца «Beaufort», взлетевшего с Мальты. Спустя 4 часа его добили две торпеды английской подлодки «Umbra». Крейсер «Trieste» тяжело поврежден 21.11.1941 торпедой английской подлодки «Utmost», а 10.04.1943 потоплен в Ла Маддалене американской авиацией.
Тяжелые крейсера типа «Zara»
Водоизмещение нормальное 11.680 т, полное 14.300 т; размеры 179,6x20,6x6,2 м; мощность 95.000 л.с., скорость 32 узла, дальность 16-узловым ходом 5230 миль. Броня: борт 150–100 мм, палуба 70–20 мм, траверсы 120–90 мм, рубка 150 мм, башни 150 мм, барбеты 150–120 мм. Вооружение: 4 двухорудийные башни с 203-мм орудиями, 6 двухорудийных башен с 100-мм орудиями, 4 спаренных 37-мм и 4 спаренных 13,2-мм зениток. 1 катапульта, 2 гидросамолета. Экипаж 841 чел.
4 тяжелых крейсера типа «Zara»
(«Zara», «Fiume», «Gorizia» и «Pola») вступили в строй в 1931-1932 гг. и к началу войны находились в полной боевой готовности. «Pola» 15.12.1940 был поврежден в Неаполе английскими бомбами, и стоял в ремонте до начала марта 1941. Три корабля этой серии погибли в ходе сражения у мыса Матапан 28–29.03.1941 года. Вечером 28-го числа «Pola» получил повреждение авиаторпедой с самолета авианосца «Formidable», и лишился хода; ночью 29-го его потопил торпедой английский эсминец «Jervis». Прибывшие на помощь крейсера «Zara» и «Fiume» поздним вечером 28-го попали под артогонь английских линкоров «Barham», «Warspite» и «Valiant». «Fiume» затонул сразу, а пытавшийся удержаться на плаву «Zara» 29.03.1941 был добит торпедой с эсминца «Jervis». Оставшийся в строю «Gorizia» 10.04.1943 был тяжело поврежден тремя бомбами, и находился в ремонте в Специи, где при капитуляции Италии 8.09.1943 был затоплен экипажем. Впоследствии поднят немцами. Но вновь потоплен там же 26.06.1944 английскими человеко-торпедами «Chariots», которые управлялись итальянцами.
Водоизмещение: нормальное 10.890 т, полное 13.665 т; размеры: 187,6/196,9x20,6x6,8 м; силовая установка 150 000л.с., скорость 36 узлов. Броня: борт 70 мм, траверсы 50–60 мм, палуба 20–50 мм, рубка 100 мм, башни 100 мм, барбеты 60–70 мм. Вооружение: 4 двухорудийные башни с 203-мм орудиями, 6 двухорудийных башен с 100-мм орудиями, 4 спаренных 37-мм и 4 спаренных 13,2-мм зениток. 4 двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. 1 катапульта, 2 гидросамолета. Экипаж: 725 чел.
Тяжелый крейсер «Bolzano» вступил в строй в 1933; 25.08.1941 поврежден торпедой английской подлодки «Triumph», и встал на 3 месяца на ремонт. 13.08.1942 вновь поврежден торпедой британской подлодки «Unbroken». Ремонт боевых повреждений было решено совместить с перестройкой крейсера в полуавианосец, однако фактически к перестройке корабля так и не приступили. В сентябре 1943 «Bolzano» захвачен в Специи немцами. Крейсер потоплен 21.06.1944 английскими человеко-торпедами «Chariots», доставленными действовавшим на стороне союзников итальянским торпедным катером MS-74.
Водоизмещение: нормальное 9.470 т, полное 11.500 т; размеры: 131/140,9x21x7,3 м; силовая установка 18.000л.с., скорость 18,6 узлов. Дальность 12-узловым ходом 4.237 миль. Броня: борт 200 мм, палуба 50 мм, рубка 250 мм, башни главного калибра 200 мм, башни среднего калибра 170 мм. Вооружение: 2 двухорудийные башни с 254-мм орудиями, 4 двухорудийные башни с 190-мм орудиями. Зенитное вооружение не раз изменялось. Экипаж: 700 чел.
Старый броненосный крейсер, вошедший в строй еще в 1910 г. и участвовавший даже в итало-турецкой и Первой мировой войнах. До середины 1930-х спользовался в качестве учебного корабля; затем переквалифицирован в корабль береговой обороны. В 1937 — 1938 прошел модернизацию (котлы переведены с угольного отопления на нефтяное, их число сокращено, и из 4 дымовых труб оставлено 2). Главная артиллерия осталась без изменений, зато полностью обновилось зенитное вооружение: вся малокалиберная артиллерия снята, а ее место заняли 4 двуствольные 100-мм зенитные установки и 2 двуствольных 13,2-мм пулемета. В начале 1940 г. зенитное вооружение вновь усилено: Число 100-мм орудий увеличено до 10, а 13,2-мм пулеметов — до 14. Дополнительно установлены 20-мм автоматы. Превращенный в своеобразную плавбатарею ПВО, корабль был переведен в Тобрук. Там 22.01.1941 «San Giorgio» был тяжело поврежден английской палубной авиацией авианосца «Eagle», и затоплен экипажем на мелководье.