• Авторизация


1МВ. Подводный флот Германии (02). Крейсерские подлодки 29-04-2022 05:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


01 1мв герм пл рис 04 (550x408, 267Kb)

Далее последует описание типов подводных лодок германского флота 1-й мировой войны. Однако требуется отметить, что об однотипности немецких подлодок того времени можно говорить весьма условно. Ведь лодки, позиционируемые как однотипные, в реальности значительно отличались друг от друга. Это было связано как с новизной и необычностью кораблей совершенно неизвестного ранее вида, вызывавшими различие взглядов на производственный процесс у кораблестроителей разных верфей, так и с тем, что в каждой строившейся субмарине они старались учесть опыт, полученный при строительстве и эксплуатации предыдущих подлодок. Немаловажными в таком «разнобое» были так же: спешка строительства военного времени (лодка, пока еще стоявшая на стапелях, требовалась флоту «уже вчера»), нехватка строительных материалов, и трудности снабжения оборудованием, неизбежные в условиях войны.
В этой статье описаны только боевые крейсерские подлодки - без экспериментальных и учебных. Специализированным подводным минным заградителям и малым субмаринам прибрежного действия будет посвящена отдельная статья.

ПРИМЕЧАНИЕ: при поиске иллюстраций я столкнулся с тем, что и в книгах, и в интернете практически почти отсутствуют хорошие цветные изображения германских подлодок времен 1-й мировой войны. Фотографии для иллюстрирования тоже малопригодны: они, как правило, невысокого качества, и показывают только надводную часть корабля. В основном иллюстративный материал по этой теме состоит из черно-белых схем, показывающих внутреннее устройство субмарин в разрезе (в котором непосвященному трудно разобраться), или из черно-белых абрисных набросков довольно низкого качества. Поэтому я попытался в меру своих, честно говоря, никудышных способностей хоть как-то «подкрасить» эти изображения. Получилось, конечно, примитивно, но за неимением лучшего… В общем: «не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет»…

Крейсерские подводные лодки типа U-5
(14 единиц - от U-5 до U-18)
02 пл У-9 цвет (653x272, 55Kb)

Водоизмещение надводное от 421 до 650 т, подводное от 510 до 837 т. Длина кораблей: от 51,3 до 62,4 м (ширина и осадка около 6х3,4 м). Двигатели: 4 керосиновых, каждый от 300 до 350 л.с., 2 электромотора, каждый от 515 до 560 л.с. Скорость: надводная от 11,8 до 15,6 узлов, подводная от 8,1 до 10,4 узлов. Дальность: надводная от 2.400 до 6.700 миль, подводная от 55 до 75 миль. Вооружение: 4х450-мм торпедных аппарата (2 носовых, 2 кормовых); боекомплект 6 торпед. Артиллерия: 1х37-мм орудие (в 1915 на U-16 - U-18 добавлены по 1х50-мм орудию). Экипаж: от 22 до 29 человек (4 офицера, 25 матросов).

Постройка в 1909-1912 гг. кораблей данной серии еще носила явно экспериментальный характер, из-за чего размеры и ТТХ этих лодок сильно «гуляли». Однако в отличие от предыдущих, чисто опытных, эти корабли приняли активное участие в войне. На лодках типа U-5 стояли керосиновые двигатели Кертинга (для вывода их газов на палубе лодки за рубкой устанавливалась выхлопная труба). Мощность каждого двигателя была невысокой, и поэтому на одном валу их устанавливалось по два. Керосиновая силовая установка оказалась ненадежной и взрывоопасной; тем не менее, в начале войны U-5 – U-18 составляли основу германского подводного флота, и одержали немало побед. Так, U-9 уничтожила 22.09.1914 г. сразу 3 английских броненосных крейсера («Кресси», «Абукир» и «Хог»). Но и погибли многие. На минах подорвались три лодки. Две субмарины были торпедированы подлодками (одна из них – по ошибке своей же лодкой). В боевых столкновениях с английскими эскортными и патрульными кораблями были уничтожены еще шесть лодок этого типа. Уже после окончания войны при переходе к месту передачи союзникам, внезапно затонула U-16 (предположительно по умыслу экипажа). А уцелевшие подлодки этого устаревшего типа после войны были разобраны на металл.

Крейсерские подводные лодки типа U-19
(22 единицы - от U-19 до U-41)
03 пл тип 19  (645x391, 123Kb)

Водоизмещение надводное от 650 до 685 т, подводное от 837 до 878 т. Длина кораблей: от 51,3 до 64,7 м (ширина и осадка около 6х3,5 м). Двигатели: 2 дизеля, каждый от 850 до 1.000 л.с., 2 электромотора по 600 л.с. Скорость: надводная от 15,4 до 16,7 узлов, подводная от 9,5 до 10,3 узлов. Дальность: надводная от 7.600 до 9.770 миль, подводная от 55 до 60 миль. Вооружение: 4х500-мм торпедных аппарата (2 носовых, 2 кормовых); боекомплект 6 торпед. Артиллерия: 1х88-мм орудие (с 1916 – 2х88-мм орудия). Экипаж: 35 человек (4 офицера, 31 матрос).

Крейсерские двухкорпусные подводные лодки Тип U-19 входили в строй в 1913-1915 гг., и были первыми в германском флоте дизельными подлодками. Но между сериями характеристики и внешний вид этих лодок несколько различались - в зависимости от возможностей строивших их судоверфей. К тому же и надежность двигателей кораблей разных серий была различной. Лодки, строившиеся в Данциге (U-19 – U-22 и U27 – U-30), имели более надежные 4-тактные дизели фирмы МАИ. Остальные корабли оснащались 2-тактными крупповскими дизелями, которые часто выходили из строя; действия этих субмарин в Атлантике были крайне ограничены из-за большого расхода топлива и ненадежности силовых агрегатов.
В ходе боевых действий было потеряно 12 кораблей этого типа. На минах подорвались три субмарины (одна из них – на Балтике). От артиллерийского огня надводных кораблей Антанты затонули еще три подлодки, а две - уничтожены глубинными бомбами. Две субмарины торпедированы британскими подводными лодками, а одна (U-29) протаранена линкором «Дредноут» - первым крупным кораблем того времени, не имевшим таранного выступа, и являвшегося чисто артиллерийским! Но, наверное, самой обидной для немцев стала гибель подлодки U-28. Она атаковала судно, «под завязки» загруженное боеприпасами; и внезапный врыв не только «разнес в атомы» транспорт, но и утопил самого «победителя»…
Еще две подлодки типа U-19 были потеряны не в боевой обстановке. Субмарина U-20 села на мель у Ютландского побережья, была оставлена и взорвана своим экипажем. А уже в 1919 году, при переходе к месту передачи союзникам, затонула U-21 (предположительно по умыслу экипажа, не желавшего сдавать врагу свой корабль). Остальные подлодки немцы передали по репарациям союзникам, и они пошли на слом.

Крейсерские лодки типа U-43
(23 единицы - от U-43 до U-65)
04 герм пл  U-43 (648x391, 106Kb)

Водоизмещение надводное от 725 до 810 т, под водное от 927 до 956 т. Длина кораблей: от 65 до 68,4 м (ширина и осадка около 6х4 м). Двигатели: 2 дизеля, каждый от 900 до 1.200 л.с., 2 электромотора по 600 л.с. Скорость: надводная от 14,7 до 17,1 узлов, подводная от 8,4 до 9,1 узлов. Дальность: надводная от 9.170 до 10.500 миль, подводная от 55 до 60 миль. Вооружение: 4-6х500-мм торпедных аппаратов (2-4 носовых, 2 кормовых); боекомплект 8 торпед. Артиллерия: 2х88-мм орудия (в 1916-1917 гг. произошло перевооружение на 1х105-мм и 1х88-мм орудия). Экипаж: 35 человек (4 офицера, 31 матрос).

Две первые подлодки этого типа были заказаны по довоенной программе 1913 г., а остальные строились по мобилизационным планам во время войны, что предопределило значительные различия кораблей во внешнем виде и в ТТХ. Влияло на вид и ТТХ и место постройки: лодки, строившиеся в Данциге, несли больше торпедных аппаратов и имели рубки другой конфигурации.
Из 10 потерянных в ходе войны подлодок этого типа две подорвались на минах, две были потоплены таранными ударами надводных кораблей, а две уничтожены глубинными бомбами английских и американских эсминцев. Еще две субмарины были расстреляны корабельной артиллерией (одна – русскими на Балтике). Подлодка U-52 сразу после вступления в строй затонула из-за взрыва своей торпеды, но незадолго до окончания войны ее подняли и вновь ввели в строй. А при объявлении о капитуляции подлодки U-47 и были затоплены своими экипажами. Остальные корабли этой серии по репарациям передали союзникам.

Крейсерские лодки типа U-66
(5 единиц - от U-66 до U-70)
05 герм пл  U-66 (647x159, 38Kb)

Водоизмещение надводное 791 т, подводное 933 т. Размеры: 69,5x6,3x3,8 м. Двигатели: 2 дизеля по 1.150 л.с., 2 электромотора по 630 л.с. Скорость: надводная 16,8 узлов, подводная 10,3 узлов. Дальность: надводная 7.370 миль, подводная 115 миль. Вооружение: 5х450-мм торпедных аппаратов (4 носовых, 1 кормовой); боекомплект 12 торпед. Артиллерия: 1х88-мм орудие (с 1916 г. вместо него 1х105-мм орудие). Экипаж: 36 человек (4 офицера, 32 матроса).

Эти лодки строились в 1913 - 1915 гг. по заказу ВМФ Австро-Венгрии. Однако с началом войны, когда австрийский флот оказался заперт в небольшом Адриатическом море, немцы предложили австриякам в обмен пять малых подлодок, а эти океанские субмарины забрали себе. С августа по сентябрь 1915 все лодки типа U-66 вошли в состав германского флота. В течение 1916-1917 гг. три из них были уничтожены артогнем и глубинными бомбами английских эсминцев. Оставшиеся две лодки по окончании войны были переданы союзникам по репарациям, и те разобрали корабли на металл.

Крейсерские лодки типа U-81
(51 единица от U-81 до U-116 и от U-158 до U-172; но в строй 39 лодок)

[642x459]

Водоизмещение надводное от 750 до 838 т, подводное от 946 до 1.000 т. Длина кораблей: от 65,8 до 71,5 м (ширина и осадка около 6х4 м). Двигатели: 2 дизеля по 1.200 л.с., 2 электромотора по 600 л.с. Скорость: надводная от 15,6 до 16,8 узлов, подводная от 8,4 до 9,1 узлов. Дальность: надводная от 11.220 до 11.400 миль, подводная 56 миль. Вооружение: от 4-500-мм до 6х500-мм торпедных аппаратов (2-4 носовых, 2 кормовых); боекомплект от 8 до 12 торпед. Артиллерия: 1-2х88-мм орудий, или 1х105-мм и 1х88-мм орудия. Экипаж: от 35 до 39 человек.

Средние крейсерские лодки этого типа строились в 1916-1918 гг.; но из-за окончания войны 12 субмарин так и не были достроены. Эти подлодки отличались хорошей мореходностью и маневренностью в надводном положении. Корабли данцигской постройки имели более сильное вооружение: 6х500-мм торпедных аппаратов, 105-мм орудия и увеличенное количество запасных торпед.
В ходе боевых действий были потеряны 18 кораблей этого типа. Две субмарины торпедированы английскими подводными лодками. Три – погибли на минах. Четыре лодки потопили британские суда-ловушки. Семь «У-ботов» уничтожили надводные корабли противника, а одну - авиация. А подлодку U-89 отправил на дно таранный удар британского броненосного крейсера «Роксбург».
После окончания войны пять самых новых субмарин этого типа присвоила себе Франция (они служили во французском флоте до конца 30-х гг.). Шесть лодок затопили (по принципу: «так не доставайся же ты никому»). Остальные лодки победители разобрали на металл.

Подводные крейсера типа U-127
(12 единиц – от U-127 до U-138; в строй – только 2 лодки)
[645x246]

Водоизмещение надводное 1.175 т, подводное 1.534 т. Размеры: 83,5x7,5x4,3 м. Двигатели: 2 дизеля по 1.750 л.с. + 2 дизеля по 450 л.с., 2 электромотора по 845 л.с. Скорость: надводная 17,7 узлов, подводная 8,1 узлов. Дальность: надводная 12.000 миль, подводная 50 миль. Вооружение: 6х500-мм торпедных аппаратов (4 носовых, 2кормовых); боекомплект 14 торпед. Артиллерия:1х150-мм или 2х105-мм орудия. Экипаж: 46 человек.

Большие подводные крейсера этого типа предназначались для действий у берегов США и Южной Америки. Они имели по 2 вспомогательных дизеля для зарядки аккумуляторов, и могли принимать топливо в главные балластные цистерны, что увеличивало дальность плавания.
Из 12 строившихся в 1918 г. крейсеров в строй успели войти только U-135 и U-136. После окончания войны они были интернированы Антантой; остальные недостроенные крейсеры разобрали на металл.

Подводные крейсера типа U139
(в постройке 16 единиц – от U-139 до U-182; но в строй - только 4 лодки).
[646x193]

Водоизмещение надводное 1.930 т, подводное 2.483 т. Размеры: 92x9,1x5,3 м. Двигатели: 2 дизеля по 1.650 л.с. + 1 дизель 450 л.с., 2 электромотора по 845 л.с. Скорость: надводная 15,3 узлов, подводная 7,6 узлов. Дальность: надводная 12.630 миль, подводная 45 миль. Вооружение: 6х500-мм торпедных аппаратов (4 носовых, 2 кормовых); боекомплект 19 торпед. Артиллерия: 2х150-мм орудия. Экипаж: 66 человек.

Из 16 заложенных больших подводных крейсеров в 1918 г. в строй успели вступить только 4 - от U-139 до U-142. Но и они до конца войны еще только осваивались экипажами. Лишь U-139 успел совершить осенью 1918 один поход к берегам США, потопив по разным сведениям от 3 до 5 транспортов и 1 малый боевой корабль. После капитуляции Германии эти крейсера были переданы по репарациям Антанте.

Подводные крейсера типа U151
(8 единиц - от U-151 до U-157)
[647x318]

Водоизмещение надводное 1.512 т, подводное 1.875 т. Размеры: 65x8,9x5,3 м. Двигатели: 2 дизеля по 400 л.с., 2 электромотора по 400 л.с. Скорость: надводная 12,4 узлов, подводная 8,2 узлов. Дальность: надводная 25.000 миль, подводная 65 миль. Вооружение: 2х500-мм торпедных аппарата; боекомплект 18 торпед. Артиллерия: 2х150-мм + 2х88-мм орудия. Экипаж: 56 человек.

Изначально эти корабли строились как транспортные лодки типа «Дойчланд»; все вступили в строй в 1916-1917 гг. В конце 1916 г. субмарина этого типа «Бремен» погибла на минах. В 1917, после вступления в войну в США, было принято решение переоборудовать транспортные корабли в большие крейсерские лодки – для действий у берегов Америки; при переоборудовании они получили порядковые номера. Как крейсера вступили в строй в конце 1917 – первой половине 1918 г.
Переделку транспортников в крейсера нельзя назвать удачной: лодки этого типа имели небольшую скорость и слабое торпедное вооружение. В ходе боевых действий немцы потеряли 2 таких подлодки: U-154 была торпедирована английской субмариной, а U-156 погибла на минах. Остальные корабли после капитуляции Германии передали победителям, которые их за ненадобностью затопили.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Ретрофан, с Днем Рождения!
Здоровья, мирного неба над головой и вдохновения для дальнейшего труда по военной истории!
Спасибо за Ваши публикации!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 1МВ. Подводный флот Германии (02). Крейсерские подлодки | Ретрофан - Дневник Ретрофан | Лента друзей Ретрофан / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»