Практически все самолеты непосредственной поддержки войск, описанные в предыдущей статье, в течение 1941-1942 гг. были или полностью выбиты противником, или переведены «во вторую линию» - перепрофилированы во вспомогательные и учебные машины. Их место над полем боя заняли другие, более подходящие для такой специфики самолеты – живучие бронированные штурмовики Ил-2, обладавшие намного более мощным вооружением, чем их предшественники. «Илы», получившие в войсках из-за своего силуэта прозвище «Горбатые», стали самыми многочисленными самолетами советских ВВС, сыгравшими огромную роль в достижении победы над врагом. Однако Ил-2 был не единственным советским типом «самолета поля боя», завершавшим войну: вместе с ним до Берлина долетели так же потомок «Горбатого» штурмовик Ил-10 и… раритетный полотняный учебный биплан 20-х гг. У-2 (По-2), неожиданно для всех оказавшийся неплохим ночным бомбардировщиком…
Штурмовик Ил-2
Конструкция, производство:
Одномоторный низкоплан смешанной деревянно-металлической (позднее - цельнометаллической) конструкции с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Первый в мире штурмовик с броней, включенной в несущую конструкцию планера. Серийное производство: март 1941 – 1945 гг. Всего изготовлено 36.163 самолета в одноместном и двухместном вариантах (Ил-2 – самый массовый самолет Великой Отечественной войны).
ТТХ Ил-2 (одноместный):
Двигатель: АМ-38Ф на 1.600 л.с. Максимальная скорость: 426 км/ч; у земли 396 км/ч. Потолок: 6.200 м. Дальность: 740 км. Подъем на 5.000 м – 14,7 мин (на 3.000 м – 7,4 мин.). Вес пустого - 4.261 кг; вес взлетный: 5.788 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки ШВАК и 2х7,62-мм пулемета ШКАС вперед (защитного вооружения сзади нет). Бомбы от 400 (норма) до 600 кг (максимум); 8хРС-82 (при нагрузке бомб 400 кг). Экипаж 1 человек.
ТТХ Ил-2М (двухместный):
Двигатель: АМ-38Ф на 1.750 л.с. Максимальная скорость: 404 км/ч; у земли 375 км/ч. Потолок: 6.000 м. Дальность: 685 км. Подъем на 5.000 м – 17,8 мин (на 3.000 м – 7,8 мин.). Вес пустого - 4.625 кг; вес взлетный: 6.360 кг. Вооружение: 2х23-мм пушки ВЯ и 2х7,62-мм пулемета ШКАС вперед; 1х12,7-мм подвижный пулемет УБС назад. Бомбы от 400 (норма) до 600 кг (максимум); 8хРС-82 или 4хРС-132 (при нагрузке бомб 400 кг). Возможна загрузка до 192 ПТАБ. Экипаж 2 человека.
Боевые качества:
Будущий штурмовик Ил-2 проектировался как двухместный; однако приемочная комиссия принесла обороноспособность самолета в жертву усиленному бронированию, и Илюшину пришлось перепроектировать самолет в одноместный. Но, несмотря на бронирование, неплохо защищавшее штурмовики от огня с земли, в воздушных боях одноместные Илы несли тяжелые потери от атак вражеских истребителей. Мессершмитты подбирались к штурмовикам сзади вплотную, и почти в упор отстреливали им рули, деревянные крылья и хвосты. Поэтому с августа 1942 начался выпуск двухместного варианта со стрелком сзади, вооруженным крупнокалиберным пулеметом УБС. Это несколько снизило потери; тем не менее, они на протяжении всей войны оставались довольно высоки. Ведь штурмовики обычно «работали» на сверхмалых высотах, буквально в море огня: по ним с земли стреляло все – от зениток до пистолетов… Недаром, пилотам штурмовиков давали звание Героя Советского Союза уже за 30 успешных боевых вылетов!
С лета 1943 часть Ил-2 выпускалась в противотанковом варианте – с 37-мм пушками. Так же значительно повысило эффективность штурмовиков появление в ходе войны противотанковых кумулятивных авиабомб ПТАБ, пробивавших броню толщиной до 70 мм (при собственном весе 1,5 и 2,5 кг). Ил-2 мог принять на борт до 192 ПТАБ; сброшенные залпом со 100-метровой высоты, они создавали зону сплошного поражения техники на площади 15х70 м.
Вообще, бои показали высокую эффективность наступательного вооружения штурмовика: скорострельные пулеметы поражали живую силу врага, пушки – автотранспорт и легкобронированные цели, а пуск с Ил-2 реактивных снарядов, сброс бомб и ПТАБ не только выводил из строя любую технику, но и производил сильное деморализующее воздействие на психологию противника, подвергшегося мощному удару.
Боевое применение:
К началу войны было построено 249 Ил-2; однако из них всего 20 самолетов успели попасть в приграничные округа, и они еще не были освоены летчиками. В боях Ил-2 начали применяться с июля 1941 г (в Белоруссии действовал один полк Ил-2). Ввиду небольшого количества имевшихся штурмовиков командование использовало их в основном для массированных ударов по маршевым колоннам и скоплениям бронетехники противника. Это приводило к высокой эффективности штурмовок; при этом в ответном огне с земли бронированные Ил-2 показали намного лучшую живучесть, чем небронированные штурмовики других типов. И поэтому постройке Ил-2 был отдан приоритет – даже перед так необходимыми для обороны истребителями…
В сентябре 1941 в защите Москвы участвовали 5 полков Ил-2. К середине 1942 такие штурмовики действовали уже на всех фронтах и в авиации ВМФ, а с 1943 двухместный Ил-2 стал самым массовым самолетом ВВС РККА. Он участвовал во всех крупных операциях армии и флота. При этом на море Ил-2 применялся не только в роли штурмовика, но и топмачтовика, противолодочного самолета и даже торпедоносца.
Легкий ночной бомбардировщик У-2 (По-2)
Конструкция, производство:
Одномоторный биплан деревянной конструкции с полотняной обшивкой. Имел открытую кабину и неубирающиеся шасси. Строился как учебный самолет; в ходе войны часть машин была переквалифицирована в легкий ночной бомбардировщик. Серийное производство: 1928 – 1953 гг. Всего изготовлено около 40.000 самолетов (до 1945 – около 33.000 машин). Сколько из них переоборудовано в бомбардировщик – неизвестно.
Название У-2 означало «Учебный»; в 1944 г. самолет получил название По-2 (по имени конструктора Н.Н. Поликарпова).
ТТХ У-2ВС ЛНБ (Военный Самолет - Легкий Ночной Бомбардировщик):
Двигатель: М-11Д на 115 л.с. Максимальная скорость: 134 км/ч. Потолок: 1.500 м. Дальность: 450 км. Подъем на 1.000 м – 25 мин. Вес пустого - 773 кг; вес взлетный: 1.400 кг. Вооружение: 1х7,62-мм пулемет ДА или ШКАС. Бомбы до 350 кг. Экипаж 2 человека.
Боевые качества:
«Летающая парта» для начинающих летчиков, У-2 как нельзя лучше соответствовал своему назначению. Он обладал прекрасными пилотажными качествами, великолепной управляемостью и простотой пилотирования. Этот самолет прощал летчику даже очень грубые ошибки. Ввести У-2 в штопор можно было только преднамеренно, и он сам выходил из штопора в горизонтальный полет, как только пилот оставлял ручку в нейтральном положении. Прекрасные взлетно-посадочные характеристики позволяли самолету взлетать и садиться на площадки очень малого размера, даже практически для этого не подготовленные. Неприхотливый в эксплуатации, простой в обслуживании и ремонте, У-2 был универсален, и использовался не только в авиашколах, но и в народном хозяйстве – как почтовый, санитарный и сельскохозяйственный самолет. Соответственно, в годы войны эта машина нашла самое широкое применение: воздушная разведка, связь командования со штабами, эвакуация раненых с передовой, снабжение партизанских отрядов. А на рубеже 1941-1942 гг. появилась и бомбардировочная модификация У-2ВС ЛНБ. Она отличалась от стандартной «летающей парты» только установкой в задней кабине пулемета для самообороны, и наличием под нижним крылом бомбодержателей для бомб. У-2ВС предназначался для нанесения ночных бомбовых ударов по позициям противника. При этом его слишком малая для военного самолета скорость внезапно оказалась серьезным достоинством. У-2 с приглушенным мотором практически бесшумно выходил на цель и с малой высоты сбрасывал на нее бомбы с точностью, недоступной для других бомбардировщиков. Низкая скорость и способность летать на сверхмалых высотах часто помогали У-2 отбиться и от истребителей. Бомбардировщик уходил от атаки плавным скольжением на бреющем полете, и Мессершмитт на большой скорости проскакивал вперед, подставляя свой борт под огонь пулемета У-2, а то и врезался в землю.
Боевое применение:
Первое использование У-2 для бомбардировки противника было «самодеятельностью» пилота П. Бевза. В сентябре 1941 под Одессой он во время воздушной разведки вручную выбросил из кабины на обнаруженную им батарею противника пару взятых в кабину малых бомб. Известие об этом случае и натолкнуло конструктора завода-производителя Г.И. Бакшаева на модернизацию У-2 в «бомбовоз». Простота модернизации позволила уже на рубеже 1941-1942 гг. сформировать несколько ночных бомбардировочных полков У-2, которые с весны – лета 1942 приняли участие в боевых действиях. Причем благодаря описанным выше качествам самолета их удары по переднему краю и ближним тылам противника отличались высокой эффективностью. Наиболее известным из них стал 588-й НБАП, полностью укомплектованный только женщинами. В феврале 1943 за боевые заслуги полк был переформирован в гвардейский - он закончил войну как 46-й гвардейский Таманский Краснознаменный ордена Суворова НБАП. За время войны летчицы полка произвели 23.672 боевых вылета (от 6 до 12 вылетов за ночь) и сбросили на врага более 3.000 тонн бомб и 26.000 зажигательных снарядов. До самого конца войны полк был оснащен самолетами У-2. Безвозвратные потери за войну составили 28 самолетов и 23 летчицы. За боевые заслуги 250 девушек полка были награждены орденами и медалями, а 23 стали Героями Советского Союза.
Штурмовик Ил-10
Конструкция, производство:
Одномоторный цельнометаллический низкоплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси; развитие Ил-2. Серийное производство: апрель 1944 – 1947 гг. Всего в СССР изготовлено 4.966 самолетов; из них 2.400 уже после войны (+ еще 1.200 Ил-10 после войны произведено в Чехословакии).
ТТХ Ил-10:
Двигатель: АМ-42 на 2.000 л.с. Максимальная скорость: 551 км/ч; у земли 507 км/ч. Потолок: 7.250 м. Дальность: 800 км. Подъем на 5.000 м – 9,7 мин (на 3.000 м – 5,0 мин.). Вес пустого - 4.680 кг; вес взлетный: 6.500 кг. Вооружение: 2х23-мм пушки НР-23 и 2х7,62-мм пулемета ШКАС вперед; 1х12,7-мм подвижный пулемет УБТ назад. Бомбы от 400 (норма) до 600 кг (максимум); 4хРС-132 (при нагрузке бомб 400 кг). Возможна загрузка до 144 ПТАБ. Экипаж 2 человека.
Боевые качества:
Ил-10 разрабатывался с учетом опыта боевого использования и эксплуатации Ил-2. По сравнению с предшественником Ил-10 имел более мощный мотор, меньшие размеры, и существенно лучшую аэродинамику. В результате скорость нового штурмовика оказалась выше, чем у Ил-2, почти на 150 км/ч. Это дало Ил-10 даже возможность вести воздушные бои против тяжелых самолетов противника; они не так нуждались в истребительном сопровождении, чем менее скоростные Ил-2.
Кабина Ил-10 была полностью закрытой (на Ил-2 она сзади открыта), что улучшало как аэродинамику, так и комфорт экипажа. За кабиной в фюзеляже Ил-10 была смонтирована кассета на 10 авиационных гранат для отражения атак истребителей сзади-снизу (сброшенная граната тормозилась парашютиком, и через 3-5 секунд взрывалась, поражая осколками подбирающийся истребитель).
Боевое применение:
Впервые штурмовики Ил-10 вступили в бой в феврале 1945 г.; правда, в довольно ограниченных количествах – советско-германский фронт был насыщен достаточным числом хорошо освоенных штурмовиков Ил-2 (на 1 мая 1945 в войсках, сражавшихся в Германии, имелся всего один полк, вооруженный Ил-10 – 108-й Гв.ШАП). Но вообще к тому времени советские ВВС получили более 630 Ил-10; просто подавляющее большинство произведенных «десятых» отправлялись для освоения в части Дальнего Востока. И в последующих после разгрома Германии боях против Японии эти Ил-10 использовались уже довольно широко - и в армейских ВВС, и в авиации ВМФ (морские летчики применяли Ил-10 в основном как топмачтовик).