
ПОДЛОДКИ ПРИБРЕЖНОГО ДЕЙСТВИЯ
Эти маленькие субмарины были способны действовать только в прибрежных районах, на небольшом удалении от своих баз. Их малые размеры определяли недостаточный для длительного плавания запас топлива, и ограничивали количество вооружения. Ценность же этих небольших кораблей заключалась в исключительно быстрых темпах постройки, что в условиях войны было крайне важно. От закладки до вступления в строй у этих субмарин уходило не более 4-х месяцев! Благодаря этому немцам удалось в кратчайший срок резко усилить свои подводные силы.
Подводные лодки прибрежного действия типа UB-I
(17 единиц - от UB-1 до UB-17).

Водоизмещение надводное 127 т, подводное 142 т. Размеры: 28,1x3,5x3,03 м. Двигатели: 1 дизель на 60 л.с., 1 электромотор на 120 л.с. Скорость: надводная 6,5 узла, подводная 5,5 узла. Дальность: надводная 1.650 миль, подводная 45 миль. Вооружение: 2х450-мм торпедных аппарата, 1 пулемет (в 1916 заменен на 50-мм пушку). Экипаж: 14 человек (1 офицер, 13 матросов).
Однокорпусные подводные лодки типа UB-I начали строить в ноябре 1914, а с января по май 1915 все они вступили в строй. Появление этих субмарин было вызвано стремлением в кратчайшие сроки обеспечить флот большим количеством подлодок, которые можно перебрасывать по железной дороге на любой театр военных действий. Конструкция UB-I была предельно упрощена; их главными недостатками признавались одновальная установка, малая скорость и плохая маневренность.
Из 17 построенных лодок типа UB-I две были переданы Австро-Венгрии и одна — Болгарии. 8 лодок погибли в боевых походах (обстоятельства гибели одной из них неизвестны, и потому эта лодка считается пропавшей без вести). Еще одна субмарина этого типа села на мель и была захвачена французами.
Подводные лодки прибрежного действия типа UB-II
(30 единиц - от UB-18 до UB-47)

Водоизмещение надводное 263 т, подводное 142 т. Размеры: 28,1x3,5x3,03 м. Двигатели: 2 дизеля по 150 л.с., 2 электромотора по 140 л.с. Скорость: надводная 9,2 узла, подводная 5,8 узла. Дальность: надводная 6.500 миль, подводная 45 миль. Вооружение: 2х500-мм торпедных аппарата, 1х37-мм или 1х50-мм пушка (с UB-30 – 88-мм пушка). Экипаж: 23 человека (3 офицера, 20 матросов).
Лодки типа UB-II строились в 1915 – 1916 гг. и являлись развитием лодок типа UB-I. Основные улучшения заключались в установке двух независимых друг от друга энергетических установок, увеличении скорости надводного хода, дальности плавания и в усилении вооружения. При этом, хотя размеры и водоизмещение нового типа несколько увеличились, была сохранена возможность транспортировки по железной дороге. Техника строительства заметно усовершенствовалась, и лодки этого типа вступали в строй уже всего через 3 месяца после закладки!
Две лодки типа UB-II передали Австро-Венгрии. Из немецких субмарин в ходе войны погиб 21 корабль. Из них 8 подорвались на минах (2 в Черном море, 2 – в Северном, остальные – в Ла-Манше и у берегов Фландрии). Другие 9 UB-II потоплены при атаках на конвои эскортными кораблями, 2 – авиацией, 1 – британской подлодкой (все в Ла-Манше и у Фландрии). Еще одна субмарина этого типа потонула на Балтике после столкновения с крейсерской лодкой.
Подводные лодки прибрежного действия типа UB-III
(в строй вошли 85 единиц с номерами от UB-48 до UB-150)

Водоизмещение надводное 519 т, подводное 651 т. Размеры: 55,3x5,8x3,7 м. Двигатели: 2 дизеля по 550 л.с., 2 электромотора по 394 л.с. Скорость: надводная 13,6 узлов, подводная 8 узлов. Дальность: надводная 8.500 миль, подводная 55 миль. Вооружение: 5х500-мм торпедных аппаратов (4 носовых, 1 кормовой), боезапас 10 торпед. Артиллерия: 1х88-мм пушка на лодках серий 1-7 и 9-10; 1х105-мм на сериях 8, 11-12. Экипаж: 34 человека (4 офицера, 30 матросов).
Лодки типа UB-III строились с 1916 по 1918 г. При их создании за прототип взяли крейсерскую лодку U-7; в результате UB-III по составу вооружения приближались к крейсерским подводным лодкам. От ранних прибрежных субмарин UB-III отличались двухкорпусной конструкцией, улучшенными обводами корпуса и большими запасами топлива. Всего было заложено 202 корабля, но в строй до подписания перемирия вошло только 85 единиц (в 12 сериях).
В ходе боевых действий немцы потеряли 37 лодок типа UB-III. Из них 17 субмарин были потоплены при атаках на конвои эскортными кораблями (5 – в Средиземноморье, остальные - в районах вокруг Великобритании). 15 подлодок погибли на минах (все в Ла-Манше и Северном море). Еще 3 UB-III были торпедированы подлодками противника (2 в Средиземноморье, 1 в Атлантике); одна расстреляна береговыми батареями у Фландрии, а одна пропала без вести. Кроме того, одна UB-III погибла не в боевой обстановке: при учебном плавании в Балтике столкнулась со своими же кораблями. А еще три лодки были затоплены своими экипажами после поражения Германии.
ПОДВОДНЫЕ МИННЫЕ ЗАГРАДИТЕЛИ
Подводные минные заградители, предназначенные для минных постановок в районах, контролируемых противником, немцы начали строить уже после начала войны. За основу проекта была взята подлодка прибрежного действия UB-I; проект переработали, удлинив корабль вставкой 6-метровой секции минного отсека. Как и прибрежные лодки, подводные минные заградители строились очень быстрыми темпами.
Малые подводные минные заградители типа UC-I
(15 единиц - от UC-1 до UC-15)
Водоизмещение надводное 168 т, подводное 183 т. Размеры: 34x3,2x3 м. Двигатели: 1 дизель на 90 л.с., 1 электромотор на 175 л.с. Скорость: надводная 6,2 узла, подводная 5,2 узла. Дальность: надводная 780 миль, подводная 50 миль. Вооружение: 12 мин в 6 наклонных шахтах (лодка UC-11 имела 1х450-мм торпедный аппарат). Экипаж: 14 человек (1 офицер, 13 матросов).
Все 15 кораблей типа UC-I вошли в строй с апреля по июль 1915 г. Лодки были спроектированы и построены за чрезвычайно короткий срок — всего за 6 месяцев, что и предопределило их техническое несовершенство. Малая скорость хода и ограниченная дальность плавания стали причиной использования UC-I только на прибрежных театрах. Они действовали в проливе Ла-Манш, Северном, Адриатическом и Черном морях.
Корабли типа UC-I были первыми и последними боевыми подлодками в мире, которые не несли никакого оружия, кроме мин. Их 6 минных шахт проходили наклонно через прочный корпус; в каждой шахте помещалось по 2 мины.
Три таких заградителя подорвались на минах и затонули в Средиземном море. Так же на минах, но у побережья Фландрии погибли еще два корабля этого типа. Другие две лодки типа UC-I были потоплены английскими гидросамолетами в устье Темзы. Одна затонула в Черном море во время шторма; другая, там же, в Черном море, погибла предположительно на минах. Остальные корабли были потоплены либо артиллерийским огнем и глубинными бомбами кораблей союзников, либо береговыми батареями. Из всей серии уцелела лишь лодка UC-8, севшая на мель у побережья Нидерландов. Голландцы интернировали корабль, и включили в состав своего флота.
Подводные минные заградители типа U-71
(10 единиц - от U-71 до U-80)
[642x411]
Водоизмещение надводное 755 т, подводное 832 т. Размеры: 56,6x5,9x4,8 м. Двигатели: 2 дизеля по 450 л.с., 2 электромотора по 400 л.с. Скорость: надводная 10,6 узлов, подводная 7,9 узлов. Дальность: надводная 7.880 миль, подводная 83 миль. Вооружение: 34 мины UЕ-150 (постановка из2-х минных труб); 2х500-мм палубных торпедных аппарата (носовой и кормовой); боекомплект 4 торпеды. Артиллерия: 1х88-мм орудие. Экипаж: 32 человек (4 офицера, 28 матросов).
Подводные заградители типа U-71 строились в 1915-1916 гг. для минирования путей конвоев, следовавших через Атлантику. Для постановки мин эти корабли имели кормовые горизонтальные минные трубы, в которые мины перемещались со стеллажей ручным приводом. Торпедные аппараты были палубными, и перезаряжались только в надводном положении. Топливные цистерны располагались в булях снаружи легкого корпуса. В качестве двигателей надводного хода использовались дизели, заказанные русским морским ведомством для подлодок типа «Барс», и конфискованные немцами. В ходе боевых действий было потеряно 7 кораблей этого типа. Одна лодка погибла на минах, две других – были потоплены артиллерией надводных кораблей (все - в Северном море). Еще три заградителя были расстреляны корабельной артиллерией противника на Балтике, и один затоплен своим экипажем в Средиземном море. Оставшиеся корабли по репарациям передали союзникам.
Малые подводные минные заградители типа UC-II
(64 единицы - от UC-16 до UC-79)
[642x329]
Водоизмещение надводное 417 т, подводное 493 т. Размеры: 49,3x5,2x3,7 м. Двигатели: 2 дизеля по 250 л.с., 2 электромотора по 230 л.с. Скорость: надводная 11,6 узлов, подводная 7 узлов. Дальность: надводная 7.500 миль, подводная 55 миль. Глубина погружения 50 м. Вооружение: 18 мин в 6 наклонных шахтах; 3х500-мм торпедных аппарата (2 носовых палубных, 1 кормовой); 4 запасных торпеды (зарядка только в надводном положении). Артиллерия: 1х88-мм пушка. Экипаж: 26 человек (3 офицера, 23 матроса).
Двухкорпусные лодки типа UC-II строились в 1916-1917 гг. Предназначались для постановки мин в более удаленных районах, чем побережье. По сравнению с типом UC-I имели усиленное вооружение, увеличенные скорость и дальность хода. Наличие торпедного и артиллерийского вооружения позволяло лодкам после постановки мин действовать на коммуникациях противника. Корабли типа UC-II ставили мины и топили вражеские суда у берегов Ирландии, у атлантического побережья Франции, в Средиземном море – у берегов Италии, Греции, Египта, Сирии и Палестины. При этом глубинными бомбами и артиллерией надводных кораблей противника были потоплены: в Ла-Манше и в устье Темзы - шесть, у побережья Фландрии – десять, в Атлантике – две, в Средиземном море – три лодки типа UC-II. Кроме того, в тех же районах подорвались на минах и затонули еще десять таких заградителей. Торпедами английских и французских лодок в Средиземном море, в Атлантике, в Северном море и у побережья Фландрии были уничтожены девять UC-II. После потопления английским гидросамолетом в Северном море одного заградителя, и гибели еще одного - при столкновении с другой подлодкой в Ла-Манше, в строю к окончанию боевых действий оставалось 23 лодки этой серии. Но уже после прекращения боевых действий в Средиземном море экипажами, не желавшими сдавать свои корабли противнику, были затоплены еще пять UC-II. Оставшиеся корабли были переданы по репарациям союзникам и разобраны ими на металл.
Подводные минные заградители типа U-117
(10 единиц - от U-117 до U-126)
[648x344]
Водоизмещение надводное 1.164 т, подводное 1.512 т. Размеры: 82x7,4x4,2 м Двигатели: 2 дизеля по 1.200 л.с., 2 электромотора по 600 л.с. Скорость: надводная 14,7 узлов, подводная 7 узлов. Дальность: надводная 12.500 миль, подводная 35 миль. Вооружение: 42 мины 2Т, либо 30 мин ТК (постановка из2-х минных труб); 4х500-мм носовых торпедных аппарата (боекомплект 12 торпед). Артиллерия: 1х150-мм орудие. Экипаж: 40 человек (4 офицера, 36 матросов).
Эти океанские лодки, строившиеся в 1917-1918 гг., являлись развитием заградителей типа U-71. Они имели более мощное вооружение, увеличенные скорость и радиус действия. Обводы легкого корпуса обеспечивали отличную управляемость в подводном положении.
Заградители-крейсера предназначались для минных постановок у берегов США. Мины хранились в стеллажах в кормовой части, и для постановки грузились в трубы в горизонтальном положении - при помощи электропривода; 10 запасных торпед располагались на стеллажах внутри прочного корпуса + 10 торпед в герметичных контейнерах на верхней палубе. Однако перегруз палубы привел к плохой остойчивости, и для устранения этого недостатка торпедные пеналы с палубы убрали (что сократило число торпед до 12), сняли второе 150-мм орудие (по проекту их было 2), а так же сократили число якорных мин с 48 до 42.
К моменту подписания перемирия было построено 9 подлодок; но все они еще проходили испытания, и в войне успела принять участие только головная - U-117, совершившая боевой поход к берегам США. После окончания войны все заградители были переданы союзникам по репарациям; их либо разрушили, либо уничтожили в ходе экспериментов и боевой подготовки.
Подводные минные заградители типа UC-III
(25 единиц - от UC-90 до UC-114)
[644x346]
Водоизмещение надводное 491 т, подводное 571 т. Размеры: 56,5x5,5x3,8 м. Двигатели: 2 дизеля по 300 л.с., 2 электромотора по 375 л.с. Скорость: надводная 11,5 узлов, подводная 6,6 узлов. Дальность: надводная 8.000 миль, подводная 56 миль. Глубина погружения 75 м. Вооружение: 14 мин в 6 наклонных шахтах; 3х500-мм торпедных аппарата (2 носовых палубных, 1 кормовой); 7 запасных торпед. Артиллерия: 1х88-мм пушка. Экипаж: 32 человека (3 офицера, 29 матросов).
Лодки UC-III типа, строившиеся в 1918 г., отличались от UC-II увеличенными глубиной погружения и дальностью плавания, но уменьшенным количеством мин. Из строившихся 25 лодок до окончания войны в строй успели вступить только шесть кораблей. Из них в ходе боевой подготовки UC-91 затонула после столкновения с кораблем обеспечения. Лодку подняли в сентябре 1918 г., отремонтировали и вновь ввели в строй. Но в 1919 г. при переходе морем для сдачи победителям UC-91 была затоплена экипажем. Остальные лодки по репарациям были переданы союзникам, и теми сданы на слом.