Подразделения ПВО Люфтваффе в значительной мере были оснащены теми же, уже описанными мною в предыдущей статье зенитными орудиями, что имелись в Вермахте; только у Люфтваффе этих «стволов» было гораздо больше. Вообще большинство имевшихся в Германии огневых средств зенитной артиллерии находилось в ведении именно Люфтваффе - еще с самого начала развертывания системы ПВО в стране. Именно ПВО Люфтваффе была поручена противовоздушная оборона германских городов, а так же важных промышленных объектов самого Рейха и оккупированных стран, предприятия которых работали на немцев.
В 30-е гг. организационно части ПВО Рейха подчинялись авиационным округам. А с началом 2-й мировой войны в ПВО Люфтваффе была проведена реорганизация для обеспечения взаимодействия с сухопутными частями, плохо оснащенными зенитным вооружением (в Германии существовала неприязнь между разными ведомствами, и лидер Люфтваффе рейхсмаршал Геринг противился усилению ПВО Вермахта, желая оставаться «главным ПВОшником страны»). Для этого в Люфтваффе началось формирование зенитных дивизий, бригад и корпусов, часть из которых оставалась в Германии для обороны тыловых объектов, а часть – сопровождала наступающие войска Вермахта, «покровительствуя» им не только самолетами в воздухе, но и зенитками в прифронтовой полосе. При этом подразделения, сопровождавшие Вермахт, использовали легкие зенитки малых и средних калибров (от 20-мм до 88-мм; т.е. те, что описаны в статье «Зенитная артиллерия Вермахта»). А тыловые части ПВО Рейха в основном вооружались тяжелыми зенитными орудиями средних и крупных калибров от 88-мм до 150-мм (которые и будут представлены в этой статье).
Понятно, что в ходе быстро меняющихся боевых действий приданным Вермахту подразделениям ПВО Люфтваффе необходимо было подчиняться командованию тех корпусов и армий, с которыми они взаимодействовали. Тем не менее, эти зенитные части сохраняли подчиненность командованию Люфтваффе, что временами порождало конфликты между ведомствами, влияло на боевую эффективность и численность потерь.
Основной боевой единицей ПВО Люфтваффе считался полк (из разного количества полков и формировались зенитные дивизии, бригады и корпуса). По штату зенитный полк состоял из 4-х дивизионов – 3-х тяжелых и 1-го легкого. Тяжелый дивизион имел 2 батареи по 4 х 88-мм и 3 х 20-мм зенитки, и 1 батарею из 12 х 20-мм «флаков». Легкий дивизион включал 2 батареи по 12 х 20-мм пушек; 3-я батарея могла иметь или 9 х 37-мм орудий, или 8 х 20-мм «счетверёнок». Причем все эти зенитки использовались не только для борьбы с воздушными целями, но часто – и для поражения вражеской бронетехники. Так, например, два зенитных полка Люфтваффе, приданные в 1941 г. 2-й Танковой группе армий «Центр», к концу года записали на свой счет не только 314 сбитых самолетов, но и 3.000 уничтоженных танков!
А в 1942 г. тщеславный Геринг, желавший иметь кроме прочего еще и собственную пехоту, добился от Гитлера решения о формировании 22-х так называемых авиаполевых дивизий численностью в 220 тысяч человек – пехотных подразделений, входивших в состав Люфтваффе и подчинявшихся непосредственно Герингу. Эти авиаполевые дивизии получили от своего «шефа» сильные средства ПВО. Их зенитный дивизион имел 1 тяжелую (4 х 88-мм и 3 х20-мм) и 2 легкие (по 12 х 20-мм) батареи. Кроме того, каждому из 4-х пехотных батальонов дивизии в роту тяжелого оружия придавались 4 х 20-мм «флака» - для стрельбы не только по самолетам, но и по наземным целям. Таким образом, авиаполевая дивизия насчитывала 4 х 88-мм, и 43 х 20-мм зенитки.
Не забывал Геринг и о своих Воздушно-Десантных войсках. Каждая из его парашютных дивизий оснащалась зенитным дивизионом 5-батарейного (!) состава. В дивизион входили 3 тяжелые (по 4 х 88-мм и 3 х 20-мм) и 2 легкие (по 12 х 20-мм пушек) батареи. В общей сложности дивизия «зеленых дьяволов Геринга» имела 12 х 88-мм и 33 х 20-мм зенитки.
А тыловые подразделения ПВО, оборонявшие Рейх, были насыщены значительным числом других, еще более мощных орудий. Эти зенитные «монстры» калибров от 105 до 128-мм (еще более крупные 150-мм имелись лишь в единичных экземплярах) были слишком тяжелы для войсковых перевозок, и потому устанавливались стационарно вокруг наиболее важных объектов Германии. Например, вооруженная ими 1-я дивизия зенитной артиллерии Люфтваффе вплоть до конца войны оставалась на месте, прикрывая от воздушных налетов Берлин. Впрочем, весной 1945 г. и этой дивизии пришлось принимать участие в наземных боях – против рвавшихся к Берлину советских войск…
Как уже не раз здесь говорилось, «ведомство Геринга» добилось концентрирования основной массы производимых германской промышленностью зенитных орудий в ПВО Люфтваффе, оставив снабжение зенитками частей ПВО Вермахта лишь по «остаточному принципу». Это касалось не только орудий крупного и среднего калибров, но и малокалиберных автоматов, которые как воздух требовались именно пехотным, моторизованным и танковым частям. И если из-за своей громоздкости 105-мм и 128-мм «мастодонты» Вермахт совершенно не интересовали, то по остальным калибрам наблюдался огромный «перекос» не в пользу сухопутных войск. Так на весну 1944 г. 88-мм пушек, очень подходивших для борьбы с советскими тяжелыми танками, Вермахт имел всего 574 орудия, в то время, как ПВО Люфтваффе обладало 10.000 «восемьдесят восьмых». Но это хотя бы было оправдано необходимостью сбивать высотные бомбардировщики англо-американцев. Однако похожая картина наблюдалась и в количестве зенитных автоматов, предназначавшихся для стрельбы только по низколетящим целям – т.е., «зениткам поля боя». Люфтваффе имели 3.500 х 37-мм «флаков», в то время, как Вермахт – только 775 таких пушек; а расхождение по скорострельным 20-мм автоматам составляло около 20.000 таких «флаков» в ПВО Люфтваффе против всего 7.180 – в ПВО Вермахта…
88-мм зенитная пушка Flak.41
Вес: в боевом положении 7.840 кг, в походном 11.240 кг. Угол возвышения ствола: до 90 градусов. Угол горизонтального обстрела: 360 градусов. Скорострельность 22-25 выст./мин. Дальность стрельбы: по горизонтали 20.000 м, по высоте 14.700 м. Начальная скорость снаряда: осколочного 1.000 м/с, бронебойного 980 м/с. Бронепробиваемость на 100 м - 194 мм, на 1.000 м – 159 мм.
В 1939 году фирма «Рейнметалл», стремясь превзойти качества крупповских 88-мм пушек Flak.18/36/37, начала проектирование новой зенитки такого калибра с улучшенными баллистическими характеристиками. И в 1942 году 44 первых опытных 88-мм Flak.41 отправились для боевых испытаний в Северную Африку. Правда, половина из них оказалась на дне Средиземного моря – перевозившее эти пушки транспортное судно было потоплено. Те же орудия, что добрались до Туниса, прошли фронтовые испытания, выявившие у них ряд недостатков. Устранить эти недостатки в короткие сроки не удалось, и поэтому в подразделения ПВО Рейха 88-мм Flak.41 начали поступать только в 1943 году. Выпуск этих зениток нарастал медленно; поэтому к февралю 1944-го в ПВО Рейха насчитывалось только 279 таких пушек. Всего же до конца войны было выпущено 345 (по другим сведениям 530) Flak.41. Около 100 таких пушек закупила у Германии Болгария. Болгарские Flak.41 очень эффективно использовались против англо-американских бомбардировщиков, а после перехода Болгарии на сторону союзников – уже против германской авиации.
Несмотря на сложную конструкцию и недостаточную маневренность из-за слишком большого веса, Flak.41 благодаря ее высоким баллистическим и поражающим характеристикам считается лучшим зенитным орудием среднего калибра периода Второй мировой войны.
105-мм зенитная пушка Flak.38/39
Вес: в боевом положении 10.240 кг, в походном 14.600 кг. Угол возвышения ствола: до 85 градусов. Угол горизонтального обстрела: 360 градусов. Скорострельность 15 выст./мин. Дальность стрельбы: по горизонтали 17.700 м, по высоте 12.800 м. Начальная скорость снаряда: осколочного 880 м/с, бронебойного 860 м/с. Бронепробиваемость на 100 м - 190 мм, на 1.000 м – 138 мм.
Пушка разрабатывалась фирмой «Рейнметалл — Борзиг» в качестве корабельной зенитной пушки, однако было принято решение адаптировать ее и для использования на суше. Сухопутный вариант пушки был принят на вооружение в конце 1937 года под обозначением «105-мм зенитная пушка обр.38» («10,5 cm Flak.38»). В годы войны пушка использовалась для противовоздушной обороны городов, промышленных предприятий и баз ВМФ. Из-за большого веса в походном положении пушка в войсках ПВО Вермахта не применялась.
Значительная часть пушек Flak-38 устанавливалась на лафетах с крестообразным расположением станин, конструкция которых обеспечивала круговой обстрел. Гидравлическая система горизонтального и вертикального наведения приводилась в действие электромоторами постоянного тока, питаемыми от автономного генератора. Пушка имела полуавтоматический клиновой затвор с электрическим спуском, и могла вести огонь со скорострельностью 12–15 выстрелов в минуту. Относительно высокая скорострельность при тяжелых снарядах обеспечивалась наличием автоматической системы заряжания.
В 1940 году на вооружение была принята усовершенствованная модификация этой пушки
— Flak-39. Она отличалась от исходной модели конструкцией лафета, а также тем, что электродвигатели этой пушки работали не на постоянном, а на переменном токе. Это позволяло подключать систему электропитания орудия к обычной электросети без использования автономных генераторов тока. Батареи пушек Flak-39 имели усовершенствованные приборы управления огнем. Стрельба по самолетам велась осколочными снарядами весом 15,1 кг, а по танкам – бронебойными весом 15,6 кг.
В августе 1944 года на вооружении зенитных частей Люфтваффе, отвечавших за ПВО страны, имелось 2.018 пушек Flak-38/39. Из этого количества 116 пушек было смонтировано на железнодорожных платформах, 877 — на стационарных позициях, а 1.025 - на обычных лафетах.
128-мм зенитная пушка Flak.40
Вес: в боевом положении 17.000 кг, в походном 26.000 кг. Угол возвышения ствола: до 87 градусов. Угол горизонтального обстрела: 360 градусов. Скорострельность 12-14 выст./мин. Дальность стрельбы: по горизонтали 20.900 м, по высоте 14.800 м. Начальная скорость снаряда: осколочного 880 м/с, бронебойного 860 м/с. Бронепробиваемость на 100 м - 183 мм, на 1.500 м – 157 мм.
128-мм зенитная пушка Flak-40 была принята на вооружение в конце 1941 года. Она предназначалась для защиты важнейших объектов на территории Третьего Рейха, и поступала в зенитные части Люфтваффе и ВМФ. 128-мм Flak-40 была самой крупнокалиберной из массово выпускавшихся Германией зенитных пушек. Ее «конкурентка» - 150-мм Flak-50 в начале войны не была принята на вооружение ввиду ненужности для «блицкрига» такого тяжелого и дорогого орудия, а позже – именно из-за появления более дешевой и несколько менее тяжелой 128-мм Flak-40.
128-мм Flak-40 представляла собой электрифицированное орудие с силовыми моторами к досылателю снаряда и к каждому механизму наведения, что ускоряло подготовку к стрельбе. Для обеспечения орудий электроэнергией каждую батарею сопровождал электрогенератор. Стрельба велась снарядами весом 26 (осколочный) и 28,3 (бронебойный) кг. Осколочные снаряды Flak-40 имели электрический дистанционный взрыватель, реагировавший на приближение к цели замыканием электроцепи, и взрывались в непосредственной близости от бомбардировщика.
Темпы производства орудий были относительно высокие, и к августу 1944 года только зенитные части Люфтваффе (не считая ВМФ) имели 449 таких орудий: 242 на стационарных позициях, 201 на железнодорожных платформах и 6 на колесных лафетах. Размещение значительного числа Flak-40 на железнодорожных платформах делалось для повышения мобильности этих тяжелых крупнокалиберных орудий при переброске зенитных батарей на защиту разных объектов.
В январе 1945 года количество 128-мм пушек в ПВО Люфтваффе достигло 570 «стволов»; кроме того, имелось еще 35 «спарок» Flak-42 Zwilling, представлявших собой сдвоенные Flak-40.
128-мм пушка Flak-42 Zwilling
Спаренные «128-миллиметровки» были разработаны для повышения плотности зенитного огня. Правда, при этом вес орудия в боевом положении увеличился на тонну, зато скорострельность достигла 24-28 выстрелов в минуту! В результате батарея из 4 «спарок» могла за минуту «забросить» на высоту 14.800 м от 96 до 112 снарядов общим весом 2,4-2,9 тонн, при взрыве превращавшихся в тучу осколков металла!
Эффективность 128-мм пушек Flak-40 и Flak-42 Zwilling была чрезвычайно высока. На счету этих орудий - сотни сбитых английских и американских бомбардировщиков. Летчики союзнической авиации свидетельствуют, что каждая четвертая машина из тех, которым повезло вернуться с задания, имела осколочные повреждения. Германская ПВО Рейха ежемесячно сбивала и выводила из строя около 4 тысяч бомбардировщиков англо-американской авиации…