• Авторизация


Битва за Англию: противостояние асов (2.2) 06-05-2021 07:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


01 Штука на земле (614x384, 147Kb)

Часть 2 (продолжение)
САМОЛЕТЫ БИТВЫ ЗА АНГЛИЮ

БОМБАРДИРОВЩИКИ

Бомбардировщик – оружие наступательное. Поэтому в Битве за Англию, которая являлась наступлением германской авиации на Великобританию, активно действовали фактически только немецкие бомбардировщики. Находившиеся в «глухой обороне» англичане не поднимали свои фронтовые бомберы в воздух, чтобы не нести напрасные потери. Лишь в самом начале, а потом на заключительном этапе британцы использовали бомбардировщики Бристоль «Бленхейм» и Хендли Пейдж «Хэмпден» для нанесения бомбовых ударов по скоплениям вражеских войск на побережье. Да еще иногда поводили наступательные операции самолеты Дальнего Бомбардировочного Командования, базировавшегося далеко на севере Англии. Так, в ночь с 24 на 25 августа 1940 г британские дальние бомбардировщики провели первую в истории бомбежку Берлина. Поэтому ниже в основном будут рассмотрены немецкие бомбардировщики, активно совершавшие налеты на Великобританию в 1940 году. Из множества же типов британских бомбовозов здесь будут описаны лишь те немногие, что участвовали в боевых операциях против немецких объектов и войск на французском и голландском побережьях во время Битвы за Британию.

Двухмоторный бомбардировщик ХЕЙНКЕЛЬ Не.111
02 РҐРµ 111 (650x686, 229Kb)

Самым многочисленным бомбардировщиком Германии в Битве за Англию был двухмоторный Хейнкель Не.111: против Великобритании действовало 15 Групп, вооруженных этими самолетами. Хейнкель, получивший из-за своих широких крыльев прозвище «Лопата», был прекрасным для того времени бомбардировщиком с хорошими летными данными и отличной управляемостью. Самолет был неприхотлив, удобен в обслуживании и живуч, а потому пользовался чрезвычайной популярностью среди летчиков. Не.111 нес хорошую для начального периода войны бомбовую нагрузку (2.000 кг) и имел достаточную для бомбежек Англии дальность полета. Однако серьезным недостатком «Лопаты» являлась слабость ее оборонительного вооружения – только пулеметы винтовочного калибра. Впрочем, этот недостаток был типичным для абсолютно всех бомбардировщиков начала войны, независимо от страны, их производившей.
ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ Не.111Н-3: 1х7,9-мм пулемет в носу стрелял по всей передней сфере (использовался бомбардиром); 1х7,9-мм съемный пулемет выставлялся в верхнее окно в направлении вперед-вверх (стрелял штурман); 1х7,9-мм стационарный пулемет вверху стрелял только назад. Внизу в гондоле 1х7,9-мм пулемет направлен вперед, а другой 1х7,9-мм пулемет - назад (из обоих пулеметов и вперед, и назад стрелял нижний стрелок, поворачиваясь в тесной гондоле на 180 градусов!). Еще 2х7,9-мм пулемета были выставлены в окна с левого и правого борта, но обслуживал их только один стрелок. Таким образом, Хейнкель был «напичкан» 7-ю пулеметами, но максимальное количество способных «работать» по одной цели установок – не более 3 стволов.

Двухмоторный бомбардировщик ДОРНЬЕ Do.17Z
03 Дорнье 17 (650x517, 215Kb)

Еще 10 бомбардировочных Групп, совершавших налеты на Англию, были оснащены «Летающими карандашами» - двухмоторными бомбардировщиками Дорнье Do.17Z. Это был наиболее технически надежный бомбардировщик Люфтваффе, и потому он пользовался большой популярностью среди экипажей и обслуживающего персонала. Тем не менее, перепроектированный в боевой из почтового самолета Do.17 обладал существенными недостатками. К ним относились: невысокая скорость, недостаточная для бомбардировщика дальность полета и малая для самолета такого класса бомбовая нагрузка (всего 1.000 кг). Больше бомб Дорнье не мог принять из-за невозможности поместить достаточное их количество в узком фюзеляже самолета (этот фюзеляж «семнадцатого» и породил его прозвище «Карандаш»).
Воюющие стороны давали «Карандашу» диаметрально противоположную оценку. Немцы считали Do.17 хорошо защищенным самолетом, и гордились очень удачным (как им казалось) расположением его бортового вооружения. А для англичан Дорнье был наиболее желанной добычей, так как, по их мнению, пулеметы этой машины имели много мертвых зон и не представляли для перехватчиков серьезной опасности. В ходе Битвы за Англию немцы убедились в том, что скорость, дальность и бомбовая нагрузка Do.17 недостаточны для масштабной войны, и начали заменять эту машину новым бомбардировщиком Ju.88.
ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ Do.17Z: 1х7,9-мм пулемет вперед, 1х7,9-мм пулемет вперед-вниз; 1х7,9-мм пулемет назад-вверх, 1х7,9-мм пулемет назад-вниз. Во фронтовых условиях иногда устанавливали по 1 такому же пулемету на каждый борт кабины. В результате «Карандаш» нес от 4 до 6 пулеметов, однако вести огонь сразу изо всех точек малочисленный экипаж не мог (в самолете находилось всего 4 человека, причем пилот был занят только управлением). В результате по атакующему истребителю одновременно могли стрелять всего 1-2 ствола.

Двухмоторный бомбардировщик ЮНКЕРС Ju.88А
04 Юнкерс 88 (650x655, 269Kb)

Новейшим бомбардировщиком Люфтваффе, характеристики которого в начале «Битвы» еще не были известны англичанам, являлся Юнкерс Ju.88А (против Великобритании действовало 12 Групп таких самолетов). Это была одна из самых удачных крылатых машин 2-й мировой войны, впоследствии в полной мере проявившая свою универсальность и ставшая одним из самых массовых самолетов Германии. Но во время Битвы за Англию недавно вставший в строй Ju.88 еще страдал «детскими болезнями», и пока был менее надежен, чем давно «обкатанные» Не.111 и Do.17.
Ju.88 по бомбовой нагрузке превосходил даже вместительную «Лопату»: на близкие дистанции он мог нести до 2.500 кг бомб. На самолете была предусмотрена возможность установки дополнительных топливных баков. В результате с уменьшением бомбовой нагрузки и увеличением количества баков дальность полета менялась: с 1.800 кг бомб Ju.88 пролетал 1260 км, а с 500 кг – 3.680 км.
ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ Ju.88A-1: на первых сериях Юнкерсов, воевавших в Битве за Англию, оно было традиционно слабым, как и на всех других бомбардировщиках того периода. Нос: 1х7,9-мм пулемет прямо-вверх и 1х7,9-мм пулемет прямо-вниз. Назад: 1х7,9-мм пулемет вверх, 1х7,9-мм пулемет вниз. Во фронтовых условиях иногда устанавливали по 1 такому же пулемету на каждый борт кабины. Количество пулеметов превосходило численность способных вести огонь членов экипажа, поэтому стрелки не могли использовать одновременно все имеющиеся стволы (по атакующим истребителям и на Ju.88 могли одновременно стрелять не более 1-2 стволов).
Описанная выше схема расположения пулеметов характерна для ранних выпусков Ju.88. Первые же бои с англичанами показали недостаточность такого оборонительного вооружения, и немцы неоднократно модернизировали схему, меняя ее и в полевых условиях, и на заводах с большим разнообразием.

Одномоторный пикирующий бомбардировщик ЮНКЕРС Ju.87
05 юнкерс 87 (650x550, 181Kb)

Большие надежды германское командование возлагало на высокоточные удары своих пикирующих бомбардировщиков Ju.87 «Штука», великолепно зарекомендовавших себя в Польше и во Франции. Ведь даже при относительно небольшой бомбовой нагрузке, которую способны были нести эти одномоторные двухместные самолеты (всего 500 кг), они могли всаживать свои бомбы в самые небольшие по площади цели, нанося страшный урон врагу.
Для бомбежек Великобритании на северном побережье Франции немцы сосредоточили 9 Групп пикирующих бомбардировщиков. И поначалу, при борьбе с судами британских транспортных конвоев в Ла-Манше, а потом при бомбежке прибрежных объектов Англии «Штуки» подтвердили свою высокую репутацию. Но после разгрома большой формации Ju.87 британскими истребителями 18 августа 1940, когда за один вылет немцы потеряли 36 «Штук», Геринг приказал прекратить использование пикировщиков для бомбежки Великобритании. После этого Ju.87 переключились на борьбу с британскими конвоями в Ла-Манше. Оказалось, что тихоходная, слабо вооруженная «Штука» способна успешно действовать только при слабом истребительном противодействии противника; если же враг имеет многочисленную сильную истребительную авиацию, Ju.87 несут огромные потери даже при мощном прикрытии собственными истребителями.
ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ Ju.87В-2: из трех имевшихся на этом самолете «стволов» 2 7,9-мм неподвижных крыльевых пулемета были направлены вперед и использовались пилотом как наступательное оружие. Заднюю верхнюю полусферу защищал бортстрелок со всего одним 7,9-мм подвижным пулеметом, способным выпустить в атакующего врага 3-секундной очередью не более 0,64 кг металла.

Британский двухмоторный бомбардировщик БРИСТОЛЬ «БЛЕНХЕЙМ» Mk.IV
06 Бленхейм (650x572, 180Kb)

ПРИМЕЧАНИЕ: название самолета «Blenheim» при соблюдении правил английской транскрипции читается как «Блиним». Однако в отечественной литературе за ним твердо закрепилось «русское прочтение» - «Бленхейм». Поэтому и здесь будет использоваться эта версия названия.
Британское Бомбардировочное Командование накануне Битвы за Англию имело 12 Эскадронов скоростных легких бомбардировщиков Бристоль «Бленхейм» Mk.IV. Однако на первой стадии сражения британцы лишь несколько раз попытались нанести противнику удар этими самолетами. Все попытки были сорваны германскими истребителями, и на протяжении основных этапов «Битвы» находившиеся в обороне англичане не использовали свои бомбардировочные силы во избежание напрасных потерь (тем не менее, в ходе сражения британцы потеряли значительное количество «Бленхеймов» на аэродромах – под бомбами немцев). Вновь «Бленхеймы» стали использоваться англичанами для бомбовых ударов по немцам лишь с января 1941, когда британская авиация постепенно начала переходить к наступательным действиям.
Легкий двухмоторный бомбардировщик Бристоль «Бленхейм» считался скоростным, хотя это качество являлось таковым только на момент создания самолета. К началу 2-й мировой войны скоростные данные «Бленхейма» были уже посредственными, и их не улучшила даже установка на машину более мощных двигателей. Даже наоборот: увеличившийся вес модернизированного самолета хоть и увеличил дальность полета, зато ухудшил его скоростные данные. Тем не менее, именно эта «улучшенная» версия «Бленхейма» (Mk.IV) составляла основу бомбардировочной авиации метрополии. Ранние, более скоростные «Бленхеймы» Mk.I были отправлены в Африку и на Дальний Восток, или переоборудованы в тяжелые истребители.
БОМБОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ Mk.IV: Находившиеся на территории Англии «Бленхеймы» Mk.IV имели «усиленную» по сравнению с ранними Mk.I бомбовую нагрузку: «аж» 600 кг (против прежних 454 кг).
ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ Mk.IV: 1х7,7-мм пулемет в левой консоли крыла стрелял прямо вперед; 2х7,7-мм пулемета (спарка) в надфюзеляжной турели давала круговой обстрел (только верхней сферы). Снизу самолет был незащищен.

Британский двухмоторный бомбардировщик ХЕНДЛИ ПЕЙДЖ «ХЕМПДЕН» Mk.I
07 Хемпден (650x520, 183Kb)

Этот средний двухмоторный бомбардировщик из-за своего необычного внешнего вида получил среди летчиков много прозвищ: «Летающий головастик», «Ручка от сковородки», «Летающий чемодан». «Хемпден» начал поступать в авиачасти в 1938 году, и к началу Битвы за Англию в RAF уже имелось 6 Эскадронов, вооруженных этими самолетами; в ходе «Битвы» британскую авиацию пополнили еще 2 Эскадрона «Хемпденов». В отличие от легкого «Бленхейма» средний «Хемпден» мог нести гораздо больше бомб. Нормальной нагрузкой считались 900 кг; с этим грузом «Хемпден» имел дальность 3200 км; при максимальной нагрузке (1.800 кг) его дальность сокращалась до 1.400 км. И хотя по дальности полета со стандартной нагрузкой «Хемпдены» не намного превосходили «Бленхеймы», их из-за возможности принять больше бомб причислили не к фронтовой, а к дальней бомбардировочной авиации. Поэтому аэродромы подразделений «Хемпденов» были размещены севернее, вне досягаемости немецких бомбардировщиков, и эти самолеты избежали наземных потерь.
«Хемпдены» с первых дней войны активно участвовали в боевых вылетах, однако бои выявили высокую уязвимость этих самолетов, и в 1940 году их использовали уже только по ночам. Это резко сократило потери «Летающих головастиков». Экипаж бомбардировщика состоял из четырех человек: пилота, штурмана-бомбардира и двух стрелков; они были плотно «упакованы» в тесном узком фюзеляже, из-за чего штурман-бомбардир, сидевший фактически вплотную перед пилотом, не мог оказать помощь или заменить его в случае ранения или гибели.
ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ Mk.I: первоначально состояло из четырех 7,7-мм пулеметов. Два были направлены вперед: жестко закрепленный курсовой (его спуск нажимал пилот), и подвижный в штурманской кабине, обстреливавший нижнюю полусферу. Два подвижных пулемета сзади защищали нижнюю и верхнюю полусферы. Но в Битвы за Англию по инициативе руководителя Дальнего Бомбардировочного Командования Артура Харриса вооружение «Хемпденов» стали усиливать, заменяя одноствольные задние пулеметы на спаренные. Это увеличило защитное вооружение бомбардировщика до 6-ти «стволов», 4 из которых были обращены назад.
08 ТТХ бомберов БОБ (649x332, 102Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Битва за Англию: противостояние асов (2.2) | Ретрофан - Дневник Ретрофан | Лента друзей Ретрофан / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»