[583x394]
ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ ЯПОНСКИХ АВИАНОСЦЕВ
Истребительная авиация авианосцев не отличалась разнообразием типов. В период японо-китайской войны это был истребитель А5М, который к началу войны Японии с США был снят с вооружения ударных авианосцев и передан в береговые части и на малые эскортные авианосцы. А с 1940 и вплоть до конца боевых действий единственным типом палубного истребителя императорского флота был знаменитый А6М «Зеро», обладавший выдающимися боевыми качествами для начального периода войны. Поэтому в ходе боевых действий японцы его только совершенствовали, создавая новые модификации. Но при этом в данной рубрике «Палубная авиация Японии» оставлен и устаревший еще до войны А5М, так как он даже в 1942 году все еще довольно активно использовался малыми (эскортными) авианосцами.
Название:
В Японии этот самолет личного имени не имел; американцы прозвали истребитель: «Klod» (мужское имя «Клод»).
Конструкция, производство:
Цельнометаллический истребитель-моноплан с неубирающимися шасси и открытой кабиной; это - первый в мире палубный моноплан. Выпускался в трех боевых модификациях (А5М1, А5М2 и А5М4), различавшихся моторами разной мощности (580, 610 и 710 л.с.). Серийное производство - в 1937-1940 гг. Построено 1.358 самолетов (самой многочисленной была версия А5М4, воевавшая в Китае с 1938 г; именно эта модификация участвовала в боях 1941-1942 гг в Индийском и Тихом океанах).
ТТХ версии А5М4:
Двигатель: 1х710 л.с.; скорость 430 км/ч; время набора высоты 3000 м – 3,9 минут; потолок 9.800 м; дальность 700 км, с подвесным баком 1.200 км. Вес пустого 1.200 кг, вес взлетный 1.700 кг. Вооружение: 2х7,7-мм пулемета (+ 2х30 кг бомбы).
Боевые качества:
Отличные летные характеристики для 30-х годов, но совершенно недостаточные для боев 2-й мировой войны: малая скорость, слабое вооружение, низкая боевая живучесть.
Боевое применение:
С лета 1937 А5М воевали в Китае (с авианосцев и с наземных баз). К началу войны Японии с США А5М были вытеснены с ударных авианосцев более совершенными «Зеро». Однако вплоть до весны 1942 «Клоды» использовались с палуб эскортных (малых вспомогательных) авианосцев и с береговых баз. Снятые с вооружения и отправленные в авиашколы, «Клоды» в 1945 были вновь привлечены к боевой деятельности – теперь их использовали камикадзе...
Истребитель Mitsubishi A6M «Reisen» («Zero»)
[574x431]
Название:
В Японии этот самолет личного имени не имел; но так как техническая маркировка истребителя была «А6М палубный морской истребитель тип 0», японцы называли его «Рейзен» (яп. «Ноль»). Американцы, узнав об этом от пленных, также прозвали истребитель: «Zero» (англ. «Ноль»).
Конструкция, производство:
Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Выпускался в четырех боевых модификациях (А6М1, А6М2, А6М3 и А6М5). Серийное производство - 1940-1945 гг. Построено 10.938 самолетов (по другим сведениям 11.341 самолетов). Самая многочисленная модификация А6М5 – применялась в боях с осени 1943 г.
ТТХ версии А6М2
Двигатель: 1х950 л.с.; скорость 534 км/ч; время набора высоты 6000 м – 7,4 минуты; потолок 10.000 м; дальность 1.920 км, с подвесным баком 3.105 км. Вес пустого 1.754 кг, вес взлетный 2.421 кг. Экипаж: 1 человек. Вооружение: 2х20-мм пушки, 2х7,7-мм пулемета.
ТТХ версии А6М5
Двигатель: мощностью 1.130 л.с.; скорость 565 км/ч; время набора высоты 6000 м – 7,0 минут; потолок 11.740 м; дальность 1.920 км, с подвесным баком 3.105 км. Вес пустого 1.876 кг, вес взлетный 2.733 кг. Экипаж: 1 человек. Вооружение: 2х20-мм пушки, 1х7,7-мм и 1х13,2-мм пулеметы.
Боевые качества:
В начале боевых действий А6М по скорости, маневренности и мощи вооружения превосходил все вражеские палубные и сухопутные самолеты своего класса, находившиеся на тихоокеанском театре войны. Бесспорными достоинствами всех «Зеро» являлись великолепная маневренность и мощное пушечное вооружение. Но был у «Великолепного Ноля» и серьезный недостаток – крайне низкая боевая живучесть. Тем не менее, из-за отсталой техники противника, практически неспособной противостоять А6М (презиравшие «азиатов» европейцы и американцы слали на Дальний Восток только устаревшие самолеты), «Зеро» в 1941-1942 годах был лучшим истребителем Индийского и Тихоокеанского районов! Однако переброска американцами в конце 1942 – начале 1943 на этот театр войны более современных истребителей изменила ситуацию. Практически не защищенный (даже на кресле пилота не было бронеспинки), и предельно облегченный «Зеро» заметно уступал новейшим американским самолетам в живучести. Из-за той же облегченности конструкции «Зеро» плохо пикировал, рискуя на большой скорости потерять крылья. Попытки подкрепить самолет приводили к увеличению веса, а это мешало добиться приемлемой для новых условий войны скорости даже при установке более мощного двигателя; да и не было у японцев достаточно мощных моторов. Тогда они изменили аэродинамику новой версии А6М5, уменьшив площадь крыла самолета. Эта мера не только улучшила пикирующие свойства истребителя, но так же увеличила скорость и скороподъемность машины. Однако и А6М5 стал нести огромные потери: живучесть-то самолета оставалась на прежнем уровне – японцы по-прежнему даже не задумывались о защите хотя бы пилота. Лишь весной 1944 на А6М5 наконец-то установили лобовое бронестекло и противопожарную систему, а бронеспинки летчики «Рейзенов» получили только осенью 1944 года. Но к тому времени на Тихом океане у противника появились уже еще более мощные модификации истребителей; в результате передовой для начала войны А6М подошел к окончанию боевых действий заурядным и почти устаревшим самолетом...
Боевое применение:
Мицубиси А6М «Рейзен» был основным палубным истребителем японского флота с первого дня войны и до самого ее конца; он же на протяжении большей части войны являлся и основным морским истребителем берегового базирования. А6М1 (береговой вариант) и А6М2 (палубный, отличавшийся наличием тормозного гака и складывающимися законцовками крыльев) были приняты на вооружение в июне 1940. «Береговые» «Ноли» участвовали в боях с августа 1940 (в Китае); палубные – с 7.12.1941 (налет на Перл-Харбор).
Как уже говорилось выше, в начале боевых действий А6М превосходил все вражеские палубные и сухопутные самолеты своего класса, находившиеся на тихоокеанском театре войны. Поэтому до середины 1942 года «Зеро» добивались блестящих успехов, и буквально господствовали над водами Тихого и Индийского океанов. Однако разгром японского флота из-за случайной ошибки при Мидуэе в июне 1942, потеря четырех авианосцев вместе с самолетами и летчиками, а так же появление на Тихом океане более современных истребителей противника изменили ситуацию. В боях с равными, а затем и с превосходящими по качествам самолетами врага, хрупкие «Зеро» начали нести большие потери. Это вынудило японцев начать модернизацию «Рейзена». В августе 1942 в боях стал участвовать А6М3, получивший более мощный 1.130-сильный мотор и увеличенный боезапас (однако и на этой версии не было даже бронеспинки на кресле пилота!). Но в 1943 году на Тихом океане начали действовать американские скоростные истребители F6F «Хэллкет», F4U «Корсар» и Р-38 «Лайтнинг», которые значительно превосходили А6М3; поэтому осенью 1943 в бой пошла новая версия «Рейзена» - А6М5. Она производилась до самого конца войны и была самой многочисленной из всех модификаций «Зеро».
Палубные «Зеро» действовали с авианосцев до тех пор, пока эти корабли еще оставались в строю флота. Когда же последние японские авианосцы погибли, корабельные «Рейзены» перебрались на береговые базы, и сражались крылом к крылу со своими «береговыми близнецами» до самого конца войны.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ
Ни перед войной, ни в начале войны японские моряки не заказывали постройку для своих авианосцев специализированных разведывательных самолетов, хотя армейская и береговая авиации Японии достаточно широко использовали подобные машины. Лишь катастрофа при Мидуэе, приведшая к гибели их лучших авианосцев именно из-за того, что командование флота не имело представления о приближении вражеского авианосного соединения, заставила, наконец, японских моряков задуматься о необходимости специализированных самолетов-разведчиков на палубах кораблей…
Разведчик Yokosuka D4Y-1С «Suisei» («Judi»)
[642x229]
Название:
В Японии этот самолет имел название «Суйсей» («Комета»); американцы дали ему прозвище «Judi» («Джуди»).
Конструкция, производство:
Двухместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Выпускался с 1942 по 1945 гг в двух версиях (разведчик и пикирующий бомбардировщик); имел четыре модификации. Здесь рассматривается только разведывательная версия D4Y1-С, производившаяся с 1942 по 1944 гг. Число выпущенных разведчиков «Суйсей» точно неизвестно, так как в документации они числились единой модификацией с бомбардировочной версией D4Y1 (общее число произведенных D4Y1 и D4Y1-С - 666 машин).
ТТХ разведывательной версии D4Y1-С:
Двигатель: 1х1.200 л.с.; скорость 546 км/ч; время набора высоты 3000 м – 6 минут; потолок 10.700 м; дальность 1.600 км. Вес пустого 2.500 кг, вес взлетный 3.900 кг. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 2х7,7-мм пулемета впереди и 1х7,7-мм сзади.
Боевые качества:
Самолет обладал высокой скоростью (обгонял даже истребитель «Зеро»!), был легок в управлении. Недостатками были низкая боевая живучесть и эксплуатационная ненадежность рядных моторов. В отличие от прототипов, погибших при Мидуэе, серийные разведчики лишились бомбодержателей, но получили фотооборудование.
Боевое применение:
Самолет проектировался как палубный пикирующий бомбардировщик - для замены Aichi D3A «Val». Однако у первой версии D4Y1-C оказалось слишком слабое для пикирования крыло, и потому ее использовали только как палубный разведчик. Первое применение в битве у Мидуэя в июне 1942 г. (на авианосце «Сорю» находились 2 «Суйсея»). Самолет с бортовым номером «ВI-201» 4 июня обнаружил в 120 милях от Мидуэя американское авианосное соединение, и дал радиограмму на эскадру. Однако на японских кораблях на этот доклад никто не обратил внимания - вероятно потому, что японские моряки относились поначалу к «Суйсеям» пренебрежительно, считая их неудачными и бесполезными. Поэтому их взлет без бомб у Мидуэя остался без внимания начальства, как и доклад об обнаруженных американских кораблях. В результате внезапно появившимися американскими бомбардировщиками были потоплены все четыре японских авианосца. После этого разгрома руководство японского флота потребовало передать на авианосцы все уже изготовленные «бракованные» «Суйсеи», и стало использовать их, как разведывательные самолеты.
Тем не менее, несмотря на возникшую потребность в этих самолетах серийное производство «Суйсеев» разворачивалось крайне медленно – за 1942 г было построено всего 9 таких самолетов, а за весну 1943 – только 34 D4Y1-С. Лишь после начала серийного выпуска бомбардировочного варианта немного ускорилось и производство разведчиков. Когда же их число достигло приемлемого уровня, в японском флоте почти не осталось авианосцев, и потому значительное число D4Y1-С применялось на заключительном этапе войны с береговых баз.
Палубный разведчик Nakajima C6N «Saiun» («Myrt»)
[555x181]
Название:
В Японии этот самолет имел название «Saiun» («Расписное облако»), американцы же дали ему прозвище «Myrt» ( дерево «Мирт»).
Конструкция, производство:
Трехместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Выпускался в версии специализированного самолета-разведчика, хотя на его базе был разработан еще и ночной высотный перехватчик (изготовлено всего несколько таких истребителей). Производился в 1944-1945 гг; всего выпущено 463 самолета.
ТТХ:
Двигатель: 1х1.990 л.с.; скорость 610 км/ч; потолок 10.500 м; дальность 5.315 км. Вес пустого 2.968 кг, вес взлетный 5.260 кг. Экипаж: 3 человека. Вооружение: 1х7,7-мм пулемет в задней кабине.
Боевые качества:
Самолет, оснащенный мощным двигателем, имел превосходные качества: высокая скорость полета делала «Облако» практически недосягаемым для американских истребителей, а подвесной торпедообразный бак обеспечивал исключительную для одномоторной машины дальность. Недостатком самолета было слабое защитное вооружение.
Боевое применение:
Опыт применения разведывательной версии «Суйсей» в битве при Мидуэе показал японцам необходимость для авианосных соединений специализированных скоростных разведчиков. Так как «бракованных» «Суйсей», для разведки не хватало, флотское руководство сделало заказ на разработку специализированного самолета-разведчика с высокой скоростью и большой дальностью полета. В результате в апреле 1944 на авианосцы начали поступать новые разведчики Nakajima C6N1 «Saiun». Впервые в боевой обстановке они были применены в сражении у Марианских островов в июне 1944 года. Благодаря большой дальности полета и высокой скорости полета «Саюны» очень эффективно вели наблюдение за кораблями противника, успешно избегая при этом перехватов вражескими истребителями. Благодаря своим достоинствам «Мирт» стал основным разведывательным самолетом всех японских авианосцев; а после гибели авианосного флота Японии «Сайюны» действовали с береговых баз до самого конца войны.