• Авторизация


Асы истребителя И-16 19-06-2022 06:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


01 Цоколаева И-16 тип 24 в бою (595x393, 107Kb)

Многие советские летчики - будущие асы – начинали свое участие в Великой Отечественной войне на самолете И-16, который в 1941 г. был одним из самых распространенных истребителей наших ВВС. Но затем, в связи с насыщением авиачастей новой техникой, они пересаживались на другие, более современные самолеты; и сегодня уже практически невозможно вычислить, сколько же из их побед было одержано именно на старом «Ишачке». Несколько проще за этим проследить на примере нашей морской авиации – истребительные части ВВС ВМФ воевали на И-16 дольше всех; некоторые полки сменили свои «Ишачки» на другие самолеты только в 1943 году. Соответственно, именно морские летчики и стали наиболее результативными асами истребителя И-16…

Алексей Антоненко и Петр Бринько
02 Антоненко, Бринько, И-16 (645x390, 80Kb)

Первые асы морской авиации и первые Герои Советского Союза Балтийского Флота Алексей Антоненко и Петр Бринько были неразлучными друзьями и составляли единую истребительную пару, ставшую настоящей грозой для противника. Алексей Антоненко вошел в историю как первый балтийский летчик, сбивший в этой войне самолет врага, а Петр Бринько стал первым морским пилотом, совершившим таран вражеского самолета. Кроме того, к сентябрю 1941 г Петр Бринько был еще и самым результативным летчиком Балтики, на которого равнялись все остальные летчики-истребители Краснознаменного Балтийского Флота.
Алексей Касьянович Антоненко (1911 – 1941) и Петр Антонович Бринько (1915 – 1941)
получили боевой опыт еще до начала Великой Отечественной – в 1939 они участвовали в сражениях на Халхин-Голе, а зимой 1939-1940 – в советско-финской войне. Именно в финской войне эти летчики, попавшие в 13-й ИАП КБФ, сдружились и стали летать парой – в нарушение всех уставов того времени, предписывавших истребителям вести бой тройками. Вероятно, им удалось «уломать» недовольное этим начальство благодаря тому, что оба уже были орденоносцами: за Халхин-Гол Антоненко имел орден Ленина, а Бринько «за финскую» получил орден Красного Знамени. К тому же капитан Антоненко занимал должность командира 1-й эскадрильи, а лейтенант Бринько был его ведомым и заместителем.
03 Антоненко и Бринько атакуют (600x337, 44Kb)

Именно Антоненко открыл победный счет морской авиации Балтийского флота, сбив над Балтикой 25 июня 1941 года разведывательный Ju.88, вмешательства прикрывавшего ему хвост Бринько тогда не понадобилось. Петр добился первой победы 4 июля, после того, как взлетев под атаками финнов с полуострова Ханко, «снял с хвоста» Антоненко финский Фоккер-21 (Антоненко в это время «завалил» другого Фоккера). За последующие 6 дней друзья отправили на землю и в воду еще 7 финских самолетов, и 14 июля им (первым на Балтике) были присвоены звания Героев Советского Союза. К 25 июля общий счет балтийских асов вырос на очередные 7 сбитых самолетов; но в тот день Алексей Антоненко погиб: во время его посадки на аэродром финны обстреляли взлетную полосу, и один из снарядов угодил в И-16 Антоненко…
В Великой Отечественной войне Алексей Антоненко провоевал всего 34 дня; но за это время он совершил около 100 боевых вылетов и уничтожил 11 самолетов противника; еще несколько вражеских самолетов он сжег на земле при штурмовках аэродромов.
Бринько очень болезненно переживал гибель друга, и жестоко мстил за его смерть. Особо он отличился 5 сентября в тяжелом и трудном бою против 18 немецких Мессершмиттов-110. Израсходовав весь свой боезапас по живучим «стодесяткам», Бринько, отчаявшись сбить пулеметным огнем хоть один «двухмоторник», пошел на таран! И, отрубив винтом своего «Ишака» хвост Bf-110, советский летчик с выключенным мотором спланировал к аэродрому, удачно посадив поврежденный самолет на полосу.
9 сентября Петр Бринько сбил бомбардировщик Ju.88, который стал 15-й и последней воздушной победой аса. Вечером того же дня он вылетел на перехват поднятого немцами в районе Ропши аэростата, корректировавшего огонь германской артиллерии. Залпом шести РС-82 он уничтожил аэростат, но при этом был сбит огнем вражеских зениток…
Старший лейтенант Петр Антонович Бринько участвовал в Великой Отечественной войне всего 2,5 месяца. За это время он совершил более 100 боевых вылетов и одержал 15 воздушных побед над вражескими самолетами. Кроме того, он уничтожил еще и 1 аэростат, который, как «безмоторный», не учитывается в списке его побед. На момент своей гибели Петр Бринько являлся самым результативным летчиком-истребителем Балтики.

Борис Сафонов
04 Сафонов и И-16 тип 28 (641x196, 46Kb)

Борис Феоктистович Сафонов (1915-1942) - первый Дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне, первый летчик Северного Флота, уничтоживший вражеский самолет, и самый результативный советский ас начального периода войны. В летной книжке Бориса Сафонова числятся 20 личных и 5 групповых воздушных побед. Из личных он 14 одержал на истребителе И-16 (еще 2 на «Харрикейне» и 4 – на Р-40 Kittyhawk).
Начало войны старший лейтенант Сафонов встретил в должности командира эскадрильи 72-го смешанного авиаполка Северного флота (72-й САП СФ). Первую победу Борис одержал 24 июня – сбил над Кольским заливом немецкий разведчик Ju.88, который по неопытности принял за Не.111 (так его и записали в летной книжке). К началу июля на счету сафоновской эскадрильи было уже 14 сбитых немецких самолетов, 8 из которых приходились на долю Бориса. Этот счет резко возрос 7-го июля: в ожесточенной схватке над Мурманском девятка «Ишаков» Сафонова уничтожила 10 вражеских крылатых машин.
05 И-16 За Сталина (532x385, 59Kb)

Как командир Сафонов много времени и сил отдавал сплочению эскадрильи и обучению новичков. В боевой обстановке он буквально «натаскивал» молодых пилотов на уничтожение вражеских бомбардировщиков, «выбивая» у тех бортстрелков и повреждая моторы, после чего отдавал ставшую «беззубой» жертву на «растерзание» молодежи. Победу в этих случаях по приказу Сафонова записывали молодому летчику «для поддержания уверенности в себе». А после боя над Мурманском 26 августа, в котором сафоновцы без потерь со своей стороны сбили 3 бомбардировщика и 3 истребителя прикрытия, командование послало в Москву представление на присвоение капитану Сафонову звания Героя Советского Союза. В нем говорилось, что с 24 июня по 28 августа 1941 г. Борис совершил 130 боевых вылетов и провел 32 воздушных боя, сбив 11 вражеских самолетов лично и 5 - в группе; эскадрилья же, которой он командовал, уничтожила за этот период 50 германских самолетов. И 16 сентября Борису Сафонову было присвоено звание Героя, а его полк награжден орденом Красного Знамени. К тому дню на счету аса числилось уже 14 побед (и все они были одержаны на «устаревшем» И-16).
06 Сафонов у И-16 (За Сталина!) (523x354, 42Kb)

Кстати, по поводу награждения: приехавший сфотографировать героя репортер «для лучшей картинки» поставил его рядом с «Ишаком» тип 24, на котором красовалась надпись «За Сталина!». С тех пор по разным изданиям «гуляет» неверная «инфа», что якобы Сафонов летал именно на этом самолете. Хотя в реальности Борис Феоктистович воевал на «пушечном» И-16 тип 28 с бортовым номером 51, не имевшем никаких надписей; этот самолет сегодня хранится в Военно-Морском музее Петербурга.
В октябре Борис Феоктистович был назначен командиром формирующегося 78-го ИАП ВВС СФ, который вооружался британскими истребителями Хаукер «Харрикейн». А в марте 1942 г Борис Сафонов принял под командование свой бывший 72-й САП, ставший к тому времени 2-м Гвардейским САП. Теперь этот полк, перевооруженный на ленд-лизовские Р-40 Kittyhawk, занимался воздушным прикрытием союзных конвоев, прорывающихся через северные моря в Советский Союз. И 30 мая подполковник Сафонов повел четверку Р-40 на выручку отбивавшемуся от немецких бомбардировщиков каравану PQ-16, везшему в Мурманск груз оружия. Советские летчики с ходу вступили в бой над судами каравана; круговерть схватки раскидала самолеты, и никто из подчиненных Сафонова не увидел, что же с ним произошло. Из этого вылета Борис Феоктистович не вернулся. Он так и не успел узнать, что за несколько дней до гибели ему было присвоено звание Дважды Героя Советского Союза – первому в Великой Отечественной войне…
Хотя Борис Сафонов считался одним из самых результативных асов начального периода войны, главная его заслуга не в количестве побед. За 11 месяцев своей боевой службы Борис Феоктистович успел воспитать большое количество молодых асов, которые уже после гибели Сафонова нанесли огромный урон германской и финской авиации, уничтожив сотни вражеских самолетов.

Василий Голубев
07 Голубев В. Ф. И-16 тип 29 (648x192, 38Kb)

Герой Советского Союза Василий Фёдорович Голубев (1912-2001) за время участия в Великой Отечественной войне одержал 32 победы (17 личных + 15 групповых); при этом не менее 25 вражеских самолетов ас сбил на старом истребителе И-16.
Начало войны Голубев встретил в составе 13-й отдельной эскадрильи 13-го ИАП КБФ на истребителе И-16 (тип 24) с ботовым номером «13». Наверное, это тройное «13» и определило мистические события, которые пришлось пережить Василию. Его трижды сбивали: 13.07.1941 г., 13.08.1941 г. и 13.09.1941 г. В последний раз Василия сбили над Ладожским озером; Голубев провел несколько часов в холодной воде, и чудом спасся, с большим трудом доплыв до берега. После этого он отказался от положенного ему по расписанию эскадрильи номера «13», и при получении нового И-16 тип 29 нанес на него номер «33». С этого момента Василию больше никогда не пришлось покидать свою машину. Бывало, он возвращался на полностью изрешеченном самолете, но всегда дотягивал до аэродрома и успешно совершал посадку.
08 Голубев бой (590x356, 52Kb)

Осенью 1941 г. Голубев участвовал в обороне полуострова Ханко, зимой 1941-1942 г. защищал «Дорогу жизни» через Ладожское озеро. Страстный любитель лобовых атак, Василий большинство своих побед одержал именно во встречных схватках. Возглавив 3-ю эскадрилью 4-го ГИАП КБФ, Василий Голубев проявил себя талантливым командиром. Тщательно планируя операции, Голубев вывел свою эскадрилью в число лучших частей Балтийского флота. Особо отличился Василий 12.03.1942 г, когда, притворившись подбитым, спровоцировал нападение на себя пары германских «свободных охотников». В скоротечном встречном бою над своим аэродромом Голубев на устаревшем И-16 уничтожил 2 скоростных Мессершмитта Bf.109F, которыми управляли асы Хайнц Бартлинг (67 побед) и Герман Лейште (29 побед); оба пилота погибли. Получив Звезду Героя Советского Союза, Василий продолжал успешно сражаться на устаревшем истребителе И-16 тип 29 даже в 1943-м, сбив в январе этого года 3 новейших германских истребителя FW-190! Лишь в апреле 4-й ГИАП, который возглавил майор Голубев, перевооружился на истребитель Ла-5. А в конце 1943 г. за высокую результативность Василий был награжден англичанами Орденом Британской Империи.

Геннадий Цоколаев
09 Цоколаев и его И-16 (648x207, 42Kb)

Пилот 13-го истребительного полка ВВС Балтийского флота сержант Геннадий Дмитриевич Цоколаев (1916-1976) впервые вступил в воздушный бой еще во время Зимней советско-финской войны 1939-1940 гг.; в той войне он одержал 1 личную победу. В Великой Отечественной войне Геннадий Цоколаев участвовал с самого начала – с июня 1941 г. Первую победу в новой войне Геннадий одержал 19 июля (сбил финский Фоккер Д-21). А к апрелю 1942-го, когда командование полка направило руководству страны прошение о представлении лейтенанта Цоколаева к званию Героя Советского Союза, на счету летчика числились уже 6 личных и 12 групповых побед, одержанных в 309 боевых вылетах и 38 воздушных схватках, а так же потопленный вражеский катер. Сообщение о присвоении Геннадию звания Героя пришло 14 июня 1942, когда старший лейтенант Цоколаев был уже командиром эскадрильи 4-го гвардейского истребительного полка (так стал именоваться 13-й ИАП БФ после присвоения гвардейского звания). Еще год после этого гвардии капитан Цоколаев водил свою эскадрилью на защиту Ленинграда и прикрытие «Дороги жизни», снабжавшей блокированный город продовольствием. Почти все это время он и его эскадрилья воевали на истребителях И-16 (4-й ГИАП КБФ получил новые самолеты Ла-5 только весной 1943-го). До ранения летом 1943 г., из-за тяжести которого врачи запретили ему летать, капитан Цоколаев успел довести количество своих боевых вылетов до 510-ти (из них 82 на разведку и 100 – на штурмовку наземных войск и кораблей противника); в штурмовках он потопил 10 вражеских катеров. А вот по числу его воздушных побед до сих пор нет ясности. В разных источниках даются разные цифры – от 19 до 26 побед (та же неразбериха и с из «раскладом» - говорится про от 6 до 8 личных и от 13 до 20 групповых побед). Не подлежит сомнению только то, что все победы были одержаны летчиком на «Ишачке» - еще до получения 4-м ГИАП новых самолетов.
Лишенный возможности летать, Геннадий Цоколаев отучился на Высших офицерских курсах при Военно-морской академии, и до конца войны занимал должность начальника штаба 3-го ГИАП ВВС КБФ.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Асы истребителя И-16 | Ретрофан - Дневник Ретрофан | Лента друзей Ретрофан / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»