• Авторизация


2МВ: американские авианосцы типа «Йорктаун» 29-03-2022 06:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


01 ав хорнет в море (585x387, 210Kb)
Авианосец «Хорнет» в походе

Корабли этой серии строились уже по другой концепции, отличавшейся от принятой в 20-е гг. концепции авианосца, которой соответствовали «Лексингтон» и «Саратога». Если те считались самостоятельными единицами, и для самозащиты снабжались толстой броней и крупнокалиберными орудиями, то авианосцы постройки 30-х гг. воспринимались уже как авиационное обслуживание эскадры, действующее исключительно под охраной крейсеров и эсминцев, обязанных всеми силами защищать свои плавучие аэродромы. Поэтому на авианосцах постройки 30-х гг. сильное бронирование и мощная артиллерия были принесены в жертву удобству работы с самолетами.


АВИАНОСЦЫ ТИПА «YORKTOWN»
«Yorktown» (CV-5) — в строю с 30.09.1937 г., погиб 7.06.1942 г.
«Enterprise» (CV-6) — в строю с 12.05.1938 г., сдан на слом 1.07.1958 г.
«Hornet» (CV-8) — в строю с 20.10.1941 г., погиб 27.10.1942 г.

02 хорнет проекции (648x326, 117Kb)

Технические характеристики:
Водоизмещение: стандартное 19.576 т., полное 25.484 тонн. Размеры 246.7 х 33,4 х 7.9 метров. Мощность четырехвальной энергоустановки 120.000 л.с.; скорость 32,5 узла. Дальность плавания 12.000 миль на 15 узлах хода.
Бронирование; пояс 102—65 мм, палуба 37 мм, траверзы и рубка 102 мм. Вооружение: 8— 127-мм универсальных орудий, 4х28-мм счетверенных (16 стволов) автоматов. 24—12,7-мм пулемета. Экипаж 2.175 человек.

Состав авиагруппы:
«Йорктаун»: июнь 1942 г. - 25 истребителей F4F, 37 пикирующих бомбардировщиков SBD, 13 торпедоносцев TBD (75 машин).
«Энтерпрайз»: июнь 1942 г. - 27 истребителей F4F, 37 пикирующих бомбардировщиков SBD, 14 торпедоносцев TBD (78 машин); июнь 1944 г. - 31 истребитель F6F, 3 истребителя F4U, 23 пикирующих бомбардировщика SBD, 15 торпедоносцев TBF (72 машины).
«Хорнет»: июнь 1942 г. - 27 истребителей F4F, 37 пикировщиков SBD, 15 торпедоносцев TBD (79 машин).

Эти корабли стали первыми по-настоящему современными американскими авианосцами, разработанными с учетом опыта эксплуатации уже имевшихся авианесущих кораблей. После закладки «Рейнджера» на долю американских авианосцев, согласно Вашингтонскому соглашению, оставалось 55.000 тонн суммарного тоннажа. При такой квоте возможно было построить только два полноценных эскадренных авианосца водоизмещением по 27.000 тонн - ведь ограничение размеров кораблей данного класса резко снижало их боевые возможности. Однако моряки требовали постройки трех авианосцев. И тогда был принят компромиссный вариант: решили построить два корабля водоизмещением по 20.700 тонн и еще один (будущий «Уосп» CV-7) — меньшего размера. CV-5 и CV-6 заложили в 1934 г. А четыре года спустя, уже после прекращения действия вашингтонских ограничений, конгресс США решил построить третий однотипный им авианосец — CV-8 «Хорнет».
Проект «Йорктауна» имел полетную палубу надстроечного типа длиной 238 метров и шириной 24,4 м. Одноярусный ангар размером 166,4 х 19,2 х 5,25 м был рассчитан на прием до 96 самолетов. Авиатехника поднималась на полетную палубу тремя лифтами; два из них находились в диаметральной плоскости корабля, а средний был смещен к правому борту. Две катапульты находились на полетной палубе, третья размещалась палубой ниже и могла запускать самолеты прямо из ангара через специальные окна в бортах. Впрочем, эта оригинальная идея себя не оправдала, и в 1942 г. третью катапульту сняли. Внешним отличием кораблей этой серии от предыдущих авианосцев стало то, что на них дымовую трубу объединили с островной надстройкой в единое целое.
03 энтнрпрайз разрез (640x413, 202Kb)
Авианосцы типа «Йорктаун» в разрезе

Бронирование кораблей типа «Йорктаун» было более тонким, чем у типа «Лексингтон», и соответствовало бронированию крейсеров. Артиллерийское вооружение авианосцев неоднократно менялось. В технических характеристиках, данных выше, указано вооружение кораблей при спуске на воду. В 1942 г. на эти авианосцы начали ставить 20-мм «эрликоны», а 28-мм автоматы заменять на 40-мм «бофорсы». В 1945 г. «Энтерпрайз» нес, кроме 127-мм орудий, 5 спаренных и 11 четырехствольных «бофорсов» (54 ствола) и 32 автомата «эрликон». Корабли типа «Йорктаун» еще в 1940 г. одними из первых в американском флоте получили радары. А с 1943 г. «Энтерпрайз» нес уже не одну, а три РЛС (не считая радаров управления огнем).
Многочисленные перевооружения сильно увеличили «верхний» вес кораблей и снизили их остойчивость. Поэтому в 1943 г. еще остававшийся в строю «Энтерпрайз» капитально модернизировали: его корпус оснастили булями, из-за чего ширина увеличилась, а скорость несколько уменьшилась.

АВИАНОСЦЫ НА ВОЙНЕ:

Авианосец «Йорктаун»

«Йорктаун» с момента вступления в строй входил в состав Тихоокеанского флота США; но в мае 1941 г. его перебросили в Атлантический океан и ввели в состав «Нейтрального патруля» для участия в сопровождении конвоев в Англию. После нападения японцев «Йорктаун» вернули на Тихий океан, куда он прибыл 6 января 1942 г.
04 йорктаун фото (606x324, 99Kb)
Фото авианосца «Йорктаун»

В феврале авианосец участвовал в ударах по японским объектам на островах Гилберта. В марте «Йорктаун» и «Лексингтон» нанесли своей авиацией удар по японскому десанту, высаживавшемуся на севере Новой Гвинеи; при этом самолетами был потоплен вспомогательный крейсер противника «Конго-Мару». В двухдневном сражении в Коралловом море 7— 8 мая 1942 г. самолеты «Йорктауна» (8 F4F-3, 24 SBD-3, 9 TBD-1) потопили японский авианосец «Сёхо» и повредили «Сёкаку». Однако и «Йорктаун» получил попадание 250-кг бомбы в район мостика. Бомба пробила три палубы и вызвала пожар, который удалось быстро ликвидировать.
В сражении у атолла Мидуэй 4 июня авиагруппа «Йорктауна» потопила авианосец «Сорю». Но спустя несколько часов корабль атаковали 18 японских бомбардировщиков D3A1 с авианосца «Хирю» и, прорвавшись сквозь завесу зенитного огня и истребительное прикрытие, поразили «Йорктаун» тремя бомбами. Первая взорвалась на полетной палубе и уничтожила подготовленный к старту истребитель. Вторая попала в дымовую трубу, от взрыва загорелись сажа и краска, вышли из строя пять котлов. Третья бомба взорвалась в глубине корпуса, вблизи хранилищ топлива и погребов боезапаса. Лишь благодаря эффективно сработавшей системе углекислотного тушения и затоплению погребов удалось избежать детонации. Горящий корабль на время потерял ход. Но затем пожары удалось локализовать; а вскоре «Йорктаун» развил 20-узловой ход и даже возобновил заправку истребителей горючим.
05 йорктаун поражения (638x319, 75Kb)

Но менее чем через час его снова атаковали 10 торпедоносцев, шедших на небольшой высоте под прикрытием 6 истребителей. Разделившись на группы, они атаковали «Йорктаун» с четырех разных направлений, и на дистанции 500 метров от него сбросили торпеды. Две из них поразили авианосец. «Йорктаун» получил крен и лишился хода; воспламенились топливные цистерны. И командир, не предприняв никаких мер по борьбе за живучесть, приказал экипажу оставить корабль. Тяжело поврежденный авианосец оставались на плаву еще двое суток. Правда, утром 6 июня на не желавший тонуть «Йорктаун» высадилась аварийно-спасательная команда, потушившая пожар. Но днем неподвижный авианосец атаковала и торпедировала японская подлодка I-168. Эти две торпеды решили судьбу корабля. Утром следующего дня брошенный спасательной командой «Йорктаун» лег на борт, и окончательно затонул.
06 йорктаун брошен (509x473, 89Kb)
Пораженный авиабомбами «Йорктаун» горит.
Последние минуты брошенного экипажем «Йорктауна»…

Авианосец «Энтерпрайз»

«Энтерпрайз» с момента вступления в строй служил на Тихом океане. За девять дней до японского нападения корабль ушел из главной базы – для доставки истребителей гарнизону острова Уэйк. Поэтому 7 декабря 1941 г. «Энтерплайз» находился в море в 200 милях западнее Пёрл-Харбора, и потому не подвергся бомбардировке японцев.
С первых дней войны авианосец принимал активное участие в боевых действиях. Уже 10 декабря его самолеты потопили японскую подлодку I-70. В феврале-марте 1942 бомбардировщики «Энтерпрайза» нанесли ряд ударов по японским базам на Маршалловых островах, островах Уэйк и Маркус. Правда, результаты этих атак были скромными: повреждены неприятельский крейсер и минный заградитель. 18 апреля «Энтерпрайз» прикрывал «Хорнет» в рейде на Токио.
В июне 1942 в сражении у атолла Мидуэй самолеты «Энтерпрайза» потопили сразу три японских авианосца: «Акаги», «Kaгa» и «Хирю». В августе они принимали участие в прикрытии высадки на Гуадалканал и сражении у Восточных Соломоновых островов. В ходе последнего сражения корабль получил серьезные повреждения от попадания трех 250-кг авиабомб, и на два месяца «Энтерпрайз» встал в Пёрл-Харборе на ремонт.

26 октября 1942 г. «Энтерпрайз» участвовал в сражении у островов Санта-Крус. Его авиагруппа повредила авианосец «Дзуйхо», однако и сам он получил три попадания 250-кг бомб. Сразу после атаки бомбардировщиков на «Энтерпрайз» вышли 25 японских торпедоносцев, но однако им не удалось добиться ни одного попадания. Несмотря на тяжелые потери в личном составе, авианосец сохранил ход и управляемость, и самостоятельно прибыл на аварийный ремонт в Нумеа. Поскольку в этом сражении погиб «Хорнет», до января 1943 г. «Энтерпрайз» оставался единственным авианосцем США на Тихом океане. Авианосец принял участие в последнем морском сражении у острова Гуадалканал, где самолеты «Энтерпрайза» потопили за 13—14 ноября японский линкор «Хиэй», крейсер «Кинугаса» и повредили несколько других кораблей.
С марта по октябрь 1943 г. авианосец в США прошел ремонт и модернизацию, после чего сразу вернулся в Тихий океан. В ноябре - декабре «Энтерпрайз» прикрывал десантную операцию на островах Гилберта, в январе 1944 г. на Маршалловых и Восточных Каролинах. В апреле он наносил удары по неприятельским объектам на Новой Гвинее, в июне обеспечивал высадку на Марианские острова, в сентябре-октябре атаковал японские базы на Западных Каролинах, Окинаве, Лусоне и Формозе. Затем принял участие в сражении в заливе Лейте, в ходе которого 24 октября авиагруппа «Энтерпрайза» атаковала линкор «Мусаси». «Мусаси» на тот момент считался одним из самых сильных в мире; тем не менее, он был потоплен.
[510x398]
Вид «Энтерпрайза» из кабины взлетевшего с него самолета

В январе 1945 г. в связи с устарелостью и изношенностью авианосца довоенной постройки, а так же появлением во флоте США значительного количества новых, более мощных ударных авианосцев, «Энтерпрайз» временно отстранили от тактических действий. Его привлекли к операциям по ночным бомбардировкам Японии: днем авианосец находился на значительном удалении от японских баз, а вечером приближался к берегу, поднимая в воздух ударное бомбардировочное соединение. Приняв на борт вернувшиеся самолеты, корабль снова уходил дальше в море.
11 апреля в ходе сражения за Окинаву в «Энтерпрайз» врезался самолет пилота-смертника, и корабль ушел для трехнедельного ремонта. А 14 мая 1945 г. «Энтерпрайз» получил тяжелые повреждения от попаданий двух камикадзе. В результате была повреждена энергетическая установка, и вышла из строя часть электрооборудования; корпус корабля был пробит в нескольких местах. Авианосец вышел из строя и стал в ремонт до конца войны.
[649x342]
Самолет камикадзе врезался в авианосец «Энтерпрайз»

«Энтерпрайз» принимал участие почти во всех морских сражениях на Тихом океане. Согласно официальным данным он уничтожил или участвовал в потоплении 71 японского корабля, а его авиагруппы сбили 911 вражеских самолетов. В конце 50-х годов ветераны Второй мировой войны предприняли попытку выкупить авианосец у флота и организовать на нем мемориал морякам и летчикам, погибшим в годы войны, но собранных средств оказалось недостаточно. 1 августа 1958 г. корабль продали на слом.

Авианосец «Хорнет»

Недавно вступивший в строй «Хорнет» сразу после окончания боевой подготовки экипажа в марте 1942 г. отправился на Тихий океан. Самой первой и самой знаменитой операцией в короткой карьере этого авианосца стал так называемый «рейд Дулиттла» - налет на Токио 18 апреля 1942 г., осуществленный с палубы «Хорнета» сухопутными двухмоторными бомбардировщиками В-25.
[640x394]
«Рейд Дулиттла» 18.04.1942 г. Взлет с палубы «Хорнета» армейского среднего бомбардировщика В-25 для бомбежки столицы Японии - Токио

В июне корабль участвовал в сражении у атолла Мидуэй, однако взлетевшие с его палубы утром 4 июня истребители и бомбардировщики не смогли обнаружить противника. На цель вышли только 15 торпедоносцев TBD, но все они погибли в безрезультатной атаке. В сентябре — октябре «Хорнет» сопровождал конвои на Гуадалканал, наносил удары по японским объектам на Соломоновых островах, и принял участие в сражении у островов Санта-Крус 26 октября 1942 г. В этом сражении самолеты «Хорнета» тяжело повредили вражеский авианосец «Сёкаку». Однако и сам «Хорнет» подвергся подряд двум атакам 27 японских бомбардировщиков и торпедоносцев. В американский авианосец попали три бомбы и две торпеды; кроме того, в него врезались два сбитых японских самолета. Корабль потерял ход, и крейсер «Нортхемптон» взял подбитый авианосец на буксир. Но, когда пожары удалось ликвидировать, последовал новый налет и попадания еще одной торпеды и одной бомбы. В общей сложности «Хорнет» был поражен четырьмя бомбами и тремя торпедами, а так же двумя врезавшимися в него японскими самолетами.

Хотя всеми этими ударами авианосец был полностью выведен из строя, он все еще оставался на плаву. Тем не менее, команда, даже не попытавшись бороться за живучесть, оставила медленно погибавший корабль. Затем «подранка», обстреляли американские эсминцы; однако их огонь, хотя и ускорил погружение корабля, но не погубил его окончательно. Полузатопленный «Хорнет» упрямо не желал уходить на дно. Лишь ночью обнаружившие горящий авианосец японские эсминцы «Акигумо» и «Макигумо» наконец-то добили беспомощного «американца» своими торпедами…
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 2МВ: американские авианосцы типа «Йорктаун» | Ретрофан - Дневник Ретрофан | Лента друзей Ретрофан / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»