Палубная авиация флота Японии в начале войны располагала двумя типами ударных самолетов: пикирующим бомбардировщиком Аити D3A (прозванным американцами «Вэл») и бомбардировщиком-торпедоносцем Накадзима B5N (по американской терминологии «Кэйт»). Именно эти самолеты оказали наибольшее влияние на ход морской войны на Тихом океане в ее начальный период. Да и на заключительном этапе войны эти устаревшие к тому времени бомбардировщики играли заметную роль в боях. За четыре года войны «Вэл» и «Кейт» потопили больше кораблей союзников, чем все остальные, даже более совершенные самолеты стран Оси.
Основным истребителем японской палубной авиации в течение всей войны был А6М «Рейзен», прозванный американцами «Зеро». Эту машину японцы не заменяли до самого конца, лишь совершенствуя истребитель выпуском новых, несколько улучшенных модификаций.
УДАРНАЯ АВИАЦИЯ ЯПОНСКИХ АВИАНОСЦЕВ
В задачи палубной ударной авиации флота входило уничтожение кораблей противника и нанесение урона береговым укреплениям врага при десантных операциях.
Самолеты типа «торпедоносец» в боевой обстановке применяли два вида тактики. При атаках на вражеский флот торпедоносцы с подвешенной торпедой летели над самой водой, и «с бреющего» сбрасывали торпеды, направленные на корабли противника. При атаках наземных объектов под эти самолеты подвешивались бомбы, и превращенные в бомбардировщики торпедоносцы выходили на цель на большой высоте, сбрасывая свой груз на объекты с горизонтального полета.
Самолеты типа «пикирующие бомбардировщики» обычно наносили удары и по кораблям, и по наземным целям на пикировании. Падая почти отвесно на атакуемый объект с большой высоты, они сбрасывали бомбы над самой целью, а после сброса резко взмывали вверх. Такой способ приводил к удивительной точности бомбометания, но серьезно увеличивал воздействие перегрузок и на технику, и на экипаж. Соответственно, пикирующим самолетам требовалась особо прочная конструкция, а летчикам – крепкие нервы и отменное здоровье.
Торпедоносец и горизонтальный бомбардировщик
Nakajima B5N «Kate»
Название:
В Японии этот самолет личного имени не имел; американцы дали ему прозвище «Kate» («Кэйт»).
Конструкция, производство:
Трехместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Выпускался в двух модификациях. В 1937–1941 - версия B5N1 с мотором 770 л.с. (500 экземпляров), в 1941-1944 версия B5N2 (649 самолетов) с мотором 1000 л.с. (общее число выпущенных B5N – 1.149 торпедоносцев).
ТТХ (версии B5N2):
Двигатель: 1х1000 л.с.; скорость 378 км/ч; время набора высоты 3000 м – 7,7 минут; потолок 8.260 м; дальность 1.990 км. Вес пустого 2.279 кг, вес взлетный 4.100 кг. Экипаж: 3 человека. Вооружение: 1х7,7-мм подвижный пулемет (сзади, в кабине стрелка); 1х800 кг торпеда или до 500 кг бомб.
Боевые качества:
Достоинства: высокая эксплуатационная надежность. Недостатки: отсутствие оружия спереди, слабое защитное вооружение сзади; низкая боевая живучесть.
Боевое применение:
Боевое применение B5N1 с осени 1938 в Китае (там действовал с наземных баз как бомбардировщик). К моменту вступления Японии во 2-ю мировую войну новая версия B5N2 полностью вытеснила раннюю с палуб авианосцев; теперь B5N1 использовались только с баз берегового базирования. Первое боевое применение B5N2 – при налете на Перл-Харбор 7.12.1941 г.; затем «Кейты» использовались во всех операциях японского флота до сражения у Марианских островов (06.1944). После этого B5N2 были заменены на палубах авианосцев другими самолетами, но с береговых баз обе версии «Кэйтов» действовали до самого конца войны.
Пикирующий бомбардировщик
Aichi D3A «Val»
Название:
В Японии этот самолет личного названия не имел; американцы дали ему прозвище «Val» («Вэл»).
Конструкция, производство:
Двухместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и неубирающимися шасси. Выпускался в двух модификациях с 1939 по 1945 гг. Первая версия D3A1 имела мотор 1000 л.с. (около 470 экземпляров); с лета 1942 в серию пошли D3A2 с мотором 1.300 л.с. (1.016 самолетов). Общее число выпущенных D3A – 1.495 бомбардировщиков (вместе с предсерийными машинами).
ТТХ (версии D3A2):
Двигатель: 1х1.300 л.с.; скорость 430 км/ч; время набора высоты 3000 м – 5,76 минут; потолок 10.500 м; дальность 1.352 км. Вес пустого 2.570 кг, вес взлетный 3.800 кг. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 3х7,7-мм пулемета; 1х250 кг бомба.
Боевые качества:
Достоинства: высокая точность бомбометания, хорошая маневренность, наличие носового стрелкового вооружения (в отличие от «безоружного» «Кейта»). Недостатки: низкая боевая живучесть; малая скорость первой модификации, малая дальность и уменьшенная бомбовая нагрузка - у второй; слабое стрелковое вооружение (пулеметы только винтовочного калибра).
Боевое применение:
К моменту вступления Японии в войну D3A1 стал основным пикирующим бомбардировщиком всех японских авианосцев. Первое боевое применение в качестве «палубника» - при налете на Перл-Харбор 7.12.1941 года. Затем пикировщики «Вэлы» вместе с торпедоносцами «Кейт» использовались практически во всех операциях японского флота вплоть до 1944 года. Правда, уже в первых боях выявился главный недостаток «Вэлов» - низкая скорость; поэтому летом 1942 на строившиеся самолеты стали устанавливать 1.300-сильные моторы, благодаря чему скорость «новых» D3A2 возросла на 50 км/ч (но тяжелый двигатель уменьшил дальность полета и бомбовую нагрузку). В течение 1944, с внедрением во флот новых, более скоростных пикирующих бомбардировщиков «Вэлы» постепенно уступали им места на палубах авианосцев, но с наземных баз они действовали до самого конца войны.
Пикирующий бомбардировщик и разведчик
Yokosuka D4Y «Suisei» («Judi»)
Название:
В Японии этот самолет имел название «Суйсей» («Комета»); американцы дали ему прозвище «Judi» («Джуди»).
Конструкция, производство:
Двухместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Выпускался с 1942 по 1945 гг в двух версиях (разведчик и пикирующий бомбардировщик); имел четыре модификации. Версии D4Y1-С (разведчик) и D4Y1 (пикировщик) снабжались 1.200-сильным рядным двигателем, модификация пикировщика D4Y2 имела рядный двигатель мощностью 1.400 л.с.; на модификации пикировщика D4Y3 установили более надежный звездообразный мотор 1.560 л.с. Последняя, береговая модификация D4Y4 фактически была той же «тройкой», но без приспособлений для посадки на авианосцы. Общее число всех выпущенных D4Y – 2.038 самолетов.
ТТХ (версии D4Y3):
Двигатель: 1х1.560 л.с.; скорость 575 км/ч; время набора высоты 3000 м – 4,55 минут; потолок 10.500 м; дальность 1.520 км. Вес пустого 2.501 кг, вес взлетный 4.657 кг. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 2х7,7-мм (впереди) и 1х13-мм (сзади) пулеметы; 1х500 кг бомба в бомбоотсеке фюзеляжа и 2х60 кг бомбы под крыльями.
Боевые качества:
Самолет обладал высокой скоростью (обгонял даже истребитель «Зеро»!) и по ряду качеств превосходил новый американский палубный пикировщик SB2C «Хеллдайвер». К достоинствам «Кометы» относились: легкость управления, хорошая точность бомбометания, носовое стрелковое вооружение и хорошая защита сзади. Недостатки: низкая боевая живучесть; эксплуатационная ненадежность версий с рядными моторами.
Боевое применение:
Самолет проектировался как палубный пикирующий бомбардировщик - для замены Aichi D3A «Val». Однако у первой версии D4Y1-C оказалось слишком слабое для пикирования крыло, и потому ее использовали только как палубный разведчик (первое применение в битве у Мидуэя в июне 1942). Бомбардировочная версия с усиленным крылом и 500-кг бомбой внутри фюзеляжа (D4Y1) пошла на авианосцы в конце 1942 года. Однако ее рядный двигатель был крайне ненадежным, из-за чего «Комета» не смогла полностью вытеснить с палуб авианосцев тихоходные, но безотказные «Вэлы»; как, впрочем, и следующая модель с более мощным, но таким же ненадежным рядным двигателем. Лишь версия D4Y3 (с весны 1944) с надежным звездообразным мотором полностью заменила на авианосцах старого «лаптежника» D3A. После гибели всех японских авианосцев «Джуди» стали действовать с береговых баз; а в 1945 эти самолеты использовали камикадзе для своих самоубийственных атак…
Торпедоносец и горизонтальный бомбардировщик
Nakajima B6N «Tenzan» («Jill»)
Название:
В Японии этот самолет имел название «Тензан» («Облачная гора»); американцы дали ему прозвище «Jill» (женское имя «Джилл»).
Конструкция, производство:
Трехместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Выпускался с 1943 до 1945 в двух модификациях: сначала B6N1 с мощным, но ненадежным мотором «Hакадзима» на 1.870 л.с. (выпущено 135 самолетов), затем B6N2 с надежным 1.850-сильным двигателем «Мицубиси» (произведено 1.133 самолета). Общее число выпущенных B6N - 1.268 торпедоносцев.
ТТХ (версии B6N2):
Двигатель: 1х1.850 л.с.; скорость 481 км/ч; время набора высоты 5000 м – 10,4 минуты; потолок 9.040 м; дальность 1.746 км. Вес пустого 3.010 кг, вес взлетный 5.650 кг. Экипаж: 3 человека. Вооружение: 1х7,7-мм и 1х13-мм пулеметы; 1х800 кг торпеда или до 800 кг бомб.
Боевые качества:
Достоинства: высокая для этого типа самолета скорость. Недостатки: низкая боевая живучесть, трудности взлета и посадки на авианосцы. Грузный «Джилл» отрывался от палубы только при помощи стартовых ракетных ускорителей, а из-за высокой посадочной скорости его можно было использовать лишь на крупных авианосцах.
Боевое применение:
Первое массовое боевое применение B6N – только в битве у Марианских островов (06.1944); до этого более года японцы работали над адаптацией тяжелых «Тензанов» к взлету-посадке на палубах авианосцев (из-за этих проблем устаревшие «Кейты» использовались как палубные вплоть до лета 1944). После гибели всех японских авианосцев B6N до конца войны действовали с береговых баз.