• Авторизация


Битва за Англию: противостояние асов (3) 07-05-2021 09:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


01 антикорабельный юнкерс (472x406, 197Kb)

Часть 3
НЕМЦЫ ВЕДУТ «РАЗВЕДКУ БОЕМ»

ПЕРВЫЙ ЭТАП БИТВЫ
(с 4-10 июля по 11 августа 1940 г)

Практически это подготовительный этап к самой битве над Британией, и поэтому некоторые историки не включают его в расчет этапов сражения. В это время немцы наносили удары по британским прибрежным конвоям и вели воздушные бои над Дуврским проливом, стараясь парализовать английское судоходство в Ла-Манше. Геринг такими действиями рассчитывал «убить сразу двух зайцев»: лишить Великобританию продовольствия и стратегического сырья, а так же сбить над проливом как можно больше английских самолетов, пытавшихся прикрыть погибавшие конвои. Уничтожение английских истребителей над Ла-Маншем должно было обескровить Королевские ВВС. Эти схватки постоянно уменьшали количество британских летчиков: ведь при падении в Канал шансы на спасение у сбитых британцев были значительно ниже, чем у немцев, так как англичане плохо организовали службу спасения на воде. Что же касается убыли техники, то здесь Геринг надеялся, что его «воздушные зайцы» будут сбивать самолетов больше, чем их способна выпустить британская авиапромышленность.
Британские историки считают, что эта фаза началась 10 июля, так как именно с этого дня в небе Ла-Манша разгорелись ожесточенные воздушные бои, однако на самом деле первые воздушные схватки состоялись уже 4 июля. Они проходили все чаще, и со все большим накалом, а 10 июля в небе развернулось первое крупномасштабное сражение, которое и позволило многим английским историкам объявить этот день началом Битвы за Британию.

Именно 4 ИЮЛЯ 1940 немцы предприняли первый крупный налет на Великобританию: 87 пикирующих бомбардировщиков Ju.87 в сопровождении истребителей Bf.109 атаковали военно-морскую базу в Портленде. Попытка англичан отразить нападение закончилась гибелью одного «Харрикейна» и повреждением четырех «Спитфайров» (два из них пошли на вынужденную посадку и не подлежали восстановлению). Немцы в тот день потерь не имели, однако их бомбардировка не принесла особых успехов.
Новые воздушные бои над Ла-Маншем и южным побережьем Англии состоялись 7, 8 и 9 ИЮЛЯ. В основном они представляли собой схватки истребителей: немцы, несколько обескураженные неудачей первого налета 4 июля, старались «прощупать» оборону противника, прежде, чем отправлять «в неизвестность» свои бомбардировщики, а англичане – не допустить противника до своих важных объектов. Бои проходили в соотношении «звено на звено» и «эскадрилья на эскадрилью», и сопровождались примерно равными потерями сторон. Хотя в основном дрались истребители, тем не менее, «досталось» и пикировщикам: 9 ИЮЛЯ над Ла-Маншем в районе Портленда был сбит Ju.87B командира I/StG-77 гауптмана Фридриха-Карла барона фон Далвиг Лихтенфельса. Фон Далвиг был посмертно представлен к Рыцарскому кресту, и по мнению тех, кто считает началом «Битвы» 4 июля, он стал первым кавалером этой высшей награды в Битве за Англию.
А 10 ИЮЛЯ (в день, который официально признан частью британских историков днем начала первой фазы Битвы за Англию) состоялось первое масштабное воздушное сражение. В тот день большая группа бомбардировщиков Дорнье-17Z из KG-2 в сопровождении 20 Bf.109 из III/JG-51 и 30 Bf.110 из I/ZG-26 отправилась бомбить конвой у Дувра. Шестерка «Харрикейнов», прикрывавшая конвой, вступила с немцами в неравный бой; вскоре на помощь к ним подошли истребители трех британских эскадронов, и число участвующих в схватке англичан превысило 30 машин. При появлении британских истребителей двухмоторные Bf.110 немедленно встали в «оборонительный круг», а Bf.109 вступили в бой с подошедшими силами, прикрывая бомбардировщики. Дорнье-17 удалось выйти на цель, но бомбовый удар оказался не очень точным: немецким бомбардировщикам удалось потопить только 1 судно. При этом они потеряли 2 Дорнье, еще 1 Do.17 получил сильные повреждения. В «собачьей свалке» истребителей погиб 1 Мессершмитт-110 и 2 «стодевятых», еще 1 Bf.110 был сильно поврежден. После окончания схватки немцы заявили об уничтожении 6 британских истребителей; на самом деле британцы в той схватке потеряли только 1 «Харрикейн» (сбит бортстрелками Дорнье); еще 3 истребителя были тяжело повреждены и пошли на вынужденную посадку. В последующих схватках того дня британцам удалось уничтожить еще 6 немецких самолетов без потерь со стороны своих истребителей. Вечером англичане попытались «нанести ответный визит»: 40 бомбардировщиков «Бленхейм» Королевских ВВС предприняли налет на немецкие авиабазы в Амьене и Сент-Омере. Но неудачно - нарвались на истребители противника, которым удалось «завалить» 6 английских бомбардировщиков...
02 блехейм (480x427, 154Kb)
Бомбардировщики «Бленхейм» использовались англичанами в Битве за Англию крайне редко:
только в самом начале и в самом конце «Битвы»

БОИ ПОСЛЕДУЮЩИХ ДНЕЙ сопровождались довольно большими потерями с обеих сторон, которые обескровливали передовые подразделения противников. Например, уже к 16 ИЮЛЯ численность наиболее активно участвовавшего в схватках немецкого истребительного полка III/JG-51 сократилась до 15 машин (в строю осталось только 40% от штатного состава). А 19 ИЮЛЯ серьезное поражение потерпели англичане: над Фолкестоном истребители Bf.109 из III/JG-51 устроили настоящий разгром британским двухместным истребителям «Дифайнт» 141-го Эскадрона. Уже знакомые с особенностями конструкции этого «турельного» самолета после схваток над Дюнкерком в ходе Французской кампании, немцы атаковали «Дифайнтов» из «мертвых зон» - снизу и спереди. В результате Мессершмитты сбили 6 из 9 встретившихся им «Дифайнтов»; еще один был серьезно поврежден, и спасся только благодаря вынужденной посадке. От полного уничтожения 141-й Эскадрон избавили подоспевшие к месту боя «Харрикейны» 111-го Эскадрона; если бы не их вмешательство, были бы сбиты и два еще остававшихся в воздухе «турельника»…
03 Аэростаты и Херрман (652x581, 185Kb)

В этот же период едва не погиб немецкий летчик, впоследствии сыгравший важную роль в воздушной обороне 3-го Рейха. В ночь с 22 на 23 ИЮЛЯ бомбардировщики Люфтваффе совершили более 100 самолето-вылетов на минирование английских портов. Среди них была и эскадрилья 7/KG4, которую вел ее командир - гауптман Ганс-Иоахим Херрман. Он подвел эскадрилью на малой высоте к Плимуту, и тут крылом своего Юнкерса-88 зацепился за внезапно возникший из темноты аэростат. В течение нескольких секунд Ju.88 тянул «колбасу» за собой, теряя высоту и скорость. Херрман уже отдал экипажу команду покинуть самолет, когда потоком воздуха аэростат все же сорвало с крыла, и летчику удалось выровнять машину буквально в нескольких метрах от крыш домов городских кварталов. Тем не менее, «употевший» Херрман продолжил выполнение задачи и сбросил свои мины над гаванью Плимута. Так чудом остался в живых будущий кавалер Рыцарского креста с Мечами и создатель тактики ночных перехватчиков под «поэтическим» названием «Дикий кабан»…
И в эту же ночь британский ночной двухмоторный истребитель «Бленхейм» Mk.IF, оснащенный бортовой радиолокационной станцией, сбил бомбардировщик Do.17. Это была одна из самых первых в истории побед, одержанных в кромешной темноте при помощи бортового радара.
А через сутки, в ночь на 24 ИЮЛЯ, британцы одержали еще одну ночную победу; но в этот раз без помощи радара. В «слепом поиске» флайт-офицер Джон Брэхэм из 29-го Эскадрона умудрился на обычном дневном тяжелом истребителе «Бленхейм» Mk.IF отыскать в темном небе чуть более темную тень и расстрелять вражеский бомбардировщик, который утром по обломкам опознали как Хейнкель Не.111.
04 Брэхэм и Бленхейм (649x168, 57Kb)
Пилот 29-го FS Джон Брэхэм 24.07.1940 одержал свою первую ночную победу, а впоследствии он со счетом в 29 побед стал вторым по результативности ночным асом RAF

Днем того же 24 ИЮЛЯ англичане потеряли одного из своих лучших на тот момент асов - Джонни Аллена (имел на счету 8 побед, одержанных над Францией, и орден DFC). А немецкий истребительный полк III/JG-52 в тот день оказался почти полностью обезглавлен: были сбиты командир полка и два из трех командиров эскадрилий! Правда, и британцы в том бою лишились трех летчиков… На следующий день, 25 ИЮЛЯ, немцам удалось реабилитироваться за понесенные потери. В тот день Мессершмитты смогли полностью отвлечь на себя британские истребительные силы, прикрывавшие вошедший в Дуврский пролив английский конвой SW-8 (21 судно), после чего немецкие пикировщики и торпедные катера перетопили все вражеские транспорты и большинство кораблей сопровождения: до пункта назначения добрались всего 2 основательно избитых эсминца… В результате этого разгрома британское Адмиралтейство было вынуждено вообще прекратить проводку конвоев Дуврским проливом! Германская пропаганда тут же громогласно объявила о полном закрытии Дувра немецкой авиацией. Но британское руководство стало планировать переход конвоев Дуврским проливом в темное время суток - к продолжению проводки конвоев англичан толкали и экономическая необходимость, и вопросы престижа...
27 ИЮЛЯ британцам неожиданно повезло. В тот день в Бакхолт-Фарм (графство Сассекс) совершил посадку на английском аэродроме… новейший германский бомбардировщик Ju.88А-1. Этот тип самолета лишь недавно вошел в боевой строй Люфтваффе, и его характеристики были еще совершенно неизвестны англичанам. Попавший в руки британцев самолет из 3/KG-51 летел бомбить Крю, однако в воздухе у него вышло из строя навигационное оборудование, и самолет сбился с курса. В результате Юнкерс совершил посадку на британском аэродроме, приняв его за немецкий. Так англичане получили в свои руки для испытаний первый образец новейшего вражеского бомбардировщика, причем – в боеспособном состоянии!
05 9K+HL Ju.88 (643x177, 31Kb)
Новейший германский бомбардировщик Ju.88А-1 из 3/KG-51 (бортовой код 9K+HL), который достался англичанам в исправном состоянии

Удачным для англичан стал и следующий день, 28 ИЮЛЯ. Тогда они едва не «угробили» лучшего немецкого «эксперта», ветерана войны в Испании Вернера Мельдерса, который имел на 28.07.1940 на личном счету 37 побед (23 победы во 2-й мировой войне и еще 14, одержанных в Испании). В «собачьей свалке» в районе Дувра между «Спитфайрами» 74-го FS RAF и Мессершмиттами Bf.109 из I и II/JG-51 начинающий ас южноафриканец Адольф Малан по прозвищу «Сэйлор» («Морячок») так изрешетил самолет увешанного наградами «тевтонца», что Мельдерс был вынужден бежать с поля боя. От гибели немца спасли его товарищи, прикрывшие отступление своего ветерана. Израненный Вернер с трудом дотянул изрешеченную машину до Франции, совершив аварийную посадку прямо на побережье. В результате Мельдерс угодил в госпиталь, а его истребитель из-за множества повреждений пришлось списать. И немцу еще повезло, что «Спитфайр» южноафриканца был вооружен лишь пулеметами винтовочного калибра; если бы на самолете «Морячка» стояли, как на Мессершмиттах, авиапушки, гибель лучшего аса Германии была бы неизбежной! Малан же на момент схватки с Мельдерсом имел на счету всего 4 подтвержденных и 2 неподтвержденных победы; так что победа над знаменитым немцем стала его пятой подтвержденной победой и сделала Малана полноценным асом. А к концу войны рейтинг южноафриканца поднимется до 27 личных и 7 групповых подтвержденных побед…
06 Мельдерс и Малан (653x389, 139Kb)

29 ИЮЛЯ над гаванью Дувра разыгрался очередной воздушный бой, весьма типичный для этого периода Битвы за Англию. В 7.20 утра британские РЛС засекли приближающуюся к Дувру большую группу немецких самолетов, после чего подняли по тревоге в воздух свои истребители. И когда 48 Ju.87 собрались пикировать на стоявшие в гавани корабли, на них набросились 23 английских «Харрикейна» и «Спитфайра». Тут же в дело вмешались 80 Мессершмиттов-109, прикрывавшие пикировщиков, и в небе образовалась массовая, плюющая во все стороны огненными трассами «карусель», в которую вскоре влезли еще два подоспевших британских Эскадрона истребителей. Английская зенитная артиллерия все время схватки молчала, опасаясь попасть в этом «месиве» в свои же самолеты… В ходе этого боя немцы потеряли 6 машин (4 Ju.87 и 2 Bf.109) и 2 были сильно повреждены; англичане лишились 7-ми истребителей, еще 2 еле смогли «дотянуть» до своих аэродромов.
07 battle (562x374, 179Kb)

Задыхавшиеся без поставок стратегического сырья и продовольствия англичане попытались прорвать морскую блокаду, организованную немецкими бомбардировщиками. Решив начать проводку конвоев по ночам, они в ночь с 7 на 8 августа ввели в Дуврский пролив конвой SW-9 в составе 24 судов. Однако британским судам не удалось «прошмыгнуть» незамеченными. Продвижение англичан было обнаружено немцами, и с рассветом 8 АВГУСТА конвой подвергся атаке германских торпедных катеров, потопивших 3 судна, а затем - налету пикировщиков Ju.87 из корпуса генерала Рихтгофена. Правда, атака пикировщиков не удалась: облачность на высоте всего 700 метров, буксируемые судами аэростаты заграждения, 80 английских истребителей, круживших над конвоем, а так же подход Юнкерсов к цели разрозненными группами (из-за плохой координации действий) помешали немцам прицельно отбомбиться. Тогда в полдень Рихтгофен провел второй налет. На этот раз к каравану приблизился плотный строй трех эскадр пикировщиков (около 300 Ju.87); их сопровождали 30 Bf.109 и Bf.110. Обнаружив подход врага при помощи РЛС, англичане спешно подняли на перехват «Штук» 30 «Спитфайров» и «Харрикейнов»; однако их тут же связали боем немецкие истребители. А в это время Ju.87 беспрепятственно отбомбились по судам конвоя, потопив за 10 минут атаки 4 судна и тяжело повредив еще 7. Уклоняясь от атак пикировщиков, британские корабли разошлись в разных направлениях - конвой практически распался, что ослабило защиту судов аэростатами. После возвращения немецких самолетов на базу, их перевооружения и дозаправки, Рихтгофен отдал своим летчикам приказ нанести новый удар по SW-9. Около 80 истребителей Bf.109 и 82 пикировщика Ju.87 направились к острову Уайт, близ которого пытались собраться разогнанные по проливу суда конвоя. Поднятые по сигналу с РЛС, английские истребители успели вовремя в район боя и вступили в схватку. Они «завалили» несколько «Штук», однако остальные Юнкерсы вновь успешно отбомбились, фактически полностью разгромив конвой. В районе боя стояла штормовая погода, и это увеличило потери: получившие повреждения суда тонули под ударами волн, а оказавшихся в воде британских моряков и летчиков со сбитых «Харрикейнов» никто не спасал... По завершении атаки пикировщиков на воде оставалось всего 6 судов, из которых до базы смогли добраться только 4... Потери в самолетах в тот день составили: у англичан 19 истребителей, у немцев - 31 самолет (но британские летчики заявили 60 побед). Один из сбитых у острова Уайт Ju.87 принадлежал командиру полка пикировщиков II/StG-77 Вальдемару Плевигу. Хотя штормовая погода и мешала спасению сбитых летчиков, Плевигу повезло: на него случайно наткнулся британский корабль, и извлеченный из воды немец попал в плен. По результатам разгрома конвоя SW-9 немецкое командование представило Плевига к награждению Рыцарским крестом, который впоследствии был передан англичанам, и те вручили крест летчику, находившемуся в лагере для военнопленных в Уэльсе.
08 Ju 87 (664x428, 87Kb)
Отличавшиеся высочайшей точностью бомбометания немецкие пикировщики Ju.87 зарекомендовали себя страшным противником для кораблей и судов англичан

11 АВГУСТА очередной удар по военно-морской базе в Портленде нанесли 75 бомбардировщиков Ju.88, которых прикрывали 30 Мессершмиттов-109 из III/JG-2 и 61 Мессершмитт-110 из I и II/ZG-2. Навстречу немцам были подняты 7 британских эскадронов. При виде приближающегося противника тяжелые «стодесятки» сразу же образовали огромный оборонительный круг, оставив прикрытие бомбардировщиков на долю одномоторных Мессершмиттов. Однако этот прием самообороны себя не оправдал: «Спитфайры» огнем со значительным упреждением сбили 5 Bf.110, разорвав тем самым их круг. В последовавшей затем «собачьей свалке» был сбит еще 1 Мессершмитт-110, а 5 получили повреждения. В то время, пока «стодесятки» пытались спасти самих себя, одномоторные Bf.109 изо всех сил старались отогнать британцев от немецких бомбардировщиков; однако «Спитфайры» и «Харрикейны» вновь и вновь прорывались к Юнкерсам. В ожесточенном воздушном сражении над базой ВМС и на пути отхода англичанами было уничтожено еще 6 Ju.88 и 7 Bf.109. Лишь прибытие к отходящим немецким силам подкрепления из JG-27 остановило британские атаки. Всего в том рейде немцы потеряли 19 самолетов (6 бомбардировщиков и 13 истребителей); но и у британцев в той схватке погибло 16 «Харрикейнов» и 1 «Спитфайр». Однако к вечеру потери англичан возросли до 32 истребителей. Это подняло цифру безвозвратных потерь британской авиации за первый период Битвы за Англию (с 4.07 по 11.08.40 г) до 203 истребителей. Немцы за тот же срок лишились 346 самолетов (и истребителей, и бомбардировщиков). Но английская авиапромышленность сумела восполнить понесенные потери техники всего за одну неделю. Гораздо хуже обстояло дело с восполнением личного состава. Летчиков, имевших квалификацию истребителя, не хватало, и англичане стали восполнять их недостачу инструкторами из летных школ, и спешно, раньше срока, выпуская из этих школ еще не прошедших полного курса обучения курсантов…
09 брит наблюдение (645x304, 119Kb)
Британская система оповещения ПВО опиралась как на береговые наблюдательные пункты, так и на сеть радиолокационных станций

В ходе июльских - августовских боев немцы пришли к ошибочному мнению, что британская истребительная авиация управляется по радиотелефонам с наземных наблюдательных пунктов, зона наблюдения которых ограничена только своим районом. Из этого предположения германское командование сделало вывод, что английское истребители не способны в короткое время сосредоточиться крупными силами в определенном пункте на пути армад немецких бомбардировщиков. Такое заключение немцы сделали потому, что не имели представления о деятельности английских радиолокационных станций. Им даже в голову не пришло, что вместо примитивного руководства самолетами с наземных постов управления эскадрильями британцы могут использовать руководство действиями истребителей непосредственно со станций РЛС, которые способны передавать управление самолетами на другую станцию при выходе истребителей из их зоны действия... Это ошибочное мнение и явилось причиной последующих поражений немцев в воздушных боях «Дня Орла». Считая, что удары крупных сил германской авиации будут отражаться только истребителями местного базирования, командование Люфтваффе не приняло во внимание то обстоятельство, что работа береговых РЛС, заранее выясняющих воздушную обстановку и направление нанесения ударов, позволит командованию RAF скоординировать действия всех своих истребительных частей на самых опасных участках обороны.
10 Ju88 antischiping (576x360, 220Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Битва за Англию: противостояние асов (3) | Ретрофан - Дневник Ретрофан | Лента друзей Ретрофан / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»