В годы Второй мировой войны основная тяжесть борьбы за господство над бескрайними просторами Тихого и Индийского океанов легла на флоты Японии, США и Великобритании. И впервые в истории главным оружием сражающихся флотов стали не артиллерийские корабли, а авианосцы. Именно благодаря авианосцам в большинстве морских битв в этой части света противники сражались на дистанциях, не досягаемых для артиллерии; японские, американские и английские моряки даже вообще не видели вражеских кораблей, по которым наносился удар! Не будет преувеличением утверждение, что именно самолеты морской авиации в этих океанах решали исход сражений, активно содействуя победному окончанию войны.
Морская авиация флота США подразделялась на палубную, самолеты которой базировались на авианосцах, и авиацию морской пехоты, базировавшуюся на островах, принадлежавших или захваченных США. У американцев самолеты и палубные, и морской пехоты принадлежали к одним и тем же типам, различаясь между собой только наличием или отсутствием приспособлений для посадки на корабельную палубу (тормозных гаков и т.п.). Нужно сказать, что большинство самолетов, с которыми флот США вступил во 2-ю мировую войну, оказались довольно неудачными, что сказалось на многочисленных поражениях американского флота на начальном этапе войны. Из этого сборища малопригодных для современной войны летательных аппаратов только один тип пикировщика и один тип истребителя смогли продержаться в строю до конца войны (правда, с ее середины оставаясь лишь «на вторых ролях»). Остальные же «неудачники» были сняты с вооружения уже через несколько месяцев после начала боев, и заменены более совершенными машинами…
Торпедоносец – горизонтальный бомбардировщик Douglas TBD «Devastator»
[637x315]
КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Одномоторный трехместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной, убирающимися шасси и складывающимися крыльями. Строился серийно в 1937 – 1938 гг.; всего выпущено 130 самолетов в одно модификации – TBD-1.
ТТХ TBD «DEVASTATOR»:
Двигатель: Pratt-Whitney R-1830-84 мощностью 900 л.с. Cкорость 332 км/ч; потолок 6.000 м; дальность 1.127 км. Вес пустого 2.800 кг, вес взлетный 4.477 кг. Экипаж: 3 человека. Вооружение: 1х12,7 и 1х7,7-мм синхронные пулеметы в носу, 1х7,7-мм подвижный пулемет сзади; 1х908 кг торпеда или до 545 кг бомб.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
TBD-1 «Devastator» был откровенно неудачным самолетом. Он имел слишком малую для условий 2-й мировой войны скорость, недостаточную дальность, слабое защитное вооружение и низкую боевую живучесть - жизненно важные места самолета совершенно ничем не защищались. Это и определило недолгую боевую службу торпедононосца, который был «демобилизован» уже через шесть месяцев после начала войны…
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
TBD-1 приняли на вооружение флота США в июне 1937 года. К моменту вступления Соединенных Штатов в войну этим торпедоносцем-бомбардировщиком были оснащены все американские авианосцы. Первое боевое применение они прошли 10 января 1942 г., когда пара TBD-1 с авианосца «Lexington» атаковала глубинными бомбами японскую подводную лодку. Затем эти торпедоносцы участвовали во всех боевых столкновениях американского флота с японским - вплоть до сражения при Мидуэе. При этом боевой эффективностью «Devastator’ы» не блистали: например, в битве в Коралловом море в мае 1942-го они сбросили 20 торпед по двум японским авианосцам, но корабли противника так ни разу и не поразили. А в битве у Мидуэя в июне 1942 г. TBD-1 вообще продемонстрировали свою полную беспомощность. Тогда только в одной атаке на японские авианосцы из 41-го TBD-1, участвовавших в бою, было сбито 35 торпедоносцев; при этом ни одна выпущенная по врагу торпеда в цель так и не попала. Поэтому сразу после окончания сражения, еще в том же июне 1942 года, все TBD-1 были убраны с авианосцев на береговые базы, где использовались исключительно для тренировки экипажей. Лишь отряд TBD-1 авианосца «Ranger» еще оставался в строю до августа 1942 г; но этот корабль находился далеко от фронта – в Карибском море, где осуществлял патрулирование района.
Пикирующий бомбардировщик Vought-Sikorsky SB2U «Vindicator»
[648x329]
КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Одномоторный двухместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной, убирающимися шасси и складывающимися крыльями. Строился серийно в 1937 – 1938 гг.; всего выпущено 259 самолетов; из них 40 переданы Франции и 50 – Великобритании; на авианосцы США попало 169 бомбардировщиков.
ТТХ SB2U «Vindicator»:
Двигатель: Pratt-Whitney R-1535-96 мощностью 825 л.с. Cкорость 391 км/ч; потолок 6.600 м; дальность 3.000 км. Вес пустого 2.292 кг, вес взлетный 4.376 кг. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 1х7,62-мм передний и 1х7,62-мм задний пулеметы; 1х454 кг бомба.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
Единственным достоинством «Vindicator» была большая дальность полета. Недостатки оказались более многочисленны: слабый мотор, малая скорость, слабое защитное вооружение, низкая боевая живучесть. Это и определило недолгую корабельную службу SB2U, снятого с авианосцев Тихого океана еще до начала войны и переданного морской пехоте. Однако и в береговом базировании «Vindicator» задержались ненадолго…
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
«Vindicator» был принят на вооружение в декабре 1937, и к марту 1938 этим пикировщиком вооружили все американские авианосцы. С началом 2-й мировой войны палубные SB2U принимали участие в «Патруле нейтралитета». Но в 1941 «Vindicator» стали переводить на береговые базы – на палубах авианосцев их начали заменять более крепкие, живучие и лучше вооруженные SBD «Dauntless». К моменту вступления США в войну «Vindicator» оставались на вооружении только «тыловых» авианосцев, занимавшихся обучением пилотов у берегов Америки. Поэтому в единственном сражении на Тихом океане, в котором приняли участие SB2U (июнь 1942), «Vindicator» действовали с базы на атолле Мидуэй (эскадрилья VMSB-241). На этом боевое применение «Vindicator» и закончилось; на учебных авианосцах эти пикировщики использовались до ноября 1943 г.
Пикирующий бомбардировщик Douglas SBD «Dauntless»
[648x280]
КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Одномоторный двухместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной, убирающимися шасси и складывающимися крыльями. Строился серийно в 1939 – 1944 гг.;
Всего произведено 5.928 SBD в шести модификациях (из них 4.925 палубных). Самой многочисленной в 1941 г была версия SBD-3 (585 бомбардировщиков), а в 1943 - SBD-5 (2.954 самолета).
ТТХ DOUGLAS SBD-3 (1941 г.):
Двигатель: Wright R-1820-52 мощностью 1.000 л.с.; скорость 402 км/ч; потолок 8.300 м; дальность 2.160 км. Вес пустого 2.878 кг, вес взлетный 4.717 кг. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 2х12,7-мм синхронных пулемета в носу, 2х7,7-мм пулемета (спарка) сзади; 1х726 кг бомба под фюзеляжем и 2х45 кг бомбы под крыльями.
ТТХ DOUGLAS SBD-5 (1943 г.):
Двигатель: Wright R-1820-60 мощностью 1.200 л.с.; скорость 394 км/ч; потолок 7.405 м; дальность 1.770 км. Вес пустого 3.028 кг, вес взлетный 4.924 кг. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 2х12,7-мм синхронных пулемета в носу, 2х7,7-мм пулемета (спарка) сзади; 1.000 кг бомб.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
Первые малосерийные версии (SBD-1 и -2) имели невысокую живучесть; но к моменту вступления США в войну флот принял уже значительное число самолетов SBD-3, оборудованных протектированными топливными баками, бронестеклом и бронированием мест экипажа. Достоинствами этой и последующих версий SBD «Dauntless» стали: хорошая для начала войны скорость, высокая точность бомбометания, приличная боевая живучесть, довольно хорошее стрелковое вооружение. Недостатком была меньшая, чем у «Vindicator», дальность полета.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
Douglas SBD «Dauntless» принят на вооружение в июне 1940 г.; он поставлялся как на авианосцы, так и в авиаподразделения морской пехоты (эти машины не имели оборудования для посадки на палубу). В 1941-1942 гг. SBD «Dauntless» был основным палубным бомбардировщиком США; на малых эскортных авианосцах и в морской пехоте он оставался основным пикировщиком до самого конца войны.
Первое боевое применение состоялось в первый же день войны, 7 декабря 1941: при возвращении в базу Перл-Харбор группа «Dauntless» с авианосца «Lexington» оказались в центре японского налета. В завязавшейся схватке SBD сбили 2 вражеских самолета, но потеряли 7 своих. В последующем «Dauntless» принимали участие во всех морских сражениях с японским флотом; именно на их долю приходится большинство потопленных боевых кораблей Японии. Особо SBD отличились в битве при Мидуэе: все четыре погибших тогда японских авианосца были уничтожены именно пикировщиками «Dauntless». Ключевую роль эти самолеты сыграли так же в сражениях в Коралловом море и у Соломоновых островов. Но после сражения у Марианских островов (июнь 1944) SBD были окончательно вытеснены с ударных авианосцев новыми, более совершенными пикировщиками SB2C «Helldiver». Тем не менее, в морской пехоте, а так же на малых и эскортных авианосцах «Dauntless» сражались до конца войны. В частности, палубные «Dauntless» обеспечивали высадку союзных войск в Африке и на Сицилии; но чаще SBD применялись при эскортировании конвоев как самолеты противолодочной обороны.
КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Строился серийно в 1939 – 1941 гг.; всего произведено 507 самолетов в шести модификациях (три - для американских авианосцев, и три – экспортные версии для других стран). Авианосцы США приняли 162 палубных истребителя «Buffalo» в версиях: F2A-1 (11 экземпляров), F2A-2 (43 экземпляра) и F2A-3 (108 самолетов).
ТТХ BREWSTER F2А-3:
Двигатель: Wright R-1820-40 мощностью 1.200 л.с.; скорость 516 км/ч; время набора высоты 5.000 м – 7 минут; потолок 10.120 м; дальность 1.650 км. Вес пустого 2.146 кг, вес взлетный 3.247 кг. Экипаж: 1 человек. Вооружение: 4х12-мм пулемета.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
Самая многочисленная модификация F2A-3 отличалась от предыдущих версий F2A-1 и F2A-2, обладавших низкой живучестью, наличием бронезащиты пилота. Так же на этой модификации был увеличен запас топлива, что положительно сказалось на дальности полета, но отрицательно – на скороподъемности самолета. Главным достоинством моноплана Brewster F2A «Buffalo» на момент его появления на палубах авианосцев США была скорость - более высокая, чем у предыдущих американских палубных истребителей-бипланов (правда, впоследствии выяснилось, что по сравнению с японским палубным истребителем «Зеро» Брюстер все же оказался «тихоходом»). Недостаточной по сравнению с «Зеро» оказалась и маневренность «Buffalo». Однако главной «ахиллесовой пятой» палубного «Бизона» было очень слабое шасси, не выдерживавшее жесткую посадку на качающуюся палубу. Именно из-за частых поломок шасси флот принял лишь небольшое количество F2A, и уже в начале 1941 начал перевооружение авианосцев на другой истребитель – F4F «Wildcat».
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
Хотя заказ от ВМФ США предусматривал постройку 500 истребителей F2A, флот из-за проблем самолета с посадкой на палубы авианосцев принял только 162 истребителя этого типа; остальные самолеты фирме пришлось распродать в различные страны. «Buffalo» стал первым истребителем-монопланом ВМФ США; эти самолеты находились на вооружении авианосцев «Saratoga», «Lexington» и «Long Island».
С самого начала эксплуатации «Buffalo» на авианосцах американцы столкнулись с высокой аварийностью этого самолета: его «хлипкое» шасси, не выдерживало жесткую посадку на палубу корабля, и часто ломалось. Именно из-за этого флот принял лишь небольшое количество F2A, а уже в начале 1941 г. начал перевооружение авианосцев на другой истребитель – F4F «Wildcat». Тем не менее, к моменту начала войны с Японией «Buffalo» все еще оставались на вооружении авианосца «Lexington». С палубы этого корабля F2A и вступили в свой первый бой: 10 января 1942 г. пара «Buffalo» обстреляла из пулеметов обнаруженную в море японскую подводную лодку. Однако это первое боевое столкновение стало для палубных F2A и последним: уже через несколько дней «Lexington» приступил к смене «Buffalo» на «Wildcat». После этого переданные на береговые базы в распоряжение морской пехоты F2A еще только дважды участвовали в бою. 10 марта 1942 четверка «Buffalo» у Мидуэя сбила японскую летающую лодку Н8К1, а 4 июня 1942 там же у Мидуэя 19 «Buffalo» вступили в бой с группой японских самолетов. Схватка закончилась печально для американцев: они потеряли в том бою 13 «Buffalo»! После этого сражения оставшиеся F2A были переведены в тренировочные, и их боевая деятельность завершилась.
КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной, убирающимися шасси и складывающимися крыльями. Строился серийно в 1940 – 1945 гг. на заводах фирмы «Грумман» (маркировка F4F) и «Дженерал Моторс» (маркировка FМ). Всего произведен 7.971 самолет: на фирме «Грумман» построены 1.973 F4F-3 и F4F-4; на «Дженерал Моторс» - 5.998 FМ-1 и FМ-2.
ТТХ GRUMMAN F4F-3 «WILDCAT» (1940 г.):
Двигатель: Pratt-Whitney R-1830-76 мощностью 1.200 л.с.; скорость 533 км/ч; время набора высоты 5.000 м – 7,1 мин.; потолок 11.280 м; дальность 1.385 км. Вес пустого 2.512 кг, вес взлетный 3.205 кг. Экипаж: 1 человек. Вооружение: 4х12-мм пулемета.
ТТХ GRUMMAN F4F-4 «WILDCAT» (1941 г.):
Двигатель: Pratt-Whitney R-1830-86 мощностью 1.200 л.с.; скорость 512 км/ч; время набора высоты 5.000 м – от 7 до 8 минут (по разным данным); потолок 10.064 м; дальность 1.240 км. Вес пустого 2.624 кг, вес взлетный 3.607 кг. Экипаж: 1 человек. Вооружение: 6х12-мм пулеметов.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
Истребитель «Wildcat» в первой серийной версии F4F-3 (произведено 285 самолетов) заметно превосходил по летным качествам Brewster F2A «Buffalo», что и привело к замене «Бизона» «Дикой кошкой». Однако в процессе производства на F4F пришлось заменить высотный двигатель с двухступенчатым нагнетателем (который передали фирме «Боинг»), на низковысотный двигатель той же марки, но другой серии — с одноступенчатым нагнетателем. Эта замена повлекла за собой снижение максимальной скорости и резкое ухудшение высотных характеристик.
В новой версии F4F-4, пошедшей в серию в ноябре 1941-го, создатели постарались как можно лучше защитить самолет, Вдвое была увеличена площадь бронеспинки; под сиденьем летчика установили бронеподдон. Маслорадиаторы под крылом также защитили противопульной броней; все баки протектировались. Одновременно усилили вооружение самолета, доведя его до шести 12,7-мм пулеметов. Это увеличение веса наряду с мотором одноступенчатого нагнетания ухудшило маневренность, скорость и повысило инертность машины, что послужило причиной прохладного отношения к F4F-4 летчиков, пересевших на него с F4F-3. К тому же, несмотря на возросший вес секундного залпа, боевая ценность шестипулеметного варианта упала из-за сильно уменьшившегося боекомплекта.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
F4F «Wildcat» был принят на вооружение в декабре 1940 г., и к моменту нападения японцев на Перл-Харбор он стал основным истребителем флота США (на F4F летали 8 палубных и 3 эскадрильи морской пехоты). Первое боевое применение F4F американцами состоялось 11.12.1941: истребители морской пехоты с береговой базы атолла Уэйк поднялись на перехват приближающихся японских самолетов. Палубные «Wildcat» впервые вступили в бой 20.02.1942: F4F группы авианосца «Lexington» перехватили противника у Рабаула. Затем самолеты этого типа активно участвовали во всех тихоокеанских сражениях вплоть до середины 1943 года. В 1943 места истребителей на палубах ударных авианосцев заняли более совершенные «Hellcat» (то же в 1944 произошло и в эскадрильях морской пехоты), а «Wildcat» перевели на небольшие эскортные авианосцы. На этих кораблях F4F прикрывали с воздуха конвои, и до самого конца войны совместно с самолетами других типов активно топили японские и немецкие подводные лодки.